На основе систематизации и анализа данных Европейской платформы кластерного сотрудничества представлены особенности кластеризации региональных транспортно-логистических систем, а также описаны характеристики инновационных транспортно-логистических кластеров европейских стран — лидеров кластеризации. В исследовании для определения кластера как дефиниции установлены период интенсивной кластеризации в сфере транспорта и логистики с признаками диспропорции по видам транспорта, комплексный характер деятельности кластеров, с одной стороны, и фокусировка на развитии тех или иных групп инновационных технологий, — с другой, что влияет на состав участников кластеров. Кроме того, выявлены факторы, косвенно свидетельствующие о снижении значимости критерия территориальной близости экономических субъектов.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.32324/2412-8945-2024-4-23-34
На формирование системы ТЛК в ЕС повлияло два основных фактора. Первый фактор заключается в стандартизации процесса кластеризации посредством разработки таких документов, как Манифест кластеризации в странах ЕС, Европейский кластерный меморандум. Созданные регламенты обеспечили основу для реализации принципов гармонизации и стабильности в процессе создания региональных систем кластеров. Второй фактор заключается в финансировании со стороны государства и частного сектора, преимущественно в техническое оснащение и модернизацию портовых инфраструктур, что отразилось на специализации кластеров по видам транспорта (табл. 2).
Список литературы
1. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации : утв. Указом Президента Рос. Федерации от 28 февр. 2024 г. № 145 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2024. № 10. Ст. 1373.
2. Салтыков М. А. Типология пространственно-экономических форм морских портовых агломераций // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2019. № 1. С. 62-75.
3. Hui Han. A review and a model for logistics clusters// International Journal of Logistics Systems and Management. 2019. Vol. 33, no. 1. URL: https://www.researchgate.net/publication/324153015_A_review_and_a_model_for_logistics_clusters (дата обращения: 04.11.2023).
4. Makarova E. S., Lukashuk M. D. The approach of the transport & logistics cluster model development // IOP Conference Series Materials Science and Engineering. 2020. 709(2):022045. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/92426/1/10.1088-1757-899X-709-2-022045.pdf (дата обращения: 07.11.2023).
5. Verduzco-Garza T. A logistics and transportation Cluster Initiative: A Theoretical framework // 18th TCI Global Conference, Daegu, South Korea. 2015. Vol. 18. URL: https://www.researchgate.net/publication/290447748_A_logistics_and_transportation_Cluster_Initiative_A_Theoretical_framework (дата обращения: 03.11.2023).
6. Волынчук А. Б., Крылова И. А. Транспортно-логистический кластер как инструмент развития периферийных территорий // Фундаментальные исследования. 2018. № 6. С. 72-77.
7. Носов А. Л. Кластерный подход к логистике в условиях инновационной экономики // Инновационное развитие экономики. 2018. № 2 (44). С. 62-66.
8. Носов А. Л. Логистические кластеры в России // Логистика сегодня. 2018. № 2. С. 106-112.
9. Kirova А. Logistics clusters and their potential for economic development // MEST Journal. 2024. Vol. 12 (1). Р. 26- 33. URL: https://www.researchgate.net/publication/377994247_LOGISTICS_CLUSTERS_AND_THEIR_POTENTIAL_FOR_ECONOMIC_DEVELOPMENT?_tp=eyJjb250ZXh0Ijp7ImZpcnN0UGFnZSI6ImhvbWUiLCJwYWdlIjoic2VhcmNoIiwicG9zaXRpb24iOiJwYWdlSGVhZGVyIn19 (дата обращения: 10.12.2023).
10. Булатова Н. Н., Бабкин А. В. Перспективы формирования транспортно-технологических систем региона (на примере Республики Бурятия // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2019. Т. 9, № 2 (31). С. 106-120.
