Целью исследования является анализ современной политики памяти в Грузии в начале 2020-х гг. Автор анализирует роль и место либеральных трендов в современной грузинской общественной мысли как фактор развития и трансформации мемориальной культуры и коллективной исторической памяти. Новизна исследования заключается в изучении актуального (современного) этапа в развитии исторической политики грузинского общества в контексте объективного дефицита междисциплинарных исследований, сфокусированных на анализе мемориальных культур постсоветского пространства, выполненных с привлечением оригинальных источников. В статье также показано, что 1) либеральный сегмент современного грузинского общества вносит значительный вклад в развитие и трансформацию мемориальной культуры; 2) спектр мемориальных практик грузинских интеллектуалов варьируется от исторического ревизионизма до попыток формирования либерального мемориального канона; 3) участие интеллектуалов в мемориальной политике содействует параллельному соразвитию различных форм исторической памяти. Предполагается, что роль грузинского гражданского общества, включая его либеральный сегмент, в исторической политике современной Грузии будет возрастать, а интеллектуальное сообщество будет оставаться среди активных участников политики коллективной памяти.
Идентификаторы и классификаторы
В современном мире мемориальная политика или историческая политика памяти стала одной из универсальных политических стратегий правящих элит. Доминирующие политические группы не могут успешно и эффективно функционировать без применения исторического прошлого, которое ими воспринимается почти исключительно утилитарно. Правящими элитами национальная история рассматривается как мобилизационный ресурс, который может использоваться и для собственной легитимации, и для воспроизводства санкционированных элитами версий национальной идентичности. В такой ситуации превращение исторической политики в универсальную манипулятивную практику элит фактически стало неизбежным.
Список литературы
1. Акудовiч А., Казакевiч А. Навука i стратэгii працы з мiнулым. Дыскусiя ў межах семiнара “Сучаснае беларускае мысленне”, Iнстытут сацыялогii, Iнстытут фiласофii НАН, 16 са-кавiка 2006 года // Палiтычная сфера. 2006. № 6. С. 44-48.
2. Аўтўэйт Ў., Рэй Л. Мадэрнасць, памяць i посткамунiзм // Палiтычная сфера. 2006. № 6. С. 27-43.
3. Досс Ф. Как сегодня пишется история: взгляд с французской стороны // Как мы пишем историю / отв. ред. Г. Гаррета, Г. Дюфо, Л. Пименова. М.: РОССПЭН, 2013. С. 9-56.
4. Копосов Н. Исторические понятия в мире без будущего // Как мы пишем историю / отв. ред. Г. Гаррета, Г. Дюфо, Л. Пименова. М.: РОССПЭН, 2013. С. 57-93.
5. Кушко А., Таки В. “Кто мы?” Историографический выбор: румынская нация или молдавская государственность // Ab Imperio. 2003. № 1. C. 485-495. EDN: PDFDKN
6. ანდრონიკაშვილი ზ. ცხინვალის ომი - 30 წლის შემდეგ // რადიო თავისუფლება. 2021. იანვარი 05. URL: https://www.radiotavisupleba.ge/a/31034619.html [Андроникашвили З. Цхинвальская война - 30 лет спустя // Радио Свобода. 2021. 05 января. URL: https://www.radiotavisupleba.ge/a/31034619.html] (accessed: 10.04.2023).
7. ბერიძე ნ. სემუელ ბეკეტის,მერსიე და კამიე“ ანუ ცხოვრება მხოლოდ აწმყოთი და აწმყოში // არილი. 2022. დეკემბერი 27. URL: https://arilimag.ge/ნინო-ბერიძე-სემუელ-ბეკეტ/ [Беридзе Н. “Мерсье и Камилла” Сэмюэля Беккета, или Живущие только настоящим и в настоящем // Ариэль. 2022. 27 декабря. URL: https://arilimag.ge/nino-beridze-semuel-becket/] (accessed: 10.04.2023).
8. ბექაური მ. ადამიანი, რომელმაც წელებზე ფეხი დაიდგა // არილი. 2023. მარტი 17. URL: https://arilimag.ge/მარი-ბექაური-ადამიანი-რო/ [Бекаури М. Человек, наступивший на чресла // Ариэль. 2023. 17 марта. URL: https://arilimag.ge/mari-bekauri-adamiani-ro/] (accessed: 10.04.2023).
9. ეფაძე ქ., ტივაძე ა. ჯავახეთის სომხები იდენტობაზე მოლაპარაკების პროცესში // სოციალური სამართლიანობის ცენტრი. 2023. თებერვალი 22. URL: https://socialjustice.org.ge/ka/products/javakhetis-somkhebi-identobaze-molaparakebisprotsesshi [Эфадзе К., Тивадзе А. Джавахкские армяне в процессе переговоров об идентичности // Центр социальной справедливости. 2023. 22 февраля. URL: https://socialjustice.org.ge/ka/products/javakhetis-somkhebi-identobaze-molaparakebisprotsesshi] (accessed: 10.04.2023).
10. თევზაძე გ. ჩემი ცხოვრების წიგნები // არილი. 2023. მარტი 21. URL: https://arilimag.ge/გიგი-თევზაძე-ჩემი-ცხოვრე/[Тевзадзе Г. Книги моей жизни // Ариэль. 2023. 21 марта. URL: https://arilimag.ge/Gigi-Tevzadze-chemi-zhvere/] (accessed: 10.04.2023).
11. კუბლაშვილი ს. ნარინჯისფერი ავტობუსი // არილი. 2023. მარტი 23. URL: https://arilimag.ge/სოფიო-კუბლაშვილი-ნარინჯ / [Кублашвили С. Оранжевый автобус // Ариэль. 2023. 23 марта. URL: https://arilimag.ge/Sofio-Kublashvili-Narinj/] (accessed: 10.04.2023).
12. ლობჟანიძე გ. დიქტატურის სიტკბო სიმწარისა // ლიბერალი. 2022. თებერვალი 18. URL: https://liberali.ge/articles/view/46958/diqtaturis-sitkbo-simtsarisa [Лобжанидзе Г. Сладость диктатуры // Либерал. 2022. 18 февраля. URL: https://liberali.ge/articles/view/46958/diqtaturis-sitkbo-simtsarisa] (accessed: 10.04.2023).
13. მარკოზია ქ. ვინ არიან მუსლიმი მესხები? // სოციალური სამართლიანობის ცენტრი. 2023. მარტი 01. URL: https://socialjustice.org.ge/ka/products/vin-arian-muslimi-meskhebi [Маркозия К. Кто такие мусульмане месхи? // Центр социальной справедливости. 2023. 01 марта. URL: https://socialjustice.org.ge/ka/products/vin-arian-muslimi-meskhebi] (accessed: 10.04.2023).
14. მგელაძე გ. განგაშის პოეზია // არილი. 2022. აგვისტო 2. URL: https://arilimag.ge/გუგა-მგელაძე-განგაშის-პო/ [Мгеладзе Г. Тревожная поэзия // Ариэль. 2022. 2 августа. URL: https://arilimag.ge/Guga-mgeladze-gangashis-po/] (accessed: 10.04.2023).
15. რეპრესირებული მწერლების მუზეუმი გაიხსნა // არილი. 2023. მარტი 3. URL.: https://arilimag.ge/რეპრესირებული-მწერლების/ [Открытие Музея репрессированных писателей // Ариэль. 2023. 3 марта. URL.: https://arilimag.ge/repressiraneme-mpsrelebi/] (accessed: 10.04.2023).
16. რეხვიაშვილი ჯ. შოთა რუსთაველი, როგორც თბილისის ურბანული ლანდშაფტის ელემენტი // არილი. 2023. მარტი 7. URL: https://arilimag.ge/ჯიმშერ-რეხვიაშვილი-შოთა/ [Рехвиашвили Д. Шота Руставели как элемент городского пейзажа Тбилиси // Ариэль. 2023. 7 марта. URL: https://arilimag.ge/Jimsher-rekhviashvili-shota/] (accessed: 10.04.2023).
17. ფირცხალავა ნ. თბილისი როგორც ტექსტი // არილი. 2023. თებერვალი 19. URL: https://arilimag.ge/ნინო-ფირცხალავა-თბილისი/ [Пирцхалава Н. Тбилиси как текст // Ариэль. 2023. 19 февраля. URL: https://arilimag.ge/nino-firtskhalava-tbilisi/] (accessed: 10.04.2023).
18. ქოიავა ნ. საზარელი მთების კაცის ამბავი // არილი. 2023. იანვარი 16. URL: https://arilimag.ge/ნინუკა-ქოიავა-საზარელი-მ/ [Коява Н. Рассказ о грозном горце // Ариэль. 2023. 16 января. URL: https://arilimag.ge/ninuka-koyavasazareli-m/] (accessed: 10.04.2023).
19. ჭკადუა გ. 25 თებერვლის განთიადი. სცენის მიღმა // ინდიგო. 2021. თებერვალი 25. URL: https://indigo.com.ge/articles/25-tebervlis-gantiadi-scenis-mighma [Чкадуа Г. Рассвет 25 февраля. За кадром // Индиго. 2021. 25 февраля. URL: https://indigo.com.ge/articles/25-tebervlis-gantiadi-scenis-mighma] (accessed: 10.04.2023).
20. ჭკადუა გ. გასაბჭოება - საბჭოური კოლექტიური მეხსიერების პირველი საფეხური // ინფორმაციის თავისუფლების განვითარების ინსტიტუტი. 2020. ოქტომბერი 13. URL: https://idfi.ge/ge/sovietization_the_first_stage_of_soviet_collective_memory [Чкадуа Г. Советизация - первый этап советской коллективной памяти // Институт развития свободы информации. 2020. 13 октября. URL: https://idfi.ge/ge/sovietization_the_first_stage_of_soviet_collective_memory] (accessed: 10.04.2023).
21. ხარბედია მ. შეთხზული „მე“ - მწერალი და ავტობიოგრაფია // არილი. 2022. ივლისი 18. URL: https://arilimag.ge/მალხაზ-ხარბედია-შეთხზულ/ [Харбедия М. Сфабрикованное “я” - писатель и автобиография // Ариэль. 2022. 18 июля. URL: https://arilimag.ge/malkhaz-kharbedia-shetkhzul/] (accessed: 10.04.2023).
22. ჯონსი ს., საბანაძე ნ. საქართველოს სჭირდება დემოკრატიის ახალი მოდელი // Civil.ge. 2023. მარტი 24. URL: https://civil.ge/ka/archives/533235 [Джонс С., Сабанадзе Н. Грузии нужна новая модель демократии // Civil.ge. 2023. 24 марта. URL: https://civil.ge/ka/archives/533235] (accessed: 10.04.2023).
23. ჯოხაძე გ. პუტინის ისტორიული რევიზიონიზმი საქართველოს მაგალითზე - რატომ გვჭირდება სამოქალაქო მეხსიერება? // ჭავჭავაძის ცენტრი. 2022. მარტი 23. URL: http://chavchavadzecenter.ge/ge/blog/1365-putinis-istoriulirevizionizmi-saqartvelos-magalitze-ratom-gvchirdeba-samoqalaqo-mexsiereba [Джохадзе Г. Исторический ревизионизм Путина на примере Грузии - зачем нам гражданская память? // Центр Чавчавадзе. 2022. 23 марта. URL: http://chavchavadzecenter.ge/ge/blog/1365-putinis-istoriuli-revisionizmi-saqartvelos-magalitze-ratom-gvchirdeba-samoqalaqomexsiereba] (accessed: 10.04.2023).
24. Adorno Th. The Meaning of Working Through the Past // Adorno Th. Critical Models: Interventions and Catchwords / trans. H. W. Pickford. N. Y.: Columbia University Press, 2005. Р. 89-103.
25. Edkins J. Trauma and the Memory of Politics. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 284 p.
26. Hedges I. World Cinema and Cultural Memory. L.; N. Y.: Palgrave Macmillan, 2015. 207 р.
27. Heritage, Memory and the Politics of Identity: New Perspectives on the Cultural Landscape / eds. Y. Whelan, N. Moore. L.; N. Y.: Routledge, 2006. 168 p.
28. Huyssen A. Present Pasts: Urban Palimpsests and the Politics of Memory. Stanford: Stanford University Press, 2003. 192 p.
29. Kramer J. The Politics of Memory. L.; N. Y.: Random House, 1996. 293 p.
30. Memory and History: Understanding Memory as Source and Subject / ed. J. Tumblety. L.; N. Y.: Routledge, 2013. 230 p.
31. Modernity, Memory and Postcommunism // Social Theory and Postcommunism / eds. W. Outhwaite, L. Ray. L.; N. Y.: Blackwell Publishing Ltd, 2005. P. 176-197.
32. Nycz G. Memory Politics in the Shadow of the New Cold War. Berlin: De Gruyter Oldenbourg, 2021. 270 p.
33. Olick J. K. The Politics of Regret: On Collective Memory and Historical Responsibility. L.; N. Y.: Routledge, 2007. 238 p.
34. Reconsidering Roots: Race, Politics, and Memory / eds. E. L. Ball, K. C. Jackson. Athens: University of Georgia Press, 2017. 234 p.
