Кибернетическая модель управления, предложенная Норбертом Винером, хорошо описана для национального уровня. Она предполагает постоянный мониторинг значимых показателей для обеспечения успешной обратной связи в отношении предпринимаемых управленческих действий и постоянную адаптацию поведения с опорой на собираемую информацию. Несмотря на то что изначально она разрабатывалась для решения технических задач, её положения оказались переносимы на социальную реальность. Тем не менее для анализа транснациональных и глобальных процессов модель практически не использовалась, невзирая на сложившиеся для этого условия. Сама практика глобального управления стала напоминать классические кибернетические задачи, как, например, удержание средней температуры по планете в пределах роста до 1,5°C относительно доиндустриального периода. Фактически речь идёт о создании системы климат-контроля в планетарных масштабах. Решение такой задачи требует не только изменения моделей социального поведения и экономического потребления на индивидуальном уровне, но и учёта механизмов климатической и геологической эволюции планеты. В статье прослеживается генеалогия кибернетической модели управления от её первого описания в работах Н. Винера до современных работ в политических науках, выделаются основные концепты и ограничения данной модели. С помощью Копенгагенской школы изучения безопасности, в частности с помощью концепта «макросекьюритизации», обосновывается выбор изменения климата в качестве показательного случая для оценки применимости кибернетической модели глобального управления. Анализ практики реализации глобального управления в сфере изменения климата соответствует основным характеристикам кибернетической модели и может быть представлена как её практическая реализация. При этом распространение этой модели на другие сферы глобального управления проблематично, так как требует высокого уровня макросекьюритизации регулируемого вопроса при выделении одного-двух относительно легкоизмеримых показателей.
Идентификаторы и классификаторы
В политологической литературе кибернетическая модель управления, будучи хорошо описанной для национального уровня [Peters 2012], не является новым явлением. Вместе с тем для транснационального и глобального измерений она пока не использовалась в аналитических целях, несмотря на, как будет показано далее, все сложившиеся условия. Цель статьи заключается в экстраполяции этой модели и обсуждении её достоинств и недостатков как подхода к описанию глобального управления в первую очередь в природоохранной сфере. В этой сфере рассматриваемая модель реализуется наиболее наглядным образом. В данной работе глобальное управление с опорой прежде всего на
М. Цюрна, Д. Авант и М. Финнемор [Zürn 2018; Avant, Finnemore 2010] понимается
как взаимодействие государств, бизнеса, гражданского общества, а также производных от них международных организаций и институтов по выработке формальных и неформальных норм и правил, направленных на регулирование транснациональных вопросов и координирование совместных усилий по их решению в иерархическом, сетевом или рыночном форматах.
Список литературы
1. Богатуров А.Д. Динамичная стабильность в международной практике // Очерки теории и политического анализа международных отношений / Под ред. А.Д. Богатурова, Н.А. Косолапова, М.А. Хрусталёва. М.: Московский рабочий, 2002. С. 145-171.
2. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Иностранная литература, 1958. 200 с.
3. Жорнист В.М., Несмашный А.Д., Харкевич М.В., Сафранчук И.А. Дифференциация государств по климатической амбициозности: влияние на мировую политику // Вестник международных организаций. 2022. Т. 17. № 1. С. 163-182. https://doi.org/10.17323/1996-7845-2022-01-08
4. Луман Н. Введение в системную теорию. М.: Логос, 2007. 360 с.
5. Монбриаль Т. Действие и система мира. М.: РОССПЭН, 2005. 488 c.
6. Agamben G. “What is an apparatus?” and other essays. Stanford University Press, 2009. 80 p.
7. Adler E., Barnett M. Security communities. Cambridge University Press, 1998. 462 p.
8. Avant D.D., Finnemore M., Sell S.K. Who governs the globe? Cambridge University Press, 2010. 439 p. Bauer R.A. Social Indicators. Cambridge, MA: MIT Press, 1966. 380 p.
9. Barnett M., Duvall R. Power in global governance. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. 375 p. https://doi.org/10.1017/CBO9780511491207
10. Beckley M. The Power of Nations: Measuring What Matters // International Security. 2018. Vol. 43. No. 2. P. 7-44. https://doi.org/10.1162/isec_a_00328
11. Bianchi C. Improving performance and fostering accountability in the public sector through systems dynamic modelling // Systems Research and Behavioral Science. 2010. Vol. 27. No. 4. P. 361-384. https://doi.org/10.1002/sres.1038
12. Buzan B., Wæver O. Macrosecuritisation and security constellations: reconsidering scale in securitization theory // Review of international studies. 2009. Vol. 35. No. 2. P. 253-276. https://doi.org/10.1017/ S0260210509008511
13. Davis K.E., Kingsbury B., Merry S.E. Indicators as a technology of global governance // Law & Society Review. 2012. Vol. 46. No. 1. P. 71-104. https://doi.org/10.1111/j.1540-5893.2012.00473.x
14. Deutsch K.W. The Nerves of Government: Models of Political Communication and Control. New York: Free Press, 1963. 316 p.
15. Durand M. The OECD better life initiative: How’s life? and the measurement of well-being // Review of Income and Wealth. 2015. Vol. 61. No. 1. P. 4-17. https://doi.org/10.1111/roiw.12156
16. Fukuyama F. The origins of political order: From prehuman times to the French Revolution. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2011. 608 p.
17. Gause F.G. Ideologies, alignments, and underbalancing in the new Middle East Cold War // PS: Political Science & Politics. 2017. Vol. 50. No. 3. P. 672-675.
18. Gerring J. Case study research: Principles and practices. Cambridge university press, 2007. 265 p.
19. Gindarsah I., Priamarizki A. Explaining Indonesia’s Under-balancing: The Case of the Modernisation of the Air Force and the Navy // Journal of Asian Security and International Affairs. 2021. Vol. 8. No. 3. P. 391-412.
20. Great powers, climate change, and global environmental responsibilities / ed. by R. Falkner, B. Buzan. Oxford University Press, 2022. 304 p.
21. Guzzini S. Power, Realism and Constructivism. London: Routledge, 2013. 360 p. https://doi.org/10.4324/9780203071748
22. Lewis S.L., Maslin M.A. Defining the Anthropocene // Nature. 2015. Vol. 519. No. 7542. P. 171-180. https://doi.org/10.1038/nature14258
23. Peters G. Information and governing: Cybernetic models of governance // The Oxford Handbook of Governance / ed. by D. Levi-Faur. Oxford: Oxford University Press, 2012. P. 19-32. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199560530.013.0008.
24. Scharpf F.W. The joint decision-trap: Lessons from German federalism and European integration // Public Administration. 1988. Vol. 66. No. 3. P. 239-278. https://doi.org/10.1111/j.1467-9299.1988.tb00694.x
25. Schweller R.L. Unanswered threats: Political constraints on the balance of power. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 2008. 200 p.
26. Steinbruner J.D. The Cybernetic Theory of Decision: New Dimensions of Political Analysis. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1974. 368 p.
27. The Palgrave handbook of indicators in global governance / ed. by D. V. Malito, G. Umbach, N. Bhuta. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan Cham, 2018. 535 p. https://doi.org/10.1007/978-3-319-62707-6
28. Wiener N. The Human Use of Human Beings Cybernetics and Society. Hachette Books, 1988. 200 p.
29. Wiener N. Cybernetics: Or Control and Communication in the Animal and the Machine. MIT Press, 2019. 352 p.
30. Zapf W. Social reporting in the 1970s and in the 1990s // Social Indicators Research. 2000. Vol. 51. P. 1-15. https://doi.org/10.1023/A:1006997731263
31. Zürn M. A theory of global governance: Authority, legitimacy, and contestation. Oxford University Press, 2018. 368 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Выдвинутый в 2015 г. проект Большого Евразийского партнёрства стал одной из ключевых российских инициатив по построению широкого, охватывающего значительную часть континента, регионализма. Начало специальной военной операции на Украине и углубление российскозападной конфронтации породили значительные структурные изменения в мировой и региональной системах. Серьёзные коррективы они вносят и во внешнюю политику России, её объективные возможности и субъективное восприятие её инициатив. Цель настоящего исследования – определение перспектив концепции Большой Евразии в свете меняющихся международных реалий 2015–2022 годов. В его рамках был проведён обзор условий, в которых евразийский регионализм развивался в рассматриваемый период; прослежено развитие концепции Большой Евразии в российском официальном и экспертном дискурсе, показано, как происходило идейное наполнение выдвинутой инициативы, то, как кристаллизовалась изначально широко трактуемая концепция; рассмотрены достижения в реализации концепции, среди которых наиболее выделяется дискурсивная экспансия на различных международных площадках (среди них не только продвигаемый Россией ЕАЭС, но и саммиты ШОС, и Россия–АСЕАН); рассмотрены наиболее острые проблемы, с которыми концепция столкнулась в связи с усилением конфронтации с западными странами, а также произошедшую в этих условиях эволюцию концепции Большой Евразии и подхода внешнеполитического руководства Российской Федерации к её продвижению. Для выполнения целей данного исследования авторы опирались на анализ высказываний публичных лиц России и других государств на международных мероприятиях и в публицистике, аналитических статей в научных журналах и прессе, официальных документов международных организаций. Основной вывод исследования состоит в констатации неоднозначности положения, в котором оказалась концепция Большой Евразии в условиях усиливающейся геополитической конфронтации и относительно скромных результатов её реализации в прошедшие годы. Вместе с тем авторы полагают, что к настоящему моменту ключевым достижением концепции Большой Евразии стала её дискурсивная экспансия и её международное признание на разных уровнях. Это может служить хорошей политической основой для её дальнейшего воплощения в условиях наблюдаемых структурных изменений.
Исследование посвящено проблематике артикуляции международных угроз и вмешательства в международные кризисы. Оставляя за скобками традиционные подходы к исследованию конструирования угроз, как-то: секьюритизация, стратегические нарративы или конструирование идентичности по Дэвиду Кемпбеллу, автор обращается к теории дискурсивной гегемонии Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф. В постструктуралистском прочтении концепта «гегемония» Лакло и Муфф анализируют, как политические классы формулируют дискурс, легитимирующий политическую власть. В центре внимания данного исследования - артикуляционные практики западного истеблишмента (политического и дипломатического) с целью сформировать гегемонию и тем самым оправдать военно-политическое вмешательство в сирийский и ливийский конфликты. Развивая имеющиеся подходы к интерпретации дискурсивной гегемонии, автор вводит понятие «разделённый Другой». В интерпретации автора «разделённый Другой» выступает формой дискурсивной гегемонии политического субъекта с целью легитимации военного вмешательства. «Разделённый Другой» представляет собой сцену насилия, в которой Другой-Диктатор осуществляет насилие над Другим-Гражданином. Объект исследования - дискуссии политиков и дипломатов в стенах Совета Безопасности ООН и пресс-центра НАТО на фоне развивающихся конфликтов в Сирии и Ливии. Исследование показывает, что накануне вмешательства НАТО в Ливийскую гражданскую войну (2011) западные дипломаты успешно артикулировали «разделённого Другого», тогда как в ходе обширных дискуссий в стенах Совета Безопасности ООН западным дипломатам не удалось артикулировать гегемонию.
В статье рассматриваются особенности трансформации подхода малых открытых экономик к процессу расширения Европейского Союза. Этот вопрос представляет значительный научный интерес в контексте дискуссий середины 2020-х годов о потенциальном включении новых государств в состав ЕС и внутренних разногласиях в интеграционном объединении по данному поводу. В качестве объекта исследования выбраны Нидерланды как модельное государство, сыгравшее одну из ключевых ролей в развитии интеграционных процессов в Европе. Цель исследования – выявить логику эволюции подхода Нидерландов к разным волнам расширения ЕС. Для достижения этой цели на основе синтеза аналитических категорий малого государства и малой открытой экономики детально рассматриваются факторы, повлиявшие на позицию данных типов игроков в отношении каждого из расширений ЕС. Отдельное внимание уделено особенностям восточного расширения, обострившего хронические дисбалансы объединения и заложившего основу его структурных кризисов. В рамках исследования сделан вывод о когерентности подхода Нидерландов к процессу расширения ЕС. Малые открытые экономики поддерживают включение более развитых государств в состав объединения, что отвечает интересам торговых наций и способствует реализации стратегии коалиционности в европейской политике. При этом они занимают жёсткую позицию в отношении расширения на страны с неустойчивыми экономиками и нестабильными политическими институтами. Для голландского подхода к данному процессу характерны три модели: первая применима к развитым государствам Европы (Нидерланды поддержали расширения до 1995 года), вторая – к странам, добившимся определённой устойчивости экономики (Гаага выразила опасения в отношении включения в ЕС большого количества государств ЦВЕ с переходной экономикой), третья – к потенциальным кандидатам на вступление (Нидерланды отрицают возможность включения ряда Балканских государств и Украины в состав ЕС в ближайшей перспективе). Таким образом, структурные кризисы в Европе, обострившиеся в результате восточного расширения, определили ужесточение позиции малых открытых экономик в отношении включения новых государств в состав ЕС.
