В статье рассматривается репрезентация концепта «ветер» в современной русской публицистике и художественной литературе. Материал исследования определен методом выборки на основе Национального корпуса русского языка. Сделан вывод о смещении смысловых приоритетов при общем сохранении ядра семантической структуры концепта. Полученные в ходе анализа результаты сопоставлены с выводами других исследователей.
Идентификаторы и классификаторы
Таково лишь самое основное значение лексемы ветер. Как видно, важнейшим компонентом этого значения, отмеченным в словарных статьях, оказывается «движение» (воздуха). Рассмотрим, как этот компонент реализуется и трансформируется в современном языковом материале. Среди исследований, посвященных ему, стоит обратить особое внимание на работу В. И. Карасика, в которой концепт «ветер» рассмотрен в русской фразеологии и поэзии разных лет. Среди уточняющих характеристик ветра в русском языке он отметил, прежде всего, силу, температуру, направление, неподконтрольность [2, с. 222]. Тот же исследователь выделил как основу для построения художественного образа ряд вызванных ветром ощущений. Среди этих ощущений названы, в частности, стремление людей защититься от ветра. В художественных текстах нередко присутствуют звуковые и температурные характеристики ветра (в поэзии чаще говорится именно о холодном ветре); отмечаются те или иные запахи, которые приносит ветер, а также способность ветра быть движущей силой мира [2, с. 223].
Список литературы
1. Воркачев С.Г. Воплощение смысла: conceptualia selecta: Монография. Волгоград: Парадигма, 2014. 331 с.
2. Карасик В.И. Ветер как лингвокультурный символ в русском и английском языковом сознании // Русистика и компаративистика. 2021. № 15. С. 219-235. EDN: TPWCYU
3. Малый академический словарь [Электронный ресурс] / Институт русского языка АН СССР; под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1957-1984. Режим доступа: https://rus-academic-dict.slovaronline.com/ (дата обращения: 10.06.2024).
4. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ruscorpora.ru/ (дата обращения: 10.06.2024).
5. Пименова М.В. Типы концептов и этапы концептуального исследования // Вестник КемГУ. 2013. № 2 (54), Т. 2. С. 127-131.
6. Сегал Н.А. Концепт ветер в русскоязычных медиатекстах / Н.А. Сегал, А.Я. Мартынюк // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2017. № 5. С. 51-56. EDN: YLJGFU
7. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты: Монография. Волгоград: Перемена, 2004. 340 с. EDN: QRPAAV
8. Стернин И.А. Описание концепта в лингвоконцептологии // Лингвоконцептология. 2008. № 1. С. 8-20. EDN: UHHSZR
9. Сянфей М. Стереотипное представление о ветре в русской лингвокультуре //Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 9. С. 100-113.
10. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний. М.: Альта-Принт, 2008. 1239 c.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлены результаты исследования миграционных настроений студентов технических вузов города Москвы в условиях технологического лидерства. Рассмотрены факторы миграции молодых специалистов как внутри России, так и в другие страны. Особое внимание уделено анализу представлений о перспективности получаемой специальности, выявлена взаимосвязь таких представлений с миграционными планами студентов.
Проанализирован набор вербальных и невербальных средств выражения эмоций, выступающих маркерами страха и гнева коммуниканта в антиутопиях Джорджа Оруэлла «1984» и Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». В ходе анализа обнаружена корреляция между силой испытываемой эмоции и объемом средств для их выражения. Для достоверного определения эмоции необходимо учитывать не только вербальные и невербальные средства, но и иные экстралингвистические факторы - контекст, характер коммуниканта, его настроение, происхождение и общий эмоциональный фон, в котором он пребывает.
В ноябре 2024 года состоялся Круглый стол, посвященный 75-летию со дня рождения известного ученого - Ильи Борисовича Шатуновского. Работы автора, в том числе три монографии, остаются актуальными и по сей день. Преподаватели университета «Дубна», ученики и бывшие студенты И. Б. Шатуновского собрались, чтобы почтить его память, поделиться теплыми воспоминаниями, представить доклады, так или иначе связанные с деятельностью профессора. Темы докладов носили разнообразный характер: некоторые из них были посвящены вкладу И. Б. Шатуновского в развитие теории иронии и речевых актов в русском языке, в исследование фразеологизированных риторических вопросов и изучение лингвистической семантики и прагматики; другие - методическим особенностям преподавания русскоязычных и англоязычных дисциплин и некоторым аспектам лингвистики и филологии, а часть докладов раскрывала вопросы по смежным темам, например, о малых языках русского севера.
В современной социокультурной реальности, где интернет и социальные сети играют ключевую роль в распространении информации, возникает социальный феномен инфоцыганства. В статье рассмотрены основные параметры инфоцыганства, выделены стратегические приемы и практики инфоцыган, причиняющие серьезный ущерб отдельным потребителям информационного контента и несущие угрозы для общества в целом. Сделан вывод о необходимости выработки методов борьбы с инфоцыганами, потребности в формировании более прозрачной и этичной информационной среды.
Цифровая коммуникация становится неотъемлемой частью не только повседневной жизни, но и делового общения, деятельности государственных органов, в том числе и судебной системы. Современные процессуальные кодексы содержат нормы о применении дистанционных способов коммуникации с использованием цифровых технологий. В результате анализа сложившейся судебной практики проанализированы положительные черты возможности цифровой коммуникации суда и участников спора. Сделан вывод о том, что цифровые технологии играют важную роль в современном мире, облегчая передачу информации и общение между людьми и организациями. Они предоставляют множество преимуществ, среди которых скорость коммуникации, доступность и глобальный охват.
Осуществлена проблематизация термина «технофеодализм» в современной социальной теории, обусловленной выходом одноименной работы экономиста и политического деятеля Я. Варуфакиса. Раскрыта сущность и значимость термина, показан его дискуссионный характер. Автор демонстрирует предшествующие Я. Варуфакису попытки приписывания цифровой эпохе феодальных характеристик, замечая, что в рамках единой мир-системы капитализма элементы феодальных отношений всегда присутствовали на разных этапах ее развития. В заключении сделан вывод о том, что говорить о реставрации феодализма в начале XXI в. некорректно - современный социум продолжает развиваться в соответствии с логикой позднего капитализма.
Статья посвящена монографии «Социально-технологический дискурс в теориях и практиках цифрового тренда» под редакцией Н. Г. Багдасарьян. Рассмотрены особенности развития искусственного интеллекта, распространения цифровизации и роботизации. Подчеркнуты риски и последствия их бесконтрольного внедрения в процессы социальной жизни.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- ДУБНА
- Регион
- Россия, Дубна
- Почтовый адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- Юр. адрес
- 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, 19
- ФИО
- Деникин Андрей Сергеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@uni-dubna.ru
- Контактный телефон
- +8 (496) 2166001