В статье представлен обзор работ, посвященных феномену повседневности и подходам к его изучению, в современном отечественном литературоведении. Проведен краткий анализ социологических, исторических, культурологических и философских трудов, раскрывающих повседневность с разных точек зрения. Определения повседневности ученых-литературоведов подтверждают междисциплинарный подход к изучению повседневности, в их работах прослеживается влияние исследователей-философов, социологов и историков. Выделены ключевые аспекты повседневности, к которым чаще всего обращаются литературоведы при анализе художественных текстов: свойства повседневности, хронотоп повседневности, эстетизация повседневности, оповседневнивание. Отмечено многообразие предлагаемых определений повседневности и отсутствие единой методологии ее изучения в гуманитарных науках в целом и в литературоведческом дискурсе в частности, что говорит о необходимости выработки единой структурированной теории повседневности.
Идентификаторы и классификаторы
В наши дни ученые говорят о появившейся «моде» на изучение повседневности в гуманитарных науках. Между тем, на протяжении долгого времени повседневность противопоставлялась культуре и ее базовым ценностям.
Список литературы
1. Афанасьев Ю. Н. Фернан Бродель и гуманитарное знание // Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. I. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.: Изд-во “Весь мир”, 2006. С. 13-25. EDN: BWMDFO
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Изд-во “Медиум”, 1995. 323 с.
3. Богданов К. Повседневность и мифология: исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. 416 с.
4. Бойм С. Общие места: мифология повседневной жизни. М.: Новое лит. обозрение, 2002. 320 с.
5. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. I. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.: Изд-во “Весь мир”, 2006. 551 с.
6. Воротынцева К. А. Поэтика повседневности в литературном повествовании: теоретические аспекты // Чтение: рецепция и интерпретация. Ч. 1. Гродно: Гргу, 2011. С. 42-48.
7. Воротынцева К. А. Проблема повседневности // Новый филологический вестник. 2011а. № 3 (18). С. 58-71. EDN: OOUXXP
8. Журавлев С. В. История повседневности - новая исследовательская программа для отечественной исторической науки // История повседневности в Германии: Новые подходы к изучению труда, войны и власти. М.: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН); Герм. ист. ин-т в Москве, 2010. С. 3-27.
9. Ионин Л. Г. Повседневность / Культурология XX век. Энциклопедия. URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/culturology20century2volumes1998sl.htm#_Toc299572118.
10. Иоскевич М. М. Функции повседневности в романе И. Шамякина “Атланты и кариатиды” // Вестник Гродненского гос. ун-та им. Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. 2015. № 3 (200). С. 38-44.
11. Капкан М. В. Культура повседневности: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 110 с. EDN: WYVESP
12. Касавин И. Т., С. П. Щавелев. Анализ повседневности. М.: Канон+, 2004. 432 с. EDN: QBIBJT
13. Кнабе Г. С. Семиотика культуры. М., 2005. EDN: QOEXGB
14. Кувшинов Ф. В. К проблеме “повседневность” в литературоведении // ФИЛОLOGOS. 2014 № 22(3). С. 43-48. EDN: SVQQUX
15. Кувшинов Ф. В. Репрезентация повседневности в русской прозе 1920-1930-х гг.: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2019. 32 с. EDN: AVNNPB
16. Кучеренко О. В. Проблема повседневности в малой прозе Т. Гарди: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2013. 16 с. EDN: QYBBKT
17. Лебина Н. Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного куоммунизма к большому стилю. М.: Новое лит. обозрение, 2015. 488 с. EDN: VHKUBF
18. Лелеко В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств, 2002. 320 с. EDN: XKQUVJ
19. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII- начало XIX века). СПб.: “Искусство-СПБ”, 2006. 413 с.
20. Людтке А. История повседневности в Германии: Новые подходы к изучению труда, войны и власти. М.: РОССПЭН; Герман. ист. ин-т в Москве, 2010. 271 с.
21. Манкевич И. А. Поэтика обыкновенного: опыт культурологической интерпретации. СПб.: Алетейя, 2011. 712 с. EDN: SURAYP
22. Новоселова Е. А. Поэтика повседневности в художественной прозе Ю. В. Трифонова: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2017. 22 с. EDN: AUTAUQ
23. Повседневность. Новая философская энциклопедия. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/ HASH6743a8d87bb13ae8cfee67.
24. Пустовойтова О. В. Феномен повседневности в прозе И. А. Бунина: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Магнитогоск, 2011. 19 с. EDN: QFSCRB
25. Пушкарева Н. Л. Научное направление “история повседневности” в отечественной и зарубежной историографии (к оценке итогов историко-антропологического поворота в социальных науках) // Вестник антропологии. 2016. № 3. С. 121-140. EDN: YMZFNP
26. Серто М. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2013. 330 с.
27. Струкова Т. Г. Повседневность и литература // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2010. № 4. С. 8-20. EDN: NBIYSZ
28. Струкова Т. Г. Проблема обыденности в дискурсе о литературе // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия: философия. Воронеж, 2017. № 1. С. 72-83.
29. Телегина О. В. Эстетизация повседневности в романах Элизабет Гаскелл: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2016. 25 с. EDN: LVDAGE
30. Щелкин А. Г. Повседневность с “неповседневной” точки зрения // Телескоп. 2016 № 5. С. 41-50. EDN: WNFCBL
31. Щютц А. Смысловая структура повседневного мира. М.: Ин-т фонда “Общественное мнение”, 2003. 336 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Выявление сущности и ключевых характеристик города для дальнейшего использования в контексте музеологии происходит через анализ уже существующих теорий в науке. Рассматриваются как общие определения (словари, энциклопедии), так и концепции представителей географической, исторической, экономической, юридической, культурологической, социологической наук. Осмысляются понятия городской среды и городской культуры, а также затрагивается тема отображения образа города в музейном деле.
В статье на широком фоне военно-политических и социально-исторических коллизий между иудеями и эллинистическими монархиями Птолемеев и Селевкидов анализируется ряд ключевых аспектов мировоззренческих, идеологических и бытовых интеракций и противостояния иудаизма и восточно-средиземноморского эллинизма. Особое внимание при этом уделено выявлению концептуальных различий воззрений иудеев и эллинов на личность человека, а также генезис и особенности иудейской сотериологии в эпоху эллинизма, прежде всего в период так называемого эллинистического кризиса. В частности, анализируется иудейское воззрение о том, что целокупность личности без ее телесной составляющей не полна (даже в Царствии Божием), впоследствии развивавшееся также мудрецами Талмуда; и именно с ним коррелирует впервые сформулированное в Книге Даниила эксплицитное представление об эсхатологическом телесном воскресении. Однако, как показывают, например, кумранские рукописи, даже в самых ригористичных иудейских сообществах той эпохи доминировало представление о том, что человек - это прежде всего его дух, что вполне соотносится с тогдашними эллинистическими воззрениями.
Классическая аристотелевская модель коммуникации, принятая в социальных науках, состоит из трёх элементов: адресанта - сообщения - адресата. В контексте выставочного проекта, как уникального культурного события и новой формы репрезентации художественного, коммуникационная модель может быть выражена через триаду: куратор - произведение искусства - зритель. В центре внимания - выставочный проект как поле для возможных экспериментов охватывает совокупность смыслов, символические и визуальные проявления современной художественной среды, а также формирует коммуникативное поле, требуя от зрителя особого опыта восприятия и осмысления. Медиатехнологии становятся одним из каналов для вовлечения и взаимодействия с посетителем в таких современных выставочных проектах, как выставка-путешествие «Балабанов», «Психотерапевт для искусственного интеллекта» и «Первая позиция. Русский балет». Автор рассматривает приведённые выставки со следующих позиций: принципы применения медиатехнологий, их воздействие на зрителя и коммуникативный потенциал.
Статья посвящена исследованию субъективных представлений старшеклассников о своем теле и эмоциях. Для этого была использована авторская анкета с 18 незаконченными предложениями, которая моделировала различные ситуации. Исследование проводилось с использованием качественного метода анализа ответов на анкету. Результаты показали, что старшеклассники имеют сложное отношение к своему телу и эмоциям, и что многие из них испытывают чувство дискомфорта и неуверенности в своем внешнем виде. Однако, были выявлены и позитивные представления о своем теле и эмоциях, которые связаны с заботой о своем здоровье и комфорте. В целом, статья затрагивает проблему нарушений пищевого поведения, социального влияния на представления о красоте и здоровье.
Статья посвящена психолого-философскому описанию жизненного пути Человека Разумного. Обосновывается выявление основополагающих этапов познания человеком своего бытия, включая его самого. Вводится и описывается понятие эволюционных Начал как способов познания человеком своего бытия, которые появлялись на определенных исторических этапах для решения соответствующей эволюционно-бытийной задачи, изначально связанной с выживанием, увеличением ареала обитания, повышением жизнеспособности в природной и социальной средах, а в последствии с управлением внешней средой, решением метафизических и иных вопросов. Утверждается, что эволюционные Начала постепенно закладывали основы для формирования принципиально иных способов бытия человечества и человека, становились теми переломными точками, которые каждый раз преображали жизнь на всех уровнях существования: в процессе антропогенеза внутренний мир становился более глубоким, многообразным и дифференцированным - это давало новые возможности в овладении внешним: увеличивался объем и сложность среды, которой человек мог управлять. Результатом становилась смена образа жизни в целом.
В статье рассматриваются ключевые примеры художественного исследования русской народной религиозности в прозе В. И. Даля. Показано, что исследование ведется В. И. Далем путем отбора реальных историй, которые становятся сюжетами повествования, выстроенного по художественным законам, но не утрачивающие от этого свой объективный характер. На основе прозы В. И. Даля можно делать выводы о народном характере и его религиозной составляющей, в концентрированной форме обобщенной писателем. Выделены четыре составляющие народной религиозности, показанные на конкретных примерах в прозе В. И. Даля - культура чуда, культура совести, наказание за грех как главный закон истории и созидание Царствия Божия в душах людей. Это определяло главный принцип понимания народом самой земной жизни - как радости и аскезы одновременно. Радость и аскеза взаимообусловлены, поскольку радость порождается именно самом жизненным подвигом и верностью своей судьбе. В критические моменты жизни человек проходит через «символическую смерть», которая его глубоко обновляет и преображает. Это преображение души в соответствии с идеалом, данном в Евангелии, и составляет высший смысл народной жизни.
Статья представляет собой попытку анализа философских представлений Вячеслава Иванова об архетипе Мировой Души, выявления и интерпретации Ее мифопоэтических образов в стихотворениях.
В статье рассматриваются теологические установки Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), связанные с Книгой Мормона, главным сакральным текстом корпуса Священных Писаний церкви, наряду с Библией. Указываются некоторые особенности теологии мормонизма, которые заставляют отнести ЦИХСПД в отдельное направление в протестантизме. Приводятся некоторые примеры связанные с отношением к животным в теологии, кодексе здоровья и символике.
В средневековых философских течениях IX-XIII веков, в христианской схоластике, в исламской и иудейской рациональной теологии одной из центральных тем была сущность Бога, возможность ее познания и именования. В результате многовековых дебатов между представителями мусульманской рациональной теологии, еврейского аристотелизма и более поздней христианской схоластикой сформировался общий для всех дискурс, позволяющий указать на одинаковые проблемы и близкие друг другу способы их разрешения. Это позволяет построить теоретическую модель описания Первоначала, основанную на детальном продумывании идей перипатетического гилеморфизма во всех трех традициях, образцовыми представителями которых являются Ибн Сина, Моисей Маймонид и Фома Аквинский. Сопоставительный анализ их текстов показывает, что выводы, касающиеся познания Первой Причины конечным интеллектом и наличия у Бога атрибутов, во многом совпадают. Схожей оказывается и методика обоснования наличия или отсутствия в Творце тех или иных характеристики: вечности, могущества, нематериальности, бестелесности, абсолютной простоты, единства. Понятие единства есть понятие центральное для этой теории, поскольку именно все остальные свойства Первоначала сводятся именно к его абсолютному единству, исключающему любую сложность, составленность и причинную зависимость от иного. Такая общность подходов в разных философских традициях свидетельствует не о копировании друг у друга, а о преемственности идей в самой философии как всеобщем и объективном виде знания о сущем и его бытии.
В статье рассматривается текст «Благой вести» Венедикта Ерофеева с позиций проявления христианской направленности. Обозначаются наиболее существенные приметы Евангелия в постмодернистском конструкте. Актуальность анализа «Благой вести» заключается в генеративной интерпретации, выявлении духовной основы произведения, установлении ведущих христианских мотивов и образов.
Статья посвящена осмыслению проблематики новеллы Т. Манна «У пророка». В ходе исследования в художественном мире данного произведения выявляется оппозиция «умозрительное» - «реальное». Она четко проявляется в системе персонажей новеллы, для репрезентации образов которых Т. Манн использует прием антитезы. Установлено, что немецкий автор посредством воссоздания положительного образа писателя-новеллиста утверждает приоритет модели поведения, ориентированной на сохранение связей с реальной действительностью, а не на духовную отрешенность и эпатажное декларирование абстрактных декадентских идей.
Статья посвящена исследованию взаимодействия христианства и язычества в современном кинематографе на примере российского телесериала «Территория». Их синтез и противопоставление показаны на примере следующих кластеров: символического (в него входят такие символические объекты, как крест, церковь, колодец, дерево, обереги); числового (к нему относится интерпретация в разных религиозных системах мистической цифры сорок); словесного (его образуют молитва и заклинание); событийного (заключается в противопоставлении церковного и языческого обрядов); созидательного (образован фигурами бога и рода как демиургов).
В статье рассматривается практика создания специализированных учебников для школьников, представителей коренных малочисленных народов Ленинградской области, в условиях советского государства и его заботы об этнической идентификации, а также перспективы развития малочисленных этносов в современных условиях России и подготовки учебных материалов для них. Акцентированы моменты наследия опыта и практики советских национальных школ в плане воспитания полноценной личности со зрелым национальным сознанием.
В статье представлены результаты анализа информационно-коммуникативного потенциала музеев Сибири в репрезентации язычества, выполненного в рамках информационно-коммуникативного подхода на примере трех учреждений региона: Первого музея славянской мифологии, г. Томск; Культурно-исторического музея Солнца, г. Новосибирск; Дома Солнца в с. Баштала, Республика Алтай. Информационно-коммуникативные ресурсы этих музеев способны влиять на сознание современного человека, поэтому их исследование входит в круг актуальных вопросов мировоззренческой безопасности общества. На рубеже XX-XXI вв. ряд музеев обретает новую специфику через влияние культуры Нью-Эйдж, неоязыческого и маркетингового дискурсов. Экономическая реальность поставила перед ними задачу сохранить свою востребованность, при этом не стать «рупором» новых мифологем и не «уйти в коммерцию». Смешение истории с псевдоисторическими мифологемами, мистического и реального в работе музеев обусловливалось историей их создания, а также необходимостью выхода из кризиса. Пройдя период социальной турбулентности, в 2010-х гг. музеи в основном возвратились к вектору своей институциональной миссии при соблюдении нейтралитета в религиозных и политических вопросах. Отдельные рефлексы прежнего периода сохраняет малый музей, что объясняется особенностями его финансирования, историей становления, потребностью в сохранении своей аутентичности и памяти о его основателях. Информационно-коммуникативная деятельность музея остается сегодня одним из легитимных инструментов популяризации язычества, но уже не как религии «нового века» или «эпохи Водолея». Оно представляется в качестве традиции народов страны, выполняющей консолидирующую функцию и требующей сохранения. В перечень основных задач этих музеев в аспекте их коммуникативной специфики входит концептуальное оформление правил отношений с язычеством, адекватных современной социально-политической ситуации.
В статье анализируются аспекты межнациональной литературной коммуникации. На примере произведений современных русских, китайских, японских писателей исследованы особенности интерпретации литературного произведения, их роль в восприятии и осмыслении авторского замысла; этнокультурная специфика; своеобразие эстетического диалога писателя и читателя. В статье проанализированы некоторые аспекты темы любви как одной из вечных тем искусства в мультикультурном литературном контексте.
В статье рассматривается творческая эволюция прозы известного русского сибирского писателя Валентина Распутина, его интенции духовного взросления человека. Материалом для анализа послужила ранняя очерковая проза писателя и зрелые художественные произведения. Выявлена поэтическая идеология В. Г. Распутина, прослежены основные нити-мотивы его творчества.
В статьи рассматривается условный цикл текстов-стихов Д. А. Пригова «Евгений Онегин» (1978) и примыкающих к нему стихов, с звучащей в них пушкинской мотивикой. В работе показано, что имя Пушкина для Пригова является национальным штампов. «концептом», который утратил сущностное значение русского поэта. Имя Пушкина воспринимается концептуалистом Приговым как знак, утрачивающий собственную семантику. Но превращающийся в некий стертый «дорожный знак» на пути концептуального отражения (фиксации) действительности. Установлено, что форма стиха, его графика принципиально важна для писателя-художника.
В статье анализируются жанровые признаки т. н. «больших стихотворений» И. Бродского, особого жанра (идиожанра), разрабатываемого поэтом в лирике. К базовой жанровой триаде тема, композиция, стиль авторами добавлен признак нарративных ходов и стратегий. Признано, что среди конститутивных признаков «больших стихотворений» должны рассматриваться философичность тематического поля, композиционная неустойчивость и ритмико-строфическая подвижность, опосредованные я-персонажной системой, комбинированными формами повествовательной наррации.
В задачу статьи входит показать, как в эссе И. Бродского «Путешествие в Стамбул» репрезентируется особое понимание памяти. Анализ произведения показывает, что механизмом репрезентации является интертекст. В качестве вывода в статье постулируется особое понимание памяти в эссе «Путешествие в Стамбул» - нелинейное и хаотическое.
В 1989 г. Бродский пишет одно из своих самых концептуальных стихотворений, озаглавленное французской идиомой «Fin de siècle», обозначающей не только завершение календарного столетия, финал знаменательной эпохи, но и в апокалиптическом смысле конец света. Заодно поэт прощается с собственной жизнью, как бы невзначай отождествив свою судьбу с судьбой всего человечества. В статье предпринимается попытка целостного анализа стихотворения в его контекстуальной перекличке с аналогичными произведениями Радищева, Державина, Волошина, Брюсова и Блока. Прощание с ХХ веком оказалось наиболее жестким и безальтернативным. Правда в финале стихотворения, применив эффект обманутого ожидания на базе каламбурного переосмысления глагола «открыть» (не новые земли, не научные истины, а всего лишь рот, как у Маяковского, «шире Мексиканского залива»), Бродский иронически умеряет трагический пафос неминуемого конца. Конца жизни автора, но не ХХ века.
Анализируется восприятие личности И. Бродского и его стихов в новейшей истории. Нерв поэтического процесса - спор катастрофического и трагического понимания СВО. Материал сравнения - антологии пацифистской и патриотической лирики. Количественный и содержательный анализ показали уровни актуальности - от строк, ставших «мемами», до полемики с идеями классика, вплоть до его «отмены». Поэзия военкоров доказала правоту и эвристический потенциал философии трагического знания.
В статье рассматриваются признаки экзистенциального мировосприятия и соответствующей поэтики в творчестве раннего Бродского. Анализу подвергается мотив смерти в четырех так называемых холостых сонетах 1961-1962 годов, составляющих некое циклически организованное единство, связующими скрепами которого выступают три последовательно сменяющие друг друга временных плана: античность, средневековье и современность. Экзистенциально переживаемое время как в целом, так и в каждом конкретном случае амбивалентно обратимо. Как и вода, оно может течь в любом направлении, а потому граница между тем и этим светом очевидным образом проницаема. Помимо общего хронотопа сонеты объединяет эмоциональное состояние лирического субъекта, все помыслы и фантазии которого обращены к потустороннему миру, к той «дальней стране», «где больше нет / ни января, ни февраля, ни марта».
