Предметом статьи служит анализ перспектив расширения ареала демократии в мусульманском мире, в котором происходят сложные, противоречивые процессы, связанные со становлением демократии. Особенности этих процессов нуждаются в корректном изучении. Мусульманский мир сложен и состоит из государств, в которых мусульмане составляют большинство, и государств, где они - меньшинство, нередко очень влиятельное. Ислам оказывает существенное влияние на общественную и политическую обстановку в мусульманском мире, при этом его роль не следует ни гипертрофировать, ни принижать, ни тем более игнорировать. Исламский фактор, исламская традиция остаются константой, что не является непреодолимым барьером на пути становления демократии.
Идентификаторы и классификаторы
Предваряя анализ перспектив демократии в мусульманском мире, необходимо определиться с такими ключевыми понятиями, как “демократия” и “мусульманский мир”.
В политической науке нет общепризнанного единого определения демократии. В данном исследовании демократия будет рассматриваться в соответствии с классическим процедурным подходом в институционально-целевой парадигме как форма организации политических и государственных порядков, основанная на использовании нормативно-правовых институтов и правил (институтов демократии из уточненного списка американского политолога Роберта Даля) с целью обеспечения свободы выбора альтернатив развития, подотчетности и сменяемости публичной власти.
Список литературы
1. Милославская Т.П. Бруней-Даруссалам “Малайская исламская монархия”. Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2010, № 15, сс. 246-266. EDN: NULFQT
Miloslavskaya T.P. Brunei Darussalam “Malay Islamic Monarchy”. Yugo-Vostochnaya Azia: aktualnye problemy razvitiya, 2010, no. 15, pp. 246-266. (In Russ.).
2. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. Москва, АСТ, 2006. 588 с.
Fukuyama F. The end of history and the last man. Moscow, AST, 2006. 588 p. (In Russ.).
3. Нисневич Ю.А. Политическое администрирование vs политическая конкуренция в условиях неоавторитарного правления. Вестник РУДН, серия Политология, 2023 (в печати).
Nisnevich Yu.A. Political Administration vs Political Competition under Authoritarian Rule. Vestnik RUDN, seriya Politologiya, 2023 (In print). (In Russ.).
4. Diamond L. Facing Up to the Democratic Recession. Journal of Democracy, January 2015, vol. 26, iss. 1, pp. 141-155. DOI: 10.1353/jod.2015.0009
5. Зайферт Арне К. Политический ислам в Центральной Азии - противник или демократический партнер? Пер. с нем. Рабочий документ 25. Центр исследований ОБСЕ (CORE). Институт изучения проблем мира и политики безопасности при Гамбургском университете (IFSH). Гамбург, ноябрь 2012.
Seyfert Arne K. Political Islam in Central Asia - Adversary or Democratic Partner? Translation from German. OSCE Center for OSCE Research (CORE) Working Paper 25. Institute for Peace Research and Security Policy at the University of Hamburg (IFSH). Hamburg, November 2012. (In Russ.).
6. Carothers T. The End of the Transition Paradigm. Journal of Democracy, 2002, vol. 13, no. 1, pp. 5-21. EDN: GXFYYH
7. Сергеев В.М., Саруханян С.Н. Модернизация и политический ислам в Турции. Полития, 2012, № 4 (67), сс. 134-151. EDN: SYPAEN
Sergeev V.M., Saruhanyan S.N. Modernization and Political Islam in Turkey. Politiya, 2012, no. 4 (67), pp. 134-151. (In Russ.). EDN: SYPAEN
8. Маркова Е.Н. Принцип светского государства (Глава 7). Основы конституционного строя России: двадцать лет развития. Москва, Институт права и публичной политики, 2013, сс. 183-213.
Markova E.N. The Principle of the Secular State (Chapter 7). Fundamentals of the Constitutional System of Russia: Twenty Years of Development. Moscow, Institut prava i publichnoi politiki, 2013, pp. 183-213. (In Russ.).
9. Бартольд В.В. Теократическая идея и светская власть в мусульманском государстве. Сочинения. Т. 6. Работы по истории ислама и арабского халифата. Москва, Издательство восточная литература, 1966, cc. 303-319.
Bartold V.V. Theocratic Idea and Secular Power in the Muslim State. Works. T. 6. Works on the History of Islam and the Arab Caliphate. Moscow, Izdatelstvo vostochnaya literatura, 1966, pp. 303-319. (In Russ.).
10. Яхрамов И. Дамир хазрат Мухетдинов: Светское государство не противоречит шариату (интервью). KazanFirst, 21.11.2018.
Yakhramov I. Damir hazrat Mukhetdinov: A Secular State does not Contradict Sharia (interview). KazanFirst, 21.11.2018. (In Russ.) Available at: https://kazanfirst.ru/articles/478661 (accessed 12.12.2022).
11. Esposito J. The Muslim Diaspora and the Islamic World. Hunter Sh.T., ed. Islam, Europe’s Second Religion: The New Social, Cultural, and Political Landscape, Washington, Praeger, 2002, pp. 245-256.
12. Джалилийан М.Дж. Ислам и развитие. Москва, “Исток”, 2011. 112 с.
Dzhaliliian M.Dzh. Islam and Development. Moscow, “Istok”, 2011. 112 p. (In Russ.).
13. Кутб С. Аль-адаля аль-иджтима’ийя аль-исламийя. Бейрут, “Аш-Шурук”, 1974. 222 с.
Qutb S. Social Justice in Islam. Beirut, Publishing House Ash-Shuruk, 1974. 222 p. (In Arabic).
14. Пушкарева Г.В. Политические кризисы: содержание, виды и факторы эскалации. Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество), 2016, № 1, сс. 138-162. EDN: VQSZJZ
Pushkareva G.V. Political Сrises: Сontent, Types and Factors of Escalation. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 21. Upravlenie (gosudarstvo i obshhestvo), 2016, no. 1, pp. 138-162. (In Russ.) Available at: http://old.spa.msu.ru/uploads/files/stati/pushkareva.pdf (accessed 15.05.2023).
15. Жусипбек Г. Политический ислам в Центральной Азии после 25 лет независимости. Ларюэль М., Курманова А., ред. Центральная Азия - 25. Мысли о прошлом, проекция будущего: сборник эссе. Вашингтон, Университет Дж. Вашингтона, 2017. 128 с.
Zhusipbek G. Political Islam in Central Asia after 25 years of Independence. Laruelle M., Kurmanova A., eds. Central Asia - 25. Thoughts on the past, projection of the future: a collection of essays. Washington, George Washington University, 2017. 128 p. (In Russ.) Available at:. DOI: 10.2139/ssrn.2985059
16. Наумкин В.В., Зарипов И.А., Кузнецов В.А., Орлов В.В. Стратегии выстраивания отношений между государством и исламом в России и арабском мире. Minbar. Islamic Studies, 2021, № 14 (1), сс. 13-49. EDN: KXFQPR
Naumkin V.V., Zaripov I.A., Kuznetsov V.A., Orlov V.V. Strategies for Building Relations between the State and Islam in Russia and the Arab World. Minbar. Islamic Studies, 2021, no. 14 (1), pp. 13-49. (In Russ.). DOI: 10.31162/2618-9569-2021-14-1-13-49 EDN: KXFQPR
17. Roy O. L’ echec de l’ Islam politique. Paris, Edition du Seuil, 1992. 320 p.
18. Kepel G. Jihad. Expansion et declin de l’islamisme. Paris, Gallimard, 2000. 460 p.
19. Kepel G. La Revanche de Dieu. Chrétiens, juifs et musulmans à la reconquête du monde Broché. Paris, Editions du Seuil,1991. 288 p.
20. Brown N. J., Hamzawy A. Between Religion and Politics. Washington, D.C., Carnegie Foundation for International Peace, 2010. 213 p.
21. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. Москва, Международные отношения, 2003. 563 с. EDN: QTEXFH
Zhdanov N.V. Islamic Concept of World Order. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya, 2003. 563 p. (In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Завершая в марте 2023 г. государственный визит в Российскую Федерацию, Председатель КНР Си Цзиньпин, прощаясь в Кремле с Президентом В. В. Путиным, произнес фразу, которую теперь периодически цитируют СМИ, политологи и специалисты по международным отношениям. Примерный смысл этой фразы такой: мир вступил в период беспрецедентных изменений, и нашим двум странам уготовано судьбой продвигать вперед эти перемены.
Редакция публикует краткий отчет о проведении научно-практического семинара совместной серии Российского совета по международным делам (РСМД), Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) им Е. М. Примакова РАН и журнала “Мировая экономика и международные отношения”, посвященного роли Африканского континента в глобальной политике, перспективах и проблемах его сотрудничества с Россией и другими странами. Семинар на тему «Роль Африканского континента в глобальной политике. “Год Африки” в России» состоялся 23 марта 2023 г. В основной части мероприятия выступили: научный руководитель РСМД А. В. Кортунов; директор Института Африки РАН, член Президиума РАН, член-корреспондент РАН И. О. Абрамова; директор Центра изучения Африки НИУ ВШЭ А. А. Маслов; научный сотрудник Института международных исследований (ИМИ), доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России И. Д. Лошкарев; директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, член РСМД В. Б. Кашин. В обсуждении приняли участие: программный менеджер РСМД Ю. Ю. Мельникова; младший научный сотрудник Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ МГИМО МИД России Л. Е. Чкония; младший научный сотрудник Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ МГИМО МИД России М. В. Никольская; младший научный сотрудник Группы региональных политических проблем стран Востока и Юга ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН С. Г. Карамаев; научный сотрудник Группы изучения региональных отношений ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН И. Э. Ибрагимов и эксперт Центра изучения Африки НИУ ВШЭ В. Ю. Свиридов.
Исследуется влияние геополитических процессов на развитие армянского “мирного атома”. В контексте обеспечения международной безопасности изучается соотношение геополитических и геоэкономических интересов глобальных и региональных акторов с развитием атомной отрасли Армении. Подчеркивается важность строительства нового атомного энергоблока в Армении с учетом основных тенденций развития атомной энергетики в Южно-Кавказском регионе. Представлены и разъяснены мотивы участия отдельных геополитических игроков в процессе развития атомной энергетики в Армении.
В статье рассматриваются основные итоги внешней политики Турции в отношении Западных Балкан с периода ее активизации, обозначенного как “эпоха Эрдогана”, до настоящего времени. Автономизация и напористость политики Анкары привели к трансформации восприятия Турции как странами трансатлантического блока, так и балканскими столицами. Основной подход продвижения турецких интересов в регионе - “мягкосиловой”. В его рамках доминирующим является фокус на экономическом взаимодействии и доверительных личных отношениях с главами государств. Инструментарий в экономике составляют: наращивание “частоты” и качества двусторонних контактов, методичная поддержка их регулярности, а также торговля и инвестирование. Системные усилия в экономической сфере дополнены актуальным для молодых балканских политий политическим кредо Турции - проактивной позицией в вопросах признания новых государств и установления дипломатических отношений. В комплексе это сделало работу по усилению турецкого присутствия в регионе более продуктивной. При этом успехи позиционирования Турции как ведущей региональной державы имеют объективные ограничители. Среди них - непривлекательность региональных рынков для турецкого бизнеса, ограниченность инструментария “мягкой силы”, недостаточность экономической мощи в сравнении с ЕС, высокая зависимость от политики мировых “гигантов”, присутствующих в регионе.
Предметом статьи служит анализ перспектив расширения ареала демократии в мусульманском мире, в котором происходят сложные, противоречивые процессы, связанные со становлением демократии. Особенности этих процессов нуждаются в корректном изучении. Мусульманский мир сложен и состоит из государств, в которых мусульмане составляют большинство, и государств, где они - меньшинство, нередко очень влиятельное. Ислам оказывает существенное влияние на общественную и политическую обстановку в мусульманском мире, при этом его роль не следует ни гипертрофировать, ни принижать, ни тем более игнорировать. Исламский фактор, исламская традиция остаются константой, что не является непреодолимым барьером на пути становления демократии.
Статья посвящена подходам экспертного сообщества в КНР к изучению массовых протестов на территории страны после начала эпохи экономических реформ (с 1978 г.). На основе китайских публикаций рассматриваются основные типы массовых протестов, взгляды китайской науки на их причины, эволюцию и пути снижения угроз социально-политической стабильности. Рассмотрены примеры протестной активности в Китае и различные варианты реакции властей на нее. Авторы делают вывод о том, что протесты в их нынешнем виде не угрожают устойчивости политической системы КНР, но сигнализируют властям о потенциально чувствительных социально-экономических явлениях, нуждающихся в анализе и урегулировании.
Преобладающие коннотации интересов КНР в официальном научном и политическом дискурсе за период существования нового китайского государства трансформировались дважды: сначала от классовых (цзецзи лии, 1949-1978 гг.) к собственно национальным (национально-государственным - гоцзя лии, 1979-2008 гг.), а затем наметился переход к “коренным (сердцевинным) национальным” (гоцзя дэ хэсинь лии, или просто “коренным” - хэсинь лии), и этот акцент стал безусловно доминирующим после 2012 г. Данный процесс отражает содержательные изменения в стратегии государства. Параллельно расширялся и пространственно-географический диапазон его интересов - от преимущественного сосредоточения на внутренних потребностях к региональным и глобальным. В статье показана динамика изменений национальных интересов КНР, их коннотаций и иерархии как в академическом дискурсе, так и в практике дипломатии Китая.
Статья посвящена выявлению роли и места трансатлантических отношений в стратегических планах США. В контексте начавшегося кризиса глобализации анализируются американские проекты по использованию различных аспектов взаимодействия с ЕС для формирования новой системы международных отношений. Особое внимание уделяется взглядам ведущих групп американской правящей элиты. Делается вывод о том, что в целом истеблишмент не поддерживает геостратегию фрагментации администрации Дж. Байдена и имеет серьезные внутренние противоречия по многим аспектам трансатлантизма, что, вероятно, затруднит формирование устойчивого внешнеполитического курса Вашингтона на данном направлении.
Еврокомиссия и крупнейшие потребители природного газа в Евросоюзе поставили цели: во-первых, в кратчайшие сроки максимально сократить потребление природного газа; во-вторых, заместить российские поставки импортом из альтернативных источников. Страны ЕС руководствуются политическими соображениями, а не экономической логикой, и готовы нести значительные издержки. Компании - экспортеры природного газа намерены включиться в процесс трансформации рынка природного газа Европы только в той степени, которая не противоречит их интересам.
В современной Франции власть и общество в своем развитии следуют разными путями. Президентом Э. Макроном была выстроена жесткая вертикаль власти, которая еще более укрепилась в условиях пандемии COVID-19. Общество в свою очередь становилось более требовательным в области получения индивидуальных прав и расширения прав политических. В настоящее время во Франции нарастают настроения “критического гражданства”: французы перестали доверять представительным институтам власти и политикам, требуют расширения участия граждан в политическом процессе. Это системное противоречие неизбежно порождает социально-политический конфликт.
Сегодня три балтийские страны - Эстония, Латвия и Литва - составляют самое твердое ядро в лагере европейских атлантистов. В силу своего географического положения они всегда особенно остро ощущали напряженность между Востоком и Западом. Однако с началом Специальной военной операции (СВО) России на территории Украины тема региональной безопасности в контексте потенциальной российской угрозы стала главной в их внешнеполитическом дискурсе. Статья посвящена исследованию эволюции подходов балтийских стран к обеспечению региональной безопасности и основных факторов, влияющих на формирование этих подходов, прежде всего соотношению атлантизма и европеизма. Особое внимание уделяется анализу существующей дихотомии балтийских стран в сфере европейской безопасности, катализатором которой стал курс Европейского союза на стратегическую автономию.
Исследуется траектория развития энергетической отрасли в контексте эволюции моделей организации производства. Показано, что она определяется не только внутренними противоречиями, доступной ресурсной базой, научно-техническим прогрессом и конкурентной борьбой, но и общей логикой общественно-экономического развития, а также текущими политическими нарративами. Сделан вывод, что, несмотря на относительно низкую экономическую эффективность, устойчивая энергетика будет развиваться вследствие изменения общественных представлений о предпочтительном будущем развитии человечества, о нормах взаимодействия человека и природы, а также самих энергетических рынков.
Анализируются изменения в динамике и направлениях устойчивого финансирования в новых экономических и геополитических условиях, возможные перспективы. Особое внимание уделено вопросу оценки и управления климатическими и иными экологическими рисками, а также политике финансовых регуляторов в данной области. Сделан вывод, что, несмотря на сокращение объемов в 2022 г., устойчивое финансирование сохраняет свою значимость как в национальной повестке, так и в работе глобальных и региональных организаций.
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru