Архив статей журнала

Оценка психометрических характеристик шкалы конформности А. Меграбяна и К. Стелф (2023)
Выпуск: Том 16, №2 (2023)
Авторы: Злобина Марина Владимировна

Статья посвящена анализу психометрических характеристик шкалы конформности Mehrabian и Stelf (1995). На сегодняшний день на русском языке отсутствуют методики, которые позволяли бы оценивать степень конформности. Одной из таких методик, позволяющих оценивать степень конформности, является шкала, разработанная Mehrabian и Stelf (1995). Конформность они определяют как готовность идентифицировать себя с другими и подражать им, уступать другим, чтобы избежать конфликта, быть скорее последователем, а не лидером с точки зрения идей, ценностей и поведения. В нашем исследовании приняли участие 287 человек в возрасте от 18 до 55 лет (72 мужчины и 215 женщин), из них 30 человек приняли участие в дополнительном исследовании, направленном на оценку ретестовой надежности. Было показано, что русскоязычная версия шкалы конформности Mehrabian и Stelf обладает конвергентной и дискриминантной валидностью, удовлетворительной надежностью по внутренней согласованности, но слабой ретестовой надежностью. В результате анализа внутренней структуры шкалы было показано, что однофакторная модель, предложенная авторами методики, демонстрирует хорошее соответствие данным. Двухфакторная модель, в которой прямые и обратные пункты нагружены на разные факторы, продемонстрировала отличное соответствие данным. Такой результат, однако, может быть связан с самой формулировкой прямых и обратных пунктов, а не с природой исследуемого конструкта. Сравнение групп мужчин и женщин по показателю конформности не выявило различий, что свидетельствует в пользу универсальной природы данного феномена. Дальнейшие направления исследований могут включать анализ других видов валидности, а также быть направлены на улучшение ретестовой надежности.

Сохранить в закладках
Особенности использования схема-терапии в лечении депрессии (2023)
Выпуск: Том 16, №2 (2023)
Авторы: Приблуда Алексей Валерьевич

В статье рассматриваются особенности применения схема-терапии при лечении депрессивных расстройств. Схема-терапия является одним из направлений «третьей волны» когнитивно-поведенческой терапии, демонстрирующим значительную эффективность в лечении хронических аффективных расстройств, включая депрессию. Систематический обзор литературы позволяет осветить теоретическую базу схема-терапии, включая понятия ранних дезадаптивных схем и режимов, а также методы работы с ними для устранения симптомов депрессии. В статье синтезированы данные о эффективности схема-терапии в уменьшении проявлений депрессии, улучшении эмоциональной регуляции и повышении устойчивости лиц, страдающих этим заболеванием. Также описаны потенциальные преимущества и ограничения данного метода. В заключении изложены практические аспекты применения схема-терапии, подходящие категории пациентов и перспективы будущих исследований в контексте повышения ее эффективности и адаптации в клинической практик.

Сохранить в закладках
Взаимосвязь эмоционального интеллекта и атрибутивного стиля (2023)
Выпуск: Том 16, №2 (2023)
Авторы: Подвойская Диана Романовна

Работа посвящена исследованию взаимосвязи между уровнем развития способностей к познанию, управлению эмоциями и особенностями субъективного восприятия событий. В исследовании принимали участие 80 человек (46 женщин и 34 мужчины). Для сбора эмпирического материала были использованы: Шкала эмоционального отклика, дифференциальная анкета атрибутивных измерений, краткий опросник оптимистического атрибутивного стиля, тест социального интеллекта, опросник эмоционального интеллекта. Для обработки данных был использован корреляционный анализ. Была выявлена значимая положительная связь между оптимистическим атрибутивным стилем и некоторыми аспектами эмоционального интеллекта, в то время как ожидаемые связи с социальным интеллектом обнаружены не были.

Сохранить в закладках
Развитие пространственного мышления у школьников на уроках технологии (2023)
Выпуск: Том 16, №2 (2023)
Авторы: Полынская Ирина Николаевна, Олейникова Елена Николаевна

В статье поднимается проблема развития пространственного мышления у школьников на уроках технологии. Актуальность подчеркивается важностью внедрения в учебный процесс методов и технологий объемного моделирования, способствующих активному развитию пространственного мышления учащихся. Развитию пространственного мышления способствуют разнообразные виды и техники работы с различными материалами и информационными технологиями. Лепка, моделирование, конструирование, объемные композиции из различных художественных материалов, используемые на уроках технологии в общеобразовательной школе, способствуют более эффективному формированию пространственного мышлении, воображения. Поставленная в статье проблема решает важную стратегическую задачу в образовательном процессе.

Сохранить в закладках
Формирование цветового восприятия как психолого-педагогическая проблема обучения изобразительному искусству школьников (2023)
Выпуск: Том 16, №2 (2023)
Авторы: Полынская Ирина Николаевна

В статье дается психолого-педагогическое обоснование формирования цветового восприятия у школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Обосновывается необходимость создания объективных условий для формирования основ цветового восприятия в процессе занятий живописью с учениками младших, средних и старших классов. В статье подчеркивается особая актуальность осмысления проблемы мотивации детей в освоении цветоведения, колористики, характеристики и качества цвета. Рассматриваются упражнения и задания как теоретического характера, так и практическое решение задач формирования цветовосприятия у обучающихся. Методические рекомендации, представленные в статье, позволяют обеспечить эффективное формирование живописных качеств у школьников. Очевидно, что поставленная в статье проблема помогает учителям изобразительного искусства решать проблему в представленном ключе.

Сохранить в закладках
Разработка и апробация опросника мыслительного потока (2023)
Выпуск: Том 16, №2 (2023)
Авторы: Дорошева Елена Алексеевна

Статья посвящена проблематике изучения компонентов внутренней речи и их популяционного разнообразия. Также рассматривается представленность визуальных образов в контексте мыслительной активности человека. На выборке, включившей 694 респондента, показан удовлетворительный уровень психометрических характеристик разработанного нами опросника мыслительного потока. Результаты исследования указывают на широкую индивидуальную вариативность изученных компонентов внутренней речи (повествования и споры, обращения к себе, к вымышленному собеседнику или к репрезентации знакомого человека, наличие ответов от воображаемого собеседника, усиление разных компонентов внутренних диалогов и монологов в стрессе) и частоты и яркости внутренних визуальных образов.

Сохранить в закладках
Связь аутистических черт и когнитивно-стилевых особенностей (2023)
Выпуск: Том 16, №2 (2023)
Авторы: Пак Валерия Витальевна, Шабалин Алексей Павлович

Статья посвящена изучению специфики функционирования когнитивной сферы у лиц с выраженными аутистическими тенденциями через призму когнитивно-стилевого подхода, обеспечивающего более целостный взгляд на проблему организации познавательной деятельности при расстройствах аутистического спектра, нежели рассмотрение исключительно в терминах выявляемых дефицитов. Результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о наличии прямых связей между выраженностью различных аспектов аутистических проявлений и такими полюсами когнитивных стилей, как поленезависимость, ригидный познавательный контроль, рефлективность, конкретная концептуализация и узкий диапазон эквивалентности; вопросы о связи аутистических тенденций с толерантностью к нереалистическому опыту, а также о принадлежности к полюсу аналитичности или холистичности требуют уточнений. В целом полученные данные согласуются с теорией слабой центральной когерентности, предполагая фрагментарность познавательного «поля» у лиц с выраженными аутистическими чертами, сопровождающуюся высокой ригидностью, дихотомическим мышлением, тенденцией к построению конкретных ментальных репрезентаций и независимостью от контекста.

Сохранить в закладках
Оценка психометрических характеристик шкалы конформности А. Меграбяна и К. Стелф
Авторы: Иванова Анна Ивановна

Статья посвящена анализу психометрических характеристик шкалы конформности Mehrabian и Stelf (1995). На сегодняшний день на русском языке отсутствуют методики, которые позволяли бы оценивать степень конформности. Одной из таких методик, позволяющих оценивать степень конформности, является шкала, разработанная Mehrabian и Stelf (1995). Конформность они определяют как готовность идентифицировать себя с другими и подражать им, уступать другим, чтобы избежать конфликта, быть скорее последователем, а не лидером с точки зрения идей, ценностей и поведения. В нашем исследовании приняли участие 287 человек в возрасте от 18 до 55 лет (72 мужчины и 215 женщин), из них 30 человек приняли участие в дополнительном исследовании, направленном на оценку ретестовой надежности. Было показано, что русскоязычная версия шкалы конформности Mehrabian и Stelf обладает конвергентной и дискриминантной валидностью, удовлетворительной надежностью по внутренней согласованности, но слабой ретестовой надежностью. В результате анализа внутренней структуры шкалы было показано, что однофакторная модель, предложенная авторами методики, демонстрирует хорошее соответствие данным. Двухфакторная модель, в которой прямые и обратные пункты нагружены на разные факторы, продемонстрировала отличное соответствие данным. Такой результат, однако, может быть связан с самой формулировкой прямых и обратных пунктов, а не с природой исследуемого конструкта. Сравнение групп мужчин и женщин по показателю конформности не выявило различий, что свидетельствует в пользу универсальной природы данного феномена. Дальнейшие направления исследований могут включать анализ других видов валидности, а также быть направлены на улучшение ретестовой надежности.

Сохранить в закладках
Социальная проблема ВИЧ как драйвер развития психологической науки и практики (2023)
Выпуск: № 1, Том 16 (2023)
Авторы: Коваль Екатерина Максимовна

В статье анализируются тезисы выступления Юджина В. Фарбера1 на ежегодной конвенции Американской психологической ассоциации в 2017 г. Обсуждаются социальные и психологические аспекты проблемы эпидемии ВИЧ, способствующие развитию психологической науки и практики. Описывается роль сопутствующих распространению ВИЧ-инфекции проблем стигматизации, взаимоотношений между пациентом и врачом, психических расстройств и поведенческих изменений, возникающих у ВИЧ-инфицированных индивидов, в развитии психологической науки и практики. Гуманизация и контекстуализация клинического консультирования, трансформация медицинского обслуживания с учетом культурного многообразия и внедрение пациентоориентированного подхода в клинической среде представляются ключевыми тенденциями в работе с ВИЧ-инфицированными.

Сохранить в закладках
Психотерапия и психоанализ (2023)
Выпуск: № 1, Том 16 (2023)
Авторы: Аствацатуров М.И.

В статье описывается психотерапия и психоанализ

Сохранить в закладках
Алекситимия и восприимчивость к красоте (2023)
Выпуск: № 1, Том 16 (2023)
Авторы: Носова Полина Александровна

В статье представлены результаты исследования связи между алекситимией и восприимчивостью к красоте у студентов направления «Психология» Института медицины и психологии В. Зельмана Новосибирского государственного университета и у студентов «Мехатроника и робототехника. Искусственный интеллект» Института интеллектуальной робототехники Новосибирского государственного университета. Выборка состояла из 74 испытуемых в возрасте от 17 до 33 лет (30 мужчин и 44 женщины). Испытуемые по направлениям распределились поровну: 37 человек – бакалавры направления «Психология» и 37 человек – бакалавры направления «Мехатроника и робототехника. Искусственный интеллект». В исследовании использовалась Торонтская алекситимическая шкала TAS-26 и шкала восприимчивости к красоте EBS. Подтвердилась отрицательная связь между уровнем алекситимии и уровнем восприимчивости к красоте идей. Дополнительно получены результаты, связанные с различиями между студентами направления «Психология» и студентами направления «Мехатроника и робототехника. Искусственный интеллект». Студенты-психологи более восприимчивы к внутренней красоте человека, чем студенты-программисты, и, соответственно, они имеют больший уровень общей восприимчивости к красоте. Также в качестве дополнительных подтвердились результаты, полученные в предыдущем исследовании о различии между мужчинами и женщинами по уровню восприимчивости к красоте природы: женщины более восприимчивы к красоте природы, чем мужчины [Носова, 2022].

Сохранить в закладках
Особенности саморегуляции у молодых людей с высокой социальной тревожностью (2023)
Выпуск: № 1, Том 16 (2023)
Авторы: Перевозник Анастасия Игоревна, Сарычева Юлия Викторовна, Дорошева Елена Алексеевна

Исследованы особенности саморегуляции поведения и управления эмоциями в струк- туре эмоционального интеллекта у молодых людей 18–22 лет с высокой тревожностью (17 респондентов) в сравнении с молодыми людьми с умеренной социальной тревожностью (18 респондентов). Респонденты с высокой социальной тревожностью имеют меньшую гибкость саморегуляции поведения и возможность управлять эмоциями, но большее программирование поведения. Они не отмечают уменьшения понимания и своих и чужих эмоций, что может указывать на связь социальной тревоги с дефицитом возможности подстраивать поведение под конкретные условия, снижением адаптивных стратегий регуляции своих и чужих аффективных состояний при сохранении и даже увеличении внимания к ним, но не со сниженной возможностью понимания эмоционального компонента коммуникации.

Сохранить в закладках