Святилище Ахилла на Бейкуше возникло в начале VI в. до н. э., что заметно раньше, чем его же святилище на острове Левке. При этом характер отправления культа в обоих святилищах резко отличался. Если на Левке всё практически полностью соответствовало греческим ритуалам, то на Бейкуше преобладали «варварские» компоненты культовых действ. Это, а также краткие граффити A, АХ и AXI (особенно - с изображением змей) позволяют допустить большую вероятность того, что на Бейкуше совершалось, в основном, не поклонение греческому Ахиллу, но Áhi-Змею - Первопредку и, возможно, Верховному богу местного «варварского» населения. Всем этим и было обусловлено, на наш взгляд, полное отсутствие в античной литературе сведений о здешнем крупном святилище Ахилла.
Идентификаторы и классификаторы
Наличие значительного количества «варварских» элементов культовых действий, а также краткие граффити A, АХ и AXI (особенно с изображением змей) позволяют допустить большую вероятность того, что на Бейкуше совершалось, в основном, не поклонение греческому Ахиллу, но Áhi-Змею – Первопредку и, возможно, Верховному богу местного «варварского» населения, в том числе реликтовых ариев. Они остались здесь после ухода основной массы ариев на восток и юг из Северного Причерноморья на рубеже III – II тысячелетий в ходе распада индоевропейской общности [Трубачев, 1999, c. 65, 99 –102], где сформировался данный культ.
Список литературы
1. Абрамзон М.Г., Тункина И.В. Гости острова Левки (античные монеты по неизданным рисункам Н.Н. Мурзакевича) // Вестник древней истории. 2018. № 1. С. 52-87. EDN: YTLHKJ
2. Бруяко И.В. Несколько сюжетов на тему колонизации Северо-Западного Причерноморья // Античный мир и археология. Саратов, 2015. Вып. 17. С. 209-237. EDN: ZXFDDZ
3. Буйских С.Б. Исследования Бейкушского поселения // Археологические открытия 1985 года. М., 1987. С. 312-313.
4. Буйских С.Б. Исследование святилища Ахилла на Бейкушском мысу // Херсонесский сборник. Севастополь, 2001. Вып. XI. С. 34-41.
5. Буйских С.Б. К истории открытия Бейкушского святилища // Северное Причерноморье в античное время. Киев, 2002. С. 21-32.
6. Буйских С.Б. К проблеме греко-варварских контактов в Нижнем Побужье архаического времени // Старожитностi степового Причорноморʼя i Криму. Запорiжжя, 2007. Т. XIV. С. 110-125.
7. Буйських С. Культовi комплекси, обряди та iнвентар бейкушського святилища Ахiлла // Науковi студiï. Львiв, 2012. Вип. 5. С. 97-105.
8. Буйських С.Б. Ольвiя та Березань в контекстi заснування iонiйского колонiального полiса в Нижньому Побужжi // Музейний вiсник. Запорiжжя, 2012а. № 12. С. 53-63.
9. Виноградов Ю.А., Шауб И.Ю. Об одном забытом ольвийском рельефе // Вестник древней истории. 2021. № 2. С. 331-339. EDN: TTDWEL
10. Гаврилюк Н.А. Керамика “фракийской группы” памятников Северного Причерноморья // Карпатика. Ужгород, 2010. Вип. 39. С. 17-21.
11. Иванчик А. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н.э. в античной литературной традиции. М.; Берлин, 2005. 311 с.
12. Илюшечкина Е.В. Дионисий Александрийский (Периэгет). Описание ойкумены / перевод с древнегреческого и комментарии // Вестник древней истории. 2006. № 1. С. 234-245. EDN: HTIMQR
13. Карышковский П.О. Ольвийские монеты, найденные на острове Левке // Материалы по археологии Северного Причерноморья. Киев: Наукова думка, 1983. С. 158-173.
14. Крыжицкий С.Д. Храм Аполлона Врача на Западном теменосе Ольвии (Опыт реконструкции) // Вестник древней истории. 1998. № 1. С. 170-190.
15. Лазаренко В.Г. Ахилл - бог Северного Причерноморья. Ижевск: Шелест, 2018. 414 с. EDN: YWGXCX
16. Лазаренко В.Г. Культ змей в Северном Причерноморье IV-I тысячелетий до н. э. // Вiсник Нацiонального iсторико-археологичного заповiдника “Камʼяна Могила”. 2016. Вип. I. С. 37-48. EDN: ZDICDN
17. Лазаренко В.Г. Образ Змея и архаический культ Ахилла в Северном Причерноморье // Новый Гермес. Вестник античной истории, археологии и классической филологии. 2014-2015. Вып. VII. С. 30-54. EDN: WFZWXR
18. Лазаренко В.Г. О необходимости корректного использования данных древней литературы при интерпретации археологических находок (на примере образа Змея) // Новый Гермес. Вестник классической археологии, антиковедения и медиевистики. 2023. Вып. XV, 3-4. С. 6-24.
19. Лазаренко В.Г. Феномен Ахиллова Дрома // Боспорские исследования. 2018а. Вып. XXXVII. С. 28-55. EDN: VNFNRC
20. Лапин В.В. Греческая колонизация Северного Причерноморья. Киев: Наукова думка, 1966. 239 с.
21. Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. I. Греческие писатели. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1890. viii +946 с.
22. Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. 1948. № 1. С. 223-315.
23. Марченко К.К. Лепная керамика // Культура населения Ольвии и её округи в архаическое время. Киев: Наукова думка, 1987. С. 104-116.
24. Отрешко В.М. Граффити, найденные на поселении Большая Черноморка II в 1973 г. // Некоторые вопросы археологии Украины. Киев, 1977. С. 40-44.
25. Охотников С.Б., Островерхов А.С. Святилище Ахилла на острове Левке (Змеином). Киев, 1993. 140 с. EDN: TUPMIP
26. Порциг В. Членение индоевропейской языковой области / Пер. с нем. Изд-е 2-е, исправл. М.: Едиториал УРСС, 2003. 332 с.
27. Приходько Е.В. Изречение, связавшее своей судьбой Патары, Дельфы и Левку // Культовые практики древнего Причерноморья: сборник статей по итогам Третьего Всероссийского междисциплинарного научного семинара 24-25 апреля 2021 года, г. Ярославль. Ярославль, 2022. С. 31-55. EDN: XLYJMR
28. Приходько Е.В. Оракул Ахилла на острове Левка: постановка вопроса о научном мифе // Сакральный мир островных сообществ бронзового и железного веков: сборник статей по итогам Четвертого Всероссийского междисциплинарного научного семинара “Античные культы полисов и империй”, 24-25 июня 2022 года, г. Ярославль. Ярославль, 2023. С. 114-140. EDN: EBEVSQ
29. Пятышева Н.В. К вопросу об интерпретации группы скульптур из Том // Тезисы докладов конференции “Вестника древней истории”. М., 1972. С. 54-56.
30. Русяєва А.С. Культовi предмети Бейкушського поселення поблизу о. Березанi // Археологiя. 1971. № 2. С. 22-29.
31. Русяєва А.С. Розкопки Бейкушського поселення // Археологiчнi дослiдження на Українi в 1969 р. Київ, 1972. С. 174-177.
32. Русяева А.С. Религия и культы античной Ольвии. Киев: Наукова думка, 1992. 253 с.
33. Русяева А.С. Религия понтийских эллинов в античную эпоху. Киев: Стилос, 2005. 559 с.
34. Сапрыкин С.Ю. Памятники малой эпиграфики Северо-западного Крыма античной эпохи // История и археология Северо-Западного Крыма. Симферополь, 2014. С. 7-31.
35. Трубачев О.Н. Indoarica в Северном Причерноморье. М.: Наука, 1999. 320 с.
36. Шауб И.Ю. Ахилл - бог Северного Причерноморья // Новый часовой. 2002. № 13-14. С. 356-367.
37. Шауб И.Ю. Долгожданный ответ на давний вопрос. Рецензия на книгу В.Г. Лазаренко “Ахилл - бог Северного Причерноморья” (Ижевск: Шелест, 2018. 416 с.) // Археологические вести. 2020. Вып. 27. С. 317-332. EDN: BBMHJS
38. Шауб И.Ю. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье VII-IV вв. до н. э. СПб., 2007. 484 с. EDN: RBOMOV
39. Шрадер О. Сравнительное языковедение и первобытная история / Пер. с нем. Изд-е 2-е. М. Едиториал УРСС, 2003. 496 с. EDN: QORSZT
40. Яйленко В.П. Новые древнегреческие сакральные граффити и дипинти острова Березань // Сакральный мир островных сообществ бронзового и железного веков: сборник статей по итогам Четвертого Всероссийского междисциплинарного научного семинара “Античные культы полисов и империй”, 24-25 июня 2022 года, г. Ярославль. Ярославль, 2023. С. 87-113. EDN: UPKCVC
41. Яйленко В.П. Очерки этнической, политической и культурной истории Скифии VIII-V вв. до н.э. М.: Onebook.ru, 2013. 348 с.
42. Яйленко В.П. Скифский Ахилл в Северном Причерноморье VIII-V вв. до н. э. и его индоарийские истоки // Древности Боспора. 2013а. Т. 17. С. 377-406. EDN: TFXTRB
43. Hupe J. Syntese: Akkulturation prozesse im Spiegel des Achilleus-Kult // Der Achilleus-Kult im nördlichen Schwarzmeerraum vom Beginn der griechischen Kolonisation bis in die römische Kaiserzeit. 2006. S. 235-241. EDN: SYVHIB
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблеме появления гуннов в Северном Причерноморье во второй половине IV в. н. э. Существует мнение, что некоторые из кочевников гуннского круга племен, например, алпидзуры, проникли в регион из глубинных районов Азии, немного ранее появления здесь основной волны гуннов. Авторы с целью решения данной проблемы, предлагают привлечь в качестве важнейших источников для исследования, две тамги на зеркале-подвеске из женского погребения Кизиярская Балка (Мелитополь), относящегося к одному из ранних погребений гуннов в Северном Причерноморье. На основании тщательного анализа данных тамг, авторы приходят к выводу, что пришедшие в Северное Причерноморье алпидзуры и местные кочевники имели общих легендарных предков. Более того, как у алпидзуров, так и у их родственников, в том числе и из числа боспорской элиты, в достаточной степени был развит особый пласт религиозных представлений, связанный с почитанием своих прославленных родоначальников. Видимо именно на базе таких представлений, подошедшие в Северное Причерноморье кочевники, имеющие общих прославленных героических предков с местными варварами, смогли создать с последними совершенно новое, возникшее уже в Северном Приазовье объединение, получившее название алпидзуры («герой-народ-дзур»). Возможно именно такое тесное взаимодействие с представителями боспорской и варварской элиты Северного Причерноморья, способствовало, не только быстрой адаптации к местным условиям, но и к переходу части указанных варваров на оседлый образ жизни.
Рассматриваются некоторые мотивы инкрустационного декора на предметах вооружения и конского снаряжения из Северного Причерноморья эпохи Великого переселения народов. Они принадлежат средиземноморской традиции и, вероятно, имеют ранневизантийское происхождение. В целом инкрустационный орнамент и характер обработки некоторых камней-инкрустаций (с рельефным декором) являются типичными для изделий средиземноморских мастерских. Эти декоративные элементы характерны для украшений, исполненных в технике перегородчатой инкрустации, бытовавших как в гуннское, так и в постгуннское время. «Иконография» орнамента этих вещей очень разнообразна, что свидетельствует об их изготовлении на заказ. Необходимо подчеркнуть два обстоятельства. Во-первых, восточные параллели рассмотренных мотивов инкрустационного стиля свидетельствуют если не об их прямом происхождении, то, по крайней мере, о значительном вкладе художественных традиций Ближнего и Среднего Востока в ювелирное искусство римского / византийского Средиземноморья. И во-вторых, отдельные вещи, вроде гарды меча с Тамани, говорят о возможном происхождении некоторых предметов вооружения из мастерских Западного Средиземноморья, что может быть связано с отдельными эпизодами военной истории Боспора Киммерийского в VI в.
В статье рассматриваются амфорные комплексы IV в. н. э. из раскопок городища «Белинское» 1996-2022 годов. Анализ сочетаемости трёх типов амфор (F и Е по Д. Б. Шелову и C Snp I) в комплексах городища «Белинское» показал, что для первой четверти IV века характерно явное доминирование амфор типа C Snp I (в их ранних вариантах) в сочетании с амфорами типа F по Д. Б. Шелову. Для последней четверти этого века характерно сочетание амфор F и Е по Д. Б. Шелову (без явного доминирования одного из типов) с включением незначительного количества амфор типа C Snp I («Делакеу») в поздних вариантах. При этом морфологические признаки амфор типа F, присутствовавших в комплексах первой четверти IV века, отличаются от морфологических признаков амфор этого же типа в комплексах последней четверти IV века, что указывает на определённую эволюцию этого типа амфор на протяжении данного отрезка времени.
В статье приводится подробный анализ терракотовых предметов, найденных в погребениях некрополя Танаиса. Представлены аналогии данным находкам, происходящие из античных городов и поселений Боспорского царства. Все терракотовые статуэтки датируются I - III вв. н. э., происходят из детских погребений, большинство из которых было ограблено в древности. Вероятно, по религиозным представлениям жителей древнего Танаиса, терракоты служили проводниками в потусторонний мир, а также своеобразными жертвами хтоническим богам. Они имеют культовое значение и свидетельствуют об эллинизации высших слоев жителей Танаиса.
Статья посвящена подробному рассмотрению фрагментированной гидрии инв. № П.1909-91 из собрания Эрмитажа. Она была найдена в 1909 году при раскопках погребения в кургане в Пантикапее (совр. Керчь). В Эрмитаж она поступила в 1912 году в виде 49 фрагментов. На основе сохранившихся фрагментов и аналогичных фигур на других вазах того же периода или мастерской А. Г. Букиной сделана графическая реконструкция гидрии. Фармаковский, Шкорпил, Шефолд, Бордман, Валаванис, Танос писали о гидрии, предлагая свои идеи по поводу атрибуции (Элевсинский мастер, Мастер свадебного шествия) и интерпретации изображения. Российские авторы начала XX века отождествили ряд персонажей, Шефолд - всех. Но никто не выдвинул идею о том, что за сцена изображена. В статье, на основе изучения иконографии рождения Афины в аттической вазописи, формального анализа росписей вазописцев этого времени, а также изучения всех вариантов реконструкции восточного фронтона Парфенона, выдвигается идея, что на гидрии П.1909-91 и на пелике Ю. О.-10 изображено рождение Афины по мотивам восточного фронтона Парфенона.
Статья посвящена подробному рассмотрению инвентаря трех погребений из грунтового некрополя Волна 1, раскопанного в юго-западной части Таманского полуострова (Темрюкский район Краснодарского края) в 2015 - 2018 годах. Речь идет о погребениях из раскопок 2016 года (детском, мужском, женском), в которых найдены аттические керамические вазы: расписные (чернофигурные, в технике Сикса), чернолаковые, с кораллово-красной облицовкой. В комплексе 211 вместе с останками ребенка найден аттический чернофигурный лекиф Мастера Афины с изображением гибели Кайнея, позднеархаическая бихромная фиала ахеменидского типа, чернолаковая чаша, железный предмет. В погребении 172 найден мужской костяк в «позе всадника», железный стержень, фиала-мезомфал с декором в технике Сикса (изображены три бегущих Минотавра и надписи), железные наконечники стрел, бронзовое украшение или застежка, протофасосская амфора, чернофигурный килик Безлистной группы («чаша с глазами», изображены Дионис и члены фиаса) и железный меч. В погребении 273 скелет определен, как женский, там найдены: бронзовое зеркало, пряслице, бусина, чернолаковый килик, красноглиняная миска, чернофигурный лекиф с пальметтами и две мисочки (одна чернолаковая, другая с кораллово-красной облицовкой). В статье предлагается интерпретация находок (как формы сосудов, так и содержания росписей), созданных гончарами и вазописцами афинского Керамика и найденных в погребениях на азиатской стороне Боспора.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Симферополь
- Почтовый адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- Юр. адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- ФИО
- Курьянов Владимир Олегович (Исполняющий обязанности ректора)
- E-mail адрес
- v.kuryanov@cfuv.ru
- Контактный телефон
- +7 (978) 9876086
- Сайт
- https://cfuv.ru