Статья содержит описание новых подходов к моделированию базового высшего образования в рамках реализации Пилотного проекта в соответствии с Указом Президента РФ № 343 от 12 мая 2023 г. «О некоторых вопросах совершенствования высшего образования в Росси в 2023-2026 годах». Раскрываются методологические подходы к проектированию образовательных программ подготовки, востребованных системой образования, педагогов-психологов (психологов в образовании) по направлению «Психолого-педагогическое образование». Показаны механизмы и условия эффективного педагогического процесса с интеграцией в воспитательное пространство университета на основе аксиологического подхода как системы значимых представлений, установок и ценностей, обеспечения баланса фундаментальной и практикоориентированной подготовки специалистов.
Идентификаторы и классификаторы
При этом важно сетевое моделирование воспитательного пространства, в котором объединяются разные субъекты из разных регионов нашей страны и других стран. Например, МПГУ возглавляет международное объединение педагогических вузов, где студенты и преподаватели создают совместные проекты («Бессмертный полк», «Мы вместе», «Герои нашего времени», «Поющий вуз», «Личность педагоганаставника» и др.) [9; 10]. Такая интеграция педагогического процесса в воспитательное пространство позволяет создать ценностно-смысловое единство всех субъектов этого пространства, выстроить отношения между ними, помогает адаптироваться студентам к работе в различных организациях и коллективах, а также понять специфику социально-психологического, педагогического и тьюторского сопровождения детей, родителей, педагогов [11].
Список литературы
1. Лубков А. В. Современные проблемы педагогического образования // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 3. С. 34-54. EDN: PIDWDL
2. Сластенин В. А. Интегративные тенденции в психолого-педагогическом образовании // Педагогический процесс как система. М.: Магистр-Пресс, 2000. С. 248-258. EDN: SABBDB
3. Сластенин В. А., Асадуллин Р. М. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 5. С. 3-19. EDN: PJIZQL
4. Сластенин В. А. Профессиональное самосознание учителя // Педагогический процесс как система. М.: Магистр-Пресс, 2000. С. 376-384. EDN: SABBDB
5. Мудрик А. В., Никитская Е. А. Воспитание в контексте социализации человека: ретроспектива и педагогическая реальность // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 2. С. 224-230. EDN: YPNRZS
6. Научная школа академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Виталия Александровича Сластенина “Личностно-ориентированное профессиональное образование // Развитие личности. 2008. № 2. С. 8-19. EDN: KXVFOB
7. На перекрестье времен и судеб / отв. ред. А. В. Лубков, науч. ред. О. В. Воробьева. М.: МПГУ, 2022.
8. Педагогическое наследие В. А. Сластенина: проблемы воспитания, личностного и профессионального развития / отв. ред. Л. С. Подымова, Н. А. Подымов. М.: МПГУ, 2020. 290 с. EDN: VACDVF
9. Сахарова Т. Н., Уманская Е. Г., Цветкова Н. А. Организация воспитательной деятельности в образовательных учреждениях: формирование гражданской идентичности, ценностных ориентации и внутренней позиции личности подростков. Учебно-методическое пособие для школьных психологов и классных руководителей. М.: МПГУ, 2023. 52 с. EDN: IUNFOP
10. Сахарова Т. Н., Цветкова Н. А. Психолого-педагогические аспекты современного детства и новые подходы к воспитанию // Материалы Международной научно-практической конференции, приуроченной к Году педагога и наставника в Российской Федерации. Владимир, 2023. С. 843-851. EDN: KHPYCO
11. Воспитательная работа в педагогическом вузе: концептуальные основы: монография / под ред. Т. Н. Владимировой. М.: МПГУ, 2023. 200 с.
12. Серякова С. Б. Компетентностный подход в образовании: от теории к практике // Информация и образование: границы коммуникаций. 2011. № 3 (11). С. 121-125. EDN: TSDCCP
13. Особенности развития мотивации к обучению в юношеском возрасте / Т. Н. Сахарова, В. В. Фонина, М. Д. Батаева, И. А. Журавлева // Вестник экономической безопасности. 2022. № 6. С. 328-331.
