Введение. В условиях социально-экономической нестабильности применение инструментов риск-менеджмента при принятии управленческих решений, построении системы управления, включающей управление рисками, позволит более эффективно достигать поставленных целей. При этом проблеме управления рисками руководством образовательных организаций, так же как и в организационно-управленческой деятельности педагогических работников, не уделяется должного внимания. Это позволяет говорить о несформированной культуре управления рисками как одном из результатов профессиональной подготовки и повышения квалификации работников в области образования. Культура управления рисками является одним из компонентов управленческой культуры, определяющих готовность педагогических работников к обеспечению качества управления в образовательной системе (управления образовательным процессом, учебно-познавательной деятельностью обучающихся и т. п.). Культура управления рисками все больше рассматривается исследователями с позиции инновационного типа управленческой культуры, ориентированной на реализацию инноваций, а осуществление инновационной деятельности всегда учитывает риски.
Материалы и методы: терминологический анализ риск-менеджмента в управлении образовательными системами; реферативный обзор становления и практической реализации рискологической культуры педагогических работников.
Идентификаторы и классификаторы
Одним из активно развивающихся направлений менеджмента в образовательных организациях является риск менеджмент, решающий задачи придания максимальной устойчивости всем видам деятельности и обеспечивающий в условиях неопределенности и рисков эффективность функционирования и устойчивое развитие организации. Риск-менеджмент понимается нами как «управление рисками – выявление области повышенного риска, оценивание степени риска; разработка и принятие мер, предупреждающих риск; в случае, когда ущерб уже имеет место, принять меры к оптимальному его возмещению; провести анализ и предупредить риски» [7]. Применительно к системе образования риск-менеджмент будет пониматься нами как актуальное выявление области опасного события, оперативное оценивание степени последствия произошедшего события, а также частоту, с которой может осуществляться опасное событие, и последствия этого события; разработка и принятие мер, предупреждающих опасное событие; в случае когда ущерб уже имеет место, принять меры к оптимальному его возмещению; провести анализ и предупредить риски. В данном случае мы ориентируемся на то, что построение системы управления рисками в образовательных организациях опирается на методологию управления рисками.
Список литературы
1. | Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. - СПб.: Питер, 2008. - 792 с. EDN: YRZZLH | |
---|---|---|
2. | Беляева М. А. Риск как предмет научного анализа в педагогике и образовании [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 11. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/risk-kak-predmet-nauchnogo-analiza-v-pedagogike-i-obrazovanii (дата обращения: 13.10.2023). EDN: TJALRN | |
3. | Воровщиков С. Г., Шклярова О. А. Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации [Электронный ресурс] // Электронный научно-публицистический журнал Homo Cyberus. - 2020. - № 1 (8). - URL: http://journal.homocyberus.ru/Shamova_conference_2020 (дата обращения: 13.10.2023). | |
4. | Галеева Н. Л., Осипова О. П., Савенкова Е. В., Шклярова О. А. Ресурсы образовательной организации как лидера развития и реализации социального партнерства // Проблемы современного образования. - 2023. - № 5. - С. 177-189. EDN: NDOPBT | |
5. | Галеева Н. Л. Ресурсы, обеспечивающие качество опережающего управления в образовательной системе “учитель - ученик” (по материалам 12-ой секции Шамовских чтений 2021) // Наука. Управление. Образование. РФ. - 2021. - № 1. - С. 31-37. EDN: MXOXPN | |
6. | Грязнова Д. А., Галеева Н. Л. Управление процессом формирования и развития метапредметных образовательных результатов обучающихся в школьной методической системе (системно-ресурсный подход) // Наука. Управление. Образование. РФ. - 2022. - № 1. - С. 80-89. EDN: OIOSSJ | |
7. | Гужин А. А., Ежкова В. Г. Риск-менеджмент и методы управления рисками [Электронный ресурс] // Инновации и инвестиции. - 2017. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/risk-menedzhment-i-metody-upravleniya-riskami (дата обращения: 13.10.2023). EDN: LDHVNW | |
8. | Долинина И. Г., Кушнарёва О. В. Риск-ориентированное мышление обучающихся: актуальность, определение и операции [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-3. - С. 495-499. - URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36257 (дата обращения: 13.10.2023). EDN: WNEUZZ | |
9. | Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. - 264 с. | |
10. | Минкова Е. С. Содержание процесса формирования рискологической культуры руководителя организации [Электронный ресурс] // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2009. - № 11. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-protsessa-formirovaniya-riskologicheskoy-kultury-rukovoditelya-organizatsii (дата обращения: 18.10.2023). | |
11. | Мясищев В. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / под ред. A. A. Булаева. - Воронеж: Институт практической психологии: МОДЭК, 1995. - 356 с. | |
12. | Осипова О. П., Савенкова Е. В., Шклярова О. А. Педагогические риски в профессиональной деятельности педагогов в условиях организации электронного обучения // Проблемы современного образования. - 2022. - № 3. - С. 164-176. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-164-176 EDN: GNIYBA | |
13. | Савенкова Е. В. Управление рисками в образовании: учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во МПГУ, 2021. - 92 с. EDN: DPGJDI | |
14. | Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. - 2-е расш. изд. - М.: ЦСПиМ, 2013. - 376 с. | |
15. | Удрас А. Э., Галеева Н. Л. Применение системно-ресурсного подхода при организации инклюзивного обучения в начальной школе // Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции (Москва, 23 января - 1 февраля 2021 г.): в 2 ч. Ч. 2. - М.: МАНПО, 5 за знания, 2021. - С. 95-98. EDN: JWHOLX | |
16. | Чижиков В. М., Чижиков В. В. Теория и практика социокультурного менеджмента: учебник. - М.: Изд-во МГУКИ, 2008. - 608 с. EDN: QWTLPB | |
17. | Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: учебное пособие. - М.: Владос, 2002. - 320 с. | |
18. | Шклярова О. А., Тиунова В. В. Проектный менеджмент как ресурс развития образовательной организации: практико-ориентированная монография. - М.: 5 за знания. - 286 с. |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Авторами исследуется проблема девиантного поведения школьников, которая является актуальной и в настоящее время, что связано с новыми подходами в изучении факторов социальной адаптации и развития личности ребенка через образование, так как оно в определенном смысле создает это пространство и влияет на его социальную активность. Методология. Девиантное поведение школьников изучается с позиции личностного подхода в контексте психолого-педагогических аспектов профилактики деструктивного поведения.
Введение. В исследовании рассматривается проблема развития современных инновационных образовательных технологий в условиях художественно-творческой деятельности. Цель исследования - раскрыть особенности реализации современных инновационных педагогических подходов в педагогической художественно-творческой практике. Методология. Художественно-творческая деятельность исследуется в аспекте личностно-деятельностного подхода как ведущий вид педагогической деятельности. С позиции компетентностного подхода определяются основные формируемые компетенции обучающихся в рамках непрерывного многоуровневого профильного образования (художественно-эстетического и социально-педагогического). Исследовательской площадкой стала Детская академия художественного творчества и дизайна.
Введение. В статье наставничество в образовании исследуется как в теоретическом, так и прикладном аспектах. Концептуально-методологический анализ сконцентрирован на проблеме трансформации наставничества от традиционных форм к современным методам, основанным на активном взаимодействии наставника и наставляемого (подопечного).
Введение. Статья посвящена проблеме воспитания в современном профессиональном образовании: реализации бизнес-ориентирующего направления воспитания студентов и его методического сопровождения. Цель работы - рассмотреть воспитание в среднем профессиональном образовании с теоретической и практической стороны в аспекте бизнес-ориентирующего направления, выявить характерные особенности методического сопровождения бизнес-воспитания.
Введение. В статье исследуется проблема формирования надпрофессиональных компетенций курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации как стратегическая задача, ориентированная на сокращение процесса адаптации молодых специалистов к условиям и требованиям будущей профессиональной деятельности. Цель статьи - определить уровень сформированности способностей к саморазвитию и самообразованию, критического мышления курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации как базовой основы надпрофессиональных компетенций. Методология. Методологической основой исследования стали системный и аспектный подходы к изучаемой проблеме. Для достижения цели авторы использовали теоретические (анализ, синтез, обобщение и систематизация научных публикаций) и эмпирические (анкетирование) методы. Исследование проводилось с привлечением курсантов 3-4 курсов образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации (n = 156). Использованы методика М. П. Лукашевич (оценка способностей к саморазвитию и самообразованию), методика определения уровня критического мышления Ю. Ф. Гущина, Н. В. Смирнова (оценка уровня критического мышления).
Введение. Проблема исследования заключается в необходимости поиска эффективных процедур оценивания компетентности и уровня готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов, их готовности к работе в условиях неопределенности. Цель исследования заключается в выявлении возможностей использования демонстрационного экзамена для повышения качества реализации образовательных программ высшего образования и обеспечения эффективности процедуры оценивания.
Введение. В современных условиях развития образовательных систем управленческие компетенции руководителя играют ключевую роль в продуктивном развитии организации. проведенные авторами статьи теоретический анализ научных публикаций, эмпирический анализ управленческих практик участников программ дополнительного профессионального образования, конкурсов профессионального мастерства позволили сформулировать проблему исследования: поиск таких направлений, форм осуществления формирования и развития управленческих компетенций руководителя образовательной организации, которые являются примерами обучения в действии и стимулируют развитие профессиональной субъектности. Цель статьи - актуализация современных ориентиров, успешных способов формирования и развития управленческих компетенций в практике педагогических вузов. Методология. Методологическую основу исследования составили андрагогический и компетентностный подходы, принцип обучения в действии. Для достижения цели исследования авторы использовали теоретические (анализ, синтез, обобщение и систематизация научных публикаций) и эмпирические (анализ программ дополнительного профессионального образования, опрос, наблюдение) методы. Прикладное исследование проводилось на базе Новосибирского государственного педагогического университета и Оренбургского государственного педагогического университета.
Введение. Статья посвящена проблеме построения системы допрофессионального педагогического образования школьников. Цель и методы. Цель статьи - представить инновационную программу допрофессионального педагогического образования в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского, разработанную на основе мониторинга состояния допрофессиональной педагогической подготовки школьников в 87 регионах Российской Федерации, анализа практики и научных исследований по данной теме, опроса педагогов, обучающихся, родителей из 30 регионов Российской Федерации.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/