Статья посвящена сформированным в Российской Федерации институтам развития, их характеристике и участию в восстановлении промышленного потенциала Луганской Народной Республики. Ретроспективная оценка ситуации в промышленности региона, проведенная авторами, показала значительное сокращение хозяйственного потенциала, снижение уровня жизни населения и усиление внутритерриториальных диспропорций. Инструменты государственной поддержки стали доступны для Луганской Народной Республики после вхождения в состав России.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.32324/2412-8945-2024-4-58-67
В целом к 2014 г., началу периода самостоятельности в статусе Луганской Народной Республики, область подошла со значительным сокращением своего промышленного потенциала на фоне индустриальных потерь всей Украины, снижением уровня жизни населения, а также с заметной дифференциацией внутритерриториального развития [2; 3].
Список литературы
1. Украина. Луганская область. URL: https://fb.ru/article/148644/ukraina-luganskaya-oblast (дата обращения: 12.01.2024).
2. Никифоров А. Структурные проблемы украинской экономики в свете требований ее инновационного развития // Общество и экономика. 2013. № 6. С. 47-63.
3. Тисунова В. Н. К вопросу об условиях создания привлекательного инвестиционного климата в Луганской области // Управление проектами и развитие производства. 2002. № 2 (5). С. 93-98.
4. Совещание по вопросам социально-экономического развития новых субъектов Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/74634 (дата обращения: 01.08.2024).
5. Вишневский В. П., Збаразская Л. А. К вопросу о концепции общегосударственной целевой программы развития промышленности Украины // Экономика промышленности. 2013. № 1-2 (61-62). С. 101-116.
6. Ершова Г. В. Промышленное производство и его роль в развитии экономики Украины // Актуальные проблемы современных экономических систем - 2019 : сб. науч. тр. / Брестский государственный технический университет. Брест : БрГТУ, 2019. С. 26-29.
7. Шеломенцев А. Г., Дорошенко С. В., Шамков Ю. В. Оценка регулирующего воздействия как механизм защиты экономических интересов России в условиях ВТО // Бизнес, менеджмент и право. 2013. № 1 (27). С. 29-32.
8. Рахмеева И. И., Лысенко А. Н. Институты технологического развития старопромышленных регионов // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2020. № 4. С. 152-166. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2020.4.13
9. Ситкевич Д. Индустриальная политика в экономически отсталых регионах: уроки Меццоджорно // Экономическая политика. 2020. Т. 15, № 1. С. 136-159. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2020-1-136-159
10. Gцrmar F. Loss and change: Culture narratives in oldindustrial regions in East Germany // Regional Science Policy & Practice Reg Sci Policy Pract. 2023. Vol. 15(7). P. 1577-1595. https://doi.org/10.1111/rsp3.12689
11. Kozina J., Bole D., Tiran J. Forgotten values of industrial city still alive: What can the creative city learn from its industrial counterpart? // City, Culture and Society. 2021. Vol. 25. https://doi.org/10.1016/j.ccs.2021.100395
12. Moore H. L., Collins H. Rebuilding the Post-Covid-19 Economy through an Industrial Strategy that Secures Livelihoods // Social Sciences & Humanities Open. 2021. Vol. 3, iss. 1, 100113. https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2021.100113
13. Дорошенко С. В., Джабиев В. В. Институциональные механизмы развития промышленности экономически изолированных территорий // Human Progress. 2021. Т. 7, вып. 4. С. 2. URL: http://progresshuman.com/images/2021/Tom7_4/Doroshenko.pdf. https://doi.org/10.34709/IM.174.2
14. Половян А. В., Лепа Р. Н., Гриневская С. Н. Экономика территорий с вновь образованной государственностью - Донецкая Народная Республика // Проблемы прогнозирования. 2018. № 1 (166). С. 99-107.
15. Polovyan A. V., Lepa R. N., Grinevskaya S. N. The Donbass Economy: State, Development Trends, and Forecasts // Studies on Russian Economic Development. 2022. Vol. 33, no. 2. Р. 163-168. https://doi.org/10.1134/S1075700722020101
16. Галазова С. С. Новый этап оптимизации российских институтов развития // Вестник НГУЭУ. 2023. № 2. С. 10-18. https://doi.org/10.34020/2073-6495-2023-2-010-018.
17. Бухвальд Е. М. Институты развития и национальная безопасность Российской Федерации // Развитие и безопасность. 2021. № 1. С. 16-27. https://doi.org/10.46960/2713-2633_2021_1_16
18. Институты развития как инструмент региональной экономики : науч. докл. / А. Р. Бахтизин, О. Н. Валентик, Е. М. Бухвальд и др. М. : Институт экономики РАН, 2015. 256 с.
19. Ведмецкая Л. В. Политико-административный режим и институты развития в Южнo-Африканской Республике // ПОЛИТЭКС. 2019. Т. 15, № 4. С. 521-536. https://doi.org/10.21638/spbu23.2019.406
20. Родионов Д. Г., Калина С. М. Влияние институтов развития на инфраструктурные инвестиции приграничных регионов Центрального Черноземья // Региональная экономика: теория и практика. 2021. Т. 19, № 11. С. 2158-2173. https://doi.org/10.24891/re.19.11.2158
21. Степанов Н. С. Институты развития как фактор повышения качества институциональной среды // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021. № 4. C. 95-108. https://doi.org/10.52180/2073-6487_2021_4_95_108
22. Демидова О., Камалова Э. Пространственно-эконометрическое моделирование экономического роста российских регионов: имеют ли значение институты? // Экономическая политика. 2021. Т. 16, № 2. С. 34-59. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2021-2-34-59
23. Что из себя представляют Донецкая и Луганская народные республики. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5227039 (дата обращения: 14.06.2023).
24. Промышленный потенциал республики: положительная динамика по всем отраслям. Стаханов - официальный сайт Администрации. URL: https://stakhanov.su/news/city_news/6091-promyshlennyy-potencial-respubliki-polozhitelnayadinamika-po-vsem-otraslyam.html (дата обращения: 12.04.2020).
25. Программа - 2023: промышленность и трудоустройство. URL: https://rcz-lnr.ru/1110-programma-2023- promyshlennost-i-trudoustroystvo.html (дата обращения: 22.12.2023).
26. Министерство экономического развития Луганской Народной Республики : [офиц. cайт]. URL: https://mer.lprreg.ru/news/6363c0598e37902cc8b4872e (дата обращения: 12.10.2022).
27. Пищевые предприятия ЛНР в 2022 году произвели продукции на 20 млрд рублей. URL: https://tass.ru/ekonomika/16704083 (дата обращения: 22.05.2023).
28. Министерство промышленности и торговли Луганской Народной Республики. URL: https://mpt.lpr-reg.ru/news/6576dc550eee5e0d6d86afb6 (дата обращения: 22.05.2024).
29. 161 компания и предприятие решили инвестировать в развитие экономики новых регионов. URL: https://xn--p1aee.xn--p1ai/news/161-kompaniya-i-predpriyatie-reshili-investirovat-v-razvitie-ekonomiki-novykh-regionov (дата обращения: 22.05.2024).
30. Правительство РФ упростило условия для программ развития промышленности в новых регионах. URL: https://lug-info.ru/news/pravitel-stvo-rf-uprostilo-usloviya-dlya-programm-razvitiya-promyshlennosti-v-novyh-regionah (дата обращения: 22.05.2024).
31. Объем финансирования программы развития промышленности ЛНР составит около 250 млн руб. // Луганский информационный центр. URL: https://lug-info.ru/news/obuem-finansirovaniya-programmy-razvitiya-promyshlennosti-lnrsostavit-okolo-250-mln-rub (дата обращения: 22.05.2024).
32. В ЛНР предприятия получили поддержку государства // РГ. URL: https://rg.ru/2024/01/31/reg-ufo/v-lnrpredpriiatiia-poluchili-podderzhku-gosudarstva.html (дата обращения: 22.05.2024).
33. Совет по развитию промышленности ЛНР создан правительством региона // Южная Служба Новостей. URL: https://yugsn.ru/sovet-po-razvitiiu-promyslennosti-lnr-sozdan-pravitelstvom-regiona (дата обращения: 22.05.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен экосистемный подход к рассмотрению структуры технопарков в сфере цифровых технологий в региональной экономике. Выделены отличительные черты, определяющие IT-парк как региональную цифровую экосистему, сформирована и апробирована на примере IT-парков российских регионов методика оценки сбалансированности их экосистем по ресурсно-инфраструктурной, управленческой и результативной компонентам. Рассчитаны классифицированные по 19 родам разрывы, свидетельствующие о дисбалансе в развитии экосистем IT-парков, сделаны выводы об их влиянии на экономический потенциал региона, предложены стратегии управления экосистемами IT-парков в зависимости от сбалансированности их развития.
Статья посвящена проблематике конструктивизации инициатив негосударственных некоммерческих организаций в контексте все возрастающей потребности современных государств противодействовать проявлениям нежелательной политической деятельности третьего сектора. Конструктивные гражданские инициативы негосударственных некоммерческих организаций направлены в адрес органов публичной власти с целью удовлетворения нематериальных потребностей целевых групп, соответствующих основам конституционного строя и ценностям национальной государственности, реализующиеся в формах и технологиях, не запрещенных законом и этическими нормами. При этом сформулированы следующие критерии, позволяющие дифференцировать конструктивные гражданские инициативы данных организаций от деструктивных проявлений их социально-политической деятельности: соответствие сущности инициативы базовым ценностям национальной государственности; формат выражения гражданской инициативы, не запрещенный законом и отвечающий нормам публичной этики. В исследовании доказано, что вопреки мнению отечественных представителей либеральной мысли гражданские инициативы «протестной публики» не служат «спусковым механизмом» демократизации незападных стран (в том числе России), а чаще всего перерастают в деструктивные действия по отношению к идее национальной государственности. Сделан вывод о необходимости внедрения в российскую политическую науку и практику категории «конструктивные гражданские инициативы негосударственных некоммерческих организаций» в целях преодоления узколиберального подхода к изучению отечественного феномена общественных организаций, а также расширения возможностей для реализации российскими негосударственными некоммерческими организациями созидательного политического потенциала.
Статья посвящена анализу взаимосвязей состояния окружающей среды и здоровья людей. Основное внимание уделено влиянию загрязнения атмосферного воздуха в России, в том числе в отдельных регионах и городах Сибири, на заболеваемость населения. Анализ позволил предложить меры реагирования на возможные экологически обусловленные риски для здоровья, а также представить ряд рекомендаций по первоочередным направлениям совершенствования российского здравоохранения. На основе предложенных путей нивелирования рисков и угроз для здоровья людей сделан вывод о необходимости преобразования сложившейся в России системы государственного управления в сферах охраны окружающей среды и здравоохранения на базе технологической модернизации экономики и улучшения институциональной среды. Предложенные пути минимизации рисков и угроз для здоровья и условий жизни людей должны иметь конечным результатом формирование благоприятной окружающей среды.
Выбор финансовых показателей оценки состояния активов крупных, средних и малых корпораций с учетом интересов основных экономических агентов позволит обеспечить объективность, разносторонность, универсальность оценки, что, несомненно, подтверждает актуальность исследования. Цель данного исследования заключается в обосновании и предложении инструментария оценки состояния активов крупных, средних и малых корпораций, учитывающего интересы ключевых стейкхолдеров. В исследовании рассмотрены труды российских и зарубежных авторов, выделяющих разные показатели оценки финансового состояния корпораций при рассмотрении вопросов управления активами. Кроме того, в работе представлен инструментарий оценки состояния активов крупных, средних и малых корпораций, учитывающий интересы каждого из стейкхолдеров, ориентированный на обеспечение результативности управления активами. Сформирован комплекс финансовых показателей оценки состояния активов корпораций с позиции ключевых экономических агентов. Общими универсальными для всех являются показатели финансовой автономии, модели чистой прибыли на собственный капитал.
На основе систематизации и анализа данных Европейской платформы кластерного сотрудничества представлены особенности кластеризации региональных транспортно-логистических систем, а также описаны характеристики инновационных транспортно-логистических кластеров европейских стран — лидеров кластеризации. В исследовании для определения кластера как дефиниции установлены период интенсивной кластеризации в сфере транспорта и логистики с признаками диспропорции по видам транспорта, комплексный характер деятельности кластеров, с одной стороны, и фокусировка на развитии тех или иных групп инновационных технологий, — с другой, что влияет на состав участников кластеров. Кроме того, выявлены факторы, косвенно свидетельствующие о снижении значимости критерия территориальной близости экономических субъектов.
В рамках исследования рассматривается важный аспект, касающийся изучения роли человеческого капитала в процессе управления формированием результатов интеллектуальной деятельности. Авторы подчеркивают, что одним из ключевых показателей успешности перехода к новой экономике (в частности, «экономике знаний») является уровень накопления человеческого капитала. В исследовании анализирируется эволюция развития концепции человеческого капитала, установлена связь между человеческим капиталом и интеллектуальной собственностью в организациях. Авторы делают вывод о том, что интеллектуальная собственность является неотъемлемой частью человеческого капитала, проявляющейся в творческом применении потенциала сотрудников в трудовой деятельности. На основании анализа современных тенденций и практик авторы также рассматривают взаимосвязанную роль человеческого капитала и процесса управления интеллектуальной собственностью при формировании конкурентных преимуществ и инновационной деятельности организаций. Кроме того, изучен вопрос взаимосвязи и взаимовлияния человеческого капитала и процесса создания результатов интеллектуальной деятельности.
В работе представлены результаты исследований влияния на экономику Новосибирской области двух последовательных шоков, которые сопровождались массовым разрывом глобальных цепей поставок: пандемии 2020 г. и международных санкций, инициированных Западом в 2022 г. Сравнение их последствий показало, что регион проявил лучшую устойчивость к санкциям по сравнению с ограничениями пандемии. Ресурсами адаптации к санкциям стали структурные характеристики, особенности географического положения, изменение геополитических интересов страны, а также восстановление внутрироссийских кооперативных связей.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832