В статье рассматривается проблема определения современных форм идентичности. В качестве условий ее формирования проанализирован потенциал семейной памяти и прошлого в целом. Определены перспективы исторической идентичности как пути формирования современной идентичности. Утверждается, что в ситуации доминирования и оправданности межпоколенческих разрывов семейную память нельзя считать необходимым условием формирования идентичности, претендующей на публичность и универсальность. Утверждается, что историческая идентичность в условиях сохранения и распространения национальной идентичности также не может стать необходимой и универсальной формой современной идентичности. В заключение выдвигается тезис, что предпочтительным путем формирования идентичности следует считать моральную идентичность.
Идентификаторы и классификаторы
В свете общей актуальности интереса к памяти [Артамонов, Тихонова, 16–20] встает резонный вопрос: насколько эти новые объекты уже не только научного, но и общественного интереса могут стать основаниями или способами формирования идентичности? В данном случае речь идет о так называемой семейной памяти и исторической идентичности в целом. Что касается исследований отечественных авторов в области темы семейной памяти, то можно отметить работы известного санктпетербургского социолога Андрея Алексеева. Примечательно, помимо прочего, вполне правомерное стремление автора придать моральный статус этому роду деятельности. По его мнению, «необходимо воспитание в людях — и культуры жизнеописания как такового, и культуры сбережения личных архивов (прежде всего в семьях), и “культуры памяти” вообще как неотъемлемого элемента цивилизованного общества и личности». Фиксация семейных корней должна стать культурно-нравственным императивом [Алексеев 2013].
Список литературы
1. Алексеев А. Н. Корни и ветви. В помощь пишущим о предках и о себе самом/самой: “эстафета памяти” и два примера семейной хроники // Семь искусств. 2013. № 6. URL https://litbook.ru/article/4231/ (дата обращения: 05.06.2023).
2. Алексеев А. Н. Память семейная и историческая: точки пересечения и разрывы (гипотеза о влиянии семейной памяти на мировосприятие) // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2008. № 5. С. 49-50. EDN: KYWVGV
3. Артамонов Д. С., Тихонова С. В. DIY-технологии в конструировании исторической памяти // Историческая память: травмы прошлого, противоречия настоящего, перспективы будущего: сб. ст. по итогам всерос. науч. конф. / под ред. В. Н. Сырова. Саратов: ИЦ “Наука”, 2018. С. 16-20. EDN: YXXYJN
4. Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой / пер. с нем. Б. Хлебникова. М.: Новое лит. обозрение, 2016.
5. Люббе Г. Историческая идентичность // Вопр. философии. 1994. № 4. С. 108-113.
6. Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали / пер. с англ. В. В. Целищева. М.: Академ. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
7. Atkins K. Narrative identity and moral identity: a practical perspective. Routledge, 2008.
8. Lapsley D. Chapter 2. Moral Self-Identity and the Social-Cognitive Theory of Virtue: Integrating Perspectives // Developing the Virtues: Integrating Perspectives / ed. by J. Annas, D. Narvaez, N. E. Snow. Oxford univ. press, 2016. Р. 34-68.
9. Lorenz Ch., Tamm M. Who knows where the time goes? // Rethinking History: The Journal of Theory and Practice. 2014. № 18(4). Р. 499-521.
10. Narvaez D., Lapsley D. K. Moral Identity, Moral Functioning, and the Development of Moral Character // Psychology of Learning and Motivation / ed. by B. H. Ross. Elsevier, 2009. Vol. 50. P. 237-274.
11. Rüsen J. How to Overcome Ethnocentrism: Approaches to a Culture of Recognition by History in the Twenty-First Century // History and Theory. 2004. № 43(4). Р. 118-129.
12. Rüsen J. How to make sense of the past - salient issues of Metahistory // The Journal for Transdisciplinary Research in Southern Africa. 2007. № 3 (1). Р. 169-221.
