Ставится проблема сравнительного изучения социализации в коммеморативном поле семьи и государства на примере поколений иммигрантов и внутренних мигрантов. Констатируется параллельное существование дискурсов семейной и официальной исторической памяти. На основании широкого круга источников выявляются общие элементы в семейной социализации молодых поколений и в интеграции государством «пришлых». Объединяющим механизмом выступает известный антропологам и философам дарообмен. Доказывается, что он является важной составляющей мировоззрения иммигрантов и внутренних мигрантов разных поколений, а также официальных государственных нарративов о прошлом. Предлагается гипотеза о том, что полная интеграция заключается в формировании готовности включиться в многовековой обмен между данной семьей и государством. Символический обмен, как в случае социализации посредством семейной памяти, должен быть выгоден семье, а не государству с идеей жертвенности во имя него. Таким образом, по мнению авторов, возможно преодолеть символические границы, которые являются препятствием для интеграции разных поколений иммигрантов и внутренних мигрантов в общероссийское коммеморативное пространство.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 159.953. Память. Обучение. Мнемотехника
314.7.044. добровольная
316.325. Общества в соответствии со специфическими критериями, апример: теократии, массовые общества
325.14. Иммиграция. Иммигранты. Иммиграционная политика
392.3. Семейные отношения. Родственные отношения
929.52. Частная генеалогия. История семей
Миграционные процессы происходят в современном информационном обществе и относительно плотном образовательном пространстве, когда представления о различных территориях и социальных группах нагружены множеством символических смыслов, важнейшие из которых можно объединить понятием «историческая память». В XXI в. миграции затрагивают не только настоящее, но и прошлое, провоцируя, например, столкновение различных исторических мифов.
Миф, который изолирован государственными границами и малой мобильностью населения, является потенциальной основой «бесконфликтного» мировоззрения. В условиях глобализации исторические мифы пересекаются, что приводит к внутренним мировоззренческим конфликтам и внешнему напряжению между «местными» и «пришлыми». К этому добавляется вполне естественное разное восприятие прошлого старшими и младшими поколениями (подробнее о понятии «поколение» см.: [Аникин]). Данные процессы затрудняют социализацию как отдельных индивидов, так и целых социальных групп, особенно иммигрантов. В свою очередь, важнейшими акторами социализации выступают семья и государство.
Список литературы
1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь / под ред. С. А. Ерофеева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО “Изд-во “Экономика”, 2004. EDN: QODCUT
2. Аникин Д. А. Культурная память в эмигрантской среде: поколенческая динамика и коммеморативные практики // Философия и культура. 2019. № 5. С. 39-45. DOI: 10.7256/2454-0757.2019.5.29647 EDN: JQXDHK
3. Геодемографическая инфраструктура села: локальное измерение. Пестречинский муниципальный район Республики Татарстан (социологический анализ): моногр. / под ред. Ф. А. Ильдархановой. Казань: “Отечество”, 2013.
4. Гидденс Э., Саттон Ф. Основные понятия в социологии / пер. с англ. Е. Рождественской; под науч. ред. С. Гавриленко. 2-е изд. М.: Изд. дом. Высш. шк. экономики, 2019.
5. Демографические ресурсы модернизации села (социологический ракурс): моногр. / Г. Ф. Зинатуллина, А. А. Ибрагимова, Ч. И. Ильдарханова и др.; под общ. ред. Ф. А. Ильдархановой. Казань: Академия наук РТ, 2015.
6. Концептуальные основания политики памяти и перспективы постнациональной идентичности / В. Н. Сыров, О. В. Головашина, Д. А. Аникин и др.; Том. гос. ун-т. Томск: Изд. дом Том. гос. ун-та, 2019. EDN: EYIYAH
7. Линченко А. А. Травмы культурной памяти в миграционном и постмиграционном обществе // Человек и культура. 2020. № 1. С. 1-16. DOI: 10.25136/2409-8744.2020.1.31889 EDN: FBKECO
8. Линченко А. А., Благинин В. С. Трансформация семейной памяти мигрантов в свете межпоколенческой динамики: на примере Липецкой области // Социодинамика. 2022. № 12. С. 11-31. 10.25136/2409- 7144.2022.12.39310. DOI: 10.25136/2409-7144.2022.12.39310 EDN: XHQBIW
9. На пути к новому прошлому? Культурная память России в ситуации глобальных миграционных вызовов: моногр. / А. А. Линченко, О. В. Головашина, Д. А. Аникин и др. СПб.: Изд-во “Алетейя”, 2023. EDN: SEFUGG
10. Овчинников А. В. Символический предел фронтира: “генофонд народа” и миграции в прошлом и настоящем // Журнал фронтирных исследований. 2020. № 2. С. 60-76. DOI: 10.46539/jfs.v5i2.203 EDN: GOBWBN
11. Овчинников А. В. “Великий незнакомец” и урбанизационный фронтир (к проблеме социально-психологических оснований исторической “травмы 1552 года”) // Власть. 2021. Т. 29, № 1. С. 291-299. EDN: VOVTAE
12. Овчинников А. В. “Индоевропейский соблазн иерархии”: этический статус иммигрантов в представлениях о структуре российского общества // Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы-2022: К 100-летию “Философского парохода”: ХV Международ. конф., Санкт-Петербург. гос. ун-т, 17-19 ноября 2022 г. / отв. ред. В. Ю. Перов. СПб.: ООО “Сборка”, 2022а. С. 71-72.
13. Овчинников А. В. “История старших”: историческая политика Дома дружбы народов г. Казани // Tempus et Memoria. 2022б. Т. 3, № 2. С. 37-46. DOI: 10.15826/tetm.2022.2.036 EDN: BCYMWP
14. Овчинников А. В. В иерархии “матрешки идентичностей”: “шахматная доска” отечественной исторической памяти (краеведение и иммигранты) // Новое прошлое/The New Past. 2023а. № 2. С. 192-201. DOI: 10.18522/2500-3224-2023-2-192-201 EDN: DLQWGG
15. Овчинников А. В. Этнонациональные истории: социально-политические основания и экономика конструирования (по материалам Республики Татарстан) // Tempus et Memoria. 2023б. Т. 4, № 1. С. 46-60. DOI: 10.15826/tetm.2023.1.044 EDN: UMKMJS
16. Овчинников А. В., Головашина О. В., Благинин В. С. Культурная память россиян в ситуации миграционных вызовов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 55. С. 196-202. Х/55/20. DOI: 10.17223/1998863 EDN: QMZWRR
17. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://xn-b1aew.xn-p1ai/dejatelnost/statistics/migracionnaya/2/ (дата обращения: 01.10.2023).
18. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. URL: https://16.rosstat.gov.ru/naselenie (дата обращения: 01.10.2023).
19. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 01.10.2023).
20. Современный расизм: идеология и практика: сб. науч. ст. / под ред. В. А. Шнирельмана. М.: Дашков и К°, 2022.
21. Фомашин В. С. Дарообмен как основа социального взаимодействия // Гуманитарный вестник. 2020. Вып. 3. С. 1-9. DOI: 10.18698/2306-8477-2020-3-667 EDN: XKPPNA
Выпуск
Другие статьи выпуска
Их называют «поколением X», их детство и юность пришлись на 1980-е гг., они имели свой доступ к советской реальности, находясь, как правило, в лоне семьи. Вчитываясь в тексты газет, анализируя содержание телепроектов постсоветского времени, автор пытается ответить на вопрос, соответствуют ли эти интерпретации и трансляции образов Советского Союза собственным впечатлениям представителей «поколения X», для чего привлекаются идеи А. Ассман, М. Хирш, Г. Хармана, А. Юрчака, а также интервью акторов разных поколений. Делается вывод о том, что сегодня под влиянием медиа у в свое время юных свидетелей СССР формируется особое - раздвоенное - восприятие советского прошлого.
В статье исследуется проблема приватности в интернет-коммуникации в контексте парадокса конфиденциальности. Цель статьи - показать видение проблемы не только в рамках социально-теоретического подхода, но и с позиции философской антропологии и теории коммуникации. Осуществлен анализ актуальных исследований по проблеме парадокса конфиденциальности и выявлены основные проблемы, привлекающие внимание специалистов. Отмечается, что трансформации границы приватного происходят в эпоху телевидения, когда складываются практики избыточной откровенности в обсуждении исключительно личных тем. Вместе с тем открытость в сфере приватного не исключает тревоги по поводу возможных последствий такой свободы. Показано, каким образом феномен самораскрытия, как неотъемлемый элемент общения, приобретает в сетевой коммуникации новые формы. Если в устном общении откровенно высказанная личная информация, как правило, ненадолго запоминается, то в Интернете приватное всегда в памяти Сети.
В статье рассматривается политика Русской православной церкви (РПЦ), направленная на включение элементов конфессиональной истории в светские учебно-методические нарративы. По мере стандартизации содержания курса истории России в школе, а затем и установления нормативных требований к результатам освоения общеобязательного курса истории России в вузах значимость этих каналов формирования коллективной памяти серьезно возросла. Проведенный анализ выявил три основные стратегии РПЦ по оказанию влияния на содержание данных курсов: акцентирование внимания на эпизодах участия церковных иерархов в переломных событиях, изменивших ход истории российской государственности, поэтапное расширение круга упоминаемых персоналий, связанных с историей Церкви, и, наконец, апелляция к цивилизационному подходу, акцентирующему внимание на ценностных основаниях политической истории, что дает РПЦ символическое преимущество как «государствообразующей» конфессии.
В статье рассматривается проблема репрезентации образов И. В. Сталина и сталинской эпохи в официальном государственном и православном дискурсах, проводится их сравнение, оценка степени взаимовлияния друг на друга, выявляются основные точки «напряженности» в этих нарративах. В условиях общей актуализации мемориальной повестки и по-прежнему высокого символического капитала событий, связанных с этим периодом, для большей части российского общества, включения их в формируемую гражданскую религию важно обратить внимание на возможные риски сосуществования этих двух нарративов. Делается вывод, что потенциальная конфликтность этих политик памяти связана прежде всего с противоречиями «постсоветских» и «несоветских» дискурсов. В заключение предлагаются концептуальные установки для государственной политики памяти, которые могли бы нивелировать выявленные риски.
Автором предпринята попытка эксплицировать изменения исторического контекста управленческой деятельности. Философия истории служит основанием, формирующим смыслополагание и целеполагание управленчества. Прогрессистские схемы отчетливо проявлялись в управлении в XIX-XX вв., однако в XXI в. прогресс перестал быть господствующей философией исторического времени. На смену ей приходят иные версии темпоральности, образуя тем самым новые проблемы для управленческих теорий и практик. Автор нацелен на выявление условий изменений исторических форм темпоральности как оснований целеполагания управления, на проблематизацию смысла и форм управлений в контексте контингетности. В тексте прослеживается трансформация управленческих форм, вызванная изменением контекстов исторической темпоральности. Отмечено, что потеря стратегического видения будущего в управленческой деятельности изменяет как практики управления, так и задачи, которые предъявляются управлению. Вместе с тем управленческие формы знания (модернистские науки), ранее господствовавшие в рамках прогрессистских схем истории, в контексте контингентной темпоральности показывают свою непригодность. Распространение контингетности как исторической схемы восприятия исторического времени образует проблематику смысла управления; горизонт будущего, служивший ранее ориентиром в управленчестве и мотивирующий на качественные изменения социального порядка через управленческие воздействия (планирование), исчезает. Основная задача философии управления, таким образом, состоит в том, чтобы сформировать ответы на те вызовы, которые бросает ей новая версия философии истории.
Статья описывает изменения в городском пространстве столицы Чеченской Республики в 2000-2022 гг. Рассматриваемый период включает активную фазу вооруженных действий второй чеченской войны, или контртеррористической операции на Северном Кавказе (завершилась 16 апреля 2009 г.), ставшей продолжением первой чеченской войны 1994-1996 гг. Однако политика переименования и десоветизации городского пространства Грозного началась задолго до 2009 г. Эти процессы привели к поэтапной национализации городской памяти, в которой стали заметны две параллельные линии памятования. Выявлено, что происходит подмена трагического и «неудобного» прошлого, связанного с периодом Великой Отечественной войны, - депортация чеченцев и ингушей в форме операции «Чечевица» в феврале 1944 г. Руководство Чеченской Республики стремится сконструировать и сохранить в мемориальном ландшафте Грозного только те объекты, которые указывают на исключительно положительную роль чеченцев в достижении Победы в 1945 г. Память о вооруженных действиях 1994-1996 и 1999-2009 гг. практически полностью нивелирована изменениями в городской топонимике. В том числе это подтверждает протестированная гипотеза авторов о существовании памяти «для своих» и памяти «для приезжих» во время экскурсии по Грозному.
В статье рассматриваются конфликты между мнемоническими акторами вокруг коммеморативного проекта Ковалевского леса как места увековечения памяти жертв красного террора 1920-х гг. Опираясь на идеи О. Двейера и Д. Альдермана об изучении мемориальных объектов, анализируются столкновения между акторами по поводу степени их вовлеченности в формирование проекта и включаемых в него фигур. Автор приходит к выводам о том, что мнемонические акторы, заинтересованные в преодолении забвения красного террора, стремились создать в Ковалевском лесу мифологизированную версию прошлого для посетителей, для которых память о репрессиях, терроре и его жертвах вынесена за черту города. В процессе развития проекта Ковалевский лес становится гибким пространством, в котором выделяется место для многих мифов. Для успешной реализации проекта акторы были готовы выстраивать свои отношения как взаимно принимающие и соглашались с включением в него многих нарративов.
В статье рассмотрены основные исторические нарративы и практики, складывающиеся вокруг инфраструктуры памяти г. Петрозаводска. Отталкиваясь от акторно-ориентированного подхода к исследованию политики памяти, мы показываем разнообразие мнемонических акторов и выбираемых ими стратегий коммеморации исторических деятелей и событий. Исследование показало, что в мемориальном облике Петрозаводска наблюдается расширение актуального прошлого, связанного как с процессами формирования общенациональной идентичности, так и с коммодизацией прошлого, то есть с использованием истории как привлекательного для туристов товара. Отсутствие единой стратегии мемориальной политики не позволяет в полной мере выстроить единый исторический нарратив, связывающий если не все, то большинство мемориалов. В то же время все акторы политики памяти стремятся формировать представление о городе как о важной части российской истории, а формируемые ими нарративы направлены на преодоление провинциального положения города.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru