Данные исследований показывают, что участники ролевых игр в России становятся старше, среди них растет доля женщин. Россияне участвуют в ролевых играх живого действия 5-14 лет, что говорит об их бóльшей опытности по сравнению с американцами (но шведы часто занимаются этим даже дольше). С точки зрения затрат и доходов РИЖД - скорее волонтерство, чем заработок для организаторов. Зарабатывают на ролевых играх в первую очередь бизнесы, непосредственно не участвующие в РИЖД, но находящиеся достаточно близко к игровому процессу (например, места проведения (гостиницы/пансионаты), мастерские по пошиву одежды и пр.). Достаточно новым явлением для РИЖД в России является участие государства в финансировании ролевых игр (на данный момент - только с участием подростков-школьников). Основная мотивация участия в ролевых играх живого действия среди россиян - желание прожить ситуации, с которыми участники не столкнутся в жизни. Американские ролевики больше ценят возможность провести время с друзьями и ставить сложные цели своим персонажам, а шведы больше ценят ощущение жизни в другой реальности.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.28995/2073-6398-2024-1-10-34
- eLIBRARY ID
- 63292415
Игра как явление представляет интерес для целого ряда социальных и гуманитарных наук. В философии игра рассматривается в филологическом, культурологическом и социальном (в широком смысле) аспекте [Хейзинга 2022].
В рамках психологии детская игра часто рассматривается как маркер процесса психического развития. В частности, популярную среди психологов и педагогов периодизацию развития такой игры предложил Д.Б. Эльконин, выделив три этапа ее эволюции:
– предметная игра характерна для ребенка в возрасте до трех лет. Основным мотивом выступает желание манипулировать предметом, освоить окружающий мир через соответствующие действия; – сюжетно-ролевая игра становится превалирующей в возрасте трех–шести лет. Ее сущность заключается в попытках моделировать (на доступном уровне) мир взрослых через освоение ролей, релевантных каждой игре;
– игры с правилами дети чаще осваивают в возрасте шести–семи лет. Они предполагают формирование на основе ролей безличного свода правил, которым необходимо следовать для продолжения игры [Эльконин 1999, c. 117–186].
Список литературы
1. Берн Э. Люди, которые играют в игры. СПб.: Лениздат, 1992. 399 с.
2. Веселова А. Как стать монстром на ролевых играх. 2023. URL: https://journal.tinkoff.ru/larp/ (дата обращения 10.08.2023).
3. Клуб исторической реконструкции. URL: https://xn-80afcdbalic-t6afooklqi5o.xn-p1ai/public/application/item?id=867D541C-59E6-44F5-A075-7F004D7496A6 (дата обращения 12.09.2023).
4. История ролевых игр в России. URL: https://donjon.ru/articles/istoriya-rolevyh-igr-zhivogo-dejstviya-v-rossii/?ysclid=lla05ddrex618013101 (дата обращения 10.08.2023).
5. Куприянов Б.В., Подобин А.Е. Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. 104 с. EDN: QTKMCZ
6. Писаревская Д.Б. Ролевые игры: пример “социализации” субкультуры // Этнографическое обозрение. 2008. № 1. С. 8-18. EDN: IMPFOZ
7. Писаревская Д.Б. Феномен субкультуры ролевых игр в современном обществе: Дис.... канд. ист. наук. М., 2009. 263 с. EDN: QEKNVZ
8. Савченко И. Ролевая игра: смета и бюджет. URL: http://howto.rpg.by/index.php?title=Ролевая_игра:_смета_и_бюджет (дата обращения 10.08.2023).
9. Савченко Т.Н., Теславская Т.И. Ролевое сообщество в современной России // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 140-146. EDN: ZRQQRN
10. Славко М.А. Ролевое движение в России в 1990-2006 годы: Дис.... канд. ист. наук. Чебоксары, 2007. 272 с. EDN: NOPBNX
11. Хейзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий. М.: Азбука, 2022. 400 с. 12. Царева А.В. Ролевые игры живого действия: определение исследовательского подхода // Социум и власть. 2014. № 3 (47). С. 14-20. EDN: QKWARI
13. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Владос, 1999. 358 с.
14. Amherst С. Representation and Social Capital: What the Larp Census reveals about Community // Larp Realia. Analysis, Design, and Discussions of Nordic Larp. Solmukohta, 2016. P. 120-124.
15. LARP Census, 2014. URL: https://larpcensus.org/ (дата обращения 10.08.2023).
16. Li H. LARPing in China: Immersive role-playing game big hit among youths, 2021. URL: https://news.cgtn.com/news/2021-01-12/LARPing-in-China-Immersive-role-playing-game-big-hit-among-youths-WZbHsp8ggg/index.html (дата обращения 10.08.2023).
17. Orazi D.C., Van Laer T. There and Back Again: Bleed from Extraordinary Experiences // Journal of Consumer Research. 2023. Vol. 49. P. 904-925. EDN: HRFSNB
18. Stenros J. What does Nordic larp mean? 2013. URL: https://youtube.com/mL_qvBaxV5k (дата обращения 10.08.2023).
19. Vanek A. Cooler Than You Think: Understanding Live Action Role Playing (LARP). 2014. URL: http://aaronvanek.com/wp-content/uploads/2014/10/UnderstandingLiveActionRolePlayingLARPCoolerThanYouThink.pdf (дата обращения 10.08.2023).
20. Williams J.P., Kirschner D., Mizer N., Deterding S. Sociology and Role-Playing Games // Role-playing game studies: A transmedia approach. 2018. April. P. 227-244. URL: https://www.researchgate.net/publication/331746986_Sociology_and_Role-Playing_Games (дата обращения 12.09.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен сравнительный анализ психологических характеристик людей с разным предпочтением виртуального пространства в 2021 г. и в 2023 г. В исследовании приняли участие 351 респондент в возрасте от 17 до 35 лет. Использовались следующие шкалы:«Общая шкала проблемного использования интернета» (GPIUS3), «Пятифакторный опросник осознанности» (FFMQ), «Шкала психологического благополучия».Результаты показали, что в целом группе респондентов 2023 г. по сравнению с респондентами 2021 г. характерно реже отдавать свой выбор в пользу онлайн-коммуникации; иметь меньше негативных последствий использования интернета, отражающихся на повседневной жизни; обладать большим чувством личностного развития. Различие в психологических характеристиках между подгруппами людей, предпочитающих реальное взаимодействие с миром и комбинацию реального и виртуального взаимодействия с миром в 2023 г. практически отсутствует и характеризуется лишь большим ощущением личностного прогресса у последних. Ситуация 2021 г. обратная: люди, предпочитающие реальное взаимодействие с миром, демонстрируют более высокий уровень благополучия и менее выраженные факторы проблемности использования интернета. Респонденты, предпочитающие комбинацию реального и виртуального взаимодействия с миром в 2023 г., чувствуют себя более благополучно, а использование ими виртуальной реальности носит более адаптивный характер. Респонденты, отдающие предпочтение виртуальной форме взаимодействия с миром в 2023 г., имеют значительные различия в психологических характеристиках как в сравнении с другими респондентами выборки 2023 г., так и с подгруппой с аналогичным предпочтением виртуального взаимодействия в 2021 г. Они также имеют значительно более низкий уровень психологического благополучия.
Актуальность исследования определяется растущей распространенностью в подростковой среде саморазрушающего поведения как реакции на сложное психическое состояние, стрессы и переживание кризиса. С другой стороны, многочисленные исследования показывают доминанту фактора родительско-детских отношений в картине эмоциональных сложностей подростков. Представлены данные эмпирического исследования, в котором приняли участие 60 подростков. В исследовании изучались представления подростков о родительском отношении к ним, воспитательной позиции родителей; склонность к отклоняющемуся поведению, в том числе самоповреждающему; склонность к суицидальным реакциям. Полученные эмпирические данные, обобщенные закономерности составляют серьезное основание для выделения фактора деструктивных детско-родительских отношений как одной из причин саморазрушающего поведения подростков. Родительско-детские отношения изучались в представлениях подростков о стиле родительского воспитания, характере родительского отношения.
В работе проведен сравнительный анализ уровня толерантности к ситуации неопределенности и стратегий совладания со стрессом, вызванным тяжелым заболеванием у одиноких и имеющих семью пациенток. Выборку составили 50 пациенток, страдающих II-IV стадией рака молочной железы и проходивших лечение в МОНИКИ им. М.Ф. Владмирского; средний возраст - 54,38 ± 10,28 лет; длительность заболевания - от 3 месяцев до 8 лет. Выборка разделена на 2 подвыборки по семейному статусу: 23 одинокие женщины и 27 женщин, имеющих семью. Методики исследования: клиническое полуструктурированное интервью (на основе модели А. Клеймана); Шкала IUS (Freeston et al., 1994, в рус. адаптации А.Ш. Тхостов, А.С. Нелюбина, А.А. Разлуцкий, А.М. Мерзлякова, 2022); опросник СОРЕ (Carver et al., 1989, в рус. адаптации Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева и Е.Н. Осин, 2013); Мельбурнский опросник принятия решений (МОПР) (Т.В. Корнилова, 2013); тест «ВДИО» (А.Ш. Тхостов, С.П. Елшанский, 2003; модификация А.С. Нелюбиной, А.Ш. Тхостова, 2013). Выявлено, что одинокие пациентки значимо чаще, чем имеющие семью, использовали такие адаптивные стратегии, как вигильность, планирование и принятие. При этом пациентки обеих групп не прибегали к поиску социальной поддержки при совладании с заболеванием. Чем выше интолерантность к неопределенности у пациентки, тем чаще она выбирала неадаптивные стратегии совладания, такие как сверхбдительность, прокрастинация и избегание.
В статье представлено исследование специфики психологического благополучия, самоактуализации и их связи у сотрудников коммерческой организации разного возраста. В исследовании приняли участие 208 человек (n = 208), разделенных на три возрастные группы: ранняя (n = 63), средняя (n = 102) и поздняя (n = 43) взрослость. Для изучения возрастной специфики связи психологического благополучия и самоактуализации использовались психологические тесты и опросы для сбора информации и корреляционный и регрессионный анализы для обработки результатов. Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что существует прямая связь психологического благополучия и самоактуализации во все периоды взрослости. В период средней взрослости уровень субъективного счастья значимо выше, чем в период ранней взрослости, уровень целей в жизни значимо выше, чем в периоды ранней и поздней взрослости, позитивные отношения значимо выше, чем в период поздней взрослости. Также было выявлено, что предикторами психологического благополучия являются такие показатели, как самоуважение во все периоды взрослости, ориентация во времени в период ранней и средней взрослости, а ценностные ориентации - только в период средней взрослости.
В статье рассматриваются основы развития компонентов эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста и практическое исследование этих компонентов. Приводятся основные новообразования дошкольного возраста, исследованные отечественными учеными. Дан анализ современного состояния становления компонентов эмоционального интеллекта у дошкольников разных возрастных групп (5-6 лет и 6-7 лет).
Исследование субъективных оснований образовательной успешности и благополучия студентов перспективны в контексте определения внутренних ресурсов студента как активного субъекта образовательной деятельности. В результате эмпирического исследования было выявлено, что большинство студентов воспринимают свою образовательную успешность как среднюю. В группах с благоприятным и неблагоприятным образовательным опытом (ОО), как показателем субъективной образовательной успешности, были обнаружены статистически значимые различия по всем его компонентам. Для студентов с высокой субъективной образовательной успешностью характерна удовлетворенность своей учебой в вузе, они не ограничивают себя только формальным обучением, но открыты и для других форм получения образовательного опыта, что требует большей самостоятельности и самоорганизации. Это они и демонстрируют в таком показателе, как «опыт саморегулируемого обучения». Они больше верят в собственные силы и поддержку окружающих. Исследование субъективного благополучия студентов показало, что студенты, воспринимающие свой ОО как успешный, ощущают умеренный эмоциональный комфорт, больше удовлетворены выполняемой деятельностью, взаимоотношениями с окружающими, активны, для них больше характерен оптимистичный настрой, меньше - чувство напряженности, рассеянности, высокой чувствительности к раздражителям.Наиболее сильными взаимосвязями образовательной успешности и благополучия студентов оказались взаимосвязи в следующих компонентах: значимость социального окружения и поддержки, изменение настроения, вовлеченность, интенция к расширению опыта.
В работе рассмотрены стилевые особенности деятельности и интегральной индивидуальности практических психологов системы образования. В статье представлены степени развития пяти профессиональных действий (адаптационные, регуляционные, организационные, действия констатации и действия преобразования) и описаны проявления свойств индивидуальности (личностных, психодинамических и свойств нервной системы). Особое внимание уделено выявлению связей стилевых особенностей деятельности и интегральной индивидуальности. Выборка исследования - 74 человека (N = 74). Обнаружены корреляционные связи компонентов стиля деятельности с особенностями интегральной индивидуальности. Наибольшее количество связей обнаружил такой компонент стиля деятельности, как организационные действия - эти действия коррелируют с 12 свойствами интегральной индивидуальности, что подтверждает ведущее значение этого компонента в структуре стиля деятельности и интегральной индивидуальности. Реализации профессиональных задач посредством профессиональных действий способствуют как свойства личности в своей значительной части, так и свойства темперамента. Выделены профессиональные действия, на выраженность которых оказывает влияние только личностный уровень индивидуальности. К ним относятся действия адаптации и констатации. Описаны профессиональные действия, на выраженность которых одновременно влияют свойства, относящиеся к разным уровням индивидуальности: свойства личности и свойства темперамента. Свойства нервной системы не оказывают значительного влияния на выраженность профессиональных действий.
Ребенок дошкольного возраста активно формирует у себя ощущение времени на основе режимных, цикличных моментов повседневности, что приводит к появлению у него помимо настоящего и первичных представлений о будущем. Информационная среда как одно из пространств детской картины мира включается в жизнь ребенка на уровне режимного компонента (ежедневном проведении досуга в окружении гаджетов, СМИ, видеотрансляций на разных носителях). Информационная среда, включаясь в режимные моменты повседневности ребенка дошкольного возраста, может оказывать существенное влияние на формирование детской картины мира (включая настоящее и ближайшее будущее), окрашивая ее в разные тональности (формируя уверенность в завтрашнем дне или тревожность и страхи). В статье представлены результаты эмпирического исследования специфики детской картины мира под влиянием информационной среды разной степени интенсивности. Показано, что информационная среда высокой степени интенсивности оказывает влияние на формирование у ребенка дошкольного возраста негативно окрашенной картины мира и своего будущего в нем, у таких детей низкий уровень удовлетворенности жизнью и выраженная потребность в стабильности внешнего мира. Мальчики оказались более включенными в информационную среду, чем девочки. Обнаружено, что дети, находящиеся в информационной среде слабой степени интенсивности, уделяют много внимания непосредственной коммуникации с родителями и сиблингами, испытывают позитивные эмоции от взаимодействия с семьей, имеют позитивно окрашенную картину мира и оптимистично смотрят на свое будущее в нем.
В 2023 г. технологии на основе искусственного интеллекта (ИИ) стали доступны многим пользователям смартфонов и цифровых услуг. ИИ представлен в виде голосовых помощников (ГП), музыкальных рекомендаций, виртуальных ассистентов и даже в качестве психотерапевтической помощи.Такое распространение ИИ сказалось и на интересе психологов к теме взаимодействия человек-ИИ. В нашей работе, следуя традиции исследования социальных представлений Московиси [Moscovici 2015], мы рассматриваем ИИ как объект социального представления. На примере ГП мы проводим реконструкцию смыслового поля у пользователей данной технологии и предлагаем описание процесса его формирования. Исследование проходило в три этапа: свободные ассоциации, интервью и опрос. В интервью выборка составила 15 человек, в свободных ассоциациях - 168 человек (было проанализировано 3329 ассоциаций со словосочетанием «Голосовой помощник»), в опросе по методу семантического дифференциала - 800 человек. В результате анализа были получены следующие результаты: смысловое поле на данном этапе изучения представления о ГП позитивно-нейтральное; сами ассоциации делятся на две темы: об интеллектуальных способностях и эмоциональных качествах ГП. В ходе анализа методом семантического дифференциала отдельно выделились три фактора: полезность, эмоциональность и юмор. Мы предполагаем, что именно в категории этих трех факторов происходит формирование представления о конкретном ГП.Описание самого процесса формирования представления предлагается по результатам интервью. Были выделены два основных этапа в «общении» с ГП: формирование образа и взаимодействие с готовым образом.В продолжении текущей исследовательской работы планируется изучение влияния образа ГП в рамках текущей модели восприятия на различные особенности взаимодействия с ним (например, в рамках экономических решений).
Издательство
- Издательство
- РГГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- Юр. адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- ФИО
- Логинов Андрей Викторович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rsuh@rsuh.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2506118
- Сайт
- https://www.rsuh.ru/