В работе исследуется содержательно-поэтологическое своеобразие так называемого зимне-рождественского текста в русской поэзии на примере сверхтекстовых единств о познании О. Э. Мандельштама и И. А. Бродского. Отмечается влияние стихотворения Мандельштама «Ленинград» на одно из ключевых в рождественском тексте Бродского «25. ХII. 1993». Подчёркивается связь обоих поэтов с предшествующей литературной традицией, в частности - с творчеством А. С. Пушкина.
В работе рассмотрены варианты происхождения и прототипы «черного двойника» у С. А. Есенина. Двойничество и образ «черного двойника» не были выдумкой Есенина, первое упоминание «черного человека» содержится в дневнике К. Н. Батюшкова. Однако именно он вывел «черного человека» в заглавие. Работа написана с опорой на литературоведческий материал и воспоминания современников. В заключении сделан вывод, что причиной написания «Черного человека» было психоэмоциональное состояние С. А. Есенина, однако на автора могла повлиять и тема двойничества, скрытая и в произведениях других писателей.
В работе рассматриваются феномен художественного комментария истории в творчестве А. Н. Толстого. Целью исследования является определение факторов, влияющих на содержание художественного комментария истории в литературных произведениях. В результате структурно-семиотического и интертекстуального анализа исторических произведений А. Н. Толстого выделены и охарактеризованы основные виды реализации художественного комментария истории, функцией которого является выражение авторской позиции к историческим реалиям и отражение исторического фона в литературном произведении.
В статье осуществлен анализ переводного рассказа И. Бунина «Святочный вечер» (1931), вошедшего в цикл «Провансальские пересказы». Авторы статьи выявляют основные причины, которые заставили Бунина обратиться к инонациональному фольклору и определяют скрытые интенции, двигавшие писателем при создании переводного текста. Рассказ «Святочный вечер», который прежде не привлекал внимания критиков, впервые интерпретирован, и доказано, что мотивом обращения Бунина к чужому для него фольклору стали ностальгические чувства, которые будил в душе прозаика фольклор Прованса, воспоминания о святочных игрищах покинутой родины России.
В работе исследуются разнообразные интертекстуальные связи и взаимоотношения между романом-эпопеей Ивана Шмелева «Солнце мертвых» и сонетистикой Константина Бальмонта, Игоря Северянина и Юрия Линника. В первой части статьи рассматривается парадоксальное сближение, казалось бы, совершенно несовместимых в эстетическом плане антиподов, ярких представителей классического реализма и символизма, оказавшихся после эмиграции на чужбине. Их сблизила прежде всего беззаветная любовь к утраченной родине. При этом выяснилось, что в идиостилях того и другого обнаружилось немало общего: как Бальмонт под влиянием Шмелева отказался от крайностей космополитической эстетики и приник к живительным национальным истокам, так и Шмелев активизировал в своем творчестве проникновенный лиризм, модифицировав в «Солнце мертвых» доминирующий символ поэзии Бальмонта. Во второй части анализируется сонет «Шмелев» в составе книги сонетов Игоря Северянина «Медальоны» как своеобразный стихотворный ремейк шмелевского трагического романа. Третья часть посвящена венку сонетов выдающегося петрозаводского сонетиста и стефанолога Юрия Линника, отнюдь не случайно присвоившего своему произведению заголовок, использованный Шмелевым.
В статье характеризуются изобразительно-выразительные средства повести Шмелева «Человек из ресторана», определяемой как предчувствие грозных событий. Доказывается, что парадигматическая структура заголовка является средством выражения остроты социального конфликта. Подчеркивается динамика повествования, раскрывается глубина психологизма, акцентируется смыслообразующая роль игры света и тени, жеста, мимики, выразительности речевых характеристик. Анализируется шмелевское майстерство создания типов и характеров.
Издательство
- Издательство
- АНО ВО РХГА, РХГА, АКАДЕМИЯ ДОСТОЕВСКОГО
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191023, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, наб Реки Фонтанки, д 15 литера а
- Юр. адрес
- 191023, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, наб Реки Фонтанки, д 15 литера а
- ФИО
- Богатырёв Дмитрий Кириллович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@rhga.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 5713075
- Сайт
- https://rhga.ru