В статье рассматриваются представления, выражаемые священными писаниями индуизма, о духовной природе животных и эволюции их сознания в процессе перерождения (реинкарнации), приводится иерархия животных, а также раскрываются положения принципа ненасилия (ахимса) - важной составляющей духовности индуизма. Излагаются представления последователей индуизма о домашних животных, часть из которых наделена статусом священного животное. Анализируется связь между животным и божеством, приводятся истории о животных из священных писаний индуизма, а также излагаются сведения о жертвоприношениях животных.
Идентификаторы и классификаторы
Характерной чертой индуизма является представление о том, что человек, животное, а также все другие живые существа обладают единой духовной природой. В Бхагавад-гите, представляющей собой одно из важнейших священных писаний индуизма, в 18 тексте 5 главы об этом говорится следующее: «Смиренные мудрецы, обладающие истинным знанием, одинаково смотрят на ученого и благовоспитанного брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда [неприкасаемого]» [Бхактиведанта Свами Прабхупада 2016а, 291]. Еще одно подобное утверждение встречается в 20 тексте 18 главы: «Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную природу, следует считать знанием в гуне благости» [Там же, 763].
Список литературы
1. Бхактиведанта Свами Прабхупада 1016а - Бхактиведанта Свами Прабхупада А. Ч. Бхагавад-гита как она есть. М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2016.
2. Бхактиведанта Свами Прабхупада 1016б - Бхактиведанта Свами Прабхупада А. Ч. Шри Ишопанишад. М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2016.
3. Бхактиведанта Свами Прабхупада 1016в - Бхактиведанта Свами Прабхупада А. Ч. Шримад-Бхагаватам: Песнь вторая. М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2016.
4. Бхактиведанта Свами Прабхупада 1016г - Бхактиведанта Свами Прабхупада А. Ч. Шримад-Бхагаватам: Песнь пятая, том первый. М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2016.
5. Бхактиведанта Свами Прабхупада 1016д - Бхактиведанта Свами Прабхупада А. Ч. Шримад-Бхагаватам: Песнь шестая, том второй. М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2016.
6. Бхактиведанта Свами Прабхупада 1016е - Бхактиведанта Свами Прабхупада А. Ч. Шримад-Бхагаватам: Песнь седьмая, том второй. М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2016.
7. Бхактиведанта Свами Прабхупада 1013а - Бхактиведанта Свами Прабхупада А. Ч. Шримад-Бхагаватам: Песнь третья, том первый. М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2013.
8. Бхактиведанта Свами Прабхупада 1013б - Бхактиведанта Свами Прабхупада А. Ч. Шримад-Бхагаватам: Песнь третья, том третий. М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2013.
9. Бхактиведанта Свами Прабхупада 1013в - Бхактиведанта Свами Прабхупада А. Ч. Шримад-Бхагаватам: Песнь четвертая, том третий. М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2013.
10. Корнеева Н. А. Атиратра Агничаяна: замещение жертвенных животных в ритуалах // Зографский сборник. 2016. № 5. С. 45-59.
11. Панчаратра-прадипа на русском языке. URL: http://www.forum.krishna.ru/showthread.php?t=993 (дата обращения: 25.09.2024).
12. Радханатха Свами. Путешествие домой: автобиография американского йога. М.: Арт Дизайн +, 2013.
13. Ученики Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Шримад-Бхагаватам: Песнь десятая, том четвертый. М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2015.
14. Ученики Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Шримад-Бхагаватам: Песнь двенадцатая. М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2016.
15. Ученики Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Шримад-Бхагаватам: Песнь одиннадцатая, том второй. М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2017.
16. Brahma Vaivartha Purana: Sri Krishna Janana Khanda. URL: https://books.google.ru/books?id=zpg3EAAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q=devara&f=false (дата обращения: 25.09.2024).
17. Dialogue between Prahlada and his father, chapter XIX. URL: https://www.wisdomlib.org/hinduism/book/vishnu-purana-wilson/d/doc115955.html (дата обращения: 25.09.2024).
18. Mahaasubhaasitasamgraha, vol. 1-8. URL: https://archive.org/stream/MahaasubhaasitasamgrahaVol1-8/Mahaasubhaasitasamgraha_Vol_3_djvu.txt (дата обращения: 25.09.2024).
