Статья: Русско-персидские школы как элемент реализации политики «мягкой силы» Российской империи в Северной Персии в конце XIX – начале XX в. (2024)

Читать онлайн

В конце XIX – начале XX в. усилилось противостояние России и Великобритании в Персии, сопровождавшееся проникновением других великих держав (Франции, Германии, США) в регион Ближнего и Среднего Востока. В этих условиях традиционные экономические методы распространения своего влияния в Персии, применявшиеся Россией, оказались недостаточными. Целью настоящего исследования стало обоснование факта открытия российских образовательных учреждений в Северной Персии как нового способа реализации политических целей России в этой стране. Задачей работы стало подтверждение с помощью архивных документов положения о том, что деятельность русско-персидских школ в указанный период должна была способствовать формированию у персидского населения положительного образа России. Материалы и методы. Важнейшими источниками, характеризующими процесс открытия русско-персидских школ в Северной Персии (их цели и задачи, постановку учебного процесса, конкретные результаты), стали обнаруженные в фондах Российского государственного исторического архива документы как центральных органов власти, так и дипломатических, экономических и военных учреждений Российской империи в Персии. Достичь поставленной цели исследования удалось с помощью использования аналитического и обобщающего методов с применением сопоставительного сравнения историографических сведений с архивными материалами. В результате были выявлены предпосылки возникновения русско-персидских школ в Северной Персии, определена обоснованность их деятельности именно в этом регионе страны, четко прослежен контекст конкуренции России с другими государствами в этом деле и сделаны выводы следующего характера: российское правительство ясно осознавало необходимость открытия школ, которые бы распространяли среди населения Персии русский язык и представления о России; контингент выпускников этих учебных заведений стал бы важным элементом реализации интересов России как в торгово-экономической сфере, так и в политической, несмотря на разные сложности, в первую очередь финансового характера; школы пользовались популярностью у персов как в Тегеране, так и в других городах Северной Персии.

Ключевые фразы: образование, ШКОЛЫ, общество востоковедения, северная персия, исто- рия, Россия, политика, учетно-ссудный банк, влияние
Автор (ы): Кулаков Владимир Олегович
Журнал: ORIENTAL STUDIES

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
94. Всеобщая история
Для цитирования:
КУЛАКОВ В. О. РУССКО-ПЕРСИДСКИЕ ШКОЛЫ КАК ЭЛЕМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В СЕВЕРНОЙ ПЕРСИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В. // ORIENTAL STUDIES. 2024. № 1, ТОМ 17
Текстовый фрагмент статьи