Статья посвящена упразднению должностей земских участковых начальников в белорусских губерниях в ходе Февральской революции 1917 г., которые были введены в Российской империи в 1889 г. в целях усиления правительственного контроля над крестьянским населением. Данные чиновники, как правило, назначались из числа поместного дворянства и были подведомственны Министерству внутренних дел. Наряду с административными полномочиями на них были возложены судебные функции в отношении крестьян по уголовным и гражданским делам, подсудным ранее мировым судьям. Это противоречило принципу отделения судебной власти от административной и ставило крестьян в неравное правовое положение по сравнению с иными сословиями. Белорусские губернии были в числе тех, в которых земские начальники оставались важнейшим элементом сферы правосудия вплоть до марта 1917 г., когда их деятельность была прекращена Временным правительством. Ликвидация данных должностей в ходе Февральской революции выглядела вполне естественной мерой в контексте тенденций обновления и демократизации общественной жизни. Вместе с тем, на практике это нередко приводило к созданию ситуации вакуума судебной власти в сельской местности и делало для местных властей практически невыполнимой задачу поддержания законности и правопорядка.
Идентификаторы и классификаторы
Временное правительство в качестве основы своей политики в сфере суда объявило не построение новой судебной системы вместо старой, а возвращение к первоначальным принципам судебной реформы 1864 г. Должны были быть отменены те корректировки, которые были внесены самодержавием в судебную систему после реформы с целью ограничения ее либеральных принципов – всесословности, независимости судебной власти, гласности, выборности судей и др.
Институт же земских участковых начальников, безусловно, по своей сути противоречил этим постулатам. Поэтому одной из первых мер Временного правительства по реформированию судебной системы стало прекращение их деятельности.
Список литературы
1. Верняев 2018 - Верняев И.И. Реформа местного суда 1912 г. в имперском измерении: как строить общие институты в многосоставном обществе // Новейшая история России. 2018. № 4. С. 966-982. EDN: YWRJBJ
2. Горячева 2018 - Гродненская губерния: государственные, религиозные и общественные учреждения (1802-1917) / Ред. Р.Ф. Горячева. Гродно: ЮрСаПринт. 2018. 352 с.
3. Иванова, Желтова 2010 - Иванова Н.А., Желтова В.П. Сословное общество Российской империи (XVIII - начало ХХ в.). М.: Новый хронограф, 2010. 752 с. EDN: QBREDX
4. Краковский, Соломко 2020 - Краковский К.П., Соломко З.В. История суда и правосудия в России. Т. 5. М.: Норма, 2020. 696 с.
5. Миронов 2015 - Миронов Б.Н. Российская империя: от традиции к модерну: В 3 т. Т. 2. СПб.: Дмитрий Буланин, 2015. 912 с. EDN: WKHBHR
6. Сорокин 2017 - Сорокин А.А. Вопрос о реформе местного суда Российской империи: власть и общество (1889-1912 гг.): Автореф. дис.... канд. ист. наук. Н. Новгород: Нац. исслед. Нижегород. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского, 2017. 35 с. EDN: XWOEUX
7. Страленя 2017 - Страленя А.А. Деятельность земских начальников на территории Беларуси (конец XIX в. - 1914 г.): Автореф. дис.... канд. ист. наук. Минск: Белорус. гос. ун-т, 2017. 22 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Среди многочисленных преступлений нацистской Германии и ее сообщников в годы Второй мировой войны ими были предприняты попытки массового уничтожение еврейского народа. В мировую историю данные события вошли под названием Холокост, на иврите - “Shoa” (бедствие, катастрофа). Несмотря на это, литература на тему различных аспектов жизни и смерти евреев в период Холокоста в целом и в лагерях уничтожения в частности довольно обширна, в ней практически отсутствует специальный анализ духовного сопротивления узников. Данная статья анализирует отражение духовного сопротивления членов зондеркоммандо лагеря смерти Аушвиц, ставшего зловещим символом злодеяний, совершенных нацистами и их приспешниками, представленные в их свидетельствах, получивших название «Свитки из пепла». Исследован состав членов зондеркоммандо и их занимаемые «должности». Рассмотрены проблемы авторства «Свитков», мотивы их создания. Приводятся оценки, которые дают их деятельности как выжившие свидетели, так и потомки. Проанализированные источники свидетельствуют, что несмотря на нечеловеческие условия и постоянную угрозу немедленного уничтожения, члены зондеркоммандо не только сохранили моральный дух, но и продемонстрировали волю к сопротивлению, ярким примером которого является восстание, вспыхнувшее 7 октября 1944 г. у печей крематориев Аушвиц-Биркенау.
В статье рассматривается конфессиональный и социальный состав училищ и гимназий в г. Ростов-на-Дону в начале ХХ в. в условиях начала мировой войны. Оценивается динамика изменений состава учеников, религиозных групп, социальных категорий населения на основе статистической информации на примере двух учебных заведений. Сделаны выводы о степени отражения общих процессов социальной динамики в обществе на Юге России в военные годы. Выделены регионы миграции на Юг России из других регионов мира, особенности социального и конфесионального состава Донского края как зоны пограничного и транзитного движения социальных потоков. Проведен статистический подсчет состава контингента обучающихся и проанализированы особенности функционирования образовательной системы и ее влияния на развитие общества в этот период. Уделено внимание тематике представленности казачества, мещанства, дворянства в системе среднего образования. Сделан вывод об особенностях отражения в работе образовательных учреждений ограничений для евреев в рамках соблюдения черты еврейской оседлости до 1915 г. Статистически зафиксировано нарушение соблюдения норм квотирования для иудеев в 1915 г.
В статье рассматривается проблема, активно обсуждаемая в современной исторической науке. Это история безуспешного формирования коалиционного правительства из чиновников и общественных деятелей в разгар первой русской революции. Несмотря на важные открытия в данной сфере многие аспекты формирования правительства общественного доверия остались неизвестны. Часть из них мы представляем в настоящей публикации. Были предприняты три попытки сформировать правительство: С.Ю. Витте, И.Л. Горемыкиным и П.А. Столыпиным. Наиболее близка к созданию правительства была комбинация, дискутировавшаяся в июне 1906 г. По нескольким причинам она не состоялась. Каждая сторона преследовала свои интересы, зачастую групповые или эгоистичные. Все обвиняли друг друга в провале переговоров. Таким образом, была упущена важная возможность сближения городских обществ с государством. Это сыграло негативную роль в будущей истории страны.
В статье поднята проблема места и роли спорта высоких достижений в общественно-политической жизни СССР 1920-1930-х гг. Создавая концепцию развития спорта в стране, советское руководство делало упор в первую очередь на вопросы физической культуры, не предполагавшей наличия в ней соревновательного элемента. Однако развитие советского спорта в рассматриваемый период носило крайне неоднородный характер, в связи с чем изменялась и роль спортивных соревнований. Автор анализирует эти трансформации, используя нормативно-правовые документы, издаваемые организациями, так или иначе руководившими советским спортом в 1920-1930-х гг. и материалы периодической печати. Особое внимание уделяется постановлениям 1933-1934 гг., окончательно утвердившим спорт высоких достижений в советском обществе, их предпосылкам, причинам и результатам. Автор приходит к выводу о том, что резкий поворот в сторону развития спорта высоких достижений в СССР в 1933-1934 гг. привел к легитимизации спорта как профессии и был связан с реализацией определенных внешнеполитических стратегий, в частности, с необходимостью развития международных связей как с пролетарскими, так и с буржуазными силами в Европе на фоне нацистской угрозы.
В статье на основе документов их фондов Российского государственного военного архива (РГВА) предпринята попытка анализа процесса осмысления представителями командования Красной армии опыта действий бронетанковых сил в ходе локальных военных конфликтов на озере Хасан и реке Халхин-Гол в 1938-1939 гг. Выводы, сделанные командирами разного уровня в целом, точно фиксировали главные недочеты и ошибки применения танковых частей и соединений, полностью повторявшие таковые в ходе гражданской войны в Испании. Делается вывод о том, что к моменту начала конфликтов этот опыт оказался неизвестен танковым и общевойсковым командирам. Кроме того, на основе контент-анализа выявляется неспособность специалистов оценить слабое бронирование танков, как главную причину тяжелых потерь. Обращается внимание на то, что при верной фиксации чрезвычайно низкого уровня подготовки командиров и личного состава танковых войск, итоговые выводы докладов вышестоящему командованию содержали исключительно высокие оценки боеспособности и заверения в готовности выполнить любую задачу. В то же время высшее военно-политическое руководство страны получало достаточный объем правдивой информации от своих представителей из зоны конфликтов, но предпочитала транслировать обществу картину высочайшей боевой готовности бронетанковых войск, что нашло яркое и убедительное отражение и в массовой советской культуре.
В статье рассмотрены проекты введения военного положения в Великом княжестве Финляндском после окончания первой русской революции в 1907-1911 гг. и дискуссии в правящих верхах по этому вопросу. Анализируются причины, вызывавшие желание бюрократических верхов ввести в Княжестве военное положение. На основании документов из фондов АВПРИ, ГАРФ, РГИА и опубликованных источников делается вывод о том, что введение военного положение связывалось с необходимостью борьбы с российским революционным движением, участники которого активно использовали особенности особого статуса Финляндии, скрываясь от российской полиции и жандармерии. Сравниваются взгляды Николая II, великого князя Николая Николаевича, П.А. Столыпина, А.Ф. Зейна, В.Н. Коковцова на возможность введения военного положения в Финляндии. Их мнения, а также позиция представителей министерств, показывают, что введение военного положения всегда рассматривалось российской стороной как крайняя мера, нежелательный и неэффективный способ государственного управления Великим княжеством. Именно поэтому, несмотря на сложные политические обстоятельства, оно не было введено и официальный Петербург стремился к решению проблем путем переговоров.
Междисциплинарный потенциал интеллектуальной истории позволяет посредством изучения текста в контексте хорошо понять, какие позиции по отношению к войне, правительству, своему народу и военным противникам занимали под влиянием «августовского переживания», характерного для начального периода Великой войны, властители общественного мнения - писатели, ученые, деятели искусства и культуры. Однако обращение к коллективным инициативам - манифестам, открытым письмам, заявлениям, которые поддерживали и подписывали десятки и сотни людей связано с решением сложного комплекса вопросов. Это - проблемы авторства, мотивации, влияния индивидуальных политических и этических принципов на групповые решения, определения лидеров и маргиналов, сопоставление рациональных установок на достижение пропагандистского эффекта и неосознаваемых эмоций и т. д. В статье предпринята попытка дать ответы на эти вопросы на основе изучения обстоятельств появления и значения так называемого манифеста девяноста трех к культурному миру - подписанного видными немецкими интеллектуалами открытого письма с опровержением пропагандистских утверждений Антанты о немецких зверствах и разрушении культурных ценностей в Бельгии. Авторы пытались опровергнуть обвинения и подчеркнуть сугубо оборонительный характер действий немецких солдат. Однако пропагандистский эффект письма оказался обратным ожидаемому. Для общественного мнения стран Антанты оно стало символом идеологического и пропагандистского оправдания германской агрессии и послужило основанием для исключения немецких интеллектуалов из мирового академического сообщества.
В статье представлен анализ трансформации моделей государственно-конфессиональных отношений в белорусских губерниях Российской империи (начало ХХ в. - 1917 г.), в БССР (1919-1991 гг.), в Республике Беларусь (1991-2002 гг.). Автором отмечено, что на протяжении ХХ в. произошел переход от модели религиозного государства в период Российской империи к модели секулярного государства в форме враждебной сепарации в БССР и кооперационной модели в Республике Беларусь. Процесс формирования государственно-конфессиональных отношений и их трансформации находился в сильной зависимости от общественно-политического и государственного положения белорусских земель. Это обусловило определяющее значение внешних факторов (политический кризис, революции 1905 г. и 1917 г., трансформация политических систем Российской империи и СССР, геополитическое положение Беларуси, советско-польская война 1919-1921 гг.) в смене парадигмы государственно-конфессиональных отношений в Беларуси в начале ХХ в. - 1991 г. При этом в 1991-2002 гг. на формирование модели государственно-конфессиональных отношений оказали преимущественное влияние внутренние факторы - доминирование традиционных религиозных акторов, высокая степень религиозности населения и активизация религиозной деятельности, что содействовало закреплению кооперационной модели, наиболее валидной для политико-конфессиональной сферы белорусского общества.
Настоящая статья посвящена анализу квебекской проблемы в современной Канаде. На основе необходимого корпуса источников и соответствующей историографии, автор пытается ответить на вопрос, актуальна ли квебекская проблема для Канады в настоящем или она навсегда осталась в прошлом. В своей статье автор не только обобщает и систематизирует саму историю франко-канадской проблемы, но и анализирует деятельность Квебекской партии и Квебекского блока, в течение долгих лет боровшихся за суверенитет Квебека. Автор подчеркивает, что именно с этими двумя объединениями была связана идея суверенитета Квебека, и останавливается на деятельности Р. Левека и Ж. Паризо, готовивших два референдума о суверенитете Квебека. По результатам исследования автор приходит к выводу о том, что на партийно-политическом уровне (в связи с изменением партийной идеологии Квебекского блока и провалом Квебекской партии на провинциальных выборах 2018 г., безусловно, идея суверенитета отошла в прошлое. В то время как на ментальном уровне (память об исторической травме 60-х годов XVIII в., когда Новая Франция была завоевана Англией) идея суверенитета отвечает интересам части франко-канадцев.
В статье рассматривается вопрос о финансировании праздничных церемоний в древних Афинах середины V - начала IV в. до н. э. В качестве основного источника используется эпиграфический материал - надписи, посвященные сдаче в аренду священных земельных участков (теменосов). В античной Греции существовало большое количество праздников, которые проводились помпезно. Судя по сведениям античных авторов, данным археологии и эпиграфики, на их проведение тратилось большое количество средств, которое поступало из разных источников. Анализ содержания надписей о сдаче в аренду теменосов позволяет представить, как происходило финансирование празднеств в древней Аттике в ходе сдачи в аренду священных земель. Проведенный анализ сведений эпиграфики показывает, что арендодатели (демы, фратрии и религиозные сообщества) в соответствии с условиями договоров об аренде теменосов предписывали арендаторам передавать денежные средства на финансирование общеполисных торжеств (Панафинеи, Апатурии, Дионисии), а также на местные праздники. Кроме того, часть выращенного урожая и скота отправлялась на проведение торжественных жертвоприношений, которые сопровождали каждый греческий праздник. За поступлением этих средств осуществляли контроль должностные лица афинского полиса.
Издательство
- Издательство
- РГГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- Юр. адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- ФИО
- Логинов Андрей Викторович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rsuh@rsuh.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2506118
- Сайт
- https://www.rsuh.ru/