Введение. Рассмотрены особенности формирования системы понятий безопасности жизнедеятельности. Приведены сравнительные данные количественных показателей взаимосвязи рейтингов освоения понятий и образовательной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» по данным педагогических измерений до и после введения системного подхода к построению понятийного аппарата дисциплины. Приведены количественные показатели взаимосвязи и уравнения регрессии рубежного рейтинга понятий (ПАР) с промежуточными (ПАЗ и РЗ) и итоговыми (ПАИ и РИ) рейтингами освоения образовательной программы дисциплины.
Цель. По данным педагогических измерений достижений студентов в освоении образовательной программы «Безопасность жизнедеятельности» сравнить тесноту связи рубежного рейтинга понятийного аппарата (ПАР) и рейтингов освоения дисциплины до и после введения системного подхода к построению понятий БЖД.
Материалы и методы. Теоретическими методами исследования являются анализ научной литературы. Эмпирические методы включают сравнение тесноты связи рубежного рейтинга понятийного аппарата (ПАР) и рейтингов освоения дисциплины до и после применения системного подхода к его построению. Используются корреляционный и регрессионный методы анализа. Результаты исследования, обсуждения. Благодаря реализации системного подхода в построении понятийного аппарата БЖД, получено увеличение тесноты связи факторного (ПАР) и результативных (ПАЗ, ПАИ, РЗ, РИ) признаков.
Заключение. Установлено наличие связи, ее характер и направление между рейтингами понятий БЖД, изучение которых проводили в рамках системного подхода, с промежуточным и итоговым рейтингами освоения образовательной программы дисциплины.
Идентификаторы и классификаторы
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека с техносферой. Цель БЖД – изучение основных принципов защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения. Объект науки о БЖД – человек, коллективы людей. Предмет исследования БЖД – это опасности и их совокупности, действующие в системе «человек – источник опасности», а также методы и средства защиты от опасностей [1; 2].
Как и для любой области практической и научной деятельности, для БЖД должен существовать определенный язык, система понятий, отражающих достаточно определенно сферу ее приложения. В настоящее время в безопасности жизнедеятельности нет ясности в определении его основных понятий, более того, отсутствуют исходные основания их отбора [3; 4; 5].
Список литературы
1. Куликовская М. А., Безрукова Н. П. Ноксологическая компетенция бакалавров педагогического образования естественнонаучных профилей и средства оценивания ее сформированности // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 1. DOI: 10.17513/spno.31416 EDN: AZMYTZ
2. Бояров Е. Н., Абрамова С. В. Ноксологический подход в содержании образования педагогов безопасности жизнедеятельности // Педагогическое образование в России. 2012. № 4. С. 111-116. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/noksologicheskiy-podhod-v-soderzhanii-obrazovaniya-pedagogov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti (дата обращения: 18.01.2024). EDN: PEIZRF
3. Бакиров И. К., Халиуллина Д. X., Кашапова Г. X. Анализ понятия риска, опасности и безопасности // Пожаровзрывобезопасность. 2014. Т 23. № 3. С. 8-11. URL: item.asp?edn= (дата обращения: 19.01.2024). EDN: SFOCCX
4. Якупов А. М. О природе опасности и безопасности, формах их проявления и “зонах живучести” систем // Современные проблемы транспортного комплекса России. 2014. № 5. С. 67-72. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-prirode-opasnosti-i-bezopasnosti-formah-ih-proyavleniya-i-zonah-zhivuchesti-sistem (дата обращения: 18.01.2024). EDN: TTMNFB
5. Иванова Е. В., Аксенова В. И. К вопросу о понятии опасности и способах ее установления // Вестник криминалистики. 2023. № 2 (86). C. 5-15. URL: item.asp?edn= (дата обращения: 20.01.2024). EDN: DPDCVV
6. Чапаев Н. К. Дидактика В. В. Давыдова: философско-педагогические предпосылки разработки метода восхождения от абстрактного к конкретному// Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 3. С. 3-12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didaktika-v-v-davydova-filosofsko-pedagogicheskie-predposylki-razrabotki-metoda-voshozhdeniya-ot-abstraktnogo-k-konkretnomu (дата обращения: 20.01.2024). EDN: SEWRTJ
7. Петров А. В. Некоторые методические аспекты проблемы формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов // Современное образование и педагогическое наследие академика А. В. Усовой: Международная научно-практическая конференция. Сборник материалов. Челябинск, 04-05 октября 2021 г. Челябинск, 2021. Т. 1. C. 30-36. URL: item.asp?id=47426743&pff=1 (дата обращения: 19.01.2024). EDN: XDPICD
8. Титов А. В. Основания и процедура отбора базовых понятий технологического образования // Инновационные процессы в сфере образования и проблемы повышения качества подготовки специалистов: материалы Межд. науч.-метод. конф. 30-31 марта 2005 г. / под ред. А. А. Баранова, Г. С. Трофимовой. Ижевск, 2005. Т. 3. С. 225-229.
9. Семенова И. Н. Формирование понятийного аппарата методики и технологии обучения в условиях технологизации образовательного процесса // Вестник ТГПУ. 2016. № 4 (169). С. 86-91. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ponyatiynogo-apparata-metodiki-i-tehnologii-obucheniya-v-usloviyah-tehnologizatsii-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 19.01.2024). EDN: VSCXXR
10. Щекина С. С., Аверкина Г. В. Логико-методические аспекты изучения понятийно-терминологической системы педагогики // Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 2016. Вып. 9. С. 121-135. EDN: YPBOLR
11. Полонский В. М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики и образования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2017. Т. 3. №. 2. С. 54-60. DOI: 10.18413/2313-8971-2017-3-2-54-60 EDN: YZTAOT
12. Аксенова В. И., Пушенко С. Л. Понятийный аппарат дисциплины “Безопасность жизнедеятельности” и его роль в обеспечении безопасного развития общества // Безопасность как фактор устойчивого развития общества: сборник научных трудов / под ред. В. А. Девисилова, Т. П. Гордиенко, Д. О. Копытова. Симферополь, 2019. С. 117-121. URL: item.asp?id=42313943 (дата обращения: 18.01.2024). EDN: ZIVVZN
13. Аксенова В. И., Пушенко С. Л. Влияние понятийного аппарата на освоение компетенций дисциплины БЖД // Техносферная безопасность и природообустройство: сборник материалов VII Всероссийского совещания заведующих кафедрами в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды и открытого заседания федерального учебно-методического объединения, Казань, 21-25 сентября, 2022 г. Казань, 2022. C. 38-45. URL: item.asp?id=50429559&pff=1 (дата обращения: 18.01.2024). EDN: IUYLKC
14. Миронова Л. Н., Старкова Л. Н. Методика определения уровня сформированности компетентности студентов на основе статистической обработки результатов педагогического тестирования // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 52-61. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-opredeleniya-urovnya-sformirovannosti-kompetentnosti-studentov-na-osnove-statisticheskoy-obrabotki-rezultatov (дата обращения: 18.01.2024). EDN: WKYEZJ
15. Горбунова А. А., Лемешко Б. Ю., Лемешко С. Б. Критерии проверки гипотез об однородности дисперсий при наблюдаемых законах, отличных от нормального // Актуальные проблемы электронного приборостроения: АПЭП-2010: материалы X международной конференции. Новосибирск, 2010. Т. 6. С. 36-41. EDN: SDGQTH
16. Карасева А. Е. Математические методы в моделировании и диагностике исследовательской деятельности студентов // Электронный сетевой политематический журнал “Научные труды КубГТУ”. 2016. №. 5. С. 267-281. URL: https://ntk.kubstu.ru/data/mc/0026/0974.pdf (дата обращения: 19.01.2024). EDN: WAEHPB
17. Князева Е. В., Моисеенко В. С. Математические методы как инструментарий психолого-педагогических исследований // Гуманизация образования. 2019. № 5. С. 34-46. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/matematicheskie-metody-kak-instrumentariy-psihologo-pedagogicheskih-issledovaniy (дата обращения: 19.01.2024). EDN: QDGMFD
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования - анализ терминосферы киберпреступлений для выявления наиболее распространенных категорий лексики и словообразовательных моделей, определение наиболее типичных трудностей при переводе терминологических единиц с английского языка на русский. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что киберпреступность является одним из самых популярных видов преступлений XXI века. Терминология и ее перевод, особенно в рамках узких сфер, таких как киберпреступность, играют важную роль в переводоведении и в лингвистике. Материалом данного исследования послужили 200 терминов в сфере информационных технологий, отобранных в процессе анализа словарных дефиниций из электронных тезаурусов и глоссариев, которые входят в учебно-методическое пособие для будущих сотрудников правоохранительных органов от Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, а также из научных статей в глобальной сети Интернет. Использовался сравнительно-сопоставительный метод при выявлении типов терминологии и типичных словообразовательных моделей. Рассматриваются лексические и словообразовательные особенности, и по аналогии с юридической лексикой терминология киберпреступлений подразделяется на пять категорий, за исключением латинизмов. Были определены типичные особенности терминосферы, представляющие трудности для переводчиков и сотрудников правоохранительных органов. Научная новизна работы состоит в акцентировании очевидности значимости объекта исследования в таких научных и практико-ориентированных сферах, как лингвистика, правоохранительная деятельность. В результате было выявлено, что одной из самых распространенных трудностей при переводе терминов киберпреступности, т. е. в сфере лексикографии и в практической деятельности сотрудников правоохранительных органов, являются аббревиатуры. В силу высокой продуктивности данного метода словообразования, аббревиатура становится препятствием на пути к правильному переводу, поскольку может иметь иное толкование в другом профессиональном языке или функциональном стиле английского и русского языков. В терминологии киберпреступности существует огромное количество многокомпонентных терминов. Грамматическое оформление в них может быть выражено различными способами, но с сохранением формальных и семантических функций, присущих национальному языку.
Введение. Актуальность исследования заключается в разработке и теоретическом обосновании модели и комплекса педагогических условий, направленных на формирование культуры информационной безопасности среди студентов технического вуза, включающего не только передачу технических знаний и навыков, но и развитие понимания значимости информационной безопасности как неотъемлемой части профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере высоких технологий.
Цель: апробация модели и педагогических условий формирования культуры информационной безопасности у студентов технического вуза.
Материалы и методы: использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования, таких как изучение методологической, научно-методической, специальной литературы, по проблеме формирования и развития культуры информационной безопасности студентов; сравнение и обобщение фактического материала, наблюдение, тестирование, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов деятельности студентов. Результаты исследования, обсуждения: результаты сравнительного анализа на статистически значимом уровне демонстрируют положительные трансформации в сформированности структурных компонентов культуры информационной безопасности среди студентов экспериментальной группы, в отличие от относительно стабильных показателей, зафиксированных в контрольной группе. Так, для формирования технического компонента культуры информационной безопасности достаточно эффективными являются педагогические условия: 1) включение в учебный процесс специализированного факультатива «Культура информационной безопасности»; 2) конкурс студенческих проектов по кибербезопасности; для формирования когнитивного компонента: 3) психодиагностика когнитивно-личностных особенностей студентов, 4) развитие критического мышления посредством использования интерактивных методов обучения; для формирования поведенческого компонента: 5) создание кибердружины университета, 6) внедрение системы мотивации и обратной связи за участие в учебном проекте «Моя кибербезопасность в цифровой среде»; для формирования ценностно-смыслового компонента: 7) интеграция этических аспектов информационной безопасности в учебные программы, 8) разработка и применение кейс-метода «Cyber Ethics - Этика в Цифровом пространстве».
Заключение. Предложенная модель и педагогические условия демонстрируют свою эффективность в контексте повышения уровня технической подготовленности студентов в области цифровой информационной безопасности, способностей критически мыслить, обнаруживать причинно-следственные связи, развития соответствующих поведенческих компетенций, что подчеркивает значимость подобных образовательных инициатив.
Введение. В статье рассматриваются отдельные проблемы подготовки обучающихся по академическому рисунку в контексте современных условий реформирования системы образования. Реформированию подверглись все уровни образования, что вносит свои коррективы в содержание подготовки по специальным художественным дисциплинам не только на художественных факультетах педагогических вузов, но и в системе начального предпрофессионального образования. В частности, большим изменениям подверглись методические подходы к обучению учащихся и студентов академическому рисунку, поскольку именно эта дисциплина в первую очередь опирается на процессы восприятия и мышления в ходе создания любого изображения. Процесс освоения начальных профессиональных умений рисования базируется на восприятии и осмыслении закономерностей конструктивного строения изображаемых предметов и требует длительных упражнений по формированию образного восприятия, а также по освоению посильной техники рисунка, позволяющей передать сформированное представление об эстетической оценке, композиционном решении и выразительных особенностях изображаемых предметов. В условиях сокращения контактных учебных часов по академическому рисунку в вузе необходимо существенно переосмыслить содержание специальных художественных дисциплин, а также методическую систему обучения на всех уровнях непрерывного художественного образования. Цель исследования - рассмотреть методические особенности формирования и развития умений рисования в системе дополнительного художественного образования, а также в системе высшего образования.
Материалы и методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдения за учебно-творческой деятельностью студентов художественных факультетов педагогических вузов, анализ учебных работ абитуриентов на вступительных испытаниях, а также длительные наблюдения за учебным процессом по академическому рисунку и другим специальным художественным дисциплинам на базе детских художественных школ и школ искусств. Результаты исследования, обсуждения: выявление типичных ошибок и отдельных проблем в контексте освоения специальных умений рисования обучающимися на различных уровнях непрерывного художественного образования.
Заключение: определение задач обучения академическому рисунку в системе дополнительного художественного образования, акцентирование задач обучения рисунку на понимании гармонии окружающего мира, поиск образных решений, изучение приемов и средств создания гармоничного образного изображения различными графическими материалами и средствами.
Введение. Значимую роль в развитии непрерывного профессионального образования педагогов играет научно-методическое сопровождение педагогических работников как комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности. Цель исследования - выявить и обосновать организационно-педагогические условия, способствующие эффективному управлению развитием региональной системы дополнительного профессионального образования педагогов.
Материалы и методы: теоретический анализ, обобщение, моделирование, SWOT-анализ, анкетирование, тестирование, метод экспертной оценки. Результаты исследования, обсуждения. Выявлены, научно обоснованы и экспериментально подтверждены организационно-педагогические условия научно-методического сопровождения педагогических работников в условиях региональной системы дополнительного профессионального образования: создание единого информационно-образовательного пространства научно-методического сопровождения педагогов средствами механизмов сетевого взаимодействия; проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечивающих развитие профессионального мастерства педагогических работников с учетом социально-экономических характеристик региона и регионального образовательного пространства; выявление, систематизация, отбор и распространение эффективных региональных практик наставничества; системная оценка результативности научно-методического сопровождения педагогических работников в региональной системе дополнительного образования. З аключение. Эффективность выявленных организационно-педагогических условий в процессе реализации модели научно-методического сопровождения педагогических работников в условиях региональной системы дополнительного профессионального образования были подтверждены результатами проведенного нами педагогического эксперимента. В экспериментальной части исследования приняли участие 2178 педагогов из 249 образовательных организаций Республики Марий Эл. Показатель абсолютного прироста педагогических работников, получивших адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, составил 5 %, обеспеченных персональным сопровождением в процессе повышения квалификации и педагогического мастерства при реализации индивидуальных образовательных маршрутов, - 100 %, молодых педагогов, вовлеченных в различные формы поддержки и сопровождения, от общего числа молодых педагогов - 98,5 %. Положительная динамика отмечена по всем показателям организации повышения квалификации педагогических работников в рамках реализации приоритетных федеральных программ.
Введение. Проведение олимпиад и викторин по иностранному языку является одновременно инструментом мониторинга, организации и совершенствования образовательного процесса в вузе. Важной задачей образовательной политики вуза является создание эффективных условий для реализации образования, которое будет соответствовать не только актуальным потребностям современной жизни, но и создаст крепкий фундамент для роста и саморазвития специалистов в будущем. Пандемия COVID-19 в 2020 году в России явилась для педагогов своеобразным толчком для осознания необходимости разработки более качественного цифрового продукта, позволяющего грамотно организовать как аудиторную, так и внеаудиторную работу студентов. В статье анализируются преимущества и недостатки создания и применения цифровых продуктов в Google-формах. Целью данной работы является разработка двух цифровых продуктов, созданных в Google-формах для проведения языковой олимпиады и страноведческой викторины среди студентов и школьников России в рамках внеаудиторной работы.
Материалы и методы. Разработка и внедрение в учебный процесс данных тестирующих систем основаны на теоретических методах педагогического исследования (теоретический анализ педагогических источников) и эмпирических методах педагогического исследования (наблюдение, изучение документации, изучение продуктов деятельности обучаемых, тестирование, обобщение независимых характеристик), а также на методах статистической обработки данных. Результаты исследования, обсуждения. Модульная структура тестирующих систем «Online English Language Olympiad - 2023» и «Famous People of The UK and The USA - 2023» включает в себя информационно-методическую поддержку, практико-ориентированный модуль, модуль редактирования и модуль мониторинга. В статье рассматривается функциональное назначение данных систем; их технические, дидактические, методические, психолого-педагогические характеристики. Приведены и проанализированы результаты проведения олимпиады и викторины средствами Google-форм. Даны рекомендации по совершенствованию организации внеаудиторной работы студентов при изучении иностранного языка.
Введение. Интеграция информационно-коммуникационных технологий со сферой образования открывает новые направления развития цифровой педагогики, профессионально-личностного потенциала субъектов учебно-воспитательного процесса. Его осмысление и историко-аналитическая оценка позволили определить ценность антично-философских истоков развития потенциала личности для современной российской педагогики, что стало целью настоящего исследования.
Материалы и методы. Реализации цели способствовали аналитические методы, абстрактно-логический и системный подходы. Результаты исследования, обсуждения. В статье раскрыты ценные для современной педагогики идеи о природе человека и представления о личности в античном измерении, факторах развития ее потенциала. Выявлены актуальные для современных условий цифровизации образования нравственные аспекты становления личности, созидательные аспекты ее развития и этические аспекты развития ее потенциала. Составлено древо потенциала личности в педагогическом измерении, включающее историко-философские «корни» (прошлое), действующий опыт актуализации личностных резервов (настоящее), перспективы раскрытия и расширения личностных возможностей (будущее). В заключении приведены результаты аналитической оценки истоков развития потенциала личности в философии античности в соответствии с критериями структурности и факторности.
Издательство
- Издательство
- МарГУ
- Регион
- Россия, Йошкар-Ола
- Почтовый адрес
- 424000, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, пл. им Ленина, д.1
- Юр. адрес
- 424000, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, пл. им Ленина, д.1
- ФИО
- Швецов Михаил Николаевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@marsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (836) 2688002
- Сайт
- https://marsu.ru