19. Muller F. M. Sacred Books of the East: Vol. XV. Oxford: Claremdon Press, 1884.
20. Muller F. M. Sacred Books of the East: Vol. XXXIV. Oxford: Claremdon Press, 1890.
21. O’Flaherty W. D. The Origin of Heresy in Hindu Mythology // History of Religions. 1971. Vol. 10. No. 4. P. 271-333.
22. Sri Parashara Smrithi. URL: https://archive.org/download/ParasharaSmriti/SriParasharaSmrithiPdf.pdf (дата обращения: 25.09.2024).
23. The Greatness of Barkareśvara, chapter 39. URL: https://www.wisdomlib.org/hinduism/book/the-skandapurana/d/doc366025.html (дата обращения: 25.09.2024).
24. The Laws of Manu III. URL: https://sacred-texts.com/hin/manu/manu03.htm (дата обращения: 25.09.2024).
25. What does hindu sastra say about raising a dog at home?. URL: https://www.quora.com/What-does-hindusastra-say-about-raising-a-dog-at-home/answer/Abhijit-Kurse (дата обращения: 25.09.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются особенности трактовки категории «отчуждение» немецко-американским теологом и философом П. Тиллихом и отечественным философом и религиоведом Д. В. Пивоваровым. Анализируется толкование П. Тиллихом библейских образов как своеобразных ответов на экзистенциальные вопросы, а также решение им проблемы соотношений онтологических категории: категорий «отчуждение», «грех», «сущность», «существование». Методологической основой исследования послужили идеи Д. В. Пивоварова о возрождении синтетической парадигмы в философии, предложенная им дефиниция религии как сакрализации связи человека с Абсолютом, а также предложенный П. Тиллихом метод корреляции.
Цель данного исследования заключается в анализе использования элементов внутреннего ориентализма для отражения межэтнического взаимодействия и культурных стереотипов внутри Италии на примере кинематографического творчества Лукино Висконти. На основе драматургических элементов фильмов данного режиссёра анализируются взаимоотношения между северными и южными итальянцами, что позволяет исследовать разделение социального пространства Италии через призму культурных стереотипов. Внутри одной страны, в которой северные регионы традиционно ассоциируются с промышленностью, богатством и прогрессом, в то время как южные - с бедностью, отсталостью и традиционностью, отмечаются реперные точки ориенталистской интенции. Показано, что несмотря на отсутствие явных мотивов внутреннего ориентализма, у Висконти они зачастую используются для усиления драматургии.
Спустя сто лет после смерти Кафка превратился из писателя в образ, к которому продолжают обращаться интеллектуалы, литераторы и философы. Более того, в обиход вошло слово «кафкианский», отсылающее не к самому Кафке, и даже не к его книгам, а, скорее, к нашему личному страху перед непонятным и абсурдным. Кафкианское - это немыслимые и бредовые ситуации, происходящие наяву. Мы как исследователи и как философы исследуем сущность кафкианского через обращение к текстам, или, скорее, к Тексту - к «Кафкианскому тексту». Задача данной статьи - проанализировать произведения Кафки, их интерпретации, способы прочтения, которые создали кафкианское.
Исследования видеоигр помогают выявить их потенциал как одного из инструментов регуляции современного общества. Несмотря на то что в обществе на данный момент преобладает негативное и пренебрежительное отношение к видеоиграм, они являются одним из популярных повседневных занятий для четверти россиян. Миллионы людей по всему миру играют в видеоигры, что ставит данную практику в один ряд с психотерапией, интегральным нейропрограммированием (ИНП) и иными практиками, формирующими индивидуальное и массовое сознание. Коммуникационный потенциал видеоигр остается недостаточно изученным. В данной статье автор обращается к вопросам репрезентативной функции элементов хоррора в пространстве видеоигр. Опираясь на литературу, статистические данные и иные источники, исследователи Game Studies ведут обсуждение как самого понятия «видеоигра», так и восприятия предлагаемого ею диалога по конкретным социальным проблемам.
В тексте исследуется понятие агентности и сопротивления нечеловеческих животных, анализируется работа приютов для животных, рассматриваемых как лаборатории для формирования новых межвидовых взаимодействий. Основное внимание уделяется различиям между приютами-shelter и приютами-sanctuary, а также тому, как нечеловеческие животные могут активно участвовать в создании и трансформации пространства, в котором они живут. Работы Сью Дональдсон и Уилла Кимлики также приводятся для обоснования включения нечеловеческих животных в политическое сообщество и их активного участия в принятии решений о собственной жизни.
В статье представлен философский анализ проблемы смерти животных и их статуса в человеческом обществе. Предпринимается попытка найти вариант возможности признания животных как «смертных» в специфически животном смысле, без претензии на исключительно человеческое право быть смертным. В статье рассматривается концепция «взаимного включения» между человеческим и животным, которая предполагает переопределение фундаментальных понятий «жизнь» и «смерть» в их возможной причастности как человеческому, так и животному. Рассматриваются концепции биополитики, танатополитики и некрополитики, которые предполагают управление жизнью и смертью человека в их возможности включить в себя животное, и утверждается специфический смысл животного, включенного в контекст человеческого, которое в этом смысле получает большую определенность.
С точки зрения лакановского психоанализа абстракция Животного вскрывает конкретную реальность разрыва между Субстанцией и Субъектом, опосредующего человеческую субъективность. Чудовищность, наблюдаемая нами в животных, отражает конститутивную травму, с которой начинается становление человека. Структурообразующая травма тесным образом связана с фундаментальным антагонизмом Реального, а вслед за ним - с половым различием. Вытеснение полового различия из поля рассмотрения дискредитирует попытки эмансипировать сексуальность (в психоаналитическом смысле), блокируя политический потенциал психоанализа. «Невозможный» взгляд, или взгляд с позиции травмы, полового различия, раскола между Субстанцией и Субъектом, - это взгляд Человека на самого себя через оптику Животного, присущего нам самим. Занимаемая психоанализом точка зрения, противоположная всякой нейтральности, делает доступным подлинное эмансипационное действие, мыслимое в качестве невозможного.
Данная статья является предисловием к специальному выпуску журнала «Koinon». В статье предлагаются различные точки зрения на репрезентацию человеко-животной совместности. Через постановку трех вопросов «что это - “вместе”?», «как это - “вместе”?», «с кем это - “вместе”?» высвечиваются сложившиеся на сегодняшний день в философско-гуманитарных науках варианты представления совместного бытия человека и животных. В результате мы имеем три теоретико-методологических стратегии: 1) исходящую из единства людей и животных; 2) исходящую из практик организации совместности, складывающихся между людьми и животными; 3) исходящую из гетерогенной сборки множественных объектов и актантов, взаимоопределениях друг друга.
Исследование сосредоточено на том, как процессы глобализации влияют на культурные, политические и социальные аспекты иранского общества. Рассматриваются модернистский и постмодернистский подходы к глобализации и их значение для сохранения национальной идентичности, включая трансформацию персидского языка как важного инструмента культурного выражения. Применяется культурологический и аналитический подход, включая изучение взаимосвязи между глобализацией и идентичностью. Особое внимание уделяется постмодернистским концепциям и их применению к условиям глобализации в Иране. Глобализация, будучи одновременно вызовом и возможностью, предоставляет Ирану инструменты для укрепления национальной идентичности через сохранение и развитие персидского языка, литературы и искусства. В статье предложены практические рекомендации по адаптации иранского общества к глобальным вызовам с учетом культурных ценностей и традиций. Персидский язык подтвержден как средство поддержания культурной уникальности и выстраивания связей с внешним миром.
В статье рассматривается связь проблематики экзистенциальной философии с опытом велосипедиста. В ходе исследования историко-философское изучение вопроса дополнено критическим анализом феноменологии повседневности и рассмотрением тела человека на велосипеде как сложного агрегата со своим катастрофическим риском. Велосипед способствовал смещению проблематики философии от изучения соотношения потенциального и актуального, или же от позитивистского исследования природных сил, к рассмотрению бытия как ряда проблемных ситуаций. Велосипед по-новому сопрягает обитаемые и необитаемые пространства, что позволяет продуктивно сблизить деконструкцию как учение о ризоматичности пространственного опыта и новые онтологии, указывающие на познаваемость только обитаемых пространств, когда вещи понимаются как обитатели пространств, внутри концепции Хайдеггера.
В статье исследуется такое явление, как Просвет бытия (область эвидентного), раскрывается как сакральное и нуминозное. «Просвет бесконечно открыт и абсолютно закрыт» - это обобщение доказывается при помощи подхода Д. В. Пивоварова, а также с использованием авторского понятия «моментальный снимок». Затрагивается вопрос истины как самоочевидности.
Концепция четвертого номера журнала «Koinon» за 2024 год сложилась в сотрудничестве с кафедрой социальной философии департамента философии Уральского гуманитарного института УрФУ, заявившей тему коллективного исследования «Вместе: люди иживотные».
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru