В статье рассмотрены основные исторические нарративы и практики, складывающиеся вокруг инфраструктуры памяти г. Петрозаводска. Отталкиваясь от акторно-ориентированного подхода к исследованию политики памяти, мы показываем разнообразие мнемонических акторов и выбираемых ими стратегий коммеморации исторических деятелей и событий. Исследование показало, что в мемориальном облике Петрозаводска наблюдается расширение актуального прошлого, связанного как с процессами формирования общенациональной идентичности, так и с коммодизацией прошлого, то есть с использованием истории как привлекательного для туристов товара. Отсутствие единой стратегии мемориальной политики не позволяет в полной мере выстроить единый исторический нарратив, связывающий если не все, то большинство мемориалов. В то же время все акторы политики памяти стремятся формировать представление о городе как о важной части российской истории, а формируемые ими нарративы направлены на преодоление провинциального положения города.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 159.953. Память. Обучение. Мнемотехника
316.77. Социальная коммуникация. Социология коммуникации
32.019.5. Общественное мнение. Общественно-политическая деятельность.(общественные отношения). Пропаганда. Агитация
394. Общественная жизнь. Жизнь народа
711. Планировка в масштабе страны. Районная планировка. Градостроительство. Анализ местности с точки зрения планировки
94. Всеобщая история
Утверждение, что память и ее проявления не могут быть полностью объяснены с точки зрения когнитивной психологии, так как механика запоминания и забывания зависит не только от химии мозга и индивидуальных пристрастий, но и от отбора того, что считается достойным упоминания обществом [Alderman, Dwyer 2009, 51], сегодня уже не нуждается в доказательстве. Одним из инструментов формирования коллективных представлений о прошлом являются памятники. Это важные символические проводники не только для выражения определенных версий истории, но и для придания им легитимности [Ibid.].
Список литературы
1. Ассман А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. М.: Новое лит. обозрение, 2014.
2. Браточкин А. Городское пространство // Все в прошлом: Теория и практика публичной истории / под ред. А. Завадского, В. Дубиной. М.: Новое издательство, 2021. С. 35-54.
3. Ваше мнение о памятнике Гаскойну? // Лицей: интернет-журнал. URL: https://gazeta-licey.ru/culture/99237-vashemnenie-o-pamyatnike-gaskojnu (дата обращения: 10.04.2024).
4. Даниленко Ю. Ю., Катаев Ф. А. Историческое прошлое как гиперреальность в современной массовой культуре (рецензия на коллективную монографию: Культ-товары. Коммерциализация истории в массовой культуре. М.; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2020) // Филологический класс. 2021. Т. 26, № 3. С. 288-293. EDN: YQDGWM
5. Два грузовика с гуманитарной помощью отправились из Петрозаводска в Луганск // ИА “Республика”. URL: https://rk.karelia.ru/social/dva-gruzovika-s-gumanitarnoj-pomoshhyu-otpravilis-iz-petrozavodska-v-lugansk (дата обращения: 10.04.2024).
6. Лоуэнталь Д. Материальное сохранение и его альтернативы // Неприкосновенный запас. 2017. № 4. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2017/4/materialnoe-sohranenie-i-ego-alternativy.html?ysclid=lusknj1ldo234101842 (дата обращения: 14.04.2024). EDN: WZVYOL
7. Малинова О. Ю. Режим памяти как инструмент анализа: проблемы концептуализации // Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы. Акторы, институты, нарративы / отв. ред. А. И. Миллер, Д. В. Ефременко. М.; СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2020. С. 26-39.
8. Миллер А. И. Введение. Большие перемены. Что нового в политике памяти и в ее изучении? // Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2020. С. 8-25. EDN: FGNHMW
9. Миллер А. И., Пахалюк К. А. Введение. Региональный аспект политики памяти в России - масштабирование и акторы. Задачи и структура монографии // Политика памяти в России - региональное измерение / под ред. А. Миллера, О. Малиновой, Д. Ефременко. М.: ИНИОН РАН. 2023. С. 5-23.
10. Мы еще живы! Судьбы бывших малолетних узников фашистских концлагерей / авт.-сост. К. А. Нюппиева. Петрозаводск: Острова, 2023.
11. Новый памятник в столице Карелии вызывает усмешку у краеведов // Фактор News. URL: https://dzen.ru/a/ZINrE_kVrkXytWnn (дата обращения: 10.04.2024).
12. Память погибших узников концлагерей почтили в Петрозаводске // ИА “Республика”. URL: https://rk.karelia.ru/social/pamyat-pogibshih-uznikov-kontslagerej-pochtili-v-petrozavodske/ (дата обращения: 04.04.2024).
13. Памятник матери открылся сегодня в Петрозаводске // ИА “Республика”. URL: https://rk.karelia.ru/social/pamyatnikmateri-otkrylsya-segodnya-v-petrozavodske (дата обращения: 04.04.2024).
14. Памятник Роберту Рождественскому и Владимиру Морозову появился в Петрозаводске // ИА “Республика”. URL: https://rk.karelia.ru/social/culture/pamyatnik-robertu-rozhdestvenskomu-i-vladimiru-morozovu-poyavilsya-v-petrozavodske/(дата обращения: 04.04.2024).
15. Пахалюк К. А. “В поисках русской древности”: политика памяти в регионах Центральной России // Политика памяти в России - региональное измерение / под ред. А. Миллера, О. Малиновой, Д. Ефременко. М.: ИНИОН РАН, 2023.
16. Призрак великой Финляндии. Преступление без наказания: док. фильм (реж. А. Денисов). ВГТРК, 2023. URL: https://smotrim.ru/video/2709229?ysclid=luqyap9ypm703419120 (дата обращения: 10.04.2024).
17. Протокол заседания комиссии по культурно-историческому наследию. 16 марта 2018 г. // Администрация Петрозаводского городского округа. Управление культуры. Текущий архив.
18. Alderman D. H., Dwyer O. J. Memorial landscapes: analytic questions and metaphors // GeoJournal. 2008. № 73. Р. 165-178. EDN: DCPTOT
19. Alderman D. H, Dwyer O. J. Memorials and Monuments // International Encyclopedia of Human Geography / eds. R. Kitchin, N. Thrift. 2009. Vol. 7. Р. 51-58.
20. Yusupova G., Pfoser A. Tourism, Memory Production and Contested Ethnic Hierarchies in Post-Soviet Almaty // Europe-Asia Studies. 2022. № 75(3). Р. 1-18. DOI: 10.1080/09668136.2021.1964437
21. Sawczuk M. Commemoration or commodification? A stakeholder’s discourse around the establishment of the martyrdom museum // International Entrepreneurship Review. 2020. № 6(3). Р. 61-76. DOI: 10.15678/IER.2020.0603.05 EDN: UICXOY
Выпуск
Другие статьи выпуска
Ставится проблема сравнительного изучения социализации в коммеморативном поле семьи и государства на примере поколений иммигрантов и внутренних мигрантов. Констатируется параллельное существование дискурсов семейной и официальной исторической памяти. На основании широкого круга источников выявляются общие элементы в семейной социализации молодых поколений и в интеграции государством «пришлых». Объединяющим механизмом выступает известный антропологам и философам дарообмен. Доказывается, что он является важной составляющей мировоззрения иммигрантов и внутренних мигрантов разных поколений, а также официальных государственных нарративов о прошлом. Предлагается гипотеза о том, что полная интеграция заключается в формировании готовности включиться в многовековой обмен между данной семьей и государством. Символический обмен, как в случае социализации посредством семейной памяти, должен быть выгоден семье, а не государству с идеей жертвенности во имя него. Таким образом, по мнению авторов, возможно преодолеть символические границы, которые являются препятствием для интеграции разных поколений иммигрантов и внутренних мигрантов в общероссийское коммеморативное пространство.
Их называют «поколением X», их детство и юность пришлись на 1980-е гг., они имели свой доступ к советской реальности, находясь, как правило, в лоне семьи. Вчитываясь в тексты газет, анализируя содержание телепроектов постсоветского времени, автор пытается ответить на вопрос, соответствуют ли эти интерпретации и трансляции образов Советского Союза собственным впечатлениям представителей «поколения X», для чего привлекаются идеи А. Ассман, М. Хирш, Г. Хармана, А. Юрчака, а также интервью акторов разных поколений. Делается вывод о том, что сегодня под влиянием медиа у в свое время юных свидетелей СССР формируется особое - раздвоенное - восприятие советского прошлого.
В статье исследуется проблема приватности в интернет-коммуникации в контексте парадокса конфиденциальности. Цель статьи - показать видение проблемы не только в рамках социально-теоретического подхода, но и с позиции философской антропологии и теории коммуникации. Осуществлен анализ актуальных исследований по проблеме парадокса конфиденциальности и выявлены основные проблемы, привлекающие внимание специалистов. Отмечается, что трансформации границы приватного происходят в эпоху телевидения, когда складываются практики избыточной откровенности в обсуждении исключительно личных тем. Вместе с тем открытость в сфере приватного не исключает тревоги по поводу возможных последствий такой свободы. Показано, каким образом феномен самораскрытия, как неотъемлемый элемент общения, приобретает в сетевой коммуникации новые формы. Если в устном общении откровенно высказанная личная информация, как правило, ненадолго запоминается, то в Интернете приватное всегда в памяти Сети.
