Статья посвящена истории и этимологии аула Сарачан-Юрт, основанного на правом берегу р. Сунжа задолго до строительства крепости Грозная. На основании исторических материалов установлена локация населенного пункта и тайповая принадлежность его основателей. Автор опровергает утверждение о наречении Сарачан-Юрта в честь коменданта крепости Грозная с 1825 по 1827 г. полковника Т. В Сорочана. Представлены авторские версии этимологии названия Сарачан-Юрт.
Идентификаторы и классификаторы
В последние годы среди ученых развернулась полемика по поводу числа и места дислокации чеченских сел и хуторов на месте закладки крепости Грозная в начале XIX в.
Список литературы
1. Казаков А.И. Страницы истории города Грозного: краеведческие этюды. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1989. 88 с.
2. Шамаев М. Я заложил крепость в сердце Чечни / Газ. “Ичкерия” от 18 июня 1994 г.
3. Народная память. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Folk_memory (дата обращения: 28.09.2023 г.).
4. Город Грозный / Составитель: А.И. Казаков. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1984. 190 с.
5. Ахмадов Я.З. Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках. М.: Благотворительный фонд поддержки чеченской литературы, 2009. 423 с. EDN: QPNFMD
6. Берже А.П. Чечня и чеченцы. Грозный: Книга, 1991. 112 с.
7. Сулейманов А.С. Топонимия Чечни. Грозный: ГУП “Книжное издательство”, 2012. 726 с.
8. Головлёв А.А. К двухсотлетнему юбилею Грозного: урбанонимия и микротопонимия. Ст. 2. О местонахождении аулов и хуторов, находившихся на территории современного города. Региональное развитие. № 5(23). 2017. С. 5. EDN: ZWZVZL
9. Волконский Н.А. Война на Восточном Кавказе с 1824 по 1834 г. в связи с мюридизмом. Кавказский сборник. Т. X. Тифлис. Типография Окружного Штаба. 1886. С. 33.
10. Климан фон Ф.Л. Война на Восточном Кавказе с 1824 по 1834 г. в связи с мюридизмом. Кавказский сборник. Т. 16. 1895. С. 455. 487 с.
11. Агиева Л.Т. К вопросу о Сунженской линии. Республиканская научная конференция, посвященная 25-летию Второго съезда ингушского народа: роль и значение Второго съезда ингушского народа в возрождении государственности Ингушетии“. Сборник докладов. Назрань: ООО “КЕП”, 2015. 208 с.
12. Слепцовская. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.ткв-спб.рф/index. php/istoriya/terskie-stanitsy/20-istoriya-menyu/terskie-stanitsy/sunzhenskij-otdel-sunzhenskovladikavakzskij-polk/92-sleptsovskaya (дата обращения: 29.09.2023 г.).
13. Вагапов А.Д. Этимологический словарь чеченского языка. Грозный; Махачкала: Алеф, 2019. 302 с.
14. Дахкильгов Ш. Происхождение ингушских фамилий. Грозный: Книга, 1991. С. 22. 64 с.
15. Административно-территориальное устройство Ставрополья с конца XVIII века по 1920 год: справочник / Комитет Ставропольского края по делам архивов, Гос. архив Ставропольского края; [сост. Г.А. Никитенко (отв. сост.), Е.Б. Громова, М.И. Кривнева]. Ставрополь: Комитет Ставропольского края по делам архивов, 2008. 398 с. Терский календарь на 1910 г. Владикавказ, 1909.
16. Главы Грозного. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Главы_Грозного (дата обращения: 29.09.2023 г.).
17. Натаев С.А. Чеченские тайпы. Проблемы изучения природы, структуры и исторической динамики социальных институтов чеченцев. Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2013. 414 с.
18. Памятники права чеченского народа. Т. 13. Ростов н/Д, 2014. 864 с.
19. Эгашбатой. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 29.09.2023 г.).
20. Исмаилов А.Т. “Слово”. Размышления о родном языке. Элиста: ЗАОр “НПП “Джангар”, 2009. 800 с.
21. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия. 1998. 685 с.
22. Камеральные списки Аргунского округа. Составлены 27 мая 1867 г. Нальчик: ГП КБР “Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г”., 2009. 672 с.
23. Посемейные списки жителей Ичкерийского округа. Составлены 15 марта 1867 года. Нальчик: ГП КБР “Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г”., 2010. 790 с.
24. Посемейные списки жителей чеченских селений (1905-1906). В 2-х томах. Т. I. Нальчик: ООО “Печатный двор”, 2017. 559 с.
25. Посемейные списки жителей Грозненского округа. Составлены в 1886 году. Нальчик: ООО “Печатный двор”, 2012. 816 с.
