Архив статей журнала
В 2023 г. технологии на основе искусственного интеллекта (ИИ) стали доступны многим пользователям смартфонов и цифровых услуг. ИИ представлен в виде голосовых помощников (ГП), музыкальных рекомендаций, виртуальных ассистентов и даже в качестве психотерапевтической помощи.Такое распространение ИИ сказалось и на интересе психологов к теме взаимодействия человек-ИИ. В нашей работе, следуя традиции исследования социальных представлений Московиси [Moscovici 2015], мы рассматриваем ИИ как объект социального представления. На примере ГП мы проводим реконструкцию смыслового поля у пользователей данной технологии и предлагаем описание процесса его формирования. Исследование проходило в три этапа: свободные ассоциации, интервью и опрос. В интервью выборка составила 15 человек, в свободных ассоциациях - 168 человек (было проанализировано 3329 ассоциаций со словосочетанием «Голосовой помощник»), в опросе по методу семантического дифференциала - 800 человек. В результате анализа были получены следующие результаты: смысловое поле на данном этапе изучения представления о ГП позитивно-нейтральное; сами ассоциации делятся на две темы: об интеллектуальных способностях и эмоциональных качествах ГП. В ходе анализа методом семантического дифференциала отдельно выделились три фактора: полезность, эмоциональность и юмор. Мы предполагаем, что именно в категории этих трех факторов происходит формирование представления о конкретном ГП.Описание самого процесса формирования представления предлагается по результатам интервью. Были выделены два основных этапа в «общении» с ГП: формирование образа и взаимодействие с готовым образом.В продолжении текущей исследовательской работы планируется изучение влияния образа ГП в рамках текущей модели восприятия на различные особенности взаимодействия с ним (например, в рамках экономических решений).