Введение. В статье рассматриваются подходы к применению подходов гибкой интеграции в Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС), с учетом опыта правоприменения указанных подходов в Европейском союзе. Авторы прослеживают историю эволюции правового регулирования в контексте гибкой интеграции ЕС в сравнительно-правовом аспекте с регулированием ЕАЭС. В рамках исследования авторы выделяют основные способы применения гибкой интеграции в рамках права ЕАЭС, особо обращая внимание на роль национального регулирования и соответствующих организационно-правовых механизмов, которые могут быть применены для достижения целей, предусмотренных договором, учредившим ЕАЭС.
Материалы и методы. В ходе написания работы применялась совокупность общенаучных, формального-логических методов (включая методы познания, описания, анализа, индукции, дедукции, сравнения, аналогии, систематизации, моделирования) и специальных методов (формально-юридический, исторический, сравнительно-правовой, структурно-юридический методы; метод контент-анализа и др.).
Результаты исследования. Анализ законодательства ЕС и ЕАЭС выявил разноплановость подходов к возможности реализации механизмов гибкой интеграции. С одной стороны, ЕС, имея более длинную историю развития правового регулирования интеграционных процессов, имеет закрепленные в актах первичного права инструментах гибкой интеграции (например, механизм продвинутого сотрудничества). С другой стороны, отсутствие аналогичной базы в системе права ЕАЭС компенсируется иными механизмами права ЕАЭС.
Обсуждение и заключение. Исследование показало, что механизмы гибкой интеграции составляют важную основу развития интеграции в ЕС и ЕАЭС. Несмотря на отсутствие единообразия организационно-правовых механизмов, целевое значение остается сходным в части формирования наднационального регулирования посредством методов унификации и гармонизации. ЕАЭС, являясь перспективным объединением, имеет большие возможности и сферы для применения гибкой интеграции.
Идентификаторы и классификаторы
ЕАЭС является перспективным интеграционным объединением, которое призвано обеспечить в качестве основных целей ЕАЭС создание условий для стабильного развития экономик государств-членов, формирования единого рынка товаров, услуг, трудящихся и капитала, а также модернизацию национальных экономик (статья 4 Договора о Евразийском экономическом союзе 2014 г.1, далее — Договор ЕАЭС).
Список литературы
1. Бабынина Л.О. Гибкая интеграция в ЕС: классификация и проблемы институализации // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 6.
2. Войников В.В. Европейская прокуратура новый орган в институциональной системе пространства свободы, безопасности и правосудия ЕС // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2018. Т. 13. № 5.
3. Войников В.В. Продвинутое сотрудничество в рамках Пространства свободы, безопасности и правосудия ЕС // Современная Европа. 2020. № 3(96).
4. Евдокимов М.А. Правовой механизм Союза рынков капитала ЕС: будет ли обеспечена свобода движения капитала? // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2023. № 3.
5. Евдокимов М.А. Правовые аспекты деятельности Европейской прокуратуры: предпосылки и правоприменение // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2023. № 4(64).
6. Евдокимов М.А. Правовые аспекты обеспечения стабильности в Европейском союзе и Евразийском экономическом союзе // Законы России: опыт, анализ, практика. 2023. № 12.
7. Махалина О.М. Цифровизация криптосферы стран ЕАЭС: состояние и перспективы // Вестник университета. 2019. № 6.
8. Рахимов К.К. Перспективы разноскоростной интеграции в ЕАЭС // Геоэкономика энергетики. 2021. Т. 16, № 4.
9. Andersen T.T. Tax Abuse and Legal Pluralism: Towards Concrete Solutions Leading to Coordination Between International Tax Treaty Law and EU Tax Law // Journal of World Investment and Trade. 2020. Vol. 29.
10. Kasyanov R. A. The EU Experience as a Model for the Development of a Single Financial Market Regulation in the Eurasian Economic Union (EAEU) // European Company and Financial Law Review. 2019. Vol. 16(5).
11. La Serre F. de, Wallace H. Flexibility and Enhanced Cooperation in the European Union: Placebo Rather Than Panacea? // Notre Europe. Research and Policy Paper 1997. № 2.
12. Mazier J., Valdecantos S. A multi-speed europe: Is it viable? A stock-flow consistent approach // European Journal of Economics and Economic Policies: Intervention. 2015. № 12(1).
13. Rieker P. Differentiated Defence Integration Under French Leadership // European Foreign Affairs Review. 2021. № 26.
14. The EU between Federal Union and Flexible Integration. The EU between Federal Union and Flexible Integration. Springer International Publishing. 2023.
15. Thygesen N. Flexible integration and European monetary union // European Economic Review. 1997. № 41(3-5).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рецензия на книгу: Зиновьева Е.С. 2021. Международная информационная безопасность: Проблемы двустороннего и многостороннего сотрудничества. Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. 280 с. ISBN 978-5-9228-2454-5.
Введение. В исследовании рассматривается роль государственного управления в развитии инноваций в области здравоохранения как перспективного направления не только социальной сферы, но и всей экономики страны. Фокус работы направлен на анализ одного из способов, повышающих эффективность такого инструмента государственной инновационной политики, как управление развитием стартапов. Для системного оказания адресной поддержки данным субъектам необходимы изучение и анализ критериев стартапов. Их законодательное закрепление позволит повысить степень соответствия реализуемых государством мер поддержки запросам данных организаций и оптимизировать расходование бюджетных средств.
Материалы и методы. Для раскрытия теоретических основ исследования были использованы работы зарубежных авторов: С. Кнак, Ф. Кифэр, М. Олсон, П.Э Самуэльсон, Р. Лэйард, К. Катакорпи, Ж-П. Лааманен, Д. Аномали, Л.М. Шен, Г. Гудгин, Е. Фримен, Д.М. Кларк и Д. Коммонс, и отечественных ученых: Е.В. Аристов, Д.О. Тарабара, И.В. Раева, К.А. Соловейчик. Их методологическая база была подкреплена данными из статистических документов и стратегий ВОЗ, МВФ, ОЭСР, ЕЦБ, Инвестиционного фонда по поддержке глобального здравоохранения (GHIF).
Исследование опирается на подходы экономической школы институционалистов, выделяющих в государственном управлении особую роль среды и институтов, которые имеют на нее непосредственное влияние, а также базируется на исследованиях вопросов предоставления общественных благ. В работе были применены следующие общенаучные методы: анализ, синтез, системный и функциональный подходы.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования был проанализирован генезис формирования потребности в законодательном закреплении понятия стартапа и его критериев. Принятие соответствующих нормативно-правовых актов в России сформировало условия для создания единого реестра малых технологических компаний и бесшовной реализации адресных мер по поддержке инновационной деятельности.
Обсуждение и заключение. Дальнейшее развитие с целью реализации инновационного потенциала сферы здравоохранения представляется возможным за счет уточнения существующего законодательства. Предложения по вынесению медицинских технологических компаний в отдельную категорию могут лечь в основу потенциальных мер их поддержки. Это позволит системно разрабатывать адресные меры, соответствующие лучше специфике их запросов.
Введение. В статье проведен анализ проблем, возникающих при разработке региональных экспортных стратегий и программ. В качестве объекта для анализа выбрана региональная экспортная стратегия Томской области региона, обладающего средними экспортными характеристиками, и в то же время столкнувшегося в последнее время с типичным для значительного числа регионов комплексом проблем в экспортной деятельности. Предложен алгоритм разработки стратегии. Признано целесообразным принятие специального методического документа, содержащего оптимальные аналитические процедуры, необходимые при разработке экспортных стратегий и программ, а также механизм оценки эффективности их реализации.
Материалы и методы. В качестве материалов исследования использовались положения федеральных проектов и нормативных актов, касающихся поддержки экспортной и инвестиционной деятельности, региональные документы стратегического планирования Томской области, статистические данные о динамике экспорта. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные методы: статистический, анализа, синтеза, метод толкования нормативных актов и другие.