13. Rüsen J. Evidence and Meaning. A Theory of Historical Studies. Berghahn Books, 2017.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В последнее время появляется все больше книг, посвященных различным аспектам коллективной памяти, и само содержание этих книг позволяет говорить о том, что в отечественной науке не только происходят усвоение и интерпретация уже ставших классическими теоретических концепций, но и ставятся вопросы об их применимости к эмпирическому материалу. В этом смысле монография Т. Ю. Покровской — яркий пример сочетания теоретических и эмпирических аспектов изучения представлений о прошлом.
Предметом рецензирования является монография Д. С. Артамонова и С. В. Тихоновой «Петр I в медиапамяти». Соавторы монографии исходят из гипотезы, что в XXI в. ключевую роль в конструировании исторической памяти начинают играть медиасредства. Данную гипотезу они обосновывают, исследуя образ Петра I, создаваемый современной медиасредой. Первая глава монографии посвящена анализу трансформации исторической и коллективной памяти под влиянием различных медиасредств и цифровизации. Во второй главе исследуется специфика образа Петра I в медиапамяти. Третья глава посвящена изучению роли образа Петра I в политике памяти и мемориальных войнах. К несомненному достоинству монографии следует отнести удачно выбранный теоретический инструментарий, позволяющий на примере образа Петра I исследовать трансформационные процессы, свойственные современной коллективной памяти.
В статье анализируются этнонациональные истории и их роль в качестве важных составных элементов модернизации посттрадиционных, в частности постсоветских, социумов. В ходе исследования установлена прямая связь между содержанием данных нарративов и задачами модернизации. Доказано, что основным актором конструирования этноориентированных рассказов о прошлом является не отдельный автор, а корпорация, находящаяся в сложных внутренних и внешних отношениях соподчинения и перераспределения ресурсов. Был поставлен вопрос о «корпоративной» идентичности, которая для этноцентричного автора важнее ожидаемой идентичности национальной. Выявлены качественные отличия научных и этноориентированных (но позиционируемых как «академические») текстов. Итогом исследования стала попытка разработки методики изучения нарративов этнонациональных историй.
Статья посвящена проблеме специфики культурной памяти различных поколений населения Калининградской области. Основой для статьи стали результаты социологического опроса жителей региона, проводившегося в 2022 г. Выявление особенностей восприятия калининградцами сюжетов отечественной (общегосударственной) и региональной истории позволит сделать вывод о типичности (или нетипичности) исторических представлений молодежи и других возрастных групп. В статье анализируются ответы респондентов на вопросы о значимых исторических событиях, распаде СССР, об отношении к актуальным проблемам прошлого области и т. д. Делается вывод о близости исторических представлений калининградцев к типичным для российского общества в целом, а также о специфике культурной памяти молодежи.
Целью исследования является анализ современной политики памяти в Грузии в начале 2020-х гг. Автор анализирует роль и место либеральных трендов в современной грузинской общественной мысли как фактор развития и трансформации мемориальной культуры и коллективной исторической памяти. Новизна исследования заключается в изучении актуального (современного) этапа в развитии исторической политики грузинского общества в контексте объективного дефицита междисциплинарных исследований, сфокусированных на анализе мемориальных культур постсоветского пространства, выполненных с привлечением оригинальных источников. В статье также показано, что 1) либеральный сегмент современного грузинского общества вносит значительный вклад в развитие и трансформацию мемориальной культуры; 2) спектр мемориальных практик грузинских интеллектуалов варьируется от исторического ревизионизма до попыток формирования либерального мемориального канона; 3) участие интеллектуалов в мемориальной политике содействует параллельному соразвитию различных форм исторической памяти. Предполагается, что роль грузинского гражданского общества, включая его либеральный сегмент, в исторической политике современной Грузии будет возрастать, а интеллектуальное сообщество будет оставаться среди активных участников политики коллективной памяти.
В статье рассматривается влияние памяти на формирование личностной идентичности в концепции Карла Ясперса. Исследуется, как Ясперс анализирует категории времени, прошлого, настоящего и будущего, а также опыта и свободы выбора в контексте формирования личностной идентичности. Также осмысляются экзистенциальные аспекты памяти, такие как внутренний опыт и непрерывность времени, и то, как они влияют на процесс формирования личностной идентичности. Статья представляет интерес для философов, психологов и всех, кто интересуется пониманием роли памяти в формировании личностной идентичности.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru