ISSN 2414-1437
Язык: ru

Статья: Апробация вибродиагностического метода для обнаружения дефектов крепления при ослаблении натяжения крепежного элемента (2025)

Читать онлайн

Одной из причин повышенной вибрации роторного оборудования является потеря стягивающей нагрузки между подшипниковым узлом и фундаментом, что может быть вызвано дефектами крепежных элементов, такими как износ резьбы, ослабление затяжки, коррозия, усталость металла и другие. Такие дефекты ведут к росту вибрации, ухудшению работы оборудования и его преждевременному износу. Для предотвращения таких негативных последствий в вибродиагностике существует методика, позволяющая установить наличие дефектов в крепежных элементах на основе анализа коэффициентов, однако доступные источники указывают на отсутствие дифференцированного подхода к различным видам дефектов крепежных элементов. Нет экспериментальных данных, подтверждающих эффективность этой методики для обнаружения конкретных типов дефектов в рамках общей категории.

Цель — оценка эффективности данного метода для установления факта наличия дефекта в крепежном узле, вызванного ослаблением натяжения винта, соединяющего лапу стойки подшипника с фундаментом.

Материалы и методы. Применен вибродиагностический метод, основанный на анализе коэффициентов, для выявления дефектов в крепежном узле, вызванных ослаблением затяжки крепежного винта. В рамках исследования была проведена экспериментальная проверка методики, основанной на анализе коэффициентов, представляющих собой отношение общих уровней вибрации на конструктивных частях подшипникового узла и фундаменте.

Результаты. В ходе экспериментов измерялось среднеквадратическое значение (СКЗ) виброскорости в трех плоскостях на различных компонентах имитационного стенда АР7000 посредством анализатора СД-21 и датчика вибрации AP40. Полученные данные использовались для расчета коэффициентов, характеризующих состояние крепления. Наиболее информативными для диагностики крепежных узлов роторного оборудования являются коэффициенты, рассчитанные как отношение СКЗ на корпусе подшипникового узла к СКЗ на фундаменте в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также отношение СКЗ на лапе стойки подшипника к СКЗ на фундаменте в вертикальной плоскости. Только эти коэффициенты позволяют достоверно устанавливать наличие дефектов креплений при ослаблении затяжки крепежных винтов.

Ключевые фразы: вибродиагностика, подшипниковый узел, вибрация, виброанализатор, скз, коэффициенты, затяж- ка винта, дефект крепления, крепежный винт, общий уровень вибрации, факт наличия дефекта, критический порог, область допустимых значений, ар7000, сд-21, ар-40
Автор (ы): Буковский Илья Валерьевич, Хруцкий Олег Валентинович
Журнал: ТРУДЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МОРСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
629.5. Водные средства транспорта. Плавучие средства. Судостроение
Для цитирования:
БУКОВСКИЙ И. В., ХРУЦКИЙ О. В. АПРОБАЦИЯ ВИБРОДИАГНОСТИЧЕСКОГО МЕТОДА ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ДЕФЕКТОВ КРЕПЛЕНИЯ ПРИ ОСЛАБЛЕНИИ НАТЯЖЕНИЯ КРЕПЕЖНОГО ЭЛЕМЕНТА // ТРУДЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МОРСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2025. № 1 (13), ТОМ 4
Текстовый фрагмент статьи