Современные обучающиеся общеобразовательной и высшей школы овладевают знаниями, умениями, навыками в обстановке широкого применения цифровых технологий, что оказывает влияние на высшие психические функции индивида. В таких условиях протекание когнитивных процессов характеризуется особенностями функции внимания; уровень активности внимания выступает психологической характеристикой и критерием эффективности деятельности. Ко времени поступления в вуз функция внимания должна быть развита и сформирована. В процессе получения образования разного уровня необходимо применение способов активизации внимания. Формирование качеств внимания у обучающихся является важной задачей специалистов различного профиля.
Идентификаторы и классификаторы
Эффективность образовательного процесса в высшей школе зависит от множества факторов, в том числе от развития и состояния функции внимания. Внимание рассматривается как «психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности»; «это сосредоточенность, направленность сознания человека на конкретные предметы, явления или их стороны (при отвлечении от всего остального), обеспечивающие их четкое отражение» [10, с. 296]. Внимание может быть направлено на внутреннее состояние индивида и осуществлять контроль над содержанием его внутренних действий. Современный человек находится в условиях информационного стресса, объем когнитивной нагрузки прогрессивно возрастает. Функциональное состояние организма в таких условиях можно оценивать по характеристикам внимания, как критерию результативности выполнения когнитивных операций [24].
Список литературы
1. Балашова Е.А., Шадрина И.Л., Погодина А.А. Влияние дефицита железа на память и внимание мальчиков-подростков // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. С. 112. DOI: 10.17513/spno.31766.
2. Бебинов С.Е., Сальников В.А. Взаимосвязь функций внимания с типологическими особенностями проявлений свойств нервной системы у курсантов автошкол // Известия ВолГПУ. 2009. № 1 (1). С. 177–181.
3. Велють Л.В. Гендер и произвольное внимание в старшем дошкольном возрасте // Вестник Псковского государственного университета. Серия: «Психолого-педагогические науки». 2023. № 19. С. 9–12.
4. Дементьева Е.А., Новикова Н.В., Шестерикова А.И. Влияние гимнастики мозга на произвольное внимание у детей 5–6 лет // Социосфера. 2023. № 2. С. 122–125.
5. Джумалиева Дж., Комбаева Г. Внимание в структуре профессионального становления студентов // Вестник Кыргызского государственного университета име- ни И. Арабаева. 2024. № 2/2. С. 331–336. DOI: 10.33514/1694-7851-2024-2/2-331-336.
6. Димитриев Д.А., Индейкина О.С. Влия ние современной звуковой среды на функциональное состояние организма человека // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95, № 2. С. 150–153.
7. Дроздов Д.Н., Кожемякина А.В. Внимание в звуковой среде разной частоты и интенсивности // Эпоха науки. 2024. № 37. С. 434–438.
8. Дудкина А.Ю., Стрижак А.П. Внимание как критерий технико-тактических игровых действий волейболисток // Вестник МПГУ. Серия: педагогика и психология. 2018. № 1 (43). С. 40–46.
9. Иванова М.В. Особенности развития внимания старших дошкольников // Молодой ученый. 2021. № 34. С. 75–78.
10. Иойлева Г.В. Внимание – взаимоотношение сознания личности и объекта // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С. 296–299.
11. Крамаренко А.С., Клименко М.Е., Кураева Д.А. Сущность понятия «внимание»: виды, критерии, свойства // Вопросы науки и образования. 2018. № 29 (41). С. 133–135.
12. Купцова О.В. Внимание как особый психический процесс // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 20 (102). С. 83–85.
13. Мужиченко М.В. Влияние физических нагрузок на внимание и умственную работоспособность подростков // Научный руководитель. 2018. № 6 (30). С. 7–15.
14. Писаревская О.Д. Физическая активность и когнитивные функции: влияние занятий спортом на память, внимание и мышление // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 112–5. С. 130–132. DOI: 10.18411/trnio-08-2024-264.
15. Поляков А.В. Методы и средства прогнозирования и ранней диагностики нарушений когнитивной функции внимания: автореф. на соиск. ученой степ. канд. тех. наук: 05.11.17 – приборы, системы и изделия медицинского назначения. Тула, 2020. 20 с.
16. Разумова С.Н., Карабущенко Н.Б., Ветрова А.О., Фомина А.Д. Способность студентов-стоматологов концентрировать внимание в стрессовых ситуациях // Виртуальные технологии в медицине. Материалы конференции. 2017. № 2 (18). С. 63.
17. Разыкова Л.Т. Внимание и его функции в жизни и деятельности личности // Проб лемы науки. 2020. № 4 (52). С. 83–84.
18. Рицци Д., Харина И.Ф., Павлов Н.И.,Мальцев Ю.Г. Внимание как средство социальной адаптации студентов спортивного вуза // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2021. Т. 6, № 3.С. 112–117. DOI: 10.47475/2500-0365-2021-16318.
19. Романова Т.В., Колчина О.Н. Перцептивные лексемы внимание, восприятие, память в терминологическом употреблении // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2024. Т. 15, № 2. С. 329–347. DOI: 10.22363/2313-2299-2024-15-2-329-347.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. [и др.]: Питер, 2012. 705 с.
21. Рузиева Ч.Ш., Кудайбергенева К.С. Влияние нейропсихологических игр на внимание детей старшего школьного возраста // THE SCIENTIFIC HERITAGE. 2024. № 134. С. 47– 51. DOI: 10.5281/zenodo.10939602.
22. Савинкина А.О. Развитие свойств внимания спортсменов на основе учета требований соревновательной деятельности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии. М., 2022. 216 с.
23. Сережкина А.Е. Внимание и компьютер: психолого-педагогический аспект проблемы // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15, № 13. С. 295–299.
24. Сиваченко И.Б. Эмоциональное напряжение и внимание как индикаторы влияния когнитивной нагрузки // Вестник психофизиологии. 2020. № 4. С. 18–23.
25. Тарасенко А.А. Внимание как один из главных компонентов психической надежности при стрельбе по движущейся мишени у стрелков различных категорий // Аллея науки. 2020. Т. 1, № 8 (47). С. 451–453.
26. Ядрищенская Т.В. Корреляционные отношения и гендерные особенности характеристик внимания // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2015. № 1 (60). С. 155–160.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлено ультразвуковое наблюдение изменений ЖКТ у дихориальной диамниотической двойни на протяжении беременности, в постнатальном периоде верифицированных как врожденный порок развития ЖКТ: атрезия тощей кишки у одного из новорожденных и с дальнейшим генетическим диагностированием муковисцидоза у обоих детей.
Синдром Шегрена является воспалительным аутоиммунным заболеванием с преимущественным поражением экзокринных и, в частности, слюнных и слезных желез. В настоящей статье рассматриваются клинические проявления заболевания болезни Шегрена, подробная диагностика и тактика ведения пациентов на примере двух клинических случаев. Выявлены ключевые проблемы развития осложнений относительно органа зрения и пути их разрешения.
В пилотном исследовании в моноплексном режиме отработан протокол детекции мутантной ДНК в образцах диспластического невуса кожи с разной концентрацией, используя технологию xMAPASPE с определением предела специфичности, оптимальной концентрации реагентов и условий для детекции мутаций генов BRAF в 15 экзоне (p. V600E, c.1799T > A) и MITF в 9 экзоне (p. E318K, c.952G > A). Выявлена зависимость показателя индекса чистой медианной флуоресценции (Net MFI) и концентрации мутантной ДНК с полом. Работа проводится в рамках разработки отечественной диагностической тест-системы с использованием технологии xMAP-ASPE с целью ранней диагностики и выявления предрасположенности к развитию меланомы.
Функциональная асимметрия мозга выступает фундаментальным принципом организации ЦНС человека. Это понятие отражает неравный вклад больших полушарий в регуляцию различных моторных, сенсорных и психических функций. Степень и направление латерализации функций у индивидов могут значительно различаться. Проблема асимметрии движений актуальна в спортивной практике. В статье представлены литературные данные о проявлениях функциональной асимметрии у спортсменов, ее значении для результативности соревновательной деятельности и организации отборочного и тренировочного процессов, о способах снижения выраженности моторной асимметрии у спортсменов.
Издательство
- Регион
- Россия, Ханты-Мансийск
- Почтовый адрес
- 628011, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 40
- Юр. адрес
- 628011, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 40
- ФИО
- Янин Владимир Леонидович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priemnaya@hmgma.ru
- Контактный телефон
- +7 (346) 7939001
- Сайт
- https://hmgma.ru/