14. Беловол Е. В., Мелков С. В., Сахарова Т. Н. Особенности гражданской идентичности российских подростков (на примере отдыхающих в международном детском центре “Артек”) // Интеграция образования. 2022. Т. 26. № 2. C. 363-385. EDN: QBIPKO
15. Антипова А. М., Березина Т. И., Ерохина Е. Л., Серякова С. Б. Модель непрерывного педагогического образования: опыт Московского педагогического государственного университета // Наука и школа. 2023. № 4. С. 104-120. EDN: TWJKXU
16. Подымова Л. С., Сотникова М. С. Потенциал самоизменений педагогов в условиях персонализации образовательного пространства // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2023. № 2. С. 116-125. EDN: KULJBZ
17. Подымова Л. С., Лихачева Э. В. Диагностическое мышление педагога-психолога: сборник научных трудов. М.: Спутник+, 2021. 165 с.
18. Серякова С. Б., Кирсанова К. Г. Изучение запросов предпочтений работодателей в подборе педагогических кадров // Преподаватель XXI век. 2023. № 4-1. С. 23-46. EDN: NKUWJQ
19. Социально-педагогические основы теоретических и оперантных моделей муниципальных и локальных систем воспитания в мегаполисе: монография / Е. В. Звонова, О. Н. Зотова, В. А. Ильин [и др.]; под ред. А. В. Мудрика. М.: МПГУ, 2023. 368 с. EDN: DBULKS
20. Трубина Л. А., Ерохина Е. Л. Содержание и новые формы организации предметно-методической подготовки в условиях внедрения “Ядра педагогического образования” // Наука и школа. 2022. № 4. С. 34-44. EDN: UKQQPU
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлены первые итоги реализации пилотного проекта в МПГУ, направленного на модернизацию профессиональной подготовки учителей физики и информатики. Описана концепция подготовки, соответствующая научно-технологическому развитию страны и вызовам международной арены в области техники и технологий. На основе этой концепции и проекта «Новая физика» предложено новое содержание образовательной программы базового высшего образования по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, специальность «Физика и Информатика». При реализации программы делается акцент на индивидуальные особенности студентов, современные методики и технологии обучения и диагностики результатов. Обучение будущих учителей физики и информатики по дисциплинам предметной подготовки дополняется содержательными технологиями обучения.
Статья посвящена разработке инновационной системы методической подготовки учителя иностранного языка в условиях реализации личностно-ориентированного и профессионально-деятельностного подходов. Сформулированы требования к индивидуальным и социальным свойствам личности педагога, на основании которых составлен компетентностный портрет выпускника. На примере пилотных образовательных программ, внедряемых в Институте иностранных языков МПГУ, показаны способы интеграции «Ядра высшего педагогического образования» ФГОС и ФОП общего образования в структуру и содержание обучения. Продемонстрирована эффективность сочетания таких механизмов концептуализации учебных планов, как этапность, вариативность, синтез теории и практики, научность, профессиональная и аксиологическая направленность и др. Пересмотрены и приведены в соответствие с новыми образовательными решениями цель, содержание и форма Государственной итоговой аттестации. Разработанная схема моделирования образовательных программ предполагает возможность достижения синергетического единства их целей, задач, структуры и результативности в практике подготовки учителя иностранного языка.
В статье представлен опыт конструирования и реализации пилотной программы базового высшего образования «Русский язык, Литература и История» (44.03.01 Педагогические образование) в Институте филологии МПГУ. Основаниями разработки выступают ценностно-смысловая составляющая суверенной системы образования, отражающая концепцию России как самодостаточного государствацивилизации, и функционально-компетентностная модель многозадачной профессиональной деятельности учителя в современных условиях. Конституирующей идеей образовательной программы стал интегративный подход в подготовке учителей трех предметов, реализуемый в установлении эффективных меж- и метапредметных связей и профессиональных компетенций. Содержательная и методическая опора на взаимосвязь трех гуманитарных областей обеспечивает подготовку многопрофильного специалиста со сформированной гражданско-патриотической и профессиональной идентичностью, способного осуществлять профессиональную деятельность в различных типах образовательных учреждений (малокомплектные школы, школы с углубленным изучением предметов, полиэтническим составом и т. д.).
В статье раскрываются принципы разработки многопрофильной образовательной программы базового высшего образования «История и Обществознание. Организация воспитательной деятельности» в рамках пилотного проекта МПГУ. Подчеркивается, что программа дает возможность подготовить будущих педагогов к осуществлению многообразных видов профессиональной деятельности (преподавательской, культурно-просветительской, воспитательной, исторического просвещения), что особенно важно для кадрового обеспечения сельской и малокомплектной школы. Достижение запланированных результатов возможно только на основе интеграции компонентов образовательной программы, образовательной среды и широкого социального взаимодействия, важнейшую системообразующую роль в таком взаимодействии выполняет аксиологическое ядро образовательной программы. Принципиально важное значение имеет глубокая научная подготовка будущего учителя, формирование его исследовательской культуры. Особенно значимой является задача фундаментальной подготовки будущих учителей в области социально-гуманитарного познания, обеспечивающей высокий уровень социальной компетентности, устойчивость мировозренческих и ценностных установок.
Показаны результаты первого года обучения студентов Московского педагогического государственного университета, обучающихся на уровне базового высшего образования по экспериментальной программе «Начальное образование и История» в рамках реализации пилотного проекта трансформации высшей школы. Определены ключевые особенности образовательной программы, отраженные в соответствующих учебных дисциплинах: учет исторического просвещения и основ духовнонравственного воспитания - научные основы исторического знания, освоение традиционных российских ценностей, цифровая образовательная среда, две квалификации выпускника и др. Определена группа базовых компетенций для укрупненной группы специальностей «Образование и педагогические науки», рассмотрены основные профессиональные компетенции выпускника. Проведен анализ успеваемости студентовпервокурсников в конце второго семестра обучения. Определены причины академических затруднений и намечены перспективные задачи реализации программы базового высшего образования «Начальное образование и История».
В статье характеризуется модель подготовки педагогов дошкольного образования в условиях реализации пилотной программы МПГУ, выстроенная на основе применения компетентностного и практико-ориентированного подходов в условиях изменений в отечественной системе высшего образования. Обосновывается необходимость обновления модели подготовки педагогов дошкольного образования, ее преимущество и стратегический замысел, раскрываются главные особенности структуры и содержания пилотной программы, ее цель и миссия. Одним из условий обновления содержания профессиональной подготовки является ранняя профессионализация, в связи с чем в статье большое внимание уделяется условиям усиления практической и методической подготовки. На основе результатов исследования анализируются проблемы и дефициты обучающихся первого курса, степень их удовлетворенности уровнем и содержанием профессиональной подготовки на начальном этапе внедрения пилотного проекта базового высшего образования. Исходя из этого делается заключение о необходимых мерах совершенствования практической подготовки организационных и нормативных условий реализации пилотной программы, указываются дальнейшие перспективы ее реализации.
В статье рассмотрены аспекты разработки самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов в МПГУ. Освещены ключевые принципы разработки стандартов, которые, в свою очередь, основаны на действующем ФГОС ВО и макете ФГОС ВО четвертого поколения. Подробно описана четырехуровневая компетентностная модель стандартов. Основной акцент сделан на многопрофильной подготовке, позволяющей будущему учителю получить несколько квалификаций.
Сегодня понятие «ядро» стало широко употребляемым, что лишний раз подчеркивает тенденцию к единству в различных образовательных областях и сферах деятельности, поэтому важно подчеркнуть особенности понимания «ядра» в педагогической отрасли, обусловленные ее спецификой. Выпускники педагогических программ – не просто учителя, а учителя определенных предметов. В связи с этим инвариантное «ядро» включает не только общие базовые элементы программы (социально-гуманитарный, психолого-педагогический и др.), но и часть, связанную с конкретным предметом и методикой его преподавания. В структурном плане «Ядро высшего педагогического образования» построено по блочно-модульному принципу и представляет собой сочетание семи взаимосвязанных модулей образовательной программы. Основу общепрофессионального блока (28% трудоемкости программы) составляют социальногуманитарный, коммуникативно-цифровой, здоровьесберегающий модули. Впервые включенный в программу бакалавриата модуль учебно-исследовательской и проектной деятельности призван подготовить будущих учителей к собственной научной деятельности, проектированию содержания образования, руководству проектной работой школьников. Профессиональный блок (72% трудоемкости образовательной программы) включает в себя ставший обязательным для всех модуль воспитательной деятельности, а также психолого-педагогический и предметно-методический модули.
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011