Результаты исследования. В ходе исследования установлено, что в отсутствие методической разработки основных положений, определяющих специализацию региональной экспортной стратегии, данный документ может сыграть роль лишь формального дублирования положений региональных стратегий социально-экономического развития.
Прежде всего, в рамках специального методического рекомендательного документа, необходимо прописать аналитическую составляющую разработки экспортной стратегии и принимаемых в соответствии с ней региональных программ. В частности, необходимы методические основы проведения экспортного аудита, проведение которого предусмотрено Региональным экспортным стандартом.
Обсуждение и заключение. Предложен алгоритм действий при разработке региональной экспортной стратегии и программы, позволяющий структурно упорядочить комплекс мер по поддержке экспорта.
Кроме того, при разработке мер поддержки экспорта целесообразно разделение действующих и потенциальных экспортеров на группы относительно их готовности к расширению экспортной деятельности с последующей дифференциацией мер поддержки и оценки эффективности применительно к каждой из групп.
Введение. В статье производится анализ функционирования основных экономических институтов Восточноафриканского сообщества (ВАС) Таможенный союз, Общий рынок и Валютный союз. Наряду с этим рассматриваются экономические успехи объединения в ходе продвижения по этапам интеграции, указанным в учредительном договоре ВАС 1999 г. На основе обширного фактологического материала автор приходит к заключению о том, что институциональные решения ВАС обладают двойственным эффектом: с одной стороны они благотворно влияют на торговое и инвестиционное взаимодействие в рамках объединения, а с другой, – углубляют внутреннюю асимметрию при функционировании объединения и поощряют разноуровневую интеграцию.
Материалы и методы. В процессе исследования темы авторы обращались к сравнительному анализу профильных экономических данных, позволившему выявить роль отдельных стран в экономических процессах внутри ВАС, а также приемам научного познания: анализу, синтезу, обобщениям и сопоставительному анализу.
В качестве материала исследования были использована литература, посвящённая теме исследования, официальные документы Восточноафриканского сообщества и статистика, опубликованная органами ВАС и “The Observatory of Economic Complexity”1.
Результаты исследования. Дальнейшее развитие экономической интеграции в рамках Восточноафриканского сообщества сопровождается устойчивым, хотя и не одинаково быстрым ростом торгового и инвестиционного сотрудничества. На сегодняшний день ВАС сталкивается с очевидным торможением интеграционных процессов вследствие сложности продвижения в Валютному союзу и отсутствия возможностей у новых членов активно подключаться к институциональной структуре сообщества. В результате ВАС неформально делится на две группы стран с разной степенью готовности к углублению интеграции.
Обсуждение и заключение. Исследование показало, что восточноафриканская интеграция демонстрирует весомые положительные результаты, несмотря на неполную включённость новых членов, перекрёстное членство, торговые войны и иные вызовы. По мере развития объединения для ВАС становится всё более актуальной схема разноскоростной и разноуровневой интеграции маловероятно, что новые члены смогут в ближайшее время присоединиться к Таможенному союзу, не говоря уже о более институционально сложных ступенях.
Введение. В данной статье рассматриваются текущие тенденции, связанные с замедлением экономической глобализации в свете геополитических и экономических факторов, оказывающих влияние на динамику мировой экономики. Проверяется гипотеза о том, что в современном мире принципы глобализации претерпевают существенные изменения. Автор исследует происходящие трансформации по трем основным направлениям: динамика экономического роста на глобальном и региональном уровнях; фрагментация мировой экономики и изменение роли глобальных институтов. Особое внимание уделяется анализу данных тенденций в странах БРИКС, представляющих собой наиболее динамично развивающийся блок мировой экономики.
Материалы и методы. Методологической основой данного исследования выступили синтез, метод качественного и количественного анализа, метод сравнительного исследования и статистический метод. В качестве материалов были использованы современные исследования в области процессов глобализации и регионализации, официальные отчеты международных организаций, статистические данные и новостные источники мировых СМИ.
Результаты исследования. Результаты исследования показывают, что дальнейшее развитие глобализации будет происходить по сценарию регионализации без привязки к географическим регионам, что представляется наиболее целесообразным решением с точки зрения преодоления глобальных проблем, с которыми сталкиваются страны, включая вопросы безопасности и инклюзивности. Автор приходит к выводу, что возникающая форма глобализации будет характеризоваться многополярностью, распределением центров экономического роста и большей зависимостью от региональных торговых блоков.
Обсуждение и заключение. Факторы, способствующие развитию регионализации, остаются весьма существенными, несмотря на дестабилизацию международных отношений. Глобальная регионализация, появившаяся в ответ на вызовы постглобализации, приведет к формированию новых моделей интеграционного взаимодействия стран и станет важнейшей составляющей мировой экономики.
Введение. В данном исследовании рассмотрены состояние и тенденции развития транспортной инфраструктуры России и Китая. Представлена практика реализации проектных инициатив по созданию объектов транспортной инфраструктуры в России и Китае, а также проанализирован опыт совместных трансграничных проектов, в том числе реализуемых на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) в целях выявления перспектив углубления российско-китайского сотрудничества.
Материалы и методы. В качестве материалов к исследованию были использованы российские и китайские официальные программные документы, аналитические отчеты и статистические данные Всемирного банка, агентства Global Infrastructure Hub, Национального центра ГЧП Китая (China Public-Private Partnerships Center), российского АНО «Национального центра развития ГЧП», российской платформы поддержки инфраструктурных проектов ROSINFRA, а также новостные источники российских и китайских СМИ.
Методика исследования основана на теоретическом и статистическом анализе особенностей развития инфраструктуры транспортного комплекса в рамках реализации национальных программ и стратегий развития России и Китая, а также при организации совместных трансграничных мегапроектов. В ходе выполнения исследования были использованы экспертные и опросные методы, а также методики компаративного анализа. Результаты исследования базируются на применении системного подхода и других научных методов познания, таких как метод группировки, обобщения, классификации, аналогии, сравнения, формализации. В исследовании также использованы описательные методы, основанные на сборе и изучении практических примеров реализации проектов по развитию транспортного комплекса в России и Китае.
Результаты исследования. Сравнив состояние транспортной инфраструктуры России и Китая и проведя социологический опрос на тему возможностей российско-китайского сотрудничества в области инфраструктурного комплекса, авторами было установлено, что инфраструктура транспортного сектора обладает наибольшей перспективой для укрепления сотрудничества обеих стран. Проведенный анализ ряда приоритетных совместных трансграничных проектов позволил выявить проблемы недостатка бюджетных средства и растущего усиления нагрузки на государственный бюджет при распределении расходов на финансирование инфраструктурных мегапроектов. В этой связи авторами был предложен механизм государственно-частного партнёрства (ГЧП) в качестве источника дополнительного финансирования для поддержания развития транспортной инфраструктуры, а также его использования для углубления двустороннего сотрудничества Китая и России в рамках реализации трансграничных инфраструктурных проектов.
Обсуждение и заключение. В ходе проведенного исследования было установлено, что потенциал сотрудничества России и Китая наблюдается в отношении реализации совместных инфраструктурных проектов, в частности развития отдельных транспортных отраслей. А одним из перспективных инструментов для развития отраслей транспорта России и Китая, а также обеспечения устойчивого роста экономик обеих стран может стать реализация трансграничных проектов. Исследование демонстрирует, что на текущий период у России и Китая уже сформировался опыт в области реализации совместных трансграничных проектов.
Однако при сохраняющейся нагрузке на государственный бюджет и сокращении бюджетных расходов на развитие инфраструктурного комплекса, что, как было установлено в рамках исследования, приводит к усилению проблемы инфраструктурного разрыва, необходимы дополнительные источники финансирования. В целях решения данной проблемы авторами был предложен формат ГЧП для реализации совместных трансграничных проектов. Авторами было выявлено, что взаимодействие между государствами с привлечением частных инвестиций может способствовать ускорению инноваций, повышению эффективности, а также углублению и расширению российско-китайского сотрудничества.
Инновационная деятельность играет важнейшую роль в современном экономическом развитии. За последние десятилетия исследования в этой области значительно расширились, охватив не только промышленный сектор, но и сферу услуг. Данная статья посвящена изучению различных подходов к оценке инновационной деятельности. В условиях цифровизации произошла существенная трансформация экономических условий. Для полноценной оценки инновационной деятельности необходимо применение комплексных подходов. Современные требования к инновациям продолжают эволюционировать, отражая повышение роли потребителей в оценке качества новой продукции и услуг. В этой связи возникает потребность в разработке новых подходов к оценке экономической ценности инновационной деятельности компаний с учетом специфики потребительских предпочтений.
Введение. В статье предпринята попытка определить факторы, оказавшие влияние на декриминализацию современной уголовно-правовой политики в налогообложении и ее степень влияния на состояние налоговой дисциплины и налоговой безопасности в целом. В статье анализируется влияние изменений уголовного законодательства, о необходимости которых было указано в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2023 и 2024 годах, на финансовую безопасность государства в двух аспектах: 1) иерархической взаимосвязи между уголовной политикой и уголовной политикой в налогообложении; 2) соотношения уголовной политики в налогообложении и бюджетно-налоговой политики. Особое внимание уделено влиянию изменений отдельных норм УК РФ по налоговым составам преступлений в сторону декриминализации законодательства на показатели налоговой преступности.
Материалы и методы. При написании статьи применялись общенаучные методы (анализ, синтез, логический метод) и частно-правовые методы (правовое моделирование, правовое прогнозирование, правовая статистика).
Результаты исследования. Анализ последних изменений в уголовном законодательстве позволил уточнить значение актуальной уголовно правовой политики в налоговой сфере, а также в структуре национальной безопасности и финансовой устойчивости государства.
Обсуждение и заключение. Уголовно правовая политика в налогообложении это динамичное явление, основанное на: 1) органичном применении подхода «криминализация-декриминализация» в сочетании с иными мерами принуждения, предусмотренными налоговым и административным законодательством; 2) выявлении причин и закономерностей, лежащих в основе преступных деяний. Налоговая безопасность, обеспеченная эффективным налоговым контролем и принуждением в налоговой сфере, позволяет смягчать уголовно-правовую политику в налогообложении. К числу основных факторов, оказывающих влияние на уголовную политику в налогообложении, относятся параметры бюджетной и налоговой политики, эффективность налогового администрирования, включая цифровизацию.
Введение. В центре внимания исследования находится проблема оптимизации управления человеческими ресурсами при системном охвате экономической эффективности и корпоративной социальной ответственности. Цель статьи заключается в исследовании роли аутсорсинга в гуманизации предпринимательства в экономике искусственного интеллекта. Потенциал аутсорсинга в области развития предпринимательства в экономике искусственного интеллекта обосновывается через эконометрическое моделирование с использованием метода регрессионного анализа на примере компаний из “Global-500” в 2022 г. Перспективные направления развития «умного» аутсорсинга в поддержку гуманизации предпринимательства в экономике с помощью метода сравнительного анализа определяются через идентификацию его преимуществ по сравнению с традиционным аутсорсингом для гуманизации предпринимательства. С помощью метода кейс-стади систематизированы успешные примеры использования «умного» аутсорсинга в различных бизнес-операциях предпринимательства.
Материалы и методы. Статья опирается на количественно-качественную методологию в соответствии с системным подходом для формирования наиболее полного и достоверного представления об использовании аутсорсинга в предпринимательстве в экономике искусственного интеллекта. Исследование в статье проводится на микроуровне экономики искусственного интеллекта при изучении практики предпринимательства. Фундаментальную основу проводимого в этой статье исследования сформировала Теория управления человеческими ресурсами (HRM). Авторы использовали как общенаучные, так и частнонаучные методы познания, среди которых можно выделить диалектический, сравнительный, структурно-функциональный и т. д.
Результаты исследования. Полученные результаты развивают и дополняют научные положения Теории управления человеческими ресурсами (HRM). В результате проведенного исследования авторы статьи доказали, что применение аутсорсинга не должно ограничиваться отдельными случаями и целесообразно массовое применение аутсорсинга для повышения эффективности управления человеческими ресурсами в предпринимательстве. Тем самым обоснована ключевая роль аутсорсинга в реализации ЦУР 8 в экономике искусственного интеллекта. Вклад исследования в науку состоит в переосмыслении сущности и роли аутсорсинга в экономике искусственного интеллекта. Полученные результаты отразили аутсорсинг в новом свете, который впервые представлен не только как инструмент, но так же, как объект автоматизации.
Обсуждение и заключение. Ключевой вывод заключается в том, что в экономике искусственного интеллекта гуманизация предпринимательства может обеспечиваться с помощью «умного» аутсорсинга, который более предпочтителен по сравнению с традиционным аутсорсингом в силу своей повышенной гибкости, рациональности и эффективности. Теоретическая значимость заключается в уточнении специфики аутсорсинга в экономике искусственного интеллекта, а также в обосновании предпочтительности и в обеспечении научной методологии осуществления «умного» аутсорсинга. Практическая значимость связана с тем, что предложенные практические рекомендации по осуществлению «умного» аутсорсинга позволяют повысить эффективность предпринимательской деятельности и повысить устойчивость бизнеса к экономическим кризисам, поддерживают экономический рост через «умный» аутсорсинг.
Введение. Для института уголовной ответственности индивида характерен ряд принципов, характеризующих и уточняющих его международноправовое содержание. В данной статье научное внимание сконцентрировано на принципе запрета повторного осуждения лица за одно и то же преступление (ne bis in idem). В контексте исследования представляется целесообразным рассмотреть не только процесс закрепления на международно-правовом уровне указанного принципа, но и особенности его содержания, правовой природы, а также выявить те проблемы, которые возникают в ходе правоприменительной практики. С учетом появления органов международного уголовного правосудия, функционирующих наряду с национальными судебными системами, вопрос о риске повторного привлечения к ответственности лица приобретает особую значимость.
Материалы и методы. В основе проведенного исследования лежат следующие общенаучные и специальные методы познания: системный, сравнительноправовой, историко-правовой, метод логического и структурного анализа.
Результаты исследования. Проведенный анализ международно-правовой основы регулирования, доктринальных исследований и правоприменительной практики позволил выявить различия в содержании принципа ne bis in idem в учредительных актах органов международного уголовного правосудия ad hoc и в Римском статуте Международного уголовного суда. Обозначены проблемы применения принципа ne bis in idem в практике МУС в деле Ж. Катанга, конкретно, в контексте толкования Судом ст. 108 Римского статута, что позволяет сделать о фактическом нарушении указанного принципа.
Обсуждение и заключение. Анализ юридической основы принципа nе bis in idem дает основание для констатации, что безусловный характер он имеет только в рамках юрисдикции одного государства, но не распространяется автоматически на решения, вынесенные иностранными судебными органами. Что касается международного уголовного правосудия – здесь принцип nе bis in idem в большей степени имеет роль регулятора, определяющего выбор в пользу юрисдикции той или иной юрисдикции, нежели гаранта защиты прав обвиняемого.
Введение. В статье представлен анализ миграционной реформы, проведенной в Великобритании в течение первых лет после ее выхода из состава Европейского Союза (2020 2021 гг.). Изменение иммиграционных правил и процедур стало для Великобритании непростой задачей, т.к. потребовало от британских законодателей единовременного внимания как к потребностям внутреннего рынка труда страны, так и к тесным экономическим и социальным связям между страной и другими государствами-членам ЕС. Выстраивание новой иммиграционной политики после Брекзита проводилось по принципу «люди важнее паспортов», в рамках которого предполагалось отказаться от безусловных привилегий для граждан ЕС, реализовать селективный подход к трудовым мигрантам и создать комфортные и прозрачные условия въезда на территорию Великобритании для граждан любых государств, заинтересованных в получении образования, осуществлении высококвалифицированной трудовой деятельности или развитии бизнеса. Автор анализирует, как данный принцип воплотился на практике и оценивает эффективность новых иммиграционных правил для Великобритании в период 2022 – 2024 гг. В статье приведен анализ внутреннего законодательства страны и статистических данных.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов в сфере международного и европейского права: метод системно-структурного анализа; метод синтеза социально-правовых явлений; сравнительноправовой метод; формально-логический метод; статистический метод.
Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено, что после реформы иммиграционная политика Великобритании стала более практичной, т.к. позволила привлекать на территорию страны высококвалифицированных специалистов, талантливых студентов и перспективных предпринимателей вне зависимости от страны их гражданской принадлежности. Оперируя широким кругом инструментов (таких, как разветвленная система виз и электронная платформа отбора кандидатов на их получение), современная иммиграционная политика Великобритании нацелена на регулирование миграционных потоков с максимальной выгодой для страны и расширением возможностей для реализации профессионального потенциала иностранных трудовых мигрантов.
Обсуждение и заключение. Обосновано применение новых инструментов регулирования внешней миграции в Великобритании; проанализированы их основные преимущества и недостатки.
Введение. Понятие реадмиссии как одной из форм предупреждения незаконной миграции связано с сотрудничеством государств, имеющим целью прекратить пребывание на своей территории иностранных граждан, въехавших и/или находящихся там с нарушением действующих иммиграционных правовых норм. Принимающая сторона также распространяет действие договоров о реадмиссии на граждан третьих государств, которые прибыли с территории запрашиваемого государства. Особое значение имеет перечень оснований, закрепленных в международном праве, которые в принципе отменяют реадмиссию, связаны с содержанием универсальных и региональных стандартов защиты прав человека и представляют собой определенные международно-правовые обязательства государств.
Материалы и методы. В качестве материалов используются нормативно-правовые акты, ряд российских и зарубежных научных трудов, где изучается институт реадмиссии. Методологическая база представлена методами научного анализа и синтеза, формальной логики, сравнительного правоведения.
Результаты исследования. Международно-правовой институт реадмиссии предполагает наличие взаимных обязательств государств по идентификации личности и установлению гражданства незаконных мигрантов, предоставлению соответствующих документов, направлению запросов, содержанию таких лиц в специально отведенном для этого месте, приему собственных граждан и лиц, обладающих постоянным проживанием или осуществивших транзит по территории сторон. Получают все большее распространение двусторонние типовые соглашения по реадмиссии. Представляется, что принятие регионального международного договора о реадмиссии на уровне СНГ способствовало бы унификации ее правового определения и процедур, так как уже сложилось модельное законодательство в указанной сфере.
Обсуждение и заключение. Российская Федерация активно участвует в расширении двусторонних соглашений о реадмиссии как с государствамиучастниками СНГ, так и с европейскими и азиатскими странами. Одновременно порядок осуществления реадмиссии нашел свое закрепление в российском иммиграционном законодательстве. Эффективность реадмиссии в качестве правового средства предупреждения незаконной миграции связана также с реализацией совместных региональных программ государств, направленных на обеспечение условий, которые позволяют контролировать въезд, пребывание, выезд, транзит и цели присутствия иностранных граждан на территории принимающей стороны.
Издательство
- Издательство
- МГИМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- Юр. адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- ФИО
- Торкунов Анатолий Васильевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- portal@inno.mgimo.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2294049
- Сайт
- https://mgimo.ru/