Внедрение информационно-цифровых технологий во все сферы жизни человека все чаще приводит к информационному стрессу, трансформациям и экстернализации памяти. Передача функции сохранения информации внешним предметам позволяет прилагать меньше усилий для ее запоминания, поскольку она постоянно находится в свободном доступе. В эпоху цифровизации только половина студентов медицинских вузов применяют электронные гаджеты для структурирования информации, при этом около четверти выборки используют для этого бумажные носители.
Идентификаторы и классификаторы
Среди множества теорий памяти выделяется ассоциативная теория, в основе которой лежит понятие ассоциации – связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости [5]. Запоминание рассматривалось как образование ассоциаций, а воспроизведение как использование уже имеющихся ассоциаций. Особое условие для образования ассоциаций – многократное повторение одних и тех же процессов во времени [5]. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например, закон забывания Г. Эббингауза. Отдельные элементы информации, согласно ассоциативной теории, запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурнофункциональных и смысловых ассоциациях с другими.
Список литературы
1. Болдычева В. А. К вопросу о культуре как социальной памяти человеческой общности // Вестник Костромского государственного университета. 2009. №1. С. 148-151. EDN: MVSWOR
2. Дутко Ю. А. Особенности развития познавательных процессов подростков поколения Z // Евразийский Союз Ученых. 2019. №7-3 (64). С. 22-25. EDN: MIREWX
3. Жученко О. А. Проектирование безопасной образовательной среды в условиях дистанционного обучения: психолого-педагогический аспект (на примере аграрного вуза) / О. А. Жученко, О. Н. Малахова, И. Т. Русских, Н. П. Галиахметова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2022. № 12. С. 50-54. EDN: BZZUJJ
4. Жученко О. А. Социальные и гуманитарные науки в цифровую эпоху / О. А. Жученко, С. В. Козловский, О. Н. Малахова [и др.]. Ижевск: Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, 2022. 100 c. EDN: JOXBSV
5. Маклаков А. Г. Общая психология. CПб.: Питер, 2001. 592 с. EDN: ZENYHV
6. Олешко В. Ф. “Google-эффект” в контексте цифровых межпоколенческих противоречий / В. Ф. Олешко, Е. В. Олешко // Возможности и угрозы цифрового общества. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.В. Соколова, А.А. Фролова. Ярославль: Цифровая типография, 2020. С. 187-190.
7. Помыткина Т. Ю. Оценка готовности молодых врачей к самостоятельной профессиональной деятельности / Т. Ю. Помыткина, Н. П. Галиахметова // Актуальные вопросы современного медицинского образования: Материалы II Международной научно-практической конференции, Ижевск, 16-17 декабря 2021 года. Ижевск: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Ижевская государственная медицинская академия” Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2021. С. 25-29. EDN: CGXPSE
8. Пронькина А. Н. Трансформация памяти в условиях информационного перенасыщения // Философия науки и техники 2020. № 1. С. 110-124. EDN: GIMULV
9. Солдатова Г. В. Цифровая личность как феномен 21 века: встреча с “новой нормальностью” [Электронный ресурс] // 15 Санкт-Петербургский саммит психологов. - Режим доступа: https://psy.su/feed/9511/ (дата обращения 21.04.2023).
10. Труфанова Е. О. Человек и его память в цифровизирующемся мире // Вестник Челябинского государственного университета. 2021. №8 (454). С. 30-38.
11. Хохлова Л. П. Методы запоминания информации (мнемотехника) // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. №2 (6). С. 40-43. EDN: XWOVOF
12. Ekelund R. Fascination, nostalgia, and knowledge desire in digital memory culture: Emotions and mood work in retrospective Facebook groups. Memory Studies. 2022. Vol. 15, No. 5. Pp. 1248-1262. EDN: FAKNLW
13. Sparrow B. Google Effects on Memory: Cognitive Consequences of Having Information at Our Fingertips / B. Sparrow, L. Jenny, D. Wegner //Science. 2011. Vol. 333, No. 6043. Pp. 776-778.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В работе дана характеристика феномена виртуальной коммуникации, занимающего доминирующую позицию в мире цифровой культуры. Выявлена привлекательность виртуальной коммуникации и причины, препятствующие возвращению из виртуального пространства в реальный мир. На основе обзора электронных сообществ автор показывает тенденции виртуальной коммуникации, описывает ее черты и особенности, раскрывает преимущества и риски погружения человека в виртуальный мир.
В статье рассмотрены этапы развития систем поддержки принятия решений, начиная с появления первых компьютерных систем в 1950-х гг. и заканчивая современными интеллектуальными системами, использующими методы искусственного интеллекта и машинного обучения. Автор описывает основные методы, используемые в системах поддержки принятия решений, примеры их применения в различных сферах деятельности.
Термин «переживание» широко используется как в науке, так и в жизни, а интерес к изучению категории без преувеличения можно отнести к ведущим в системе гуманитарных наук. Статья посвящена истории теоретических подходов к изучению переживания в психологической науке и социально-философской мысли, автор сравнивает подходы, концентрируясь на подростковом возрасте, определяет современное состояние проблемы.
В статье анализируется специфика субкультуры геймеров и прослеживается ее трансформация от возникновения до становления в онлайн пространстве. Раскрываются особенности существования виртуального мира геймеров и причины его максимально комфортных (по сравнению с реальным) условий существования. Выделяются причины популярности субкультуры среди молодежи, ее положительное и отрицательное влияние.
Цифровая культура существенным образом изменила формы и способы коммуникации в современном обществе, в том числе и в сфере научных исследований. В статье рассматривается типология форм академической коммуникации, которая существует в условиях цифровой культуры технического вуза. Проанализированы существующие форматы научной коммуникации, интерактивные виды общения между преподавателями и студентами. Сделан выводы о культурной вовлеченности студентов, определены причины падения интереса студентов к коммуникации и их связь с культурным аспектом.
В статье дана характеристика ключевых этапов развития физики тяжелых ионов. Автор описывает историю дисциплины с момента появления первых представлений об атомах в античной философской мысли до новейших открытий XXI в. Ядерные реакции с тяжелыми ионами позволили получить уникальные данные по строению и эволюции ядерной материи, открыть уникальные физические явления, такие как каскадный распад тяжелых ядер, протонная радиоактивность, ядерная изомерия формы, а также синтезировать новые химические элементы, сама возможность существования которых была важной частью научной дискуссии в XX в.
В статье изложены ключевые идеи и проблемы информационной безопасности, способствовавшие развитию методов защиты информации, ставшие предтечей компьютерной информационной безопасности. Выделены значимые международные происшествия, способствовавшие повсеместному развитию кибербезопасности.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- ДУБНА
- Регион
- Россия, Дубна
- Почтовый адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- Юр. адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- ФИО
- Деникин Андрей Сергеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@uni-dubna.ru
- Контактный телефон
- +8 (496) 2166001