В данной статье автором рассматривается деятельность ученических библиотек при русско-караимских учебных заведениях Таврической губернии: министерских и Александровском караимском духовном училищах, созданных в пореформенный период во второй половине XIX в. Целью статьи является анализ особенностей формирования и образовательно-просветительской деятельности учебных библиотек рубежа XIX-XX вв., изучение их роли в просвещении крымских караимов. При подготовке публикации использовались документы, хранящиеся в фондах Государственного архива Республики Крым, сведения, содержащиеся в сборниках по школьной статистике указанного периода, а также материалы дореволюционной периодической печати. Комплектование библиотечных фондов школ и училищ учебной и методической литературой, а также экземплярами произведений русских и зарубежных авторов позволяло учащимся знакомиться с последними достижениями педагогической и философской мысли, повышать свой образовательный, культурный и интеллектуальный уровень. На основании изученных документов и материалов автором статьи делается вывод о том, что библиотеки русско-караимских учебных заведений играли важную роль в распространении просвещения среди караимской молодежи в Таврической губернии.
Идентификаторы и классификаторы
Благодаря доступности библиотечного фонда и разнообразию имеющихся в нем книг и пособий, воспитанники Александровского караимского духовного училища во внеурочное время подготавливали конспекты на заданные преподавателями темы, выполняли грамматические упражнения для самосовершенствования в отдельных дисциплинах, переводили на русский и древнееврейский языки басни и стихотворения, писали сочинения и выполняли каллиграфические упражнения.
Список литературы
1. Абибуллаева Д. И. История формирования и развития Симферопольской татарской учительской школы и русско-татарских Министерских училищ (1870-1920). Симферополь: Ариал, 2016. 171 с.
Abibullayeva, D. I. (2016). History of the formation and development of the Simferopol Tatar teacher’s school and Russian-Tatar Ministerial schools (1870-1920)., 171. Simferopol: Arial.
2. Акишева М. С., Крамарь Н. В. Религиозное образование караимов (кон. XIX - нач. XX вв.) // Высшая школа: научные исследования. Москва: Инфинити, 2020. С. 23-29. EDN: VAIIMW
Akisheva, M. S., Kramar, N. V. (2020). Religious Education of the Karaites (Late 19th - Early 20th Centuries). Graduate School: Scientific Research materials of the Interuniversity Scientific Congress., 23-29. Moscow. EDN: VAIIMW
3. Ельяшевич В. А. “Мир держится устами учеников”: исторический очерк о караимской народной школе (мидраш) в Евпатории первой половины XIX - начала XX вв. // Мир держится устами учеников. Симферополь, 2022. С. 35-46.
Elyashevich, V. A. (2022). “The world is held together through the lips of the disciples”. Historical essay about the Karaite folk school (midrash) in Yevpatoria in the first half of the 19th - early 20th centuries. The world is held together through the mouths of students: a historical and archival collection., 35-46. Simferopol.
4. Ельяшевич В. А. От “татарского” языка к крымскому диалекту караимского языка: к проблеме идентификации разговорного языка крымских караимов // Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры. 2019. №7. С. 216-226. EDN: GQCNZH
Elyashevich, V. A. (2019). From the “Tatar” Language to the Crimean Dialect of the Karaim Language: the Problem of the Identification of the Spoken Language of the Crimean Karaites. Issues of Crimean Tatar philology, history and culture, 7, 216-226.
5. Ельяшевич В. А. Роль Соломона Самуиловича Крыма в истории городской публичной библиотеки Феодосии (по материалам газеты “Крымский Вестник”) // Историческое наследие Крыма. 2019. С. 179-184. EDN: JLELOW
Elyashevich, V. A. (2019). The Role of Solomon Samuilovich Krym in the History of the City Public Library of Feodosia (Based on Materials of the Newspaper “Crimean Herald”). Historical heritage of Crimea, 179-184. EDN: JLELOW
6. Новикова Е. В. Формирование и развитие системы народного просвещения г. Севастополя (из истории народного образования) // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2016. №1. С. 9-15. EDN: VWWATZ
Novikova, E. V. (2016). Formation and development of education Sevastopol (from the history of public education). Caspian region: politics, economics, culture, 1, 9-15. EDN: VWWATZ
7. Прохоров Д. А. И.И. Казас - выдающийся просветитель и педагог (к 190-летию со дня рождения) // Этнокультурные феномены в образовательном процессе. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2021. С. 269-275. EDN: ICENTP
Prokhorov, D. A. (2021). I. I. Kazas - an outstanding educator and teacher (on his 190th birthday). Ethnocultural phenomena in the educational process, 269-275. EDN: ICENTP
8. Прохоров Д. А. Караимские учебные заведения Феодосии во второй половине XIX - начале XX века // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. 2018. №23. С. 769-779. EDN: YPNMCD
Prokhorov, D. A. (2018). Karaite Educational Establishments in Feodosia in the Second Half of the Nineteenth and Early Twentieth Century. Materials on archeology, history and ethnography of Tauria, 23, 769-779. EDN: YPNMCD
9. Прохоров Д. А. Проекты Шломо Бейма и Авраама Фирковича по сохранению “пещерного города” Чуфут-Кале в XIX в. (по архивным материалам) // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. 2019. №24. С. 511-538. EDN: XZADKG
Prokhorov, D. A. (2019). Shlomo Beim’s and Avraam Firkovich’s Projects to Preserve The “Cave Town” Of Chufut-Kale in The Nineteenth Century (According to Archival Materials). Materials on archeology, history and ethnography of Tauria, 24, 511-538. EDN: XZADKG
10. Редькина Л. И., Бекирова Э. Ш., Шушара Т. В. [и др.] Становление и развитие среднего образования Крыма (ХIХ - начало ХХ века). Москва: Перо, 2023. 390 с. EDN: QZCLEL
Redkina, L. I., Bekirova, E. Sh., Shushara, T. V. (2023). Formation and development of secondary education in Crimea (19th - early 20th centuries)., 390. Moscow: Stylus. EDN: QZCLEL
11. Редькина Л. И., Вишневский В. А., Шушара Т. В. [и др.] Становление и развитие начального образования национальных меньшинств Крыма (XIX - начало XX века): коллективная монография. Симферополь: Ариал, 2022. 180 с. EDN: XTWWVU
Redkina, L. I., Vishnevskiy, V. A., Shushara, T. V. (2022). Formation and development of primary education of national minorities of Crimea (19th - early 20th centuries): collective monograph., 180. Simferopol. EDN: XTWWVU
12. Шкарлат Л. П. Благотворительная деятельность в караимской общине в сфере образования в Крыму во второй половине XIX - начале XX века // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57. С. 272-278. EDN: ZWBDMB
Shkarlat, L. P. (2017). Charitable Activity in the Karaite Community in the Shere of Education in the Crimea in the Second Half of XIX - Early XX Century. Problems of modern pedagogical education, 57, 272-278. EDN: ZWBDMB
13. Якса Н. В., Чемодуров Н. Н. Подготовка педагогических кадров земствами Таврической губернии в начале ХХ века // Научный вестник Крыма. 2017. №1 (6). С. 11. EDN: XVNSZJ
Yaksa, N. V., Chemodurov, N. N. (2017). Preparation of Pedagogical Shots Zemstvoes of the Taurian Province at the Beginning of the XX Century. Scientific Bulletin of Crimea, 2, 1-11. EDN: XVNSZJ
Выпуск
Другие статьи выпуска
Работа посвящена исследованию основных проблем студентов, возникающих при использовании ими мультимедийных ресурсов для изучения иностранного языка. Актуальность исследования определяется требованиями современных образовательных стандартов к владению иностранными языками как неотъемлемой частью успешной профессиональной деятельности в современном обществе. В статье проанализированы работы, отражающие наиболее актуальные сегодня темы и проблемы, связанные с использованием средств мультимедиа в обучении иностранным языкам, и являющиеся важными для обобщения имеющегося педагогического опыта. В ходе работы применялся метод анкетирования и корреляционного анализа полученных данных. Автор придерживается коммуникативного подхода и особое внимание уделяет развитию иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых факультетов вузов. В статье представлены результаты анкетирования студентов - будущих учителей, обучающихся в Чувашском государственном педагогическом университете имени И. Я. Яковлева. По результатам анкетирования было обосновано, что в содержание программы спецкурса по использованию мультимедийных ресурсов для изучения иностранного языка должны входить тематические блоки, направленные на повышение мотивации, на решение языковых проблем и на совершенствование навыков работы с мультимедийными ресурсами.
Работа посвящена исследованию библионимов как одного из важнейших компонентов ономастики. В ней рассматривается библионимия чувашской, русской и английской художественной литературы методами сплошной выборки, систематизации и классификации материала, описательно-аналитического и сопоставительного подходов. На данный момент библионимы изучены недостаточно. При этом их исследование актуально и значимо, поскольку название может явиться ключом к пониманию текста. Настоящая работа призвана внести ясность в толкование термина «библионим». Вместе с тем автором рассматриваются функции библионимов, их классификация, выявляется место заголовков в системе ономастической терминологии исследуемых языков, что в дальнейшем должно способствовать развитию общей теории ономастики. Автор работы под термином «библионим» предлагает понимать название любого текста. Вместе с тем, с его точки зрения, существует необходимость ввести в ономастические исследования таких терминов, как «микробиблионим» для названий глав, параграфов и составных частей текста и «макробиблионим» для названий сборников текстов. По своему положению библионим - это средство связи текста с внешним миром, в частности, с читателем. Читатель на основе библионима сможет сформировать представление о содержании текста.
Работа посвящена анализу функционирования языковых единиц в общественно-политических текстах, а именно: изучению фразеологических единиц в политическом дискурсе. Фразеологизмы как средство выражения экспрессивности и реализации прагматической функции языка используются политическими деятелями с целью воздействия на общественное и личное сознание и в некоторых случаях агитации к действиям. Целью исследования является выявление специфики передачи фразеологических единиц в переводе интервью президента России Владимира Путина американскому журналисту Такеру Карлсону. Авторами работы проведен сравнительно-сопоставительный анализ наиболее частотных приемов перевода фразеологизмов с русского языка на английский, а также рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается переводчик-синхронист. Анализ выполнен с использованием метода сплошной выборки, описательно-аналитического и контекстуально-интерпретационного методов. В результате исследования установлено, что речи главы российского государства присущи этнокультурные признаки, метафоричность, порождение окказиональных фразеологизмов и намеренная их модификация. Наиболее употребительный прием перевода фразеологизмов - подбор фразеологического аналога, который позволяет выявить в среде воспринимающей культуры эквивалентные соответствия, отличные по форме и образу, но схожие по содержанию и значению.
В работе представлен анализ немецких вторичных номинаций, имеющих в своем составе зоонимы Schwein или Sau, выполненный с целью выявления общих и национально-специфических признаков на фоне их русских эквивалентов. Актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейшего комплексного изучения вторичных номинаций с учетом заложенных в их основу оценочных аспектов, обладающих определенным культурным своеобразием и обусловливающих национально-уникальные семантические трансформации в лексических единицах соотносимых языков. Использованные в ходе исследования методы описательного, сравнительно-сопоставительного, компонентного анализа, метода критического анализа словаря и словарных дефиниций позволили сделать вывод о более ярком номинативном потенциале вторичных значений у немецких зоонимов Schwein и Sau в сравнении с их русскими эквивалентами. Проведенный анализ также показал более широкий оценочный спектр немецких единиц и большую вариабельность аксиологического компонента в их лексическом значении как под влиянием контекстного окружения, так и без него. Основной материал исследования представлен вторичными номинациями указанной тематики, выявленными путем сплошной выборки из немецких толковых, энциклопедических, фразеологических и лингвострановедческих словарей, справочных ресурсов, а также немецко-русских переводных словарей.
Статья посвящена мистической составляющей религиозной практики верхневычегодской православной общины Бурсьылiсь - певцов добра, Республика Коми. Община была организована С. Ермолиным, уроженцем Мыёлдинского погоста, переводчиком на коми язык священных текстов с церковнославянского и русского. В 1900 гг. религиозные службы певцов добра проходили на коми-зырянском языке в продолжение традиций, заложенных еще в XIV в. Первокрестителем пермян вычегодских (предков коми-зырян) св. Стефаном, первым епископом Пермским. Течение бурсьылiсь распространилось по верхней Вычегде, общины возникли в с. Мыёлдино, Усть-Нем, Пожег, Скородум, Выльгорт, Богородск. Для части общинников было характерно духовидение или «общение со святыми / Богородицей / Христом» в состоянии транса. В статье делается попытка реконструкции условий, способов и методов достижения измененных состояний сознания духовидцами, а также объясняются причины резкого спада этого явления в 1950 гг.
Одной из функций одежды является ритуальная, в соответствии с которой она становится важным инструментом или объектом различных магических практик. В настоящей статье на примере чувашей Волго-Уральского региона рассмотрены функции одежды покойника в обычаях и обрядах поминального цикла. По отдельным тематическим блокам автором исследуется роль одежды как обрядового предмета на больших поминках, на поминках сорокового дня и на общих летних поминках. В основу статьи положены опубликованные труды по истории и этнографии чувашей XIX - начала ХХ в., архивные источники, полевые материалы автора, собранные в разные годы в Республиках Башкортостан и Татарстан. В поминальных обрядах одежда фигурирует и активно используется в качестве заместителя покойника, а также подношения, адресованного умершему от имени живых родственников. Благодаря этим качествам одежда становится одним из важных и универсальных средств коммуникации между миром живых и миром покойников. Обряды с одеждой в поминальных обрядах сохранились и бытуют и в современной ритуальной практике. Такая устойчивость, с одной стороны, обусловлена глубокой архаичностью и консервативностью погребального обряда в целом, с другой - сравнительной устойчивостью данного ритуала к современным инновациям.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- Издательский дом Среда
- Регион
- Россия, Чебоксары
- Почтовый адрес
- Гражданская ул., 75
- Юр. адрес
- Гражданская ул., 75
- ФИО
- Яковлев Алексей Валентинович (Руководитель)
- E-mail адрес
- info@phsreda.com
- Контактный телефон
- +7 (835) 2655731