Статья представляет результаты работы по изучению содержания учебной литературы Республики Беларусь, отражающей вопросы общей истории народов Беларуси и России и двусторонних российско-белорусских отношений, работа подготовлена по результатам проекта «Комплекс мер по изучению стран СНГ», реализуемого в РГГУ в рамках выполнения государственного задания «Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования» на 2022 г., по поручению и при поддержке Министерства науки и образования Российской Федерации. При подготовке исследования были использованы учебники и учебные пособия для общеобразовательных школ и вузов, изданные на русском языке в Республике Беларусь. Авторы приходят к выводу, что основной массив учебной литературы Беларуси характеризуется взвешенным подходом в изложении общей истории народов Беларуси и России XIX-XX вв. При освещении советского периода истории Беларуси делается акцент на достижениях в сфере развития белорусской государственности, экономики, науки и культуры. Позитивная оценка дается также двустороннему сотрудничеству Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства. В целом трактовка общей истории Беларуси и России и белорусско-российских отношений, построение учебного материала, отбор исторических фактов по данным темам в белорусской учебной литературе во многом совпадают с российскими учебниками и пособиями по истории.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 908. Краеведение
В соответствии с проектом «Комплекс мер по изучению стран СНГ» в рамках выполнения государственного задания «Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования» на 2022 г., по поручению и при поддержке Министерства науки и образования Российской Федерации был подготовлен аналитический доклад, легший в основу данной работы. Проект был разработан в контексте государственной политики России по развитию сотрудничества со странами СНГ в области науки и образования, сохранению международного значения русского языка и единого культурно-гуманитарного пространства Содружества. Приоритетность данных задач была отмечена Президентом России В.В. Путиным в ходе саммита стран СНГ 26 декабря 2022 г. Актуальность данного исследования обусловлена происходящим в настоящее время углублением научно-образовательных связей России и Беларуси в рамках Союзного государства и СНГ, включая согласование подходов по ряду ключевых аспектов общей истории постсоветских государств.
Список литературы
1. Выступление Президента России В.В. Путина на неформальном саммите СНГ. Санкт-Петербург, 26 декабря 2022 г. // Президент России. URL: https://www.kremlin.ru/events/president/news/70189 (дата обращения 27.12.2022).
2. О чем шла речь на международной парламентской конференции, посвященной сохранению исторической памяти // Беларусь сегодня. 2022. 17 июня. URL: https://www.sb.by/articles/edinym-frontom-pamyat.html (дата обращения 15.11.2022).
3. СНГ нужен общий учебник по истории Великой Отечественной войны // Центр геополитических исследований “Берлек - Единство”. URL: https://berlek-nkp.com/artur-suleymanov/11035-artur-suleymanov-sng-nuzhen-obschiy-uchebnik-po-istorii-vov.html (дата обращения 15.11.2022).
4. Распоряжение № 22рп от 4 февраля 2022 г. “О Республиканском совете по исторической политике при Администрации Президента Республики Беларусь” // Президент Республики Беларусь. URL: https://president.gov.by/ru/documents/rasporyazhenie-no-22rp-ot-4-fevralya-2022-g (дата обращения 15.11.2022).
5. Белоруссия и Российская Федерация на форуме Союзного государства согласуют общие подходы к исторической памяти // РИА Новости. 2022. 19 дек. URL: https://ria.ru/20221219/forum-1839669296.html (дата обращения 25.12.2022).
6. Дмитрий Мезенцев и Сергей Нарышкин представили первую книгу “Библиотеки Союзного государства” - “Защищая Отечество” // Союзное государство. 9 сентября 2022 г. URL: https://посткомсг.рф/activities/events/233021/ (дата обращения 15.11.2022).
7. Пивовар Е.И. Евразийский интеграционный проект на постсоветском пространстве: предпосылки, становление, развитие. СПб.: Алетейя, 2022. 904 с.
8. Пивовар Е.И. Пространство Большой Евразии XXI в.: Интеграционные процессы: институты, направления, вызовы. СПб.: Алетейя, 2022. 468 с. EDN: RNCIGO
9. Ершов В.Ф. Россия и Беларусь: на пути строительства Союзного государства. Волгоград, 2007. 218 с.
10. Косован Е.А. Российско-белорусское учебное пособие “История Великой Отечественной войны: очерки совместной истории” // Вестник РГГУ. Серия “Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения”. 2020. № 3. С. 68-88. EDN: HLROCC
11. Катагощина М.В. Музейно-выставочные проекты как инструмент культурной дипломатии стран СНГ: диалог с Россией (1992-2019 гг.) // Вестник РГГУ. Серия “Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения”. 2020. № 2. С. 58-90. EDN: INQYZS
12. Солопова О.Е. Развитие гуманитарного сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации: задачи, вызовы, перспективы в конце 20-х годов XXI в. // Вестник РГГУ. Серия “Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения”. 2021. № 1. С. 71-84. EDN: CADZHN
13. Ханова И.Е. Гуманитарное сотрудничество на евразийском пространстве: научный анализ проблем и механизмов развития гуманитарного взаимодействия // Вестник РГГУ. Серия “Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения”. 2020. № 2. С. 123-131. EDN: LXCEPF
14. Гущин А.В., Левченков А.С. Постсоветское пространство в современных образовательных проектах и программах // Балтийский регион. 2010. № 3 (5). С. 61-65. EDN: MSUIIN
15. Тематика исследований Научного совета по комплексным проблемам новейшей истории и культуры Евразии при ОИФН РАН. М., 2022.
16. Гузенкова Т.С. История Беларуси: тактика этнополитического компромисса // Национальные истории в советском и постсоветском государствах. М.: Фонд Фридриха Науманна, АИРО-ХХ, 1999. С. 127-130.
17. Корзюк А.А. Развитие методики преподавания истории в Республике Беларусь (конец ХХ - начало XXI в.) // Вестник Московского государственного областного социально-гуманитарного института. 2010. № 2 (10). С. 75-80.
18. Корзюк А.А. Учебные пособия по истории Беларуси для средней школы в российских исследованиях конца ХХ в. - 2011 г. // Известия Смоленского государственного университета. 2018. № 1 (41). С. 273-289. EDN: YWNFAA
19. Яновский О.А. Российская история в научно-образовательном пространстве Беларуси XX - начала XXI в. // Известия Смоленского государственного университета. 2018. № 1 (41). С. 257-272. EDN: YWNEZR
20. Освещение общей истории России и постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств / Д.Я. Бондаренко и др. М., 2009. 389 с.
21. Национальные истории на постсоветском пространстве - II: десять лет спустя / Под ред. Ф. Бомсдорфа, Г. Бордюгова. М.: Фонд Фридриха Науманна, АИРО-ХХI, 2010. 372 с.
22. Филиппов А.В. Школьная история и общественное мнение в постсоветских странах // История и историческая память. 2015. № 12. С. 44-62. EDN: XUXTZJ
23. Кодин Е.В. Тематическая рубрика “Россия - Беларусь: отражение общей истории в учебной литературе”: от редактора рубрики // Известия Смоленского государственного университета. 2018. № 1 (41). С. 243. EDN: YWNEYZ
24. Историческое братство // Официальный сайт Постоянного комитета Союзного государства. 27 ноября 2017 г. URL: https://aduткомсг.рф/expert_opinion/216518/(дата обращения 15.11.2022).
25. Довгялло М.С., Козик Л.А. Методика преподавания истории: Электронный учебно-методический комплекс для студентов исторического факультета специальностей: 1-21 03 01 “История (по направлениям)”, 1-23 01 12 “Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (по направлениям)”, 1-23 01 13 “Историко-архивоведение”. Мн.: БГУ, 2018.С. 14-15.
26. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 декабря 2018 г. № 125 “Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования”. URL: https://adu.by/images/2019/01/obr-standarty-ob-sred-obrazovaniya.pdf (дата обращения 16.11.2022).
27. Яновский О.А. Российская история в научно-образовательном пространстве Беларуси XX - начала XXI в. // Известия Смоленского государственного университета. 2018. № 1 (41). С. 257, 269. EDN: YWNEZR
28. Сикевич З.В. История Белоруссии в интерпретации учебников для средней школы (аналитическое исследование). URL: http://img.rosbalt.ru/doc/File/sikevich_brest_2.doc#sthash.6B4hjGgY.dpuf (дата обращения 18.11.2022).
29. Всемирная история Нового времени, XIX - начало XX в.: учебное пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В.С. Кошелев, Н.В. Кошелева, Н.В. Байдакова; под ред. В.С. Кошелева. Мн.: Издат. центр БГУ, 2018. С. 97, 115.
30. История Беларуси, XIX - начало XXI в.: учеб. пособие для 11-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / А.В. Касович [и др.]; под ред. А.В. Касовича, А.П. Соловьянова. Мн.: Издат. центр БГУ, 2021. С. 11-15.
31. Панов С.В. История Беларуси, 1917 г. - начало XXI в.: учеб. пособие для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / С.В. Панов, В.Н. Сидорцов, В.М. Фомин; пер. на рус. яз. О.Р. Ермакович, В.М. Иванова. Мн.: Изд. центр БГУ, 2019. С. 11, 38, 46.
32. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны): пособие для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / А.А. Коваленя, М.А. Краснова, В.И. Лемешоно и др.; под ред. А.А. Ковалени. Мн.: Издат. центр БГУ, 2020. 231 с.
33. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны): программа факультатива для учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования. Мн.: НИО, 2014. 78 с.
34. Корзюк А.А. Изучение Второй мировой и Великой Отечественной войн в средней школе Республики Беларусь // Великая Отечественная война в исторической памяти народа: изучение, интерпретация, уроки прошлого: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 21-22 сентября 2020 г. Новосибирск: Параллель, 2020. С. 195, 503. EDN: MBFFUU
35. История Великой Отечественной войны: очерки совместной истории: учеб. пособие / Под ред. А.А. Ковалени, Е.И. Пивовара. СПб.: Алетейя, 2019. С. 6.
36. Всеобщая история России с древнейших времен до конца XVIII в. / [О.А. Яновский и др.]; под ред. О.А. Яновского. М.: Эксмо, 2008. 590 с.
37. История России: Новое и новейшее время / Под ред. О.А. Яновского. М.: Эксмо, 2010. 784 с.
38. История России и Украины (с древнейших времен до конца XVIII в.): учеб. пособие / О.А. Яновский и др.; под науч. ред. О.А. Яновского. Мн.: БГУ, 2012. С. 3-5. EDN: NHQAIW
39. История России и Украины (XIX - начало ХХ в.): пособие для студентов ист. фак. спец. 1-210301 “История (по направлениям)”: В 2 ч. Ч. 1 / под ред. О.А. Яновского, В.В. Сергеенковой. Мн.: БГУ, 2008. 367 с.
40. Предисловие // История России и Украины (XIX - начало XX в.): учеб.-метод. пособие: В 2 ч. Ч. 1 / О.А. Яновский [и др.]; под ред. О.А. Яновского, В.В. Сергеенковой. Мн.: БГУ, 2008. С. 3, 7.
41. История России и Украины (XIX - начало XX в.): учеб.-метод. пособие: В 2 ч. Ч. 2 / В.В. Сергеенкова [и др.]; под ред. В.В. Сергеенковой, О.А. Яновского, В.И. Меньковского. Мн.: БГУ, 2010. 535 с. EDN: XJZDBX
42. Улейчик Н.Л. История России и Украины (вторая половина XIX - начало XX в.): учеб.-метод. комплекс по одноименному курсу для студентов специальности 1-210301-01 - История. Гродно, 2012 // Электронная библиотека Гродненского госуниверситета им. Янки Купалы. URL: https://ebooks.grsu.by/istor_rus_ua/index.htm (дата обращения 18.11.2022).
43. История восточных славян: монгольское нашествие на Русь: учеб. пособие / С.Б. Жарко, А.В. Мартынюк; науч. ред. О.А. Яновский. Мн.: БГУ, 2003. 108 с.
44. Начало Руси: генезис государственности в источниках и исторической традиции: пособие для студентов исторического факультета специальности 1-210301 “История (по направлениям)” / С.Н. Темушев. Мн.: БГУ, 2008. 159 c.
45. Органы местного управления и самоуправления на территории Беларуси (IX в. - 30-е годы XX в.): учеб. пособие / Э.М. Савицкий [и др.]; под общ. ред. С.Н. Ходина. Мн.: БГУ, 2019. 199 с. EDN: KQWFYU
46. История Беларуси: в контексте мировых цивилизаций: пособие для студентов / Под ред. Н.И. Полетаевой, Ю.Н. Бохана. Мн.: Экоперспектива, 2011. 160 с.
47. История Беларуси: курс лекций для студентов заочной формы обучения / В.Е. Бездель, А.А. Субботин, В.М. Хаданёнак. Витебск: УО “ВГТУ”, 2013. 96 с.
48. История Беларуси: учеб.-метод. пособие / Н.П. Савко [и др.]. Мн.: БГМУ, 2015. 80 с.
49. Электронный вариант курса лекций по истории Беларуси / В.В. Артемчик, Ю.Н. Лопацкий, С.Е. Макарова, А.Н. Моргунов. URL: https://www.studmed.ru/view/lekcii-po-istorii-belarusi_f845c672b83.html (дата обращения 17.11.2022).
50. История Беларуси с древнейших времен до конца XVIII в.: учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. языком обучения (с электрон. приложением для повышенного уровня) / В.А. Белозорович, С.А. Кудрявцева, А.В. Любый; под. ред. В.А. Белозоровича. Мн.: Издат. центр БГУ, 2020. С. 243.
51. Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в.: учеб. пособие для 10-го класса / Под ред. А.А. Прохорова. М., 2019. С. 121.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Учебное пособие «История белорусских земель и белорусского государства. Краткий очерк. Материалы к лекционному курсу» охватывает более чем тысячелетний период с древнейшей истории и до 2020 г. Оно стало вторым изданием, исправленным и дополненным, совместно подготовленным белорусско-российским коллективом авторов. Первое издание было опубликовано в авторитетной, узнаваемой в России и странах ближнего зарубежья серии «Труды исторического факультета МГУ». Это, второе, выходит в столь же значимой и фундаментальной серии трудов Института евразийских и межрегиональных исследований РГГУ.
Институт истории НАН Беларуси является первой головной организацией-исполнителем государственной программы научных исследований «Общество и гуманитарная безопасность белорусского государства» на 2021-2025 гг. (научный руководитель - академик НАН Беларуси, доктор исторических наук, профессор А.А. Коваленя) подпрограммы «История» (научный руководитель от НАН Беларуси - кандидат исторических наук, доцент В.Л. Лакиза). В подпрограмме «История» приоритетные для изучения направления охватывают все исторические периоды от древности до современности. Фундаментальные и практически ориентированные исследования проводятся в рамках 8 комплексных заданий, которые включают десятки самостоятельных НИР. В их выполнении участвуют 24 организации Беларуси (научно-исследовательские институты, вузы, музеи), около 400 исполнителей. Ученые Института истории в составе 7 отдельных комплексных заданий подпрограммы выполняют 7 самостоятельных НИР - по археологии, истории Беларуси, археографии, антропологии, военной истории, истории науки, всеобщей истории, международным отношениям и геополитике. Большое внимание уделяется научно-исследовательской работе, направленной не только на фундаментальное (теоретическое) изучение, а также на сохранение, популяризацию историко-культурного наследия и практическое использование результатов исследований, что было особенно актуально в Год исторической памяти, которым в Республике Беларусь был провозглашен 2022 г. Многие разработки ученых-гуманитариев имеют инновационный характер, активно используются в социальной сфере, образовании, культуре, туризме.
В работе проводится анализ фото- и киноматериалов, хранящихся в виде цифровых копий в коллекции музея Белорусско-Российского университета - эпизодов из немецкой кинохроники «Дойче вохеншау» и фотографий, сделанных немецкими фотографами в городе Могилеве летом 1941 г. Эти фотоснимки и кинокадры запечатлели в разных ракурсах здание могилевской школы НКВД-НКГБ - то самое здание, в котором в 1961 г. был открыт Могилевский машиностроительный институт и ныне располагается Белорусско-Российский университет. Изучение этих материалов позволяет получить представление как об особенностях официальной нацистской пропаганды начального периода Великой Отечественной войны, формировавшей в годы войны массовое мировоззрение населения Третьего рейха, так и о том, каким был взгляд на события тех лет обычных рядовых немецких военнослужащих, делавших любительские фото в захваченном городе для своих домашних коллекций. Результаты данного исследования используются в работе со студентами Белорусско-Российского университета на занятиях по предметам исторического цикла в рамках тем, касающихся периода оккупации Белоруссии, также эти материалы с соответствующими комментариями демонстрируются посетителям в ходе экскурсий по музею университета.
Настоящая статья посвящена проблеме фальсификации истории Великой Отечественной войны, ее причин и предпосылок в современном общественно-политическом дискурсе западных стран и способам решения данной проблемы. Автор статьи констатирует, что фальсификации истории, в силу своей идеологической направленности, оказывают разрушительное действие на сознание и идентичность населения, в первую очередь молодежи. Одним из примеров подобных фальсификаций автор считает тенденцию последних десятилетий, выраженную в умалении роли Красной Армии в победе над нацизмом и умолчании о подвиге ее бойцов. В статье уделяется внимание истории внешней политики 1930-х гг. и международным договорам, которые подписывали многие государства Европы до заключения советско-германского пакта о ненападении 1939 г. Акцентируется внимание на создании мифа о ключевой роли СССР в развязывании Второй мировой войны современными лидерами Польши и стран Балтии, что, по мнению автора, является прямой угрозой пересмотра итогов войны, в том числе в массовом сознании граждан Союзного государства Беларуси и России, стран СНГ. В этой связи автор предлагает сконцентрировать внимание научного и преподавательского сообщества на необходимости пропагандировать лучшие качества и достижения советского народа, героически сражавшегося в годы Великой Отечественной войны как на фронтах, так и на оккупированных территориях. Особую роль, по мнению автора, в выполнении этой задачи должен играть школьный и университетский курсы истории, качественно подготовленные учебники и учебные пособия, в которых следует верно расставить акценты - как фактологические, так и моральные.
В статье рассматриваются вопросы российско-белорусского сотрудничества в сфере образования. Отмечается некоторый дефицит внимания к этой проблематике в рамках интеграции двух стран, а также отмечается важность образовательной интеграции как важнейшего трека, оказывающего стратегическое влияние на весь комплекс интеграционных процессов. Уделяется приоритетное внимание основным векторам российско-белорусского образовательного сотрудничества. В частности, характеризуется его нормативно-правовая база, основные существующие и перспективные проекты сотрудничества, роль университетов в этом процессе. Отдельно рассматривается проблематика развития совместных образовательных центров, таких как Белорусско-Российский университет. В этом контексте центральное место уделено созданному в ходе визита делегации РГГУ в БРУ в ноябре 2022 г. Центру евразийских исследований им. А.А. Громыко. Авторы рассматривают его как перспективный кластер образовательной и научной интеграции, описывают планы по организации образовательной, научной и экспертной деятельности центров. Уделяется внимание программам повышения квалификации, совместным студенческим проектам, научным конференциям и экспертным мероприятиям. Особое место отведено проблематике совместного изучения евразийских интеграционных процессов и интеграции в рамках Союзного государства. В статье анализируются и предлагаются основные пути интенсификации партнерства России и Беларуси в сфере образования.
В статье рассматриваются сходства и различия политических процессов в Белоруссии и на Украине, обусловленные особенностями национального строительства в этих постсоветских государствах. Отмечается принципиальное сходство белорусского и украинского этнического национализма и их антироссийская направленность, а также наличие конфликта идентичностей в обеих республиках. Это связано с нахождением Белоруссии и Украины на российско-польском цивилизационном пограничье и многовековой борьбой за доминирование на этих землях. Свой вклад в развитие конфликта идентичностей внесло и влияние других западных игроков, имеющих интересы в регионе и заинтересованных в ослаблении России как конкурирующего геополитического центра. Все это определяет сходство тенденций, а также вызовов и угроз, перед которыми оказались Белоруссия и Украина в постсоветский период. Вместе с тем региональные, демографические, социально-экономические особенности обеих стран предопределили различия их политической эволюции, определили различия в траекториях развития обоих государств в постсоветский период. В частности, важную роль играет гораздо более высокая в сравнении с Украиной региональная и культурно-языковая однородность Белоруссии.
В статье рассматривается формирование исторической политики в Белоруссии в постсоветский период. После получения суверенитета белорусские националистически настроенные интеллектуалы начали переформатировать представления о прошлом. Для того чтобы повысить престиж суверенитета, создавался миф о великом белорусском прошлом. Россия выступала в этом мифе в качестве опасного соседа. Однако вскоре белорусская историческая политика перестала быть такой радикальной. После 2014 г. начался новый этап исторической политики. Это было нужно для усиления политики многовекторности. В 2018 г. появилась многотомная книга «История белорусской государственности». В 2019 г. была опубликована научная статья, в которой описывалась белорусская историческая политика. Массовые протесты в Белоруссии в 2022 г. опять скорректировали наполнение белорусской исторической политики. Белорусская правящая элита решила усилить контроль над прошлым. 2022 г. был объявлен Годом исторической памяти. Был создан Республиканский совет по исторической политике. Официальная версия белорусской исторической политики состоит из элементов советского и современного взглядов на прошлое и имеет потенциал к дальнейшему развитию и совершенствованию.
В статье исследуется современное состояние западной историографии «васильковой революции» в Белоруссии. Анализ попытки осуществления «цветной революции» в Республике Беларусь в 2006 г. в отечественном научном дискурсе на данный момент не предпринимался, в то время как на Западе уже существует ряд публикаций на эту тему. Источниками выступают работы западных ученых в виде научных статей и глав из коллективных монографий. Рассматриваются основные концепции и подходы североамериканских и европейских специалистов, указываются проблемные позиции в изучении этой «цветной революции» на постсоветском пространстве и пути их решения. Особое внимание уделяется таким вопросам, как социально-экономическое и политическое развитие Белоруссии накануне «васильковой революции», деятельность оппозиционных акторов в ходе попытки смещения А. Лукашенко, причины провала операции по смене режима. В ходе проведенного анализа авторы приходят к выводу, что в настоящий момент в научном дискурсе все еще присутствует немало «белых пятен» в отношении неудачного государственного переворота в Республике Беларусь, в связи с чем существует необходимость проведения комплексного и системного исследования данного события.
В статье осуществлен комплексный анализ европейского вектора внешней политики Республики Беларусь в 1990 - начале 2020-х гг. в контексте европейских интеграционных процессов. Обращено внимание на то, что европейский вектор играл значимую роль во внешней политике Республики Беларусь по ряду причин (географическое соседство, сходство цивилизационно-культурных трендов развития, значительный экономический потенциал европейских стран). Вплоть до начала 2020-х гг. европейские государства входили в число важнейших внешнеторговых и инвестиционных партнеров Белоруссии. Однако стремление белорусского руководства сохранить специфическую модель развития государства, отличную от модели развития, которую предлагали государства - члены ЕС, породило системный кризис в отношениях Белоруссии с этими государствами. Со второй половины 1990-х гг. официальный Минск подвергался санкционному давлению со стороны ЕС и других европейских государств (устойчивым исключением в этом отношении была только Сербия). В начале 2020-х гг. европейские политики отказались от поддержки диалога с Белоруссией. Однако результатом давления со стороны европейцев стало не изменение политики белорусского государства, а снижение значимости европейского вектора в его внешней политике при одновременном повышении значимости евразийского вектора.
В статье исследуется содержание дискурсивных практик политических партий Российской Федерации и Республики Беларусь в контексте динамики их взаимодействия на фоне возрастающего давления со стороны коллективного Запада. Авторы выделяют основные факторы внутреннего и внешнего происхождения, обусловливающие актуальность патриотического вектора союзного строительства. Концепт «патриотизм» трактуется как многозначный, предполагающий различные характеристики. Фиксируется широкий круг исследовательских оценок в отечественной и зарубежной научной литературе. Определяются константы партийного дискурса по патриотической проблематике во внутриполитической и интеграционной плоскостях. Показана специфика восприятия концепта «патриотизм» и отношения к нему российских и белорусских партий разного спектра и политического статуса с учетом их политической функциональности. Подмечено, что парламентские партии России и пропрезидентские партии Белоруссии в целом следуют в своих дискурсивных практиках генерализирующим сюжетам официального дискурса. Артикулированы центральные смыслообразующие категории, сопрягаемые в партийных платформах с концептом «патриотизм». Выявлены общие и особенные черты, позволяющие прояснить некоторые перспективы разработки и реализации интеграционного подхода в формате Союзного государства по вопросам политики патриотического воспитания на базе общественно-политического консенсуса.
В статье изучается динамика экономического сотрудничества на постсоветском пространстве, анализируется специфика российско-белорусских отношений, выделяются их сильные и слабые стороны. Затрагиваются вопросы функционирования Евразийского экономического союза в контексте сотрудничества России и Белоруссии. Формулируется тезис об уникальности роли Республики Беларуси в системе российских внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов. Авторы выделяют следующие ключевые особенности развития национальной экономики Белоруссии: проведение политики «социального государства» на фоне серьезных структурных реформ в республике, улучшения ее рынков и социально-экономических институтов; соотношение интенсивного и экстенсивного типов экономического роста на основе повышения технологичности производственных процессов как в промышленности, транспорте, связи, сфере услуг, так и в сельском хозяйстве, переработке аграрной продукции; длительное эмиссионно-инфляционное финансирование, сказывающееся негативно на способности предприятий осуществлять эффективное обслуживание дорогих кредитов. Делается вывод о том, что нынешняя форма белорусской экономической модели может развиваться при российской поддержке, а будущее реформирования экономики Республики Беларусь во многом зависит от того, насколько зрелые требования к этому процессу предъявят основные региональные акторы.
Статья содержит анализ политики официальной Варшавы в отношении белорусского национального меньшинства, которая имела традиционно ассимиляторский характер и резко ужесточилась в 1930-е гг. Отличительной чертой данной политики стал ярко выраженный репрессивный характер. Ярким символом национальной политики Варшавы в отношении национальных меньшинств стал созданный польскими властями в июне 1934 г. концентрационный лагерь в полесском городке Берёза Картузская, среди узников которого было много белорусов и украинцев. К концу 1930-х годов под давлением властей были закрыты практически все белорусские общественные и культурные организации и школы, а православная церковь подверглась растущей полонизации. Усилились репрессии властей против украинского населения Подляшья, Полесья, Холмщины, Волыни и Восточной Галиции. Противостояние польских властей с украинскими активистами подчас обретало формы латентной гражданской войны. Главной целью польской администрации в этнически белорусских и украинских восточных воеводствах II Речи Посполитой была тотальная полонизация местного восточнославянского населения. К 1939 г. полонизационные усилия властей достигли своей кульминации, обнаружив черты этноцида, понимаемого как уничтожение культуры народа, ведущее к его исчезновению путем ассимиляции. Лидер польской национальной демократии Роман Дмовский в 1931 г. определял внутреннюю жизнь Польши в это время как «картину варварства и глупости». Столь нелестные слова в первую очередь можно адресовать политике Варшавы в отношении национальных меньшинств.
В Советской Беларуси в 1921-1939 гг. осуществлялись радикальные перемены в общественно-политической жизни, культурная революция, модернизация сельского хозяйства и промышленности. Масштабные преобразования объективно требовали решения вопроса просвещения населения. В статье рассматривается процесс участия комсомола и молодежи в ликвидации неграмотности, развитии школьного, среднеспециального и высшего образования Советской Беларуси в межвоенный период. Ликвидация неграмотности являлась необходимой основой для создания разветвленной системы народного образования. Комсомольские комитеты и ячейки активно участвовали в создании общеобразовательных школ, организации подготовки квалифицированных кадров рабочих в учреждениях начального профессионального образования. При активном участии комитетов комсомола создавались и работали рабочие факультеты. Комсомольские органы много внимания уделяли работе со студенческой молодежью, регулированию ее социального и национального состава. Серьезное внимание обращалось на патриотическое воспитание и идейно-политическое просвещение студентов. Благодаря усилиям партийных, государственных, комсомольских и профсоюзных органов в сложных социально-экономических условиях осуществлялась работа по развитию ситемы образования. Отмечается, что ключевую роль в этом важном государственном деле играла молодежь, особенно комсомол, который, несмотря на многочисленные сложности и трудности, оказал значительное влияние на организацию и развитие системы образования.
С момента образования Советской Беларуси, правопреемницей которой является Республика Беларусь, начался процесс создания государственных органов власти, неотъемлемой частью которых являются органы правопорядка. Статья посвящена истории создания милиции Беларуси, ее организационно-правовым формам в 1917-1930-х гг., особенностям в становлении и развитии белорусской милиции в контексте возникновения и развития белорусской государственности на советской основе. Это происходило когда на территории Беларуси в 1917-1920 гг. не утихали боевые действия (Первая мировая война, германская интервенция 1918 г., польско-советская война и польская оккупация 1919-1920 гг.), которые дополнялись массовыми вооруженными выступлениями антипольской и антисоветской направленности. Анализ архивных документов, в основном сконцентрированных в Главном управлении милиции и уголовного розыска НКВД БССР (ф. 35, оп. 1) и Национальном архиве Республики Беларусь [НКВД БССР] (ф. 34, оп. 1), а также в НКВД БССР и ОГПУ по БССР Архива МВД Республики Беларусь (ф. 50), позволяет сделать вывод, что организационно-штатная структура советской милиции в Беларуси впервые стала выстраиваться с августа - декабря 1920 г., а ее практическая реализация стала возможной только с начала 1921 г.
В статье рассматривается публицистическая и научная деятельность виленского историка, архивиста и библиографа А.И. Миловидова (1864-1935). Устанавливаются биографические факты, повлиявшие на его профессиональное становление и развитие его исторических взглядов, - рождение в священнической семье, увлечение народной педагогикой, раннее увлечение краеведением, занятия под руководством В.О. Ключевского. Показывается, что наиболее плодотворным периодом жизни историка стало его проживание в Вильне - культурной столице Северо-Западного края Российской империи. Здесь А.И. Миловидов занимался научной работой в качестве сотрудника Виленской публичной библиотеки и музея при ней. В Вильне было подготовлено к печати большинство его статей публицистического и археографического характера. Предлагается общий анализ печатных работ виленского историка. Среди них обращают на себя внимание публикации документальных источников по истории Польского восстания 1863-1864 гг. в Литве и Белоруссии, в особенности о деятельности виленского генерал-губернатора М.Н. Муравьева. Рассматриваются археографические особенности изданных материалов, сильные и слабые стороны публикаций. В заключение предлагается оценка публицистическим и археографическим трудам А.И. Миловидова с точки зрения их актуального источниковедческого значения.
