Работа посвящена исследованию взаимосвязи между уровнем развития способностей к познанию, управлению эмоциями и особенностями субъективного восприятия событий. В исследовании принимали участие 80 человек (46 женщин и 34 мужчины). Для сбора эмпирического материала были использованы: Шкала эмоционального отклика, дифференциальная анкета атрибутивных измерений, краткий опросник оптимистического атрибутивного стиля, тест социального интеллекта, опросник эмоционального интеллекта. Для обработки данных был использован корреляционный анализ. Была выявлена значимая положительная связь между оптимистическим атрибутивным стилем и некоторыми аспектами эмоционального интеллекта, в то время как ожидаемые связи с социальным интеллектом обнаружены не были.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.25205/2658-4506-2023-16-2-73-89
Шкала эмоционального отклика BEES разработана А. Меграбианом и Н. Эпштейном, она является сокращенной версией опросника эмоциональной эмпатии EETS, который был адаптирован Ю. М. Орловым и Ю. Н. Емельяновым [Солдатова и др., 2008]. Шкала предназначена для измерения эмоциональной эмпатии и оценивает способность к сопереживанию как личностную черту.
Список литературы
1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: БХВ-Петербург, 2012.
2. Андреева И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция 26-27 ноября 2004 года, г. Смоленск: В 2 ч. Смоленск: СГПУ, 2004. Ч. 1. С. 22-26.
3. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие. Новополоцк: Полоц. гос. ун-т, 2020. 356 с.
4. Белобородов А. М., Иванова Е. С. Сравнительный анализ результатов диагностики самооценки и объективных показателей эмоционального интеллекта // Научный диалог. 2014. № 11 (35).
5. Выскочил Н. А. Детерминанты уровня эмоционального интеллекта // КПЖ. 2009. № 11-12.
6. Голубев А. М. Особенности связей между локусами причинности в атрибутивном стиле // Reflexio. 2023. Т. 16, № 1. С. 29-42. https://doi.org/10.25205/2658-4506-2023-16-1-29-42
7. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Оптимистический атрибутивный стиль и диспозиционный оптимизм: эмпирическая проверка сходства и различия двух конструктов // Психология. Журнал ВШЭ. 2017. № 4.
8. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н., Титова Граншам В. А. Краткий опросник оптимистического атрибутивного стиля // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 6. С. 76-86.
9. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
10. Гриб Е. В. К вопросу о соотношении социального и других видов интеллекта // ИСОМ. 2017. № 1-1.
11. Далгатов М. М. Оптимистический стиль атрибуции как фактор мотивации и успешности педагогической деятельности // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2009. № 1.
12. Ильин Е. И. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. С. 633-634.
13. Кондратенко А. Б., Григорьев А. Н., Кондратенко Б. А. Сравнительный анализ методик Н. Холла и Д. Люсина для измерения эмоционального интеллекта (на примере будущих государственных служащих) // Вестник Кали-нинградского филиала Санкт-Петербург. ун-та МВД России. 2021. № 1(63). С. 115-118. EDN LIWRVC.
14. Кудинов С. И., Кудинов С. С. Психодиагностика личности: Учебн. пособие. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. С. 133-156.
15. Люсин Д. В., Михеева Н. Д. Психометрический анализ русской версии теста на социальный интеллект Дж. Гилфорда М. О’Салливена // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 119-128.
16. Люсин Д. В. Новая методика измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психол. диагностика. 2006. № 4.
17. Люсин Д. В., Марютина О. О., Степанова А. С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ. Сб. науч. трудов. «Социальный интеллект: теория, измерение, исследования» / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004.
18. Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию. СПб.: Иматон, 1996.
19. Сергиенко Е. А., Хлевная Е. А., Киселёва Т. С. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности и психологическом благополучии человека // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 1.
20. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Прокофьева Т. Ю., Кравцова О. А. Психодиагностика толерантности личности. М.: Смысл, 2008.
21. Троицкая, Е. А. Особенности разработки методики исследования структурных компонентов эмпатии // Вестник Московск. гос. лингвист. ун-та. 2012. № 640. С. 144-157.
22. Brackett M. A., Rivers S. E., Shiffman S, Lerner N, Salovey P. Relating emotional abilities to social functioning: a comparison of self-report and performance measures of emotional intelligence. J Pers Soc Psychol. 2006 Oct;91(4):780-95. https://doi.org/10.1037/0022-3514.91.4.780.
23. Carver C. S., Scheier M. F., & Segerstrom S. C. (2010). Optimism. Clinical Psychology Review, 30(7), 879-889. 10.1016/j.cpr.2010.01.006
24. Derntl B., Finkelmeyer A., Eickhoff S., Kellermann T., Falkenberg DI., Schneider F., Habel U. Multidimensional assessment of empathic abilities: neural correlates and gender differences. Psychoneuroendocrinology. 2010 Jan;35(1):67- 82. https://doi.org/10.1016/j.psyneuen.2009.10.006.
25. Glassie S. L, Schutte N. S. The relationship between emotional intelligence and optimism: A meta-analysis. Int J Psychol. 2024 Jan 12. https://doi.org/10.1002/ijop.13108. Epub ahead of print.
26. Hatice Kumcagiz, Seher Balci Celik, Muge Yilmaz, Zerrin Eren. The effects of emotional intelligence on optimism of university students, Procedia - Social and Behavioral Sciences.
27. Hetemi, Blerim & Abazi, Kaltrina & Kryeziu Hoxha, Blerta & Hoxha, Adnan & Hajrullahu, Vjose & Gallopeni, Florim & Taganoviq, Besarta. (2023). Impact of empathic skills to social intelligence. Environment and Social Psychology. 8. 10.54517/esp.v8i3.2176.
28. Hojat, M. (2016). Empathy and Gender: Are Men and Women Complementary or Opposite Sexes?. 10.1007/978-3-319-27625-0_10. 2011. Vol. 30, P. 973-977, https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.10.189.
29. Kaukiainen, Ari & Björkqvist, Kaj & Lagerspetz, Kirsti & Österman, Karin & Salmivalli, Christina & Rothberg, Sari & Ahlbom, Anne. (1999). The Relationships between Social Intelligence, Empathy, and Three Types of Aggression. Aggressive Behavior. 25. 81-89. 10.1002/(SICI)1098-2337(1999)25:23.0.CO;2-M.
30. Mayer J. D., Salovey P. Emotional intelligence and the construction and regulation of feelings. Applied and Preventive Psychology 1995; 4(3): 197-208. https://doi.org/10.1016/S0962-1849(05)80058-7
31. Schulte-Rüther M, Markowitsch HJ, Shah NJ, Fink GR, Piefke M. Gender differences in brain networks supporting empathy. Neuroimage. 2008 Aug 1;42(1):393-403. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2008.04.180. Epub 2008 Apr 23
32. Titova Grandchamp V. A., Gordeeva T. O., Sychev O. A. Optimistic Attributional Style as a Predictor of Well-Being: Exploring the Mediating Roles of Gratitude and Savoring the Moment. Psychol Russ. 2021 Sep 30;14(3):50-67. https://doi.org/10.11621/pir.2021.0304.
33. Şahin N. H., Güler M., & Basım N. (2009). A tipi kişilik örüntüsünde bilişsel ve duygusal zekânın stresle başa çıkma ve stres belirtileri ile İlişkisi. Psikiyatri Dergisi, 20(3):243-254.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена анализу психометрических характеристик шкалы конформности Mehrabian и Stelf (1995). На сегодняшний день на русском языке отсутствуют методики, которые позволяли бы оценивать степень конформности. Одной из таких методик, позволяющих оценивать степень конформности, является шкала, разработанная Mehrabian и Stelf (1995). Конформность они определяют как готовность идентифицировать себя с другими и подражать им, уступать другим, чтобы избежать конфликта, быть скорее последователем, а не лидером с точки зрения идей, ценностей и поведения. В нашем исследовании приняли участие 287 человек в возрасте от 18 до 55 лет (72 мужчины и 215 женщин), из них 30 человек приняли участие в дополнительном исследовании, направленном на оценку ретестовой надежности. Было показано, что русскоязычная версия шкалы конформности Mehrabian и Stelf обладает конвергентной и дискриминантной валидностью, удовлетворительной надежностью по внутренней согласованности, но слабой ретестовой надежностью. В результате анализа внутренней структуры шкалы было показано, что однофакторная модель, предложенная авторами методики, демонстрирует хорошее соответствие данным. Двухфакторная модель, в которой прямые и обратные пункты нагружены на разные факторы, продемонстрировала отличное соответствие данным. Такой результат, однако, может быть связан с самой формулировкой прямых и обратных пунктов, а не с природой исследуемого конструкта. Сравнение групп мужчин и женщин по показателю конформности не выявило различий, что свидетельствует в пользу универсальной природы данного феномена. Дальнейшие направления исследований могут включать анализ других видов валидности, а также быть направлены на улучшение ретестовой надежности.
В статье рассматриваются особенности применения схема-терапии при лечении депрессивных расстройств. Схема-терапия является одним из направлений «третьей волны» когнитивно-поведенческой терапии, демонстрирующим значительную эффективность в лечении хронических аффективных расстройств, включая депрессию. Систематический обзор литературы позволяет осветить теоретическую базу схема-терапии, включая понятия ранних дезадаптивных схем и режимов, а также методы работы с ними для устранения симптомов депрессии. В статье синтезированы данные о эффективности схема-терапии в уменьшении проявлений депрессии, улучшении эмоциональной регуляции и повышении устойчивости лиц, страдающих этим заболеванием. Также описаны потенциальные преимущества и ограничения данного метода. В заключении изложены практические аспекты применения схема-терапии, подходящие категории пациентов и перспективы будущих исследований в контексте повышения ее эффективности и адаптации в клинической практик.
В статье поднимается проблема развития пространственного мышления у школьников на уроках технологии. Актуальность подчеркивается важностью внедрения в учебный процесс методов и технологий объемного моделирования, способствующих активному развитию пространственного мышления учащихся. Развитию пространственного мышления способствуют разнообразные виды и техники работы с различными материалами и информационными технологиями. Лепка, моделирование, конструирование, объемные композиции из различных художественных материалов, используемые на уроках технологии в общеобразовательной школе, способствуют более эффективному формированию пространственного мышлении, воображения. Поставленная в статье проблема решает важную стратегическую задачу в образовательном процессе.
В статье дается психолого-педагогическое обоснование формирования цветового восприятия у школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Обосновывается необходимость создания объективных условий для формирования основ цветового восприятия в процессе занятий живописью с учениками младших, средних и старших классов. В статье подчеркивается особая актуальность осмысления проблемы мотивации детей в освоении цветоведения, колористики, характеристики и качества цвета. Рассматриваются упражнения и задания как теоретического характера, так и практическое решение задач формирования цветовосприятия у обучающихся. Методические рекомендации, представленные в статье, позволяют обеспечить эффективное формирование живописных качеств у школьников. Очевидно, что поставленная в статье проблема помогает учителям изобразительного искусства решать проблему в представленном ключе.
Статья посвящена проблематике изучения компонентов внутренней речи и их популяционного разнообразия. Также рассматривается представленность визуальных образов в контексте мыслительной активности человека. На выборке, включившей 694 респондента, показан удовлетворительный уровень психометрических характеристик разработанного нами опросника мыслительного потока. Результаты исследования указывают на широкую индивидуальную вариативность изученных компонентов внутренней речи (повествования и споры, обращения к себе, к вымышленному собеседнику или к репрезентации знакомого человека, наличие ответов от воображаемого собеседника, усиление разных компонентов внутренних диалогов и монологов в стрессе) и частоты и яркости внутренних визуальных образов.
Статья посвящена изучению специфики функционирования когнитивной сферы у лиц с выраженными аутистическими тенденциями через призму когнитивно-стилевого подхода, обеспечивающего более целостный взгляд на проблему организации познавательной деятельности при расстройствах аутистического спектра, нежели рассмотрение исключительно в терминах выявляемых дефицитов. Результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о наличии прямых связей между выраженностью различных аспектов аутистических проявлений и такими полюсами когнитивных стилей, как поленезависимость, ригидный познавательный контроль, рефлективность, конкретная концептуализация и узкий диапазон эквивалентности; вопросы о связи аутистических тенденций с толерантностью к нереалистическому опыту, а также о принадлежности к полюсу аналитичности или холистичности требуют уточнений. В целом полученные данные согласуются с теорией слабой центральной когерентности, предполагая фрагментарность познавательного «поля» у лиц с выраженными аутистическими чертами, сопровождающуюся высокой ригидностью, дихотомическим мышлением, тенденцией к построению конкретных ментальных репрезентаций и независимостью от контекста.
Издательство
- Издательство
- НГУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- Юр. адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- ФИО
- Федорук Михаил Петрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@nsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 3634000
- Сайт
- https://www.nsu.ru/