В статье представлен анализ трансформации моделей государственно-конфессиональных отношений в белорусских губерниях Российской империи (начало ХХ в. - 1917 г.), в БССР (1919-1991 гг.), в Республике Беларусь (1991-2002 гг.). Автором отмечено, что на протяжении ХХ в. произошел переход от модели религиозного государства в период Российской империи к модели секулярного государства в форме враждебной сепарации в БССР и кооперационной модели в Республике Беларусь. Процесс формирования государственно-конфессиональных отношений и их трансформации находился в сильной зависимости от общественно-политического и государственного положения белорусских земель. Это обусловило определяющее значение внешних факторов (политический кризис, революции 1905 г. и 1917 г., трансформация политических систем Российской империи и СССР, геополитическое положение Беларуси, советско-польская война 1919-1921 гг.) в смене парадигмы государственно-конфессиональных отношений в Беларуси в начале ХХ в. - 1991 г. При этом в 1991-2002 гг. на формирование модели государственно-конфессиональных отношений оказали преимущественное влияние внутренние факторы - доминирование традиционных религиозных акторов, высокая степень религиозности населения и активизация религиозной деятельности, что содействовало закреплению кооперационной модели, наиболее валидной для политико-конфессиональной сферы белорусского общества.
Идентификаторы и классификаторы
Проблематика государственно-конфессиональных отношений в Беларуси в ХХ в. разработана в трудах белорусских исследователей преимущественно в контексте анализа общегосударственной политики. Общие вопросы положения конфессий и религий в белорусских губерниях Российской империи отражены в работах В.В. Яновской [Яноўская 2002], Новицкого [Канфесіі 1998], И.И. Янушевича [Янушевич 2005]; религиозная политика польского государства в 1921–1939 гг. в Западной Беларуси рассмотрена Т.В. Лисовской [Лисовская 2021], А. Загидулиным [Загідулін 2010]; советская религиозная политика стала предметом изучения O. Дьяченко [Дьяченко 2003], Н.В. Довгяло [Довгяло 2012].
Общие направления религиозной политики Российской империи и советского периода, применимые для изучения белорусской конфессиональной истории, рассмотрены в работах российских историков Т.К. Никольской [Никольская 2004], О.Ю. Редькиной [Редькина 2010], А.А. Сафонова [Сафонов 2011], М.И. Одинцова [Одинцов 2018].
Однако при достаточной разработке общих положений религиозной политики, есть ряд лакун в изучении государственно-конфессиональных отношений в Беларуси. В частности, недостаточно рассмотрены вопросы формирования и трансформации модели государственно-конфессиональных отношений в контексте конфессиональной структуры белорусского общества, основных факторов ее формирования и особенностей построения на территории Беларуси.
Список литературы
1. Балодис 2000 - Балодис Р. Религиозные организации и латвийское государство // Религия и право. 2000. № 6. С. 14-15.
2. Довгяло 2012 - Довгяло Н.В. Законодательные основы политики БССР в области религии в 1924-1939 гг. // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия A: Гуманитарные науки. 2012. № 1. С. 77-81. EDN: TQISFN
3. Дьяченко 2003 - Дьяченко О. Пятидесятничество в Беларуси. Могилев, 2003. 188 с.
4. Загiдулiн 2010 - Загiдулiн А.М. Беларускае пытанне ў польскай нацыянальнай i канфесiйнай палiтыцы ў Заходняй Беларусi (1921-1939 гг.). Гродна: ГрДУ, 2010. 183 с.
5. Канфесii 1998 - Канфесii на Беларусi / Рэд. У.I. Навiцкi. Мiнск: Экаперспектыва, 1998. 340 с.
6. Лисовская 2021 - Лисовская Т.В. Поздний протестантизм в Западной Беларуси (1921-1939 гг.). Брест: Альтернатива, 2021. 190 с.
7. Лисовская 2022 - Лисовская, Т. В. Зарождение позднепротестантского движения в Беларуси в конце XIX - начале ХХ в. // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. 2022. Т. 9, № 1(33). С. 7-18. DOI: 10.24147/2312-1300.2022.9(1).7-18 EDN: PCCFNC
8. Мирошникова 1998 - Мирошникова Е.М. Государственно-церковные отношения в Германии // Религия и право. 1998. № 1-2 (4-5). С. 45-47. EDN: SLLORX
9. Никольская 2004 - Никольская Т.К. Русский протестантизм на этапе утверждения легализации (1905-1917 гг.) // Богословские рассуждения. 2004. № 4. С. 163-181.
10. Одинцов 2018 - Одинцов М.И. От государства конфессионального к государству светскому: российский путь: 1917-2017 // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты: Сб. статей. Вып. 14. Владивосток, 2018. С. 12-32. EDN: XRCPPV
11. Понкин 2003 - Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. М.: Про-Пресс, 2003. 416 с. EDN: QVRHLR
12. Редькина 2010 - Редькина О.Ю. Основные принципы взаимоотношений государства и религиозных организаций в России: к истории вопроса // Общественные отношения в условиях становления гражданского общества в России: Сб. статей. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. С. 22-33.
13. Сафонов 2011 - Сафонов А.А. Государство и церковь в имперской России: правовые аспекты взаимоотношений // Государство, церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблемы: IX Румянцевские чтения. М.: Изд-во Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ), 2011. С. 28-40.
14. Феррари 1998 - Феррари С. Церковь и государство в Западной Европе: итальянская модель // Мировой опыт государственно-церковных отношений. М., 1998. С. 110-130.
15. Яноўская 2002 - Яноўская В.В. Хрысцiянская царква ў Беларусi 1863-1914 гг. Мiнск, 2002. 163 с.
16. Янушевич 2005 - Янушевич И.И. Конфессиональная политика советского государства: уроки истории, 1917-1928 гг. Мн.: БГУ, 2005. 141 с.
17. Fox 2005 - Fox J. Separation of religion and state in the 21st century. Comparing the Middle East and Western democracies // Comparative Politics. 2005. Vol. 37. No. 3. Р. 317-335.
18. Kettell 2013 - Kettell S. State religion and freedom. A comparative analysis // Politics and Religion. 2013. No. 6. Р. 538-569.
19. Krukowski 2000 - Krukowski J. Religia i wolność religijna w prawie Unii Europejskiej. Doświadczenia i perspektywy // Materiały III Międzynarodowej konferencji “Religia i wolnosc religijna w Unii Europejskiej”. Warszawа, 2000. P. 217-231.
20. Leustean 2008 - Leustean L.N. Challenges to church-state relations in contemporary Europe: introduction // Journal of Religion in Europe. 2008. No. 1. Р. 247-250.
21. Pietrzak 1995 - Pietrzak M. Prawo wyznaniowe. Warszawa: Wydawnictwo naukowe PWN, 1995. 298 s.
22. Rex 2005 - Rex A. Models of religion-state relations // Religious freedom in the liberal state. Oxford: Oxford University Press, 2005. 528 р.
23. Robbers 2005 - Robbers G. State and Church in the European Union // State and Church in the European Union / Ed. by G. Robbers. Baden-Baden: Nomos, 2005. P. 577-589.
24. Safian 2000 - Safian M. Wolność religijna w konstytucjach państw europejskich // Materiały III Międzynarodowej konferencji “Religia i wolnosc religijna w Unii Europejskiej”. Warszawa, 2000. S. 43-75.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Среди многочисленных преступлений нацистской Германии и ее сообщников в годы Второй мировой войны ими были предприняты попытки массового уничтожение еврейского народа. В мировую историю данные события вошли под названием Холокост, на иврите - “Shoa” (бедствие, катастрофа). Несмотря на это, литература на тему различных аспектов жизни и смерти евреев в период Холокоста в целом и в лагерях уничтожения в частности довольно обширна, в ней практически отсутствует специальный анализ духовного сопротивления узников. Данная статья анализирует отражение духовного сопротивления членов зондеркоммандо лагеря смерти Аушвиц, ставшего зловещим символом злодеяний, совершенных нацистами и их приспешниками, представленные в их свидетельствах, получивших название «Свитки из пепла». Исследован состав членов зондеркоммандо и их занимаемые «должности». Рассмотрены проблемы авторства «Свитков», мотивы их создания. Приводятся оценки, которые дают их деятельности как выжившие свидетели, так и потомки. Проанализированные источники свидетельствуют, что несмотря на нечеловеческие условия и постоянную угрозу немедленного уничтожения, члены зондеркоммандо не только сохранили моральный дух, но и продемонстрировали волю к сопротивлению, ярким примером которого является восстание, вспыхнувшее 7 октября 1944 г. у печей крематориев Аушвиц-Биркенау.
В статье рассматривается конфессиональный и социальный состав училищ и гимназий в г. Ростов-на-Дону в начале ХХ в. в условиях начала мировой войны. Оценивается динамика изменений состава учеников, религиозных групп, социальных категорий населения на основе статистической информации на примере двух учебных заведений. Сделаны выводы о степени отражения общих процессов социальной динамики в обществе на Юге России в военные годы. Выделены регионы миграции на Юг России из других регионов мира, особенности социального и конфесионального состава Донского края как зоны пограничного и транзитного движения социальных потоков. Проведен статистический подсчет состава контингента обучающихся и проанализированы особенности функционирования образовательной системы и ее влияния на развитие общества в этот период. Уделено внимание тематике представленности казачества, мещанства, дворянства в системе среднего образования. Сделан вывод об особенностях отражения в работе образовательных учреждений ограничений для евреев в рамках соблюдения черты еврейской оседлости до 1915 г. Статистически зафиксировано нарушение соблюдения норм квотирования для иудеев в 1915 г.
В статье рассматривается проблема, активно обсуждаемая в современной исторической науке. Это история безуспешного формирования коалиционного правительства из чиновников и общественных деятелей в разгар первой русской революции. Несмотря на важные открытия в данной сфере многие аспекты формирования правительства общественного доверия остались неизвестны. Часть из них мы представляем в настоящей публикации. Были предприняты три попытки сформировать правительство: С.Ю. Витте, И.Л. Горемыкиным и П.А. Столыпиным. Наиболее близка к созданию правительства была комбинация, дискутировавшаяся в июне 1906 г. По нескольким причинам она не состоялась. Каждая сторона преследовала свои интересы, зачастую групповые или эгоистичные. Все обвиняли друг друга в провале переговоров. Таким образом, была упущена важная возможность сближения городских обществ с государством. Это сыграло негативную роль в будущей истории страны.
В статье поднята проблема места и роли спорта высоких достижений в общественно-политической жизни СССР 1920-1930-х гг. Создавая концепцию развития спорта в стране, советское руководство делало упор в первую очередь на вопросы физической культуры, не предполагавшей наличия в ней соревновательного элемента. Однако развитие советского спорта в рассматриваемый период носило крайне неоднородный характер, в связи с чем изменялась и роль спортивных соревнований. Автор анализирует эти трансформации, используя нормативно-правовые документы, издаваемые организациями, так или иначе руководившими советским спортом в 1920-1930-х гг. и материалы периодической печати. Особое внимание уделяется постановлениям 1933-1934 гг., окончательно утвердившим спорт высоких достижений в советском обществе, их предпосылкам, причинам и результатам. Автор приходит к выводу о том, что резкий поворот в сторону развития спорта высоких достижений в СССР в 1933-1934 гг. привел к легитимизации спорта как профессии и был связан с реализацией определенных внешнеполитических стратегий, в частности, с необходимостью развития международных связей как с пролетарскими, так и с буржуазными силами в Европе на фоне нацистской угрозы.
В статье на основе документов их фондов Российского государственного военного архива (РГВА) предпринята попытка анализа процесса осмысления представителями командования Красной армии опыта действий бронетанковых сил в ходе локальных военных конфликтов на озере Хасан и реке Халхин-Гол в 1938-1939 гг. Выводы, сделанные командирами разного уровня в целом, точно фиксировали главные недочеты и ошибки применения танковых частей и соединений, полностью повторявшие таковые в ходе гражданской войны в Испании. Делается вывод о том, что к моменту начала конфликтов этот опыт оказался неизвестен танковым и общевойсковым командирам. Кроме того, на основе контент-анализа выявляется неспособность специалистов оценить слабое бронирование танков, как главную причину тяжелых потерь. Обращается внимание на то, что при верной фиксации чрезвычайно низкого уровня подготовки командиров и личного состава танковых войск, итоговые выводы докладов вышестоящему командованию содержали исключительно высокие оценки боеспособности и заверения в готовности выполнить любую задачу. В то же время высшее военно-политическое руководство страны получало достаточный объем правдивой информации от своих представителей из зоны конфликтов, но предпочитала транслировать обществу картину высочайшей боевой готовности бронетанковых войск, что нашло яркое и убедительное отражение и в массовой советской культуре.
Статья посвящена упразднению должностей земских участковых начальников в белорусских губерниях в ходе Февральской революции 1917 г., которые были введены в Российской империи в 1889 г. в целях усиления правительственного контроля над крестьянским населением. Данные чиновники, как правило, назначались из числа поместного дворянства и были подведомственны Министерству внутренних дел. Наряду с административными полномочиями на них были возложены судебные функции в отношении крестьян по уголовным и гражданским делам, подсудным ранее мировым судьям. Это противоречило принципу отделения судебной власти от административной и ставило крестьян в неравное правовое положение по сравнению с иными сословиями. Белорусские губернии были в числе тех, в которых земские начальники оставались важнейшим элементом сферы правосудия вплоть до марта 1917 г., когда их деятельность была прекращена Временным правительством. Ликвидация данных должностей в ходе Февральской революции выглядела вполне естественной мерой в контексте тенденций обновления и демократизации общественной жизни. Вместе с тем, на практике это нередко приводило к созданию ситуации вакуума судебной власти в сельской местности и делало для местных властей практически невыполнимой задачу поддержания законности и правопорядка.
В статье рассмотрены проекты введения военного положения в Великом княжестве Финляндском после окончания первой русской революции в 1907-1911 гг. и дискуссии в правящих верхах по этому вопросу. Анализируются причины, вызывавшие желание бюрократических верхов ввести в Княжестве военное положение. На основании документов из фондов АВПРИ, ГАРФ, РГИА и опубликованных источников делается вывод о том, что введение военного положение связывалось с необходимостью борьбы с российским революционным движением, участники которого активно использовали особенности особого статуса Финляндии, скрываясь от российской полиции и жандармерии. Сравниваются взгляды Николая II, великого князя Николая Николаевича, П.А. Столыпина, А.Ф. Зейна, В.Н. Коковцова на возможность введения военного положения в Финляндии. Их мнения, а также позиция представителей министерств, показывают, что введение военного положения всегда рассматривалось российской стороной как крайняя мера, нежелательный и неэффективный способ государственного управления Великим княжеством. Именно поэтому, несмотря на сложные политические обстоятельства, оно не было введено и официальный Петербург стремился к решению проблем путем переговоров.
Междисциплинарный потенциал интеллектуальной истории позволяет посредством изучения текста в контексте хорошо понять, какие позиции по отношению к войне, правительству, своему народу и военным противникам занимали под влиянием «августовского переживания», характерного для начального периода Великой войны, властители общественного мнения - писатели, ученые, деятели искусства и культуры. Однако обращение к коллективным инициативам - манифестам, открытым письмам, заявлениям, которые поддерживали и подписывали десятки и сотни людей связано с решением сложного комплекса вопросов. Это - проблемы авторства, мотивации, влияния индивидуальных политических и этических принципов на групповые решения, определения лидеров и маргиналов, сопоставление рациональных установок на достижение пропагандистского эффекта и неосознаваемых эмоций и т. д. В статье предпринята попытка дать ответы на эти вопросы на основе изучения обстоятельств появления и значения так называемого манифеста девяноста трех к культурному миру - подписанного видными немецкими интеллектуалами открытого письма с опровержением пропагандистских утверждений Антанты о немецких зверствах и разрушении культурных ценностей в Бельгии. Авторы пытались опровергнуть обвинения и подчеркнуть сугубо оборонительный характер действий немецких солдат. Однако пропагандистский эффект письма оказался обратным ожидаемому. Для общественного мнения стран Антанты оно стало символом идеологического и пропагандистского оправдания германской агрессии и послужило основанием для исключения немецких интеллектуалов из мирового академического сообщества.
Настоящая статья посвящена анализу квебекской проблемы в современной Канаде. На основе необходимого корпуса источников и соответствующей историографии, автор пытается ответить на вопрос, актуальна ли квебекская проблема для Канады в настоящем или она навсегда осталась в прошлом. В своей статье автор не только обобщает и систематизирует саму историю франко-канадской проблемы, но и анализирует деятельность Квебекской партии и Квебекского блока, в течение долгих лет боровшихся за суверенитет Квебека. Автор подчеркивает, что именно с этими двумя объединениями была связана идея суверенитета Квебека, и останавливается на деятельности Р. Левека и Ж. Паризо, готовивших два референдума о суверенитете Квебека. По результатам исследования автор приходит к выводу о том, что на партийно-политическом уровне (в связи с изменением партийной идеологии Квебекского блока и провалом Квебекской партии на провинциальных выборах 2018 г., безусловно, идея суверенитета отошла в прошлое. В то время как на ментальном уровне (память об исторической травме 60-х годов XVIII в., когда Новая Франция была завоевана Англией) идея суверенитета отвечает интересам части франко-канадцев.
В статье рассматривается вопрос о финансировании праздничных церемоний в древних Афинах середины V - начала IV в. до н. э. В качестве основного источника используется эпиграфический материал - надписи, посвященные сдаче в аренду священных земельных участков (теменосов). В античной Греции существовало большое количество праздников, которые проводились помпезно. Судя по сведениям античных авторов, данным археологии и эпиграфики, на их проведение тратилось большое количество средств, которое поступало из разных источников. Анализ содержания надписей о сдаче в аренду теменосов позволяет представить, как происходило финансирование празднеств в древней Аттике в ходе сдачи в аренду священных земель. Проведенный анализ сведений эпиграфики показывает, что арендодатели (демы, фратрии и религиозные сообщества) в соответствии с условиями договоров об аренде теменосов предписывали арендаторам передавать денежные средства на финансирование общеполисных торжеств (Панафинеи, Апатурии, Дионисии), а также на местные праздники. Кроме того, часть выращенного урожая и скота отправлялась на проведение торжественных жертвоприношений, которые сопровождали каждый греческий праздник. За поступлением этих средств осуществляли контроль должностные лица афинского полиса.
Издательство
- Издательство
- РГГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- Юр. адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- ФИО
- Логинов Андрей Викторович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rsuh@rsuh.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2506118
- Сайт
- https://www.rsuh.ru/