35. Smith A. D. Nationalism and the Historians // International Journal of Comparative Sociology. 1992. Vol. 33, № 1-2. P. 58-80. EDN: HFRWPD
36. Souza Santos A. A. de. The Politics of Memory: Urban Cultural Heritage. L.; N. Y.: Rowman & Littlefield Publishers, 2019. 216 p.
37. Tamm M. Afterlife of Events: Perspectives on Mnemohistory. L.; N. Y.: Palgrave Macmillan, 2015. 296 р.
38. The Politics of Memory in Postwar Europe / eds. R. Lebow, W. Kansteiner, C. Fogu. Durham: Duke University Press, 2006. 381 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В последнее время появляется все больше книг, посвященных различным аспектам коллективной памяти, и само содержание этих книг позволяет говорить о том, что в отечественной науке не только происходят усвоение и интерпретация уже ставших классическими теоретических концепций, но и ставятся вопросы об их применимости к эмпирическому материалу. В этом смысле монография Т. Ю. Покровской — яркий пример сочетания теоретических и эмпирических аспектов изучения представлений о прошлом.
Предметом рецензирования является монография Д. С. Артамонова и С. В. Тихоновой «Петр I в медиапамяти». Соавторы монографии исходят из гипотезы, что в XXI в. ключевую роль в конструировании исторической памяти начинают играть медиасредства. Данную гипотезу они обосновывают, исследуя образ Петра I, создаваемый современной медиасредой. Первая глава монографии посвящена анализу трансформации исторической и коллективной памяти под влиянием различных медиасредств и цифровизации. Во второй главе исследуется специфика образа Петра I в медиапамяти. Третья глава посвящена изучению роли образа Петра I в политике памяти и мемориальных войнах. К несомненному достоинству монографии следует отнести удачно выбранный теоретический инструментарий, позволяющий на примере образа Петра I исследовать трансформационные процессы, свойственные современной коллективной памяти.
В статье анализируются этнонациональные истории и их роль в качестве важных составных элементов модернизации посттрадиционных, в частности постсоветских, социумов. В ходе исследования установлена прямая связь между содержанием данных нарративов и задачами модернизации. Доказано, что основным актором конструирования этноориентированных рассказов о прошлом является не отдельный автор, а корпорация, находящаяся в сложных внутренних и внешних отношениях соподчинения и перераспределения ресурсов. Был поставлен вопрос о «корпоративной» идентичности, которая для этноцентричного автора важнее ожидаемой идентичности национальной. Выявлены качественные отличия научных и этноориентированных (но позиционируемых как «академические») текстов. Итогом исследования стала попытка разработки методики изучения нарративов этнонациональных историй.
Статья посвящена проблеме специфики культурной памяти различных поколений населения Калининградской области. Основой для статьи стали результаты социологического опроса жителей региона, проводившегося в 2022 г. Выявление особенностей восприятия калининградцами сюжетов отечественной (общегосударственной) и региональной истории позволит сделать вывод о типичности (или нетипичности) исторических представлений молодежи и других возрастных групп. В статье анализируются ответы респондентов на вопросы о значимых исторических событиях, распаде СССР, об отношении к актуальным проблемам прошлого области и т. д. Делается вывод о близости исторических представлений калининградцев к типичным для российского общества в целом, а также о специфике культурной памяти молодежи.
В статье рассматривается влияние памяти на формирование личностной идентичности в концепции Карла Ясперса. Исследуется, как Ясперс анализирует категории времени, прошлого, настоящего и будущего, а также опыта и свободы выбора в контексте формирования личностной идентичности. Также осмысляются экзистенциальные аспекты памяти, такие как внутренний опыт и непрерывность времени, и то, как они влияют на процесс формирования личностной идентичности. Статья представляет интерес для философов, психологов и всех, кто интересуется пониманием роли памяти в формировании личностной идентичности.
В статье рассматривается проблема определения современных форм идентичности. В качестве условий ее формирования проанализирован потенциал семейной памяти и прошлого в целом. Определены перспективы исторической идентичности как пути формирования современной идентичности. Утверждается, что в ситуации доминирования и оправданности межпоколенческих разрывов семейную память нельзя считать необходимым условием формирования идентичности, претендующей на публичность и универсальность. Утверждается, что историческая идентичность в условиях сохранения и распространения национальной идентичности также не может стать необходимой и универсальной формой современной идентичности. В заключение выдвигается тезис, что предпочтительным путем формирования идентичности следует считать моральную идентичность.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru