Сегодня три балтийские страны - Эстония, Латвия и Литва - составляют самое твердое ядро в лагере европейских атлантистов. В силу своего географического положения они всегда особенно остро ощущали напряженность между Востоком и Западом. Однако с началом Специальной военной операции (СВО) России на территории Украины тема региональной безопасности в контексте потенциальной российской угрозы стала главной в их внешнеполитическом дискурсе. Статья посвящена исследованию эволюции подходов балтийских стран к обеспечению региональной безопасности и основных факторов, влияющих на формирование этих подходов, прежде всего соотношению атлантизма и европеизма. Особое внимание уделяется анализу существующей дихотомии балтийских стран в сфере европейской безопасности, катализатором которой стал курс Европейского союза на стратегическую автономию.
Идентификаторы и классификаторы
22 января 2003 г. министр обороны США Дональд Рамсфельд, обсуждая предстоящее вторжение в Ирак, провел черту, разделяющую “старую склеротическую Европу” и “новую демократическую Европу”, страны которой стояли на пороге вступления в НАТО и Европейский союз. “Старая Европа”, по Рамсфельду, – это прежде всего Германия и Франция, не поддержавшие вторжение США в Ирак, то есть не настоящие атлантисты, а “новая” – это бывшие соцстраны, больше приверженные атлантической перспективе и демократии [1, p. 54]. Несмотря на то что понятие “новая Европа” было привязано к конкретному поводу, оно утвердилось в политическом словаре для обозначения посткоммунистических стран Центральной и Восточной Европы и Юго-Восточной Европы, вступивших в НАТО и ЕС. Однако и в “новой Европе” как части Евросоюза есть свои разделительные линии, имеющие не только географические границы (балтийские страны1, Вишеградская четверка2, Юго-Восточный субрегион3), но и различия в подходах к обеспечению европейской и национальной безопасности. Если говорить о странах ЦВЕ в целом, то несомненным лидером на этом пространстве является Польша, которая всегда стремилась быть “Францией Восточной Европы”. Это можно отнести к польским амбициям и в Вишеградской группе, и в Прибалтике.
Список литературы
1. Merkel P.H. The Distracted Eagle: The Rift between America and Old Europe. London & New York, Routeledge, 2005. 221 p.
2. Landsbergis G. The end of naivete: How NATO must boost Baltic defenses. Politio Europe, 11.05.2022. Available at: https://www.politico.eu/article/nato-baltic-defence-ukraine-russia-war/ (accessed 05.04.2023).
3. Swistek G., Paul M. Geopolitics in the Baltic Sea Region. SWP Comment, no. 9, February 2023. Avaialble at: https://www.swp-berlin.org/ (accessed 10.04.2023). DOI: 10.18449/2023C09/
4. Nikers O., Tabuns O. Bureaucratic policy and defence cooperation in the Baltic States. Security and Defence Quarterly, 2022, no. 37 (1), pp. 41-54. Available at: https://www.researchgate.net/publication/358877060_Bureaucratic_policy_and_defense_cooperation_among_the_Baltic_states (accessed 05.04.2023).
5. Lucas E., Hodges B., Schmiedl C. Close to the Wind: Too Many Cooks, Not Enough Broth. Center of European Policy Analysis, 09.09.2021. Available at: https://cepa.org/comprehensive-reports/close-to-the-wind-too-many-cooks-not-enough-broth/ (accessed 05.04.2023).
6. Bicer A. Poland, Baltic states agree further cooperation on security amid war. Anadolu Agency, 31.01.2023. Available at: https://www.aa.com.tr/en/europe/poland-baltic-states-agree-further-cooperation-on-security-amid-war/2802761 (accessed 05.04.2023).
7. Šešelgytė M. Baltic Concerns and Moderate Engagement. L’Europe en Formation, 2019/2, no. 389, pp. 177-193. Available at: https://www.cairn.info/revue-l-europe-en-formation-2019-2-page-177.htm?ref=doi (accessed 05.04.2023).
8. Veebel V. Estonia on the Road to a European army. Bartels Hans-Peter, Kellner Anna Maria, Optenhogel Uwe, eds. Strategic Autonomy and European Defense: On the road to a European army?, Verlag J.H.W., Dietz, 2017. Available at: https://www.researchgate.net/publication/317037966_Estonia_on_the_Road_to_a_European_Army (accessed 05.04.2023).
9. Palavenis D. The Baltic States and the European Defence Fund: results for the first call available. The European Sting, 09.08.2022. Available at: https://europeansting.com/2022/08/09/the-baltic-states-and-the-european-defence-fund-results-for-the-first-call-available/ (accessed 21.04.2023).
10. Hartwell L., Rakštytė A., Ryng J., Selga Ē.K. Winter is Coming: The Baltics and The Russia-Ukraine War. Implications and Policy Recommendations. LSE, December 2022. Available at: https://www.lse.ac.uk/ideas/publications/reports/Baltics (accessed 25.04.2023).
11. Raik K. EU defence facing Russia: Eastern European security after the invasion of Ukraine. European Council on Foreign Relations, 02.03.2022. Available at: https://ecfr.eu/article/democratic-defence-eastern-european-security-after-the-invasion-of-ukraine/ (accessed 25.04.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Завершая в марте 2023 г. государственный визит в Российскую Федерацию, Председатель КНР Си Цзиньпин, прощаясь в Кремле с Президентом В. В. Путиным, произнес фразу, которую теперь периодически цитируют СМИ, политологи и специалисты по международным отношениям. Примерный смысл этой фразы такой: мир вступил в период беспрецедентных изменений, и нашим двум странам уготовано судьбой продвигать вперед эти перемены.
Редакция публикует краткий отчет о проведении научно-практического семинара совместной серии Российского совета по международным делам (РСМД), Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) им Е. М. Примакова РАН и журнала “Мировая экономика и международные отношения”, посвященного роли Африканского континента в глобальной политике, перспективах и проблемах его сотрудничества с Россией и другими странами. Семинар на тему «Роль Африканского континента в глобальной политике. “Год Африки” в России» состоялся 23 марта 2023 г. В основной части мероприятия выступили: научный руководитель РСМД А. В. Кортунов; директор Института Африки РАН, член Президиума РАН, член-корреспондент РАН И. О. Абрамова; директор Центра изучения Африки НИУ ВШЭ А. А. Маслов; научный сотрудник Института международных исследований (ИМИ), доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России И. Д. Лошкарев; директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, член РСМД В. Б. Кашин. В обсуждении приняли участие: программный менеджер РСМД Ю. Ю. Мельникова; младший научный сотрудник Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ МГИМО МИД России Л. Е. Чкония; младший научный сотрудник Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ МГИМО МИД России М. В. Никольская; младший научный сотрудник Группы региональных политических проблем стран Востока и Юга ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН С. Г. Карамаев; научный сотрудник Группы изучения региональных отношений ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН И. Э. Ибрагимов и эксперт Центра изучения Африки НИУ ВШЭ В. Ю. Свиридов.
Исследуется влияние геополитических процессов на развитие армянского “мирного атома”. В контексте обеспечения международной безопасности изучается соотношение геополитических и геоэкономических интересов глобальных и региональных акторов с развитием атомной отрасли Армении. Подчеркивается важность строительства нового атомного энергоблока в Армении с учетом основных тенденций развития атомной энергетики в Южно-Кавказском регионе. Представлены и разъяснены мотивы участия отдельных геополитических игроков в процессе развития атомной энергетики в Армении.
В статье рассматриваются основные итоги внешней политики Турции в отношении Западных Балкан с периода ее активизации, обозначенного как “эпоха Эрдогана”, до настоящего времени. Автономизация и напористость политики Анкары привели к трансформации восприятия Турции как странами трансатлантического блока, так и балканскими столицами. Основной подход продвижения турецких интересов в регионе - “мягкосиловой”. В его рамках доминирующим является фокус на экономическом взаимодействии и доверительных личных отношениях с главами государств. Инструментарий в экономике составляют: наращивание “частоты” и качества двусторонних контактов, методичная поддержка их регулярности, а также торговля и инвестирование. Системные усилия в экономической сфере дополнены актуальным для молодых балканских политий политическим кредо Турции - проактивной позицией в вопросах признания новых государств и установления дипломатических отношений. В комплексе это сделало работу по усилению турецкого присутствия в регионе более продуктивной. При этом успехи позиционирования Турции как ведущей региональной державы имеют объективные ограничители. Среди них - непривлекательность региональных рынков для турецкого бизнеса, ограниченность инструментария “мягкой силы”, недостаточность экономической мощи в сравнении с ЕС, высокая зависимость от политики мировых “гигантов”, присутствующих в регионе.
Предметом статьи служит анализ перспектив расширения ареала демократии в мусульманском мире, в котором происходят сложные, противоречивые процессы, связанные со становлением демократии. Особенности этих процессов нуждаются в корректном изучении. Мусульманский мир сложен и состоит из государств, в которых мусульмане составляют большинство, и государств, где они - меньшинство, нередко очень влиятельное. Ислам оказывает существенное влияние на общественную и политическую обстановку в мусульманском мире, при этом его роль не следует ни гипертрофировать, ни принижать, ни тем более игнорировать. Исламский фактор, исламская традиция остаются константой, что не является непреодолимым барьером на пути становления демократии.
Предметом статьи служит анализ перспектив расширения ареала демократии в мусульманском мире, в котором происходят сложные, противоречивые процессы, связанные со становлением демократии. Особенности этих процессов нуждаются в корректном изучении. Мусульманский мир сложен и состоит из государств, в которых мусульмане составляют большинство, и государств, где они - меньшинство, нередко очень влиятельное. Ислам оказывает существенное влияние на общественную и политическую обстановку в мусульманском мире, при этом его роль не следует ни гипертрофировать, ни принижать, ни тем более игнорировать. Исламский фактор, исламская традиция остаются константой, что не является непреодолимым барьером на пути становления демократии.
Статья посвящена подходам экспертного сообщества в КНР к изучению массовых протестов на территории страны после начала эпохи экономических реформ (с 1978 г.). На основе китайских публикаций рассматриваются основные типы массовых протестов, взгляды китайской науки на их причины, эволюцию и пути снижения угроз социально-политической стабильности. Рассмотрены примеры протестной активности в Китае и различные варианты реакции властей на нее. Авторы делают вывод о том, что протесты в их нынешнем виде не угрожают устойчивости политической системы КНР, но сигнализируют властям о потенциально чувствительных социально-экономических явлениях, нуждающихся в анализе и урегулировании.
Преобладающие коннотации интересов КНР в официальном научном и политическом дискурсе за период существования нового китайского государства трансформировались дважды: сначала от классовых (цзецзи лии, 1949-1978 гг.) к собственно национальным (национально-государственным - гоцзя лии, 1979-2008 гг.), а затем наметился переход к “коренным (сердцевинным) национальным” (гоцзя дэ хэсинь лии, или просто “коренным” - хэсинь лии), и этот акцент стал безусловно доминирующим после 2012 г. Данный процесс отражает содержательные изменения в стратегии государства. Параллельно расширялся и пространственно-географический диапазон его интересов - от преимущественного сосредоточения на внутренних потребностях к региональным и глобальным. В статье показана динамика изменений национальных интересов КНР, их коннотаций и иерархии как в академическом дискурсе, так и в практике дипломатии Китая.
Статья посвящена выявлению роли и места трансатлантических отношений в стратегических планах США. В контексте начавшегося кризиса глобализации анализируются американские проекты по использованию различных аспектов взаимодействия с ЕС для формирования новой системы международных отношений. Особое внимание уделяется взглядам ведущих групп американской правящей элиты. Делается вывод о том, что в целом истеблишмент не поддерживает геостратегию фрагментации администрации Дж. Байдена и имеет серьезные внутренние противоречия по многим аспектам трансатлантизма, что, вероятно, затруднит формирование устойчивого внешнеполитического курса Вашингтона на данном направлении.
Еврокомиссия и крупнейшие потребители природного газа в Евросоюзе поставили цели: во-первых, в кратчайшие сроки максимально сократить потребление природного газа; во-вторых, заместить российские поставки импортом из альтернативных источников. Страны ЕС руководствуются политическими соображениями, а не экономической логикой, и готовы нести значительные издержки. Компании - экспортеры природного газа намерены включиться в процесс трансформации рынка природного газа Европы только в той степени, которая не противоречит их интересам.
В современной Франции власть и общество в своем развитии следуют разными путями. Президентом Э. Макроном была выстроена жесткая вертикаль власти, которая еще более укрепилась в условиях пандемии COVID-19. Общество в свою очередь становилось более требовательным в области получения индивидуальных прав и расширения прав политических. В настоящее время во Франции нарастают настроения “критического гражданства”: французы перестали доверять представительным институтам власти и политикам, требуют расширения участия граждан в политическом процессе. Это системное противоречие неизбежно порождает социально-политический конфликт.
Исследуется траектория развития энергетической отрасли в контексте эволюции моделей организации производства. Показано, что она определяется не только внутренними противоречиями, доступной ресурсной базой, научно-техническим прогрессом и конкурентной борьбой, но и общей логикой общественно-экономического развития, а также текущими политическими нарративами. Сделан вывод, что, несмотря на относительно низкую экономическую эффективность, устойчивая энергетика будет развиваться вследствие изменения общественных представлений о предпочтительном будущем развитии человечества, о нормах взаимодействия человека и природы, а также самих энергетических рынков.
Анализируются изменения в динамике и направлениях устойчивого финансирования в новых экономических и геополитических условиях, возможные перспективы. Особое внимание уделено вопросу оценки и управления климатическими и иными экологическими рисками, а также политике финансовых регуляторов в данной области. Сделан вывод, что, несмотря на сокращение объемов в 2022 г., устойчивое финансирование сохраняет свою значимость как в национальной повестке, так и в работе глобальных и региональных организаций.
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru