Традиционные подходы и методы обучения, как и традиционные университеты, сохраняют приоритет в части фундаментального и престижного образования, сочетая при этом большинство из известных методов работы как в аналоговой, так и в цифровой (виртуальной) среде. Самостоятельное обучение наиболее результативно в сессионном сочетании стационарного классического типа и самостоятельного онлайн-обучения, которые не исключают друг друга. При этом инновационные подходы разрабатываются в основном для второго сегмента и в основном – в его технологической части, касающейся предоставления удаленного доступа, расширения контента и совершенствования инструментов контроля. Реальная эффективность удаленного самостоятельного онлайн-обучения, в отличие от классического университетского, пока не ясна ввиду отсутствия общепринятых критериев оценки. Таким образом, инновационные подходы в самостоятельном обучении студентов реализуются прежде всего в сфере технологического (программно-аппаратного) обеспечения учебного процесса, включая вовлечение в него искусственного интеллекта, тогда как педагогические инновации актуальны и ещё требуют научного обоснования.
Идентификаторы и классификаторы
Объектом настоящего исследования является самостоятельное обучение российских студентов, предметом – соотношение традиционных и инновационных (как и псевдоинновационных) подходов к самостоятельному обучению.
Список литературы
1. Belenkova Yu.S. Th e Eff ectiveness of Students’ Independent Work and Metacognitive Skills Formation // Высшее образование сегодня. 2021. No. 4. P. 29–31. EDN MCBEJG. DOI: 10.25586/RNU.HET.21.04.P.29
2. Гаранина Р.М., Фомин И.В. Вопросы организации самостоятельной работы как средства развития личностного потенциала студента // Казанский педагогический журнал. 2022. № 5 (154). С. 94–101. EDN YKLZRI. DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.011
3. Павленко С.А., Павленко В.М., Мирная А.Н. Реализация самостоятельной работы студентов во внеаудиторной деятельности на основе цифровой образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 84-1. С. 240–243. EDN WLTZGY.
4. Евдокимова М.Г. Организация самостоятельной работы студентов: инновационный потенциал традиций // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. Вып. 2 (843). С. 68–73. EDN HJFIBA. DOI: 10.52070/2500-3488_2022_2_843_68
5. Гаах Т.В. Квалиметрические критерии оценки самостоятельной работы студентов в современном образовательном процессе // Наукосфера. 2024. № 1-2. С. 70–75. EDN GMDBVY.
6. Хужакулов А.Х. Значение инновационных технологий в организации самостоятельной работы студентов в системе высшего образования // Вестник науки. 2023. Т. 2. № 4 (61). С. 113–117. EDN XSRPVX.
7. У Линь. Проблемы онлайн-обучения в высшем профессиональном образовании Китая во время пандемии COVID-19 // Высшее образование сегодня. 2021. № 9-10. С. 89–93. EDN KBJKUD. DOI: 10.25586/RNU.HET.21.09-10.P.89
8. Нижнева-Ксенофонтова Н.Л., Нижнева Н.Н. Особенности организации самостоятельной работы студентов: обучение в условиях пандемии // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 8. С. 7–17. EDN TAOJLV. DOI: htt ps://doi. org/10.24412/2712-827Х-2021-8-7-17
9. Глазова И.В. Применение инновационных технологий как средство активизации обучения студентов в вузе : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. М., 2002. 181 с. EDN NMDSSZ.
10. Громова Т.В. Особенности обучения студентов в условиях цифровой трансформации образования/ / Современное педагогическое образование. 2023. № 4. С. 150–154. EDN BZECRL. DOI: 10.24412/2587-8328-2023-4-150-154
11. Алиева И.Б., Атаев П.Т. Влияние мобильных приложений на самостоятельное обучение студентов: возможности и вызовы // In Th e World of Science and Education. 2024. № 15. С. 18–20.
12. Anwar Z., Hanurawan F., Chusniyah T., Setiyowati N. Adaptation of the academic digital literacy scale for college students: A validity and reliability study // Psychological Science and Education. 2023. Vol. 28. No. 4. P. 98–111. EDN ELPOKJ. DOI: 10.17759/pse.2023280406
13. Ярычев М.У. Развитие цифровой грамотности студентов в условиях онлайн-образования // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2024. № 11. С. 191–198. EDN GKQZRH. DOI: 10.26653/2076-4685-2024-11-20
14. Подповетная Ю.В., Рулевская Л.П., Подповетный А.Д. Формирование цифровой грамотности студентов // Инженерное образование. 2023. № 33. С. 117–127. EDN FXTHNA. DOI: 10.54835/18102883_2023_33_10
15. Бегимкулов Ф.Э. Важность независимого мышления в развитии независимой деятельности у студентов // Вестник науки. 2021. Т. 3. № 12 (45). С. 16–20. EDN DHEPKM.
16. Лютомская И.Л. Проектное обучение как форма организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по иностранному языку // Вопросы методики преподавания в вузе. 2023. Т. 12. № 3. С. 62–74. EDN CANUDW. DOI: 10.57769/2227-8591.12.3.05
17. Трегубов В.Н. Отношение студентов к смешанному обучению по технологии «перевернутый класс» // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13. № 3. С. 55–66. EDN PPNPLS. DOI: htt ps://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-3-55-66
18. Кутепова Л.И., Солуянова О.Н. Максимова К.А. Инновационные педагогические технологии организации самостоятельной работы студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 265–268. EDN DGUKDQ. DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0067
19. Давыдова Г.И., Шлыкова Н.В. Риски и вызовы при внедрении искусственного интеллекта в систему высшего образования // Вестник практической психологии образования. 2024. Т. 21. № 2–3. С. 194–201. EDN CCQIMM. DOI: 10.17759/bppe.2024210224
20. Кузьмина Н.Н., Попов Н.А. Соответствие образовательных стандартов условиям информационного общества // Проблемы современной экономики. 2013. № 1 (45). С. 222–224. EDN TCWSUD. DOI: htt ps://m-economy.ru/art.php?nArtId=4478
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируется представление подростков о ценности «доброта». Целью стало описание ее актуального содержания. В ходе реализации поставленной цели методами компонентного и дефиниционного анализа, а также методом анкетирования сформировано представление о содержании этой ценности в научной и наивной картинах мира носителей русской культуры. В результате нам удалось определить актуальное содержание ценности «доброта» в подростковой и юношеской возрастных группах.
В статье анализируются результаты проведенного эксперимента с использованием метода анкетирования с целью выявления представления о базовых ценностях подростков и юношества, которое они определяют как актуальное для себя, сверстников и родителей. В результате нам удалось выяснить, что относительно частотным результатом является определение семьи в качестве базовой ценности, отсутствие ценности дружба в качестве базовой, в семантической группе «родственные связи» не представлена реакция папа.
В статье исследуется взаимосвязь между социальной тревожностью и уровнем общительности в подростковом возрасте. Социальная тревожность, страх социального взаимодействия, страх негативной оценки социальное избегание создают препятствия для нормальной социальной адаптации и личностного роста подростка. Выделены особенности проявления тревожности в ситуациях социального контакта. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с использованием методик «Краткая шкала страха негативной оценки», «Шкала социального избегания и дистресса», теста «Оценка уровня общительности». С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена определена высокая связь между социальной тревожностью и уровнем общительности в подростковом возрасте.
В статье рассматриваются основные психологические подходы к анализу взаимодействия личностей. Раскрывается структура совместной деятельности волейболистов в игре, дается характеристика их взаимодействия. Взаимодействие понимается как действие двух и более лиц по отношению друг к другу, обусловленное единством предмета, места и времени их деятельности. В ходе эмпирического исследования выявлены особенности взаимодействия спортсменов-волейболистов в игровой деятельности, а также психические и социально-психологические причины расстройства взаимодействия спортсменов.
Статья посвящена исследованию тонкостей и особенностей перевода текстов из средств массовой информации (СМИ), таких как фильмы, газетные заголовки и рекламные слоганы. Обосновывается актуальность и значимость исследования. Цель исследования заключается в выявлении ключевых особенностей и принципов, которые обеспечивают успешный перевод текстов СМИ, с акцентом на специфике каждого из жанров. Основные задачи включают в себя анализ практических примеров перевода, изучение теоретических основ и подходов к переводу, а также определение критериев успешности перевода в каждом конкретном случае. Утверждается, что перевод текстов СМИ часто сопряжён с уникальными сложностями, обусловленными особенностями языка. Это делает его сложной задачей, требующей от переводчика не только безупречного владения языками, но и глубокого понимания культурных и контекстуальных нюансов. В работе подробно рассмотрены ключевые аспекты процесса перевода с русского на английский и с английского на русский язык, особое внимание уделяется культурным различиям, адаптации, творческому подходу и взаимодействию языков.
Статья исследует особенности образования и функционирования неологизмов, образованных от имен собственных (антропонимов) в контексте политической коммуникации. Автор анализирует масштабное явление деонимизации, отмечая отличия его функционирования в советский период. В современном политическом дискурсе деонимы, часто связанные с негативными качествами политических деятелей (скандалы, неблаговидные поступки), выполняют не только номинативную функцию, но и выражают оценку, мнение и эмоции. Статья рассматривает различные деривационные модели образования таких неологизмов, включая использование формы множественного числа онима для обобщения, а также модели, заимствованные из английского языка. Приводятся оригинальные примеры из российских СМИ, иллюстрирующие образование и использование деонимов. Автор также выделяет семантические группы деонимов, связанные с различными аспектами политической деятельности (митинги в поддержку политика, скандалы, экономическая политика). В заключение автор делает выводы о тенденциях развития деонимизации в современном российском политическом дискурсе, подчеркивая её роль в коммуникации и формировании общественного мнения.
В статье представлены ключевые подходы к изучению саморегуляции, механизмы регуляции учебной и профессиональной деятельности, рассмотрены основные аспекты студенческого возраста. Проанализированы понятия «саморегуляция» и «саморегуляция учебной деятельности». Рассмотрены две основные группы саморегуляции: деятельностная и личностная, охарактеризованы ведущие мотивы обучения в вузе: коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, социальные, мотивы избегания, мотивы престижа. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление взаимосвязи саморегуляции учебной деятельности с уровнем адаптированности студентов в вузе. Проведена диагностика первокурсников с целью выявления лиц, испытывающих трудности в адаптации к группе и к учебной деятельности, с использованием методик «Адаптированность студентов в вузе», «Мотивация учебной деятельности», «Стиль саморегуляции учебной деятельности – ССУД-М». С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена определена умеренная и прямая связь между саморегуляцией учебной деятельности студентов и уровнем адаптированности к группе, а также выявлена высокая и прямая связь между саморегуляцией учебной деятельности и уровнем адаптированности к учебной деятельности.
Интеграция виртуальной реальности (VR) в языковое образование представляет собой важный междисциплинарный переход: слияние когнитивной лингвистики и иммерсивных технологий позволяет устранить ограничения традиционных методов языковой адаптации. Цель исследования – изучить эффективность VR в повышении языковой адаптации студентов технологических университетов, исследовать, как симулированная языковая среда влияет на удержание, вовлеченность и развитие межкультурной компетенции, опираясь на принципы психолингвистики и педагогики. Методология включает экспериментальный подход, сочетающий количественные и качественные оценки, использование опросов до и после эксперимента и тестов на лингвистическую компетентность для анализа влияния VR на адаптивное обучение.
Статья освещает особенности обучения академическому пению в технике бельканто на вокальном факультете в Чаньчуньском университете, находящемся в китайской провинции Цзилинь. Основным принципом в педагогическом подходе работы выступает обучение студентов согласно их природным способностям и психофизиологическим данным. Поэтому методологическая база учебного процесса имеет индивидуализированный характер (что практикуется не во всех китайских вузах). Концепция, практикуемая на вокальном факультете и учитывающая личностные качества каждого учащегося, делает акцент на психоэмоциональном аспекте как неотъемлемом компоненте эффективной вокальной подготовки.
В статье процесс индивидуализации обучения рассматривается как формирование новой парадигмы образования, отражающей общую тенденцию развития общества в сторону индивидуализации личности. Дается характеристика некоторых подходов к реализации принципов индивидуализации. Анализируется влияние субъектной активности учащегося на формирование его личности и характера. Обосновывается гипотеза о влиянии определенных подходов к индивидуализации обучения на личность учащегося. В статье сделан вывод о социальных и общественно-политических причинах возрождения интереса к индивидуализации образования в России и отмечены некоторые особенности реализации принципов индивидуализации в отечественном образовании.
В статье представлен опыт разработки и внедрения эффективной модели проектной деятельности в образовательной среде колледжа. Рассматриваются ключевые этапы реализации проектного подхода, инструменты и методы организации учебной и внеучебной деятельности студентов. Особое внимание уделяется интеграции проектной деятельности в учебные программы, формированию у студентов навыков командной работы, критического мышления и решения практических задач, что соответствует требованиям современного рынка труда.
В современных условиях модернизации и цифровизации системы образования в России особенно актуальным становится вопрос о формировании безопасной образовательной среды и развитии психологической безопасности в студенческой группе. Рассмотрен вопрос об особенностях формирования психологической безопасности в спортивном коллективе. На основе анализа литературы составлена диагностическая программа, направленная на изучение уровня подготовленности будущих тренеров к формированию психологически безопасной образовательной среды.
Эффективность дистанционного электронного обучения взрослых представлена как экономически, профессионально и карьерно целесообразный, оправдывающий вложенные ресурсы результат. Исходя из особенностей и задач двух форм обучения – традиционного («живого») и электронного (онлайн-дистанта) – предложено раздельно применять к ним понятие эффективности, принимая во внимание заведомо неравное стартовое положение и разные цели и задачи. Сделан вывод о том, что дистант, рассматриваемый с позиций эффективности как экономической категории, всегда существенно дешевле для потребителя (обучающегося) ввиду меньших издержек, которые влияют на оценку эффективности. Для обеспечения эффективности образовательного процесса предложено поставить в центр системы обучения не технологии, как это принято в последнее время, а обучающегося, реализуя таким образом концепцию эффективности обучающихся сообществ. В рамках этой концепции социальные, педагогические и когнитивные взаимодействия образуют полезную и комфортную для обучения и развития личности среду, способную создать основу для трансформации жизненных перспектив и обучающих, и обучающихся.
Цель проведенного исследования – выявить особенности становления системы образования в Древнем Китае. Научная новизна определяется тем, что в данной статье представлены материалы китайских ученых, которые ранее не были интегрированы в академический дискурс. Анализ китайских источников позволил выявить влияние культурных, социальных и политических факторов на развитие образовательных традиций. В результате исследования было установлено, что система образования не только способствовала подготовке будущих государственных деятелей и знати, но также играла важную роль в сохранении моральных и культурных ценностей общества. Работа подчеркивает значимость комплексного подхода к изучению древнекитайской образовательной практики и ее значение для формирования цивилизационных основ современного Китая.
Издательство
- Издательство
- РосНОУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 105005, г Москва, Басманный р-н, ул Радио, д 22
- Юр. адрес
- 105005, г Москва, Басманный р-н, ул Радио, д 22
- ФИО
- Зернов Владимир Алексеевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://rosnou.ru/