Архив статей журнала
В статье рассматривается профессионально-методическая подготовка студентов - будущих учителей иностранного языка в условиях необходимости укрепления культурного, научного и национального суверенитета нашей страны, раскрывается опыт проектирования и реализации ценностного содержания педагогического иноязычного образования. Обосновываются ценностные ориентиры, выступающие в качестве доминантного компонента содержания профессиональной подготовки будущих учителей. Предлагаются инструменты, обеспечивающие формирование ценностных ориентаций у студентов педагогических вузов, раскрывается роль отдельных учебных дисциплин в формировании аксиологической культуры будущего учителя иностранного языка.
В статье рассматривается педагогическая стратегия подготовки конкурентоспособного специалиста в современной системе высшего профессионального образования Китайской Народной Республики. Рассмотрение вопросов осуществлялось с помощью анализа литературных источников и документов; метода системного анализа; метода сравнения и сопоставления. Стратегия модернизации высшего образования в Китае разрабатывается и осуществляется в тесном взаимодействии с ведущими международными организациями с учетом китайской специфики. Система высшего образования Китайской Народной Республики предусматривает отбор наиболее способных абитуриентов. Описаны уровни и условия организации системы высшего образования в КНР: специалист, бакалавр, магистр. Все дисциплины ученого плана во время обучения делятся на обязательные и выборочные. К обязательным относят общественные, базовые, а также профессиональные. Все студенты, обучающиеся на этапе магистратуры, проходят подготовительную практику. Все студенты, которые прошли обучение в вузе, успешно защитили диссертацию и сдали все экзамены, получают звание магистра.
Статья посвящена проблеме освоения этнокультурного компонента в процессе изучения РКИ. Описывается опыт создания образовательного диалогового пространства, содержащего культурные образцы, этнолингвокультурные модели, формирующего метанавыки бесконфликтной совместной деятельности, эмпатии и толерантности по отношению к другой культуре. Потенциал метапознания русских и арабских пословиц создает основу стереоскопической картины мира, генерирующей поликультурный межнациональный диалог уважения и терпимости к религиозным и интеллектуальным ценностям, что носит актуальный характер в реализации федерального проекта «Экспорт образования». Целью статьи является описание образовательного диалогового пространства, которое включает несколько уровней: этнический, общенациональный и мировой. Определяя значения концептов «слово» и «сердце» в русском и арабском языках, мы обращаемся к мифопоэтической и религиозной традициям, лингвистическим исследовательским данным, философскому анализу и современным медицинским знаниям. Знакомство со словами-концептами для студентов-иностранцев - фактор развития метанавыков в процессе изучения страноведческого аспекта РКИ. Обладающие смысловой силой притяжения, концепты моделируют живую ситуацию «включенного» и «заинтересованного» общения как творчества. Развивая эмпатию, они инициируют познавательный интерес и наполняют тем самым коммуникативный и лингвострановедческий опыт иностранных обучающихся, активизируя системное мышление. В ходе проведенной работы мы пришли к следующему выводу: формируя метанавыки в условиях диалога, важно дать понять иностранным учащимся, что произведения художественной речи, языковое богатство значений, сохраненных в литературных традициях разных стран, - часть общечеловеческой культуры, а мы все, независимо от государственной и национальной принадлежности, - ее наследники. Слово как энергийный носитель смысла и мудрости способно объединять нас и открывать путь понимания друг друга, иной культуры и глубокого познания самого себя.
Вопросы реорганизации высшего образования, которые широко дискутируются в последнее время, требуют аналитического подхода к подготовке специалистов разных профилей обучения, в частности специалистов в сфере дефектологического и инклюзивного образования. Сокращение сроков обучения при системе бакалавриата негативно отражается на качестве освоения компетенций будущими дефектологами. В статье рассматривается значение медико-педагогического подхода к подготовке специалистов в сфере дефектологического образования. Совокупность медицинских и психолого-педагогических способов и приемов базируется на интегративном мышлении специалиста, направленном на изучение психофизического здоровья индивидуума и особенностей развивающейся личности в процессе получения образования, профессионального самоопределения и готовности к профессиональной деятельности. Переход к системе подготовки специалиста в сфере дефектологического образования поможет повысить эффективность освоения компетенций будущих дефектологов.
Статья посвящена актуальной проблеме оценки готовности студентов бакалавриата и магистратуры кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета (МПГУ), приступивших к профессиональной деятельности, к использованию digital-инструментария в эпоху цифровой коммуникации. Авторы провели исследование и показали уровень осведомленности начинающих логопедов о разнообразии digital-технологий для осуществления цифровой коммуникации и о наличии прикладного логопедического digital-инструментария; охарактеризовали факторы, определяющие выбор профессионально ориентированного ресурса для интернет-поддержки в блогосфере. На примере сайта кафедры логопедии МПГУ показаны способы подготовки будущих логопедов к использованию цифрового инструментария.
В статье раскрываются особенности методики «обучения служением» как средства формирования профессиональной направленности будущих социальных работников. Автор рассматривает содержание методики «обучение служением», изучает специфику реализации социального партнерства как перспективной формы взаимодействия вуза и организаций-партнеров, раскрывает методологию применения технологии социального проектирования в процессе обучения студентов вуза по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» (уровень бакалавриата). Научная новизна исследования состоит в том, что дальнейшее развитие получили содержание, формы, методы совместной деятельности вуза и организаций-партнеров, направленные на формирования профессиональной направленности будущих социальных работников.
Статья посвящена значимому на сегодняшний день вопросу формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе подготовки современных педагогических кадров. Масштабные изменения во всех сферах жизни мирового общества сделали реальной проблему ориентации будущих учителей на гуманистические ценности как приоритетные ценности. Данная проблема предполагает постановку новых ориентиров образовательного процесса в педагогических вузах через акценту-ализацию его аксиологического направления. В статье представлен обзор особенностей процесса формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов-будущих учителей в России и Китае, выявленных на основе компаративного анализа систем подготовки педагогических кадров двух стран. Результаты исследования представляют как теоретический интерес, связанный с развитием аксиологической составляющей высшего педагогического образования, так и практическую значимость, так как могут быть использованы в системе подготовки педагогических кадров обеих стран на разных ступенях обучения.
В подготовке будущего учителя актуальными являются не только знания о содержании предметного обучения, но и владение способами и средствами анализа методического сопровождения учебника в организации его изучения с детьми. Умение «читать» учебник предполагает со стороны учителя извлечение информации о предмете («что предстоит изучить?»), способов методического оснащения («как организовать изучение?»), возможностей вовлечения детей в процесс учения («как построить взаимодействие?»). Тем самым будущие педагоги учатся строить диалог с учебником, отвечая на основные вопросы методики: «чему?», «зачем?», «как?» и «почему?». Особую значимость приобретает в этом случае изучение методического сопровождения учебников по литературному чтению, поскольку на уроке предстоит организовывать не только чтение произведения, но и вовлечение детей в диалог. Анализ методического сопровождения в учебнике становится образовательным средством, когда будущие педагоги не просто «считывают» учебно-методический материал, а сами пробуют выполнить задания за детей, обосновывая при этом их назначение и форму представления, в процессе чего открывают методические приемы организации диалога. В этом отношении анализ учебного пособия М. П. Воюшиной «Литературное чтение» учебно-методического комплекта «Школа диалога» позволил вовлечь будущих учителей в открытие и изучение специфики методической организации диалогового обучения.