Цель статьи - анализ некоторых ключевых, с точки зрения автора, проблем, с которыми в своем развитии сталкивается современная региональная экологическая журналистика (методологические, источниковые и друге проблемы). В статье представлены первые результаты, полученные группой ученых Южно-Уральского государственного университета в ходе реализации проекта, посвященного воздействию материалов СМИ, социальных медиа по экологии и медиаэффектов на молодежную аудиторию, проживающую на территории региона экологического риска. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17223/26188422/15/3
- eLIBRARY ID
- 68000839
Вопросы экологии уже многие годы остаются в центре внимания самых разных государственных структур и общественных организаций. Они «многогранны, затрагивают фундаментальные основы существования человека и так или иначе касаются политики, экономики, здоровья людей…» [1. С. 16]. Особый интерес к этим вопросам во многом и вызвал к жизни в качестве самостоятельного направления современной журналистики экологическую журналистику. Наиболее активно процесс формирования этого направления шел в странах Западной Европы и в США еще во второй половине ХХ в. [2. С. 240]. Российская экологическая журналистика оформилась как самостоятельное
направление значительно позже и с первых лет своего существования столкнулась с целым рядом серьезных проблем. Часть из них была связана с особенностями политического режима, существующего в стране, спецификой развития гражданского общества, системы журналистского образования, уровнем развития региональных СМИ и т.д. Первоначально многие из этих проблем решались в рамках совместных с иностранными учеными проектов, в ходе совершенствования системы подготовки журналистских кадров, с помощью более интенсивного применения новых информационных технологий. В 2009 г. в России при поддержке Союза журналистов была создана Ассоциация журналистов-экологов [3. С. 144]. Однако развернуть активную деятельность по решению накопившихся в отечественной экологической журналистике проблем она в силу целого ряда объективных и субъективных причин так и не сумела. По мере изменения технологий получения, сохранения и передачи экологической информации, обострения экологической ситуации в регионах, появления новых групп потребителей экологического контента проблема восприятия экологической информации молодежной аудиторией обретает все большую значимость и актуальность.
Список литературы
1. | Калинина Н. В. Место экологической журналистики в современной медиасфере // Вестник АмГУ. 2016. Вып.72. С. 16-2о. |
2. | Шаркова Е. А. Экологическая журналистика России: этапы становления // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2012. № 2. С. 239-243. EDN: PKFJIR |
3. | Новоселова Н. А. История изучения экологической журналистики // Modem science. 2020. № 6. С. 140-144. EDN: SHHYPA |
4. | Иванищева О. Н., Серга Э. Н. “Я не верю информации СМИ” (к вопросу о роли журналистики в освещении экологических катастроф) // Человек. Культура. Образование. 2021. № 1. С. 76-94. EDN: XDSPZW |
5. | Погодаев В. Д. История становления экологических рубрик в местной прессе (на материале газеты “Советская Хакасия”) // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2021. № 1. С. 92-95. |
6. | Шаркова Е. А. Экологическая журналистика: природа источников экологической информации // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 2. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/ekologicheskaya-zhumaHstika-priroda-istochnikov-ekologicheskoy-informatsii. EDN: QHGPBA |
7. | Marziyaev Ja. K. Environmental journalism: theoretical-methodological basis // Foreign Languages in Uzbekistan. 2018. № 4 (23). P. 247-252. EDN: KEJHZP |
8. | Лэй Синь, Чжао Цзюнчэнь. Освещение экологической проблематики на страницах зарубежных и российских массмедийных изданий // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 183. С. 131-136. |
9. | Кресс Г. Социальная семиотика и вызовы мультимодальности // Политическая наука. 2016. № 3. С. 77-100. EDN: XCGBMF |
10. | Суходолов А. П., Бычкова А. М., Ованесян С. С. Журналистика с искусственным интеллектом // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8, № 4. С. 647-667. EDN: LUQINS |
11. | Калинина Н. В. Экологическая журналистика в США: институционализация и основные этапы развития // Вестник АмГУ. 2017. Вып. 78. С. 13-17. |
12. | Улановский А. М. Конструктивистская парадигма в гуманитарных науках // Epistemology & Philosophy of Science. 2006. № 4. С. 129-141. EDN: NCOWUD |
13. | Али-Заде А. А. Смешанные методы - методологическое предложение общественным наукам // Науковедческие исследования. 2020. № 2020. С. 4-26. EDN: UQZRIZ |
14. | Сибиряков И. В., Сосновских Е. Г. Виртуальный образ экологической катастрофы (на примере Кыштымской аварии 1957 г.) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2023. Т. 23, № 3. С. 25-35. EDN: EXSSZH |
15. | Пстыга А. Мультимодальность медиатекста в новом коммуникативном пространстве (наблюдения и замечания) // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2021. Т. 40, № 4. С. 442-450. EDN: FMHMXK |
16. | Ильичева И. Л., Карпиевич М. Н. Модусная мультимодальность медиатекста // Вестник Полесского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. 2019. № 1. С. 19-27. EDN: ESORSB |
17. | Розова Н. К., Абабкова М. Ю. Метод айтрекинга в исследовании распознавания исторических личностей различными возрастными группами // Россия в глобальном мире. 2023. Т. 26, вып. 1. C. 147-158. EDN: KFWXPA |
18. | Lobodenko L. K., Cherednyakova A. B, Matveeva I. Yu., Kharitonova O. Yu. Media image of the environmentally vulnerable territory: eye-tracking analysis of the impact of the environmental media agenda on youth audiences // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2023. Т. 28. № 3. С. 598-608. EDN: KBRRJT |
19. | Лободенко Л. К., Шестеркина Л. П., Чередникова А. Б., Загоскин Е. С. Нейромаркетинговое исследование паттернов внимания молодежной аудитории к медиатекстам по экологии // Актуальные проблемы медиаисследований - 2023. XIII Международная научно-практическая конференция НАММИ: сб. мат. конф. М.: Фак. журн. МГУ, 2023. 184 с. EDN: GZWSER |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
В статье рассматривается история зарождения первых заводских газет в Сибири. Выстраивается хронология стенных газет учреждений и предприятий Барнаула в 1920-е гг. Также описывается особый тип заводского издания этого периода - смотровая газета. На примере издания «На смотру» - смотровой газеты Алтметаллзавода - даются определение и отличительные черты таких газет, анализируется, как они повлияли на формирование заводских многотиражек. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. |
---|
В статье рассмотрены особенности работы американских журналистов и корреспондентов на территории Советского Союза в двадцатых годах прошлого века. Особое внимание уделено деятельности журналиста Юджина Лайонса. Материалы, написанные Лайонсом в Москве во время работы корреспондентом информационного агентства UPI и прежде всего посвященные спасению экспедиции Нобиле и Шахтинскому процессу, отражают образ СССР, созданный в американской прессе конца 1920-х - начала 1930-х гг. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
В статье излагаются результаты теоретического осмысления потенциала дискурсных маркеров медийного дискурса, применяемых в российских СМИ в качестве средств диалогизации, направленных на оказание речевого воздействия на целевую аудиторию и изменение общественного мнения или оценки определенных событий или фактов. Устанавливаются когнитивнофункциональные параметры (дискурсивная функция, иллокутивный потенциал, когнитивная нагрузка) средств диалогизации: 1) разговорная лексика; 2) лексические повторы; 3) цитация; 4) «мы»-форма; 5) риторические вопросы. Научная новизна исследования состоит в установлении и теоретико-методологическом обосновании потенциала лингвопрагматического инструментария речевого воздействия современных СМИ. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
В статье представлена комплексная характеристика эмоционального интеллекта военкора как языковой личности медиадискурса, национальная картина мира которой структурирует факты и события в идейно-концептуальном поле нарратива «Общее дело». Задействованы лингвокультурологический подход и нарративный анализ, материалы СМИ, результаты экспертного интервью журналистов ДНР Архетипический медиасюжет «Общее дело» отражает соборность русской культуры и определенную ценностную парадигму эмоционального интеллекта военного журналиста. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья посвящена анализу содержательной модели информационно-аналитического вестника «Сельский журналист», выходившего в Новосибирске с 2001 по 2007 гг. Специализированное издание, освещавшее дискуссионные вопросы функционирования городских и районных газет, оказывало помощь в совершенствовании профессиональных компетенций представителям разных аудиторных групп: журналистам городских и районных газет, студентам - будущим журналистам, юнкорам школьных пресс-центров. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
В статье идет речь об опубликованных в российских СМИ рецензиях, посвященных художественному фильму «Союз спасения» (2019). Выбор периода анализа (конец 2019 - начало 2020-х гг.) обусловлен датой выхода фильма в широкий прокат. Делается вывод, что большинством рецензентов отмечается параллель между показанными в фильме декабристами и современной несистемной оппозицией, а также между императором Николаем I и современной российской властью. Соответственно, рассуждают рецензенты не столько о фильме или о декабристах, сколько о текущих реалиях. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. |
---|
Издательство
- Издательство
- ТГУ
- Регион
- Россия, Томск
- Почтовый адрес
- 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36
- Юр. адрес
- 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36
- ФИО
- Галажинский Эдуард Владимирович (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@tsu.ru
- Контактный телефон
- +8 (382) 2529585
- Сайт
- https:/www.tsu.ru