26. Твердый А.В. Кавказ в именах, названиях, легендах: опыт топонимического словаря. Краснодар: Платонов, 2008. С. 225.
27. Жуковский П.М. Культурные растения и их сородичи. 3-е изд. Л.: Колос, 1971. 752 с.
28. Скворцов А.К. Ива // Большая российская энциклопедия. Т. 10. М., 2008. 766 с.
29. Сулейманов А.С. Топонимия Чечни. На чеч. и рус. яз. Нальчик: Эль-Фа, 1997. 683 с.
30. Чеченско-русский словарь / Хамидова З.Х., доктор филологических наук, профессор. М., 2014. 1104 с.
31. Сарач или седельщик. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://bih-ru.com/sarac/ (дата обращения: 05.10.2023 г.).
32. Сарач. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сарач (дата обращения: 04.10.2023 г.).
33. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусскаго языка. СПб.: Типография М.О. Вольфа, 1909. Т. 4. С - V. 856 с.
34. Мусаев Х.Х. Русско-чеченский словарь. Грозный: АО “Издательско-полиграфический комплекс “Грозненский рабочий”, 2015. 800 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируется произведение представителя адыгской диаспоры Инала Чатао «Всадники». Исследование выявляет художественные особенности романа в его сравнении с аналогичными произведениями адыгских писателей России. В работе отображается бережное отношение автора к феномену Адыгэ Хабзэ как к одному из главных составляющих этноса. Ставится вопрос о необходимости сравнительно типологического исследования литературы диаспоры в целом.
В статье показано, что Р. Гамзатов на протяжении долгого и плодотворного творчества создал ряд поэтических посланий, предназначенных для широкого круга людей - родственников, друзей, коллег, знакомых. Адресатами посланий стали как люди, многие годы находившиеся рядом с поэтом, так и те, кто волею судьбы встречался на его жизненном пути на короткое время, но оставил в его душе теплый и приятный след. Среди представленного разнообразия посланий (лирических, дружеских, сатирических) большую группу составляют дружеские эпистолы, адресованные в основном коллегам по перу, друзьям-собратьям, деятелям искусства, с которыми Р. Гамзатов был хорошо знаком и тесно сотрудничал. Сложившиеся дружеские отношения определили поэтику и стилистику посланий, отличающихся эмоциональностью, лиричностью, душевностью, открытостью. В посланиях автор делится с друзьями своими размышлениями по разным вопросам, в них отражено отношение поэта к личности и деятельности адресатов.
В статье рассматриваются вопросы истории развития географических исследований и их отражение в изданиях Кавказского отдела Императорского Русского географического общества в XIX в. Показано, что издательская деятельность Кавказского отдела имела огромное значение в распространении результатов научных исследований не только в России, но и за ее пределами. Показано, как менялись содержание и значение результатов исследований в изданиях Кавказского отдела: от случайных, разрозненных сообщений до систематических, детальных и регулярных. Отмечается роль отдельных исследователей, в том числе сыгравших важную роль в становлении и развитии кавказоведения.
В статье рассмотрены предпосылки к организации первой русской кругосветной экспедиции в 1803-1806 гг., произведенные ей географические исследования Дальнего Востока и о. Сахалина и их значение в истории географических открытий. Показано, что ошибка, допущенная руководителем экспедиции И. Ф. Крузенштерном в определении Сахалина как полуострова, была обусловлена стечением обстоятельств - и в первую очередь инструкцией, полученной мореплавателем от российских властей, которые запрещали приближаться к берегам материка. Труды экспедиции, изданные на нескольких европейских языках, с одной стороны, повысили престиж России и поставили ее в ряд европейских стран-организаторов кругосветных путешествий, а с другой, способствовали распространению ложных сведений о Сахалине. В годы Крымской войны (1853-1856) последнее обстоятельство способствовало укреплению позиций России на Дальнем Востоке.
Статья посвящена представлениям народов Дагестана о воде в XIX - начале XX в. Богарное земледелие, напрямую зависимое от осадков, на большей части территории Дагестана и, соответственно, повышенный спрос на воду в период выполнения сельскохозяйственных работ вынуждали жителей горного края рационально расходовать имеющиеся водные ресурсы, бережно относиться к источникам воды. Почитание стихии воды народами Дагестана переросло в ее обожествление и олицетворение в мифологическом образе Матери воды. Целью данной работы является показать сквозь призму фольклора, обрядовых действий и религиозных верований отношение народов Дагестана к воде. Для достижения поставленной цели использованы труды по этнографии Дагестана и полевой материал авторов. В рамках исследования рассмотрены различные фольклорные жанры, комплекс ритуально-обрядовых действий и религиозных верований, связанных с водой. Исследование показало, что почитание воды и возведение её в ранг культа превратило отдаленные водные источники в места поклонения и проведения молебных мероприятий о ниспослании дождя. Вера в целебные и очистительные силы воды помогала при родах, «снятии» сглаза, выполнении магических ритуалов, а страх перед водной стихией породил различные запреты и веру в существование демонических духов, связанных с водой. Статья является обобщающим исследованием, основанным на авторских полевых материалах и литературе по данной проблеме.
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что творчество талантливой чеченской писательницы Селимы Курумовой не получило должного освещения в работах чеченских литературных критиков. В данной статье предпринята попытка восполнить этот пробел - рассказать о жизненном пути автора знаменитой повести «Дохк» («Туман»), вехах ее творческой биографии. Основной упор в статье сделан на анализ произведений С. Курумовой, показаны художественные средства и методы, с помощью которых она раскрывает духовные терзания своих героев, красоту их поступков, мотивы их поведения. Показаны также этнографические мотивы в произведениях С. Курумовой, которые создают правдивую картину жизни и быта чеченцев конца XIX в. Обосновывается вывод о том, что произведения Курумовой ярко демонстрируют как достоинства простых людей, так и пороки, присущие отдельным индивидам. Созданные ею яркие образы производят глубокое впечатление на читателя, заставляя его думать, сопоставлять, анализировать поступки героев.
В статье рассматривается образование в Чеченской автономной области в 1920-е гг. Проблема ликвидации отсталости «национальных окраин» предусматривала образование на родном языке. Известно, что в 20-х гг. ХХ в. количество религиозных школ в Чечне превышало число светских школ и преподавали там одни и те же учителя. Борьба с арабизацией образования заставила Наркомпрос Горской АССР вернуться к выработке новой графической основы, применимой к языкам северокавказских народов. В Чеченской автономной области подготовке местных кадров придавали большое значение, лучших выпускников новых советских школ направляли в различные вузы и на рабфаки. Показано, что при строительстве школьного образования в ЧАО остро стояли проблемы подготовки учительских кадров, нехватки учителей, помещений, оборудования, учебников, отсутствия одежды и обуви у учащихся. Обучать горцев грамоте на их родном языке было важно и потому, что предстоял перевод всего делопроизводства в национальных областях на местные языки. Развитие социалистического строительства и связанные с этим задачи по подготовке кадров требовали скорейшего проведения всеобщего обязательного начального обучения. Введение всеобуча было сопряжено со строительством новых школ, увеличением числа учителей и повышением их квалификации, значительными капиталовложениями.
В статье проводится всесторонний анализ образа воспитания чеченцев в русской классической литературе XIX в. через произведения Льва Толстого, Михаила Лермонтова и Александра Пушкина. Основное внимание уделено поэме Александра Пушкина «Тазит», в которой через образ главного героя исследуется сложный процесс культурного взаимодействия на Кавказе и формирование личности на границе двух культур - чеченской и адыгской. Рассматриваются ключевые аспекты воспитания, такие как честь, преданность семье и готовность к самопожертвованию, которые присущи чеченскому обществу и отражены в литературных произведениях. Использование сравнительно-исторического, психоаналитического и культурологического подходов позволяет автору глубже исследовать внутренние конфликты героев, вызванные их воспитанием и культурной идентичностью. Особое внимание уделяется тому, как эти внутренние противоречия отражают более широкие процессы культурного обмена и ассимиляции, характерные для Кавказа XIX в. Проанализированы образы чеченцев в произведениях Лермонтова и Толстого, где они представлены как люди чести, известные преданностью традициям и стойкостью. Эти качества, формирующие основную тему в изображении кавказских героев, тесно связаны с воспитанием, полученным в традиционной чеченской среде. Сделан вывод, что литература не только отражает этнографическую реальность, но и активно её интерпретирует, создавая образы, которые влияли на восприятие чеченцев в русской литературе и обществе того времени. Даны рекомендации по исследованию данных процессов, расширив анализ за счёт привлечения новых литературных и исторических источников.
В статье освещена организаторская работа Союза писателей СССР по формированию и популяризации патриотических ценностей в обществе, рассмотрены вопросы, отражающие особенности партийного руководства над содержанием и качеством литературно-художественных журналов и произведений писателей, обобщен опыт творческой деятельности писателей Кабардино-Балкарии в формировании патриотизма в произведениях военных лет. Показана роль в формировании патриотизма опубликованных в передовых журналах и газетах произведений писателей-фронтовиков Алима Кешокова, Али Шогенцукова, Аскерби Шортанова, Кайсына Кулиева, Керима Отарова, Азрета Будаева и др., раскрыто влияние республиканской прессы на консолидацию населения в защите Отечества, в частности газеты «Социалистическая Кабардино-Балкария», в которой сочинения мастеров слова выходили на русском, кабардинском и балкарском языках. Сделан вывод о том, что главным направлением деятельности мастеров слова в годы Великой Отечественной войны явилась актуализация в их творчестве темы Родины, любви к ней.
