Архив статей журнала
Введение. Понятие персональных данных закреплено в международно-правовых актах как совокупность определенных признаков, относящихся прямо или косвенно к физическому лицу, на основе которых оно может быть идентифицировано. Такой широкий подход объясняется особенностями постоянно обновляющихся технологий информационно-коммуникационной среды, возможностью операторов или заинтересованных организаций выявить нужные для их деятельности дополнительные свойства людей в контексте трудоустройства, управления персоналом, осуществления доступных услуг, дистанционного образования, быстрых финансовых расчетов и т. д. При этом остаются значимыми классические права человека, связанные с частной жизнью, конфиденциальностью личных отношений и корреспонденции.
Материалы и методы. В тексте использовано содержание международно-правовых актов и действующего законодательства Российской Федерации, ряд научных трудов отечественных и зарубежных авторов по защите персональных данных и правам человека. Методологическая база представлена методами научного анализа и синтеза, сравнительного правоведения и формальной логики.
Результаты исследования. Международно-правовая защита персональных данных связана с реализацией универсальных стандартов прав человека, спецификой помощи уязвимым категориям, охраной приватности. Значимым моментом выступает принятие Конвенции ООН против киберпреступности 2024 г., в которой установлен перечень деяний, имеющих целью незаконное использование информационно-коммуникационных систем, подлежащих криминализации государствами-участниками. Нормативно-правовая база СНГ включает такие дифференцированные аспекты сотрудничества, как взаимная правовая помощь по обмену персональными данными, развитие регионального цифрового пространства, обеспечение информационной безопасности и должного миграционного контроля. Национально-правовая регламентация применения персональных данных в Российской Федерации учитывает, в том числе, обязательства по межгосударственным договорам с ее участием.
Обсуждение и заключение. Предметом особого внимания международного сообщества является доступ детей к цифровым технологиям, использование удалённых форм занятости и гарантии трудовых прав. Нужно отметить активное участие международных органов и специализированных учреждений ООН в поиске решений указанных вопросов. Представляется перспективным инициировать подготовку двусторонних договоров государств с тем, чтобы укрепить унифицированное понимание персональных данных и возможностей их защиты.
Введение. Понятие реадмиссии как одной из форм предупреждения незаконной миграции связано с сотрудничеством государств, имеющим целью прекратить пребывание на своей территории иностранных граждан, въехавших и/или находящихся там с нарушением действующих иммиграционных правовых норм. Принимающая сторона также распространяет действие договоров о реадмиссии на граждан третьих государств, которые прибыли с территории запрашиваемого государства. Особое значение имеет перечень оснований, закрепленных в международном праве, которые в принципе отменяют реадмиссию, связаны с содержанием универсальных и региональных стандартов защиты прав человека и представляют собой определенные международно-правовые обязательства государств.
Материалы и методы. В качестве материалов используются нормативно-правовые акты, ряд российских и зарубежных научных трудов, где изучается институт реадмиссии. Методологическая база представлена методами научного анализа и синтеза, формальной логики, сравнительного правоведения.
Результаты исследования. Международно-правовой институт реадмиссии предполагает наличие взаимных обязательств государств по идентификации личности и установлению гражданства незаконных мигрантов, предоставлению соответствующих документов, направлению запросов, содержанию таких лиц в специально отведенном для этого месте, приему собственных граждан и лиц, обладающих постоянным проживанием или осуществивших транзит по территории сторон. Получают все большее распространение двусторонние типовые соглашения по реадмиссии. Представляется, что принятие регионального международного договора о реадмиссии на уровне СНГ способствовало бы унификации ее правового определения и процедур, так как уже сложилось модельное законодательство в указанной сфере.
Обсуждение и заключение. Российская Федерация активно участвует в расширении двусторонних соглашений о реадмиссии как с государствамиучастниками СНГ, так и с европейскими и азиатскими странами. Одновременно порядок осуществления реадмиссии нашел свое закрепление в российском иммиграционном законодательстве. Эффективность реадмиссии в качестве правового средства предупреждения незаконной миграции связана также с реализацией совместных региональных программ государств, направленных на обеспечение условий, которые позволяют контролировать въезд, пребывание, выезд, транзит и цели присутствия иностранных граждан на территории принимающей стороны.