11. Cluster Analysis of the Transport and Logistics Potential of the Regions of Kazakhstan / A. A. Satybaldin, B. E. Sadykov, A. T. Moldabekova, Z. B. Akhmetova // The economy strategy and practice. 2022. No. 17 (4). URL: https://www.researchgate.net/publication/366864400_Cluster_Analysis_of_the_Transport_and_Logistics_Potential_of_the_Regions_of_Kazakhstan (дата обращения: 05.12.2023).
12. Liu S., Li G., Jin F. Quantitative measurement and development evaluation of logistics clusters in China// Journal of Geographical Sciences. 2018. No. 73. P. 1540-1555. URL: https://www.researchgate.net/publication/329031935_Quantitative_measurement_and_development_evaluation_of_logistics_clusters_in_China (дата обращения: 05.11.2023).
13. Creation of transport and logistics clusters on railway networks / Z. Mukhamedova, G. Ibragimova, S. Khudayberganov, A. Bashirova, Sh. Kayumov // E3S Web of Conferences. 2023. Vol. 401 (S6). URL: https://www.researchgate.net/publication/372283415_Creation_of_transport_and_logistics_clusters_on_railway_networks (дата обращения: 10.01.2024).
14. Formation Mechanism of Logistics Cluster in Belarus / S. S. Baranowski, E. Busko, S. Shishlo, M. Szymanek // Agriculture and Agricultural Science Procedia 7. 2015. P. 12-20. URL: https://elib.belstu.by/bitstream/123456789/22344/1/Baranowski_Formation.pdf (дата обращения: 03.11.2023).
15. Ясюкевич Ю. В., Ерохина Е. В. Особенности транспортно-логистического кластера Калужской области // Научные ведомости. Серия: Экономика. Информатика. 2019. Т. 46, № 1. С. 71-77.
16. Европейская платформа кластерного сотрудничества. URL: https://www.clustercollaboration.eu/cluster-definitions (дата обращения: 20.11.2023).
17. Информационный портал. URL: https://infotables.ru/strany-i-goroda/19-tablitsa-ploshchad-territorij-stran-mira (дата обращения: 15.01.2024).
18. Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/c/evropa-105dbe (дата обращения: 15.01.2024). 19. Кластер «Aerospace Valley» : [офиц. сайт]. URL: https://www.aerospace-valley.com (дата обращения: 13.02.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен экосистемный подход к рассмотрению структуры технопарков в сфере цифровых технологий в региональной экономике. Выделены отличительные черты, определяющие IT-парк как региональную цифровую экосистему, сформирована и апробирована на примере IT-парков российских регионов методика оценки сбалансированности их экосистем по ресурсно-инфраструктурной, управленческой и результативной компонентам. Рассчитаны классифицированные по 19 родам разрывы, свидетельствующие о дисбалансе в развитии экосистем IT-парков, сделаны выводы об их влиянии на экономический потенциал региона, предложены стратегии управления экосистемами IT-парков в зависимости от сбалансированности их развития.
Статья посвящена сформированным в Российской Федерации институтам развития, их характеристике и участию в восстановлении промышленного потенциала Луганской Народной Республики. Ретроспективная оценка ситуации в промышленности региона, проведенная авторами, показала значительное сокращение хозяйственного потенциала, снижение уровня жизни населения и усиление внутритерриториальных диспропорций. Инструменты государственной поддержки стали доступны для Луганской Народной Республики после вхождения в состав России.
Статья посвящена проблематике конструктивизации инициатив негосударственных некоммерческих организаций в контексте все возрастающей потребности современных государств противодействовать проявлениям нежелательной политической деятельности третьего сектора. Конструктивные гражданские инициативы негосударственных некоммерческих организаций направлены в адрес органов публичной власти с целью удовлетворения нематериальных потребностей целевых групп, соответствующих основам конституционного строя и ценностям национальной государственности, реализующиеся в формах и технологиях, не запрещенных законом и этическими нормами. При этом сформулированы следующие критерии, позволяющие дифференцировать конструктивные гражданские инициативы данных организаций от деструктивных проявлений их социально-политической деятельности: соответствие сущности инициативы базовым ценностям национальной государственности; формат выражения гражданской инициативы, не запрещенный законом и отвечающий нормам публичной этики. В исследовании доказано, что вопреки мнению отечественных представителей либеральной мысли гражданские инициативы «протестной публики» не служат «спусковым механизмом» демократизации незападных стран (в том числе России), а чаще всего перерастают в деструктивные действия по отношению к идее национальной государственности. Сделан вывод о необходимости внедрения в российскую политическую науку и практику категории «конструктивные гражданские инициативы негосударственных некоммерческих организаций» в целях преодоления узколиберального подхода к изучению отечественного феномена общественных организаций, а также расширения возможностей для реализации российскими негосударственными некоммерческими организациями созидательного политического потенциала.
Статья посвящена анализу взаимосвязей состояния окружающей среды и здоровья людей. Основное внимание уделено влиянию загрязнения атмосферного воздуха в России, в том числе в отдельных регионах и городах Сибири, на заболеваемость населения. Анализ позволил предложить меры реагирования на возможные экологически обусловленные риски для здоровья, а также представить ряд рекомендаций по первоочередным направлениям совершенствования российского здравоохранения. На основе предложенных путей нивелирования рисков и угроз для здоровья людей сделан вывод о необходимости преобразования сложившейся в России системы государственного управления в сферах охраны окружающей среды и здравоохранения на базе технологической модернизации экономики и улучшения институциональной среды. Предложенные пути минимизации рисков и угроз для здоровья и условий жизни людей должны иметь конечным результатом формирование благоприятной окружающей среды.
Выбор финансовых показателей оценки состояния активов крупных, средних и малых корпораций с учетом интересов основных экономических агентов позволит обеспечить объективность, разносторонность, универсальность оценки, что, несомненно, подтверждает актуальность исследования. Цель данного исследования заключается в обосновании и предложении инструментария оценки состояния активов крупных, средних и малых корпораций, учитывающего интересы ключевых стейкхолдеров. В исследовании рассмотрены труды российских и зарубежных авторов, выделяющих разные показатели оценки финансового состояния корпораций при рассмотрении вопросов управления активами. Кроме того, в работе представлен инструментарий оценки состояния активов крупных, средних и малых корпораций, учитывающий интересы каждого из стейкхолдеров, ориентированный на обеспечение результативности управления активами. Сформирован комплекс финансовых показателей оценки состояния активов корпораций с позиции ключевых экономических агентов. Общими универсальными для всех являются показатели финансовой автономии, модели чистой прибыли на собственный капитал.
В рамках исследования рассматривается важный аспект, касающийся изучения роли человеческого капитала в процессе управления формированием результатов интеллектуальной деятельности. Авторы подчеркивают, что одним из ключевых показателей успешности перехода к новой экономике (в частности, «экономике знаний») является уровень накопления человеческого капитала. В исследовании анализирируется эволюция развития концепции человеческого капитала, установлена связь между человеческим капиталом и интеллектуальной собственностью в организациях. Авторы делают вывод о том, что интеллектуальная собственность является неотъемлемой частью человеческого капитала, проявляющейся в творческом применении потенциала сотрудников в трудовой деятельности. На основании анализа современных тенденций и практик авторы также рассматривают взаимосвязанную роль человеческого капитала и процесса управления интеллектуальной собственностью при формировании конкурентных преимуществ и инновационной деятельности организаций. Кроме того, изучен вопрос взаимосвязи и взаимовлияния человеческого капитала и процесса создания результатов интеллектуальной деятельности.
В работе представлены результаты исследований влияния на экономику Новосибирской области двух последовательных шоков, которые сопровождались массовым разрывом глобальных цепей поставок: пандемии 2020 г. и международных санкций, инициированных Западом в 2022 г. Сравнение их последствий показало, что регион проявил лучшую устойчивость к санкциям по сравнению с ограничениями пандемии. Ресурсами адаптации к санкциям стали структурные характеристики, особенности географического положения, изменение геополитических интересов страны, а также восстановление внутрироссийских кооперативных связей.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832