Статья посвящена изучению аталыческих и родственных связей между кабардинской знатью и различными ветвями династии Гиреев. Актуальные вопросы изучения подобных традиционных связей представлены на фоне случая, связанного с пребыванием в Кабарде в конце 1740-х - начале 1750-х гг. двух сыновей султана Арслан-Гирея (в 1748-1755 гг. - правящего крымского хана). К решению данного непростого вопроса оказались причастны Россия, Крымское ханство и Османская империя, причем соответствующие практики заняли в общей сложности не менее пяти лет. Описанный в статье такой случай рассмотрен на фоне как противоречий среди кабардинских элит, так и изменившегося после 1739 г. международного статуса Кабарды. Приведены новые данные о матримониальных связях одной из ветвей ханской династии Гиреев (султана Бахты-Гирея и его детей) с кабардинской знатью. Они, в свою очередь, вписаны автором в пространство традиционных социокультурных практик кабардинской знати с Крымским ханством, выгодных обеим сторонам и актуальных еще для середины XVIII в.
В данном исследовании предпринята попытка определить систему наследования и передачи власти политических элит казикумухских и тарковских шамхалов, а также казикумуских ханов. Рассмотрены известные системы престолонаследия монархических государств, проанализированы принципы передачи власти в государствах, оказывавших в различное время влияние на дагестанские государственные образования. Изучение различных источников позволило восстановить эпизоды передачи власти в шамхальстве и ханстве, что привело к выводам о действовавших здесь принципах наследования власти.
В статье рассматривается начало феодализации горской знати, роли Терского города в социально-экономической жизни края. Поставлена задача раскрыть хотя бы в общих чертах, опираясь на «Роспись» и ряд других источников, социальный статус самой престижной части окочан, их довольно активную деятельность в жизни Терского города в сношениях с Москвой; показано, как русская администрация осуществляла свою политику, привлекая членов феодальных семей. Опираясь на один из документов 1640 г., в статье представлены два феодальных клана чеченской диаспоры (окочан) - мурзы Кохостровы и первостепенные уздени Алеевы. Документы свидетельствуют, что жизнь ококов, втянутых в ритм городской разносторонней и разно-этнической жизни, мало чем отличалась от жизни других жителей города Терки и его слободок. Терские окочане принимали самое непосредственное участие во всех важных событиях, происходивших в городе Терки.
В статье анализируется имперский опыт репрезентации народов Кавказа в музейном пространстве. В фокусе рассмотрения оказались практики экспозиционно-выставочной деятельности Кавказского музея второй половины XIX в., как одного из крупнейших музейных учреждений на юге Российской империи. Источниковую базу исследования образовали отложившиеся в архивах делопроизводственные документы, а также опубликованные музейные путеводители. Показано, что директор музея Г. И. Радде искал модель репрезентации, которая действительно представляла местное население. В условиях, когда научное знание о народах региона только формировалось, музей не мог претендовать на представление четко систематизированной этнической картины. Этнографические экспозиции отражали не столько научные знания, сколько визуализировали образ, сформировавшийся в массовом сознании современников.
В статье анализируются материалы районной газеты «Колхозни правда» (Колхозная правда - русск.), фронтовые письма чеченцев - жителей с. Ачхой-Мартан ЧИАССР, демонстрирующие их человеческие и духовно-нравственные качества, патриотизм, любовь к Родине, ненависть к фашизму, стойкость и мужество в деле защиты Отечества.
В данной работе исследуются специальные интегро-дифференциальные уравнения с особенностью по фазовой переменной на предмет существования и единственности решения задачи Коши. Для доказательства существования и единственности решения задачи Коши для исходных специальных интегро-дифференциальных уравнений с особенностью по фазовой переменной используется замена, приводящая исходное уравнение к другому интегро-дифференциальному уравнению с неизвестной функцией, для которой и строится процесс Пикара, что позволяет доказать существование и единственность задачи Коши для полученного интегро-дифференциального уравнения. В свою очередь это позволяет доказать и существование и единственность исходной краевой задачи.
Издательство
- Издательство
- Академия наук Чеченской Республики
- Регион
- Россия, Грозный
- Почтовый адрес
- 364043, ЧР, г. Грозный, ул. Вахи Алиева, 19а
- Юр. адрес
- 364903, Чеченская Республика, город Грозный, б-р Им. М. А. Эсамбаева, д. 13
- ФИО
- Умаров Джамбулат Вахидович (ПРЕЗИДЕНТ)
- E-mail адрес
- groz_science@mail.ru
- Контактный телефон
- +7 (962) 6584241
- Сайт
- https://anchr.ru