В статье рассматривается политика Русской православной церкви (РПЦ), направленная на включение элементов конфессиональной истории в светские учебно-методические нарративы. По мере стандартизации содержания курса истории России в школе, а затем и установления нормативных требований к результатам освоения общеобязательного курса истории России в вузах значимость этих каналов формирования коллективной памяти серьезно возросла. Проведенный анализ выявил три основные стратегии РПЦ по оказанию влияния на содержание данных курсов: акцентирование внимания на эпизодах участия церковных иерархов в переломных событиях, изменивших ход истории российской государственности, поэтапное расширение круга упоминаемых персоналий, связанных с историей Церкви, и, наконец, апелляция к цивилизационному подходу, акцентирующему внимание на ценностных основаниях политической истории, что дает РПЦ символическое преимущество как «государствообразующей» конфессии.
В статье рассматривается проблема репрезентации образов И. В. Сталина и сталинской эпохи в официальном государственном и православном дискурсах, проводится их сравнение, оценка степени взаимовлияния друг на друга, выявляются основные точки «напряженности» в этих нарративах. В условиях общей актуализации мемориальной повестки и по-прежнему высокого символического капитала событий, связанных с этим периодом, для большей части российского общества, включения их в формируемую гражданскую религию важно обратить внимание на возможные риски сосуществования этих двух нарративов. Делается вывод, что потенциальная конфликтность этих политик памяти связана прежде всего с противоречиями «постсоветских» и «несоветских» дискурсов. В заключение предлагаются концептуальные установки для государственной политики памяти, которые могли бы нивелировать выявленные риски.
Автором предпринята попытка эксплицировать изменения исторического контекста управленческой деятельности. Философия истории служит основанием, формирующим смыслополагание и целеполагание управленчества. Прогрессистские схемы отчетливо проявлялись в управлении в XIX-XX вв., однако в XXI в. прогресс перестал быть господствующей философией исторического времени. На смену ей приходят иные версии темпоральности, образуя тем самым новые проблемы для управленческих теорий и практик. Автор нацелен на выявление условий изменений исторических форм темпоральности как оснований целеполагания управления, на проблематизацию смысла и форм управлений в контексте контингетности. В тексте прослеживается трансформация управленческих форм, вызванная изменением контекстов исторической темпоральности. Отмечено, что потеря стратегического видения будущего в управленческой деятельности изменяет как практики управления, так и задачи, которые предъявляются управлению. Вместе с тем управленческие формы знания (модернистские науки), ранее господствовавшие в рамках прогрессистских схем истории, в контексте контингентной темпоральности показывают свою непригодность. Распространение контингетности как исторической схемы восприятия исторического времени образует проблематику смысла управления; горизонт будущего, служивший ранее ориентиром в управленчестве и мотивирующий на качественные изменения социального порядка через управленческие воздействия (планирование), исчезает. Основная задача философии управления, таким образом, состоит в том, чтобы сформировать ответы на те вызовы, которые бросает ей новая версия философии истории.
Статья описывает изменения в городском пространстве столицы Чеченской Республики в 2000-2022 гг. Рассматриваемый период включает активную фазу вооруженных действий второй чеченской войны, или контртеррористической операции на Северном Кавказе (завершилась 16 апреля 2009 г.), ставшей продолжением первой чеченской войны 1994-1996 гг. Однако политика переименования и десоветизации городского пространства Грозного началась задолго до 2009 г. Эти процессы привели к поэтапной национализации городской памяти, в которой стали заметны две параллельные линии памятования. Выявлено, что происходит подмена трагического и «неудобного» прошлого, связанного с периодом Великой Отечественной войны, - депортация чеченцев и ингушей в форме операции «Чечевица» в феврале 1944 г. Руководство Чеченской Республики стремится сконструировать и сохранить в мемориальном ландшафте Грозного только те объекты, которые указывают на исключительно положительную роль чеченцев в достижении Победы в 1945 г. Память о вооруженных действиях 1994-1996 и 1999-2009 гг. практически полностью нивелирована изменениями в городской топонимике. В том числе это подтверждает протестированная гипотеза авторов о существовании памяти «для своих» и памяти «для приезжих» во время экскурсии по Грозному.
В статье рассматриваются конфликты между мнемоническими акторами вокруг коммеморативного проекта Ковалевского леса как места увековечения памяти жертв красного террора 1920-х гг. Опираясь на идеи О. Двейера и Д. Альдермана об изучении мемориальных объектов, анализируются столкновения между акторами по поводу степени их вовлеченности в формирование проекта и включаемых в него фигур. Автор приходит к выводам о том, что мнемонические акторы, заинтересованные в преодолении забвения красного террора, стремились создать в Ковалевском лесу мифологизированную версию прошлого для посетителей, для которых память о репрессиях, терроре и его жертвах вынесена за черту города. В процессе развития проекта Ковалевский лес становится гибким пространством, в котором выделяется место для многих мифов. Для успешной реализации проекта акторы были готовы выстраивать свои отношения как взаимно принимающие и соглашались с включением в него многих нарративов.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru