Эффективность дистанционного электронного обучения взрослых представлена как экономически, профессионально и карьерно целесообразный, оправдывающий вложенные ресурсы результат. Исходя из особенностей и задач двух форм обучения – традиционного («живого») и электронного (онлайн-дистанта) – предложено раздельно применять к ним понятие эффективности, принимая во внимание заведомо неравное стартовое положение и разные цели и задачи. Сделан вывод о том, что дистант, рассматриваемый с позиций эффективности как экономической категории, всегда существенно дешевле для потребителя (обучающегося) ввиду меньших издержек, которые влияют на оценку эффективности. Для обеспечения эффективности образовательного процесса предложено поставить в центр системы обучения не технологии, как это принято в последнее время, а обучающегося, реализуя таким образом концепцию эффективности обучающихся сообществ. В рамках этой концепции социальные, педагогические и когнитивные взаимодействия образуют полезную и комфортную для обучения и развития личности среду, способную создать основу для трансформации жизненных перспектив и обучающих, и обучающихся.
Идентификаторы и классификаторы
Потребность в оценке эффективности дистанционного обучения взрослых существует во всех форматах, если говорить о прогрессе именно этой формы в информационном обществе.
Список литературы
1. Дорожкин Е.М., Щербин М.Д. Психолого-педагогические проблемы использования электронного обучения // Научный диалог. 2016. № 5 (53). С. 199–213. EDN WAEWSD.
2. Айнетдинов Р.Р. Эффективность электронного обучения в образовательном процессе // Наука и образование сегодня. 2019. № 4 (39). С. 38–40. EDN LINMUC.
3. Поморцева Н.В. Дистанционное образование: российский и зарубежный опыт // Общество и государство. 2023. № 3. С. 66–72. EDN FBQNKP. DOI: 10.24412/2224-9125- 2023-3-66-72
4. Шугаепов Д.Р. Эффективность дистанционного обучения: преимущества и ограничения// Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1: Психологические и педагогические науки. 2023. № 2. С. 277–285. EDN KFFIMZ. DOI: 10.24412/2308-717X-2023-2-277-285
5. Атик А.А. Перспективы массовых открытых онлайн-курсов как нового формата образовательной деятельности // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 10. С. 18–24. EDN DWRDOS. DOI: 10.24412/2712-827X-2022-10-18-24
6. Кленина Е.А., Песков А.Е., Петров Г.А. Ценностный потенциал массовых открытых онлайн-курсов в контексте непрерывного пожизненного обучения // Современные исследования социальных проблем. 2023. Т. 15. № 3-2. С. 62–69. EDN MTZPUO.
7. Плаксина Н.В., Манжосова Ю.А. Массовые открытые онлайн-курсы (МООС) в системе дистанционного образования в начале ХХI в // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022. № 2 (62). С. 229–235. EDN KKTVLR.
8. Неборский Е.В. возникновение и развитие массовых открытых онлайн-курсов в 2001- 2020 гг. // Гуманитарные исследования Центральной России. 2024. № 1 (30). С. 29–40. EDN YRESXF. DOI: 10.24412/2541-9056-2024-130-29-40
9. Зарубина В.С., Горячева Н.В. Вебинар как эффективная форма дистанционного обучения: виды вебинаров, инструменты и этапы подготовки и проведения // Информационные технологии в УИС. 2022. № 1. С. 63–70. EDN FFKIVM.
10. Дорохова Н.А. Цифровизация, онлайн-образование, вебинар: проблемы теории и практики // Юридическое образование и наука. 2023. № 2. С. 11–14. EDN VVLGJQ. DOI: 10.18572/1813-1190-2023-2-11-14
11. Рвачева А.С., Сангаджиева А.С., Китаев М.Ю. и др. Blended learning (смешанное обучение): история внедрения комбинированного обучения в России и в мире // Экономика и предпринимательство. 2022. № 8 (145). С. 167–170. EDN AFCQBW. DOI: 10.34925/ EIP.2022.145.8.031
12. Lelyukh A.B. Mobile learning in the conditions of social and economic instability // International Journal of Advanced Studies in Education and Sociology. 2022. No. 2. P. 62–71. EDN VWKFAJ.
13. Юрьева Д.В. Мобильное обучение: новые возможности и вызовы для современного образования // Актуальные проблемы экономики и управления. 2024. № 1. С. 62–65. EDN ALLFAF.
14. Kunze D. Th e Person-Centered Approach in Adult Education // Cornelius-White J., Motschnig-Pitrik R., Lux M. (Eds) Interdisciplinary Applications of the Person-CenteredApproach. Springer, New York, NY, 2013. P. 115–123. DOI: htt ps://doi.org/10.1007/978-1- 4614-7144-8_10
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируется представление подростков о ценности «доброта». Целью стало описание ее актуального содержания. В ходе реализации поставленной цели методами компонентного и дефиниционного анализа, а также методом анкетирования сформировано представление о содержании этой ценности в научной и наивной картинах мира носителей русской культуры. В результате нам удалось определить актуальное содержание ценности «доброта» в подростковой и юношеской возрастных группах.
В статье анализируются результаты проведенного эксперимента с использованием метода анкетирования с целью выявления представления о базовых ценностях подростков и юношества, которое они определяют как актуальное для себя, сверстников и родителей. В результате нам удалось выяснить, что относительно частотным результатом является определение семьи в качестве базовой ценности, отсутствие ценности дружба в качестве базовой, в семантической группе «родственные связи» не представлена реакция папа.
В статье исследуется взаимосвязь между социальной тревожностью и уровнем общительности в подростковом возрасте. Социальная тревожность, страх социального взаимодействия, страх негативной оценки социальное избегание создают препятствия для нормальной социальной адаптации и личностного роста подростка. Выделены особенности проявления тревожности в ситуациях социального контакта. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с использованием методик «Краткая шкала страха негативной оценки», «Шкала социального избегания и дистресса», теста «Оценка уровня общительности». С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена определена высокая связь между социальной тревожностью и уровнем общительности в подростковом возрасте.
В статье рассматриваются основные психологические подходы к анализу взаимодействия личностей. Раскрывается структура совместной деятельности волейболистов в игре, дается характеристика их взаимодействия. Взаимодействие понимается как действие двух и более лиц по отношению друг к другу, обусловленное единством предмета, места и времени их деятельности. В ходе эмпирического исследования выявлены особенности взаимодействия спортсменов-волейболистов в игровой деятельности, а также психические и социально-психологические причины расстройства взаимодействия спортсменов.
Статья посвящена исследованию тонкостей и особенностей перевода текстов из средств массовой информации (СМИ), таких как фильмы, газетные заголовки и рекламные слоганы. Обосновывается актуальность и значимость исследования. Цель исследования заключается в выявлении ключевых особенностей и принципов, которые обеспечивают успешный перевод текстов СМИ, с акцентом на специфике каждого из жанров. Основные задачи включают в себя анализ практических примеров перевода, изучение теоретических основ и подходов к переводу, а также определение критериев успешности перевода в каждом конкретном случае. Утверждается, что перевод текстов СМИ часто сопряжён с уникальными сложностями, обусловленными особенностями языка. Это делает его сложной задачей, требующей от переводчика не только безупречного владения языками, но и глубокого понимания культурных и контекстуальных нюансов. В работе подробно рассмотрены ключевые аспекты процесса перевода с русского на английский и с английского на русский язык, особое внимание уделяется культурным различиям, адаптации, творческому подходу и взаимодействию языков.
Статья исследует особенности образования и функционирования неологизмов, образованных от имен собственных (антропонимов) в контексте политической коммуникации. Автор анализирует масштабное явление деонимизации, отмечая отличия его функционирования в советский период. В современном политическом дискурсе деонимы, часто связанные с негативными качествами политических деятелей (скандалы, неблаговидные поступки), выполняют не только номинативную функцию, но и выражают оценку, мнение и эмоции. Статья рассматривает различные деривационные модели образования таких неологизмов, включая использование формы множественного числа онима для обобщения, а также модели, заимствованные из английского языка. Приводятся оригинальные примеры из российских СМИ, иллюстрирующие образование и использование деонимов. Автор также выделяет семантические группы деонимов, связанные с различными аспектами политической деятельности (митинги в поддержку политика, скандалы, экономическая политика). В заключение автор делает выводы о тенденциях развития деонимизации в современном российском политическом дискурсе, подчеркивая её роль в коммуникации и формировании общественного мнения.
В статье представлены ключевые подходы к изучению саморегуляции, механизмы регуляции учебной и профессиональной деятельности, рассмотрены основные аспекты студенческого возраста. Проанализированы понятия «саморегуляция» и «саморегуляция учебной деятельности». Рассмотрены две основные группы саморегуляции: деятельностная и личностная, охарактеризованы ведущие мотивы обучения в вузе: коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, социальные, мотивы избегания, мотивы престижа. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление взаимосвязи саморегуляции учебной деятельности с уровнем адаптированности студентов в вузе. Проведена диагностика первокурсников с целью выявления лиц, испытывающих трудности в адаптации к группе и к учебной деятельности, с использованием методик «Адаптированность студентов в вузе», «Мотивация учебной деятельности», «Стиль саморегуляции учебной деятельности – ССУД-М». С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена определена умеренная и прямая связь между саморегуляцией учебной деятельности студентов и уровнем адаптированности к группе, а также выявлена высокая и прямая связь между саморегуляцией учебной деятельности и уровнем адаптированности к учебной деятельности.
Интеграция виртуальной реальности (VR) в языковое образование представляет собой важный междисциплинарный переход: слияние когнитивной лингвистики и иммерсивных технологий позволяет устранить ограничения традиционных методов языковой адаптации. Цель исследования – изучить эффективность VR в повышении языковой адаптации студентов технологических университетов, исследовать, как симулированная языковая среда влияет на удержание, вовлеченность и развитие межкультурной компетенции, опираясь на принципы психолингвистики и педагогики. Методология включает экспериментальный подход, сочетающий количественные и качественные оценки, использование опросов до и после эксперимента и тестов на лингвистическую компетентность для анализа влияния VR на адаптивное обучение.
Статья освещает особенности обучения академическому пению в технике бельканто на вокальном факультете в Чаньчуньском университете, находящемся в китайской провинции Цзилинь. Основным принципом в педагогическом подходе работы выступает обучение студентов согласно их природным способностям и психофизиологическим данным. Поэтому методологическая база учебного процесса имеет индивидуализированный характер (что практикуется не во всех китайских вузах). Концепция, практикуемая на вокальном факультете и учитывающая личностные качества каждого учащегося, делает акцент на психоэмоциональном аспекте как неотъемлемом компоненте эффективной вокальной подготовки.
Традиционные подходы и методы обучения, как и традиционные университеты, сохраняют приоритет в части фундаментального и престижного образования, сочетая при этом большинство из известных методов работы как в аналоговой, так и в цифровой (виртуальной) среде. Самостоятельное обучение наиболее результативно в сессионном сочетании стационарного классического типа и самостоятельного онлайн-обучения, которые не исключают друг друга. При этом инновационные подходы разрабатываются в основном для второго сегмента и в основном – в его технологической части, касающейся предоставления удаленного доступа, расширения контента и совершенствования инструментов контроля. Реальная эффективность удаленного самостоятельного онлайн-обучения, в отличие от классического университетского, пока не ясна ввиду отсутствия общепринятых критериев оценки. Таким образом, инновационные подходы в самостоятельном обучении студентов реализуются прежде всего в сфере технологического (программно-аппаратного) обеспечения учебного процесса, включая вовлечение в него искусственного интеллекта, тогда как педагогические инновации актуальны и ещё требуют научного обоснования.
В статье процесс индивидуализации обучения рассматривается как формирование новой парадигмы образования, отражающей общую тенденцию развития общества в сторону индивидуализации личности. Дается характеристика некоторых подходов к реализации принципов индивидуализации. Анализируется влияние субъектной активности учащегося на формирование его личности и характера. Обосновывается гипотеза о влиянии определенных подходов к индивидуализации обучения на личность учащегося. В статье сделан вывод о социальных и общественно-политических причинах возрождения интереса к индивидуализации образования в России и отмечены некоторые особенности реализации принципов индивидуализации в отечественном образовании.
В статье представлен опыт разработки и внедрения эффективной модели проектной деятельности в образовательной среде колледжа. Рассматриваются ключевые этапы реализации проектного подхода, инструменты и методы организации учебной и внеучебной деятельности студентов. Особое внимание уделяется интеграции проектной деятельности в учебные программы, формированию у студентов навыков командной работы, критического мышления и решения практических задач, что соответствует требованиям современного рынка труда.
В современных условиях модернизации и цифровизации системы образования в России особенно актуальным становится вопрос о формировании безопасной образовательной среды и развитии психологической безопасности в студенческой группе. Рассмотрен вопрос об особенностях формирования психологической безопасности в спортивном коллективе. На основе анализа литературы составлена диагностическая программа, направленная на изучение уровня подготовленности будущих тренеров к формированию психологически безопасной образовательной среды.
Цель проведенного исследования – выявить особенности становления системы образования в Древнем Китае. Научная новизна определяется тем, что в данной статье представлены материалы китайских ученых, которые ранее не были интегрированы в академический дискурс. Анализ китайских источников позволил выявить влияние культурных, социальных и политических факторов на развитие образовательных традиций. В результате исследования было установлено, что система образования не только способствовала подготовке будущих государственных деятелей и знати, но также играла важную роль в сохранении моральных и культурных ценностей общества. Работа подчеркивает значимость комплексного подхода к изучению древнекитайской образовательной практики и ее значение для формирования цивилизационных основ современного Китая.
Издательство
- Издательство
- РосНОУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 105005, г Москва, Басманный р-н, ул Радио, д 22
- Юр. адрес
- 105005, г Москва, Басманный р-н, ул Радио, д 22
- ФИО
- Зернов Владимир Алексеевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://rosnou.ru/