Глобальное управление в сфере ИКТ-безопасности представляет собой режимный комплекс, который включает в себя совокупность институтов и режимов, регулирующих проблематику безопасности цифровых сетей и технологий, противодействия преступному использованию информационных технологий, военно-политическим угрозам в цифровом пространстве и др. Сосуществование и конкуренция различных режимов позволяют отдельным странам и негосударственным игрокам манипулировать выбором удобных институтов и создают угрозу эскалации межгосударственных противоречий. Для того чтобы избежать подобного сценария, Россия выступает за формирование консолидированного режима информационной безопасности на глобальном уровне. При этом важная роль отводится региональным и макрорегиональным площадкам, в том числе БРИКС. Настоящая статья ставит задачей оценить влияние БРИКС на эволюцию режимного комплекса в сфере ИКТ-безопасности и формирование универсального режима в данной области. Была исследована повестка БРИКС в области ИКТ-безопасности и определены заявленные обязательства. Для оценки потенциала имплементации достигнутых соглашений были проанализированы документы стратегического планирования стран БРИКС на предмет выявления в них приоритетов в сфере ИКТ-безопасности, которые затем были соотнесены с зафиксированными в официальных документах БРИКС обязательствами и обозначенными перспективными направлениями сотрудничества. Приоритетным направлением сотрудничества БРИКС в сфере ИКТбезопасности является выработка общей внешнеполитической позиции относительно норм и принципов международного режима ИКТ-безопасности и их продвижение на уровне ООН. Важным преимуществом БРИКС на данном направлении является возможность агрегации интересов и позиций развивающихся стран. Однако в настоящее время в условиях нарастающей международной конфликтности формирование универсального режима представляется практически невероятным. В этом контексте взаимодействие на уровне БРИКС фокусируется на более узких проблемных областях. Наибольшим потенциалом институционализации обладает сотрудничество БРИКС в сфере противодействия терроризму и экстремизму в цифровой среде. Вместе с тем заинтересованность стран БРИКС в развитии и институционализации противодействия ИКТ-угрозам неоднородна. Россия, Китай и Индия выступают в роли локомотивов сотрудничества, в то время как Бразилия и ЮАР проявляют в нём меньшую заинтересованность.
В статье рассматривается ситуация в сфере задолженности нефинансового сектора стран Азии, по основным показателям которого она занимает ведущее место среди развивающихся регионов мира. Автор ставит целью доказать возможность усиления неустойчивости в развитии этого сектора при дальнейшем росте задолженности. В работе определяется место этой части света в структуре глобального долга, степень её внешней и внутренней долговой зависимости; проводится сравнительный анализ по регионам и странам; даётся соотношение различных групп долга и оцениваются перспективы его пролонгации. Среди основных видов риска, вызванных образованием долговых обязательств нефинансового сектора, выделяются корпоративный долг и долг домохозяйств. Подчёркивается, что период снижения экономического роста и, соответственно, падения доходов ослабляет устойчивость азиатских компаний к финансовым потрясениям. Выделяется начавшийся приблизительно с 2022 г. постпандемийный этап как наиболее сложный для экономики стран Азии, поскольку усиливается уязвимость предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, вызванная снижением объёмов поддержки правительственных программ в результате дефицитного финансирования и неспособностью обеспечить гарантии по долгам, значительная часть которых приходится на внешнюю задолженность. Высокие темпы роста задолженности домашних хозяйств как по ипотечным, так и по потребительским кредитам, превышающие темпы роста ВВП, также усиливают неопределённость экономического прогноза. Выход из рецессии, сопровождавшей пандемию коронавируса, значительно затягивается, что создаёт новые, более сложные условия для деятельности государств и компаний. Хотя основные индикаторы указывают на оживление экономической деятельности, оно будет носить неравномерный характер и углублять неравенство по отдельным странам Азии. Рецессия 2019– 2022 годов фрагментировала региональную экономику вследствие торговых, инвестиционных и финансовых ограничений и различных подходов в экономической политике, реализуемых каждой страной, что потребует значительных усилий для восстановления, а затем и выхода на новый этап финансовой интеграции региона.
Статья посвящена сравнительному анализу подходов США, ЕС и КНР к политике содействия международному развитию (СМР) с учётом тенденций, проявившихся в начале 2020-х годов. Выявлены общие и особенные черты в деятельности каждого из субъектов, раскрыты ключевые факторы, определяющие трансформацию подходов в условиях геополитического соперничества. К общим характеристикам относятся стремление к комплексному воздействию, увязке экономических проектов с культурно-гуманитарным влиянием и безопасностью. В действиях западных игроков сохраняется ориентация на переформатирование общественно-политических структур целевых стран. Отчётливо проявляются тенденции секьюритизации, которые в случае Вашингтона демонстрируют признаки «вепонизации» СМР – размывания грани между военной помощью, военно-политическим целеполаганием и традиционным содействием развитию. Политика в сфере СМР испытывает растущее давление краткосрочных приоритетов усиливающегося геополитического соперничества. Китай, в отличие от западных стран, избегает навязывания своей модели развития и секьюритизации СМР. Пекин выдвигает новые глобальные инициативы, стремясь позиционировать их как альтернативу политике Соединённых Штатов в сфере СМР. Место «мягкой силы» в мире междержавного соперничества постепенно занимают более сложные и комбинированные формы внешнеполитического влияния, сочетающие в себе культурно-гуманитарные, дипломатические, геоэкономические и силовые инструменты, важнейшим невоенным ресурсом для которых остаются программы в сфере СМР. Растущее значение приобретают новые пространства соперничества, связанные с индустриально-технологической гонкой, в том числе в области энергетики, климата и цепочек поставок, влияющие на политику СМР. Возрастает роль культурно-гуманитарных инструментов влияния в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий воздействия на человека, расширением числа негосударственных участников международных отношений и ростом активности Китая на арене гуманитарного сотрудничества и борьбы, в рамках которой бросается вызов доминированию Запада в данной сфере.
Изучение посредничества при урегулировании вооружённых конфликтов остаётся перспективным направлением исследований международных отношений. Тем не менее до сих пор не установлено, действительно ли доминирование в военной силе государства-посредника может влиять на прекращение боевых действий и имплементацию итоговых мирных соглашений. Мы предположили, что превосходство посредника в военной мощи (или отсутствие такового) можно охарактеризовать в терминах асимметрии и паритета. Для оценки соответствующих характеристик военной силы мы предлагаем воспользоваться обобщённым показателем военной асимметрии, созданным посредством проведения простого сравнительного анализа. В рамках представленной в статье методики различные метрики военной мощи сторон конфликта и посредников попарно сравнивались между собой по критерию пороговых значений (квартилей), констатирующих наличие асимметрии военной мощи или её отсутствие (паритет военной мощи). Затем для агрегирования бинарных оценок в единый показатель также использовались различные пороги достаточной асимметрии от 20 до 50%. В результате проведённого исследования, с помощью оценки серии регрессионных моделей, удалось установить, что совокупное превосходство государства посредника в военной силе над враждующими сторонами конфликта статистически значимо способствует как непосредственно прекращению боевых действий, так и успешному установлению мира в долгосрочной перспективе. Контрольные переменные в виде особенностей мирного соглашения также оказывают влияние на положительный исход мирного процесса. Ключевые среди них – повышение транспарентности процедур принятия политических решений и вовлечение различных социальных групп во властные процессы на различных уровнях. Результаты настоящего исследования демонстрируют взаимосвязанность военной силы и успешного посредничества, а также указывают на взаимодополняемость военной и переговорной составляющих в контексте медиации, осуществляемой государством. Таким образом, настоящее исследование предлагает трансформировать представление о посредничестве, доминирующее в настоящее время в теории международных отношений.
Издательство
- Издательство
- МГИМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- Юр. адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- ФИО
- Торкунов Анатолий Васильевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- portal@inno.mgimo.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2294049
- Сайт
- https://mgimo.ru/