В статье анализируется деятельность римско-католического ордена терциаров и терциарок по укреплению позиций костела на белорусских землях Российской империи в конце ХIХ - начале ХХ в. Характерной чертой белорусских земель на рубеже ХIХ-ХХ столетий была поликонфессиональность, но основными вероисповеданиями, к которым принадлежало большинство населения, являлись православие и римо-католицизм. Взаимоотношения между ними носили непростой характер. Оба религиозные направления отстаивали свои интересы, предпочитая действовать в рамках официального законодательства. Согласно данным переписи 1897 г., римо-католицизм занимал второе место по численности верующих в белорусских губерниях. Деятельность костела была направлена на укрепление позиций данного вероисповедания в крае, что вызывало противодействие со стороны гражданской администрации и православной церкви. Указ от 17 апреля 1905 г. активизировал деятельность сторонников костела на белорусских землях, что проявилось главным образом в переходах из православия в римо-католицизм, ведении агитации за придание римо-католицизму статуса равного с православием и распространении идей о польской этнической принадлежности местного католического населения. Учитывая особое значение на данном поприще членов ордена терциаров и терциарок, Министерство внутренних дел Российской империи, изучив поступившую из белорусских губерний информацию о функционировании членов данного ордена, посчитало его деятельность не соответствующей интересам государства и предписало местным властям принять надлежащие меры по нейтрализации деятельности ордена терциаров и терциарок на белорусских землях.
Статья посвящена роли Михаила Соломоновича Цетлина в эсеровском движении и в истории города Витебска. Прослеживаются большая вероятность его знакомства с Марком Шагалом, его родственные связи, вопрос об активном участии его братьев в социал-демократическом движении, вхождение Цетлина в Центральный Комитет Партии социалистов-революционеров, история его арестов, пребывание в заключении и ссылках. Согласно ставшим доступными исследователям материалам, Цетлин был социалистом-революционером с 1903 г., принимал участие в создании первой Витебской группы социалистов-революционеров, и в царское время шесть раз привлекался к дознанию, что не помешало ему поступить на физико-математический факультет Московского университета. В предреволюционный период он также принадлежал к политическому масонству - к ложе в Витебске. Летом 1917 г. Цетлин был избран председателем Витебского Совета рабочих и солдатских депутатов. Во время отбывания первого срока при советской власти в Соловецком лагере особого назначения товарищи по заключению избрали его старостой политических заключенных. Впоследствии, пребывая в ссылках, он остался верен политической программе социалистов-революционеров, подвергая, в частности, осуждению государственные меры по раскулачиванию и критикуя колхозы. В 1937 г. Цетлин был голословно обвинен в руководстве не существовавшим Сибирским бюро социалистов-революционеров в Западно-Сибирском крае и расстрелян. В настоящее время он и другие обвиняемые полностью реабилитированы. Статья базируется на архивно-следственных материалах из архивов Федеральной службы безопасности России.
Осознание опыта становления нации в начале XX в., формирования идентичности, политических взаимоотношений в пространстве империи, исследование понятия «национализм» и его проявлений в многонациональном государстве важно для понимания процессов в трансформирующемся обществе, каким были белорусы в конце существования Российской империи. В данной статье рассматривается участие прессы в организации национального движения. Особое внимание уделено программе демократической газеты «Наша ніва» и либеральной газеты «Белорусская жизнь» по возрождению белорусской нации. Выделены и описаны взаимоотношения между политическими лагерями. Авторы пришли к выводу, что основными позициями редакции «Нашай нівы» были борьба за право на самоуправление, введение белорусского языка в гражданскую жизнь, судопроизводство, систему образования, а также в религиозную жизнь. Борьба за объединение белорусов в единую нацию с преодолением раскола по религиозному признаку и внешнеполитической ориентации на Польшу и Россию. В основе представлений редакции «Белорусской жизни» лежало признание белорусов отдельной ветвью триединого русского народа, имеющей свои особые, обусловленные различными факторами, и прежде всего историей, интересы. Признавалось значительное развитие Белорусского края в Средние века, но применительно к ситуации начала ХХ в. белорусы рассматривались, главным образом, как крестьянский народ, который только начал формировать новую культурную элиту. По социально-политическим и экономическим вопросам редакция «Белорусская жизнь» выступала с позиций, близких сначала октябристам, а затем кадетам.
В статье рассматривается размер жалованья чинов городской и уездной полиции в белорусских губерниях в правление императора Николая I. Показывается, что повышение жалованья произошло лишь в 1835 г., причем эта мера имела запоздавший характер и только частично улучшила материальное положение чиновников. Относительно низкий размер денежного содержания затруднял кадровую политику и способствовал развитию коррупционных проявлений среди полицейских чинов. Следует отметить, что, несмотря на отдельные инициативы местной администрации, размер жалованья чинов полиции специально не повышался для белорусских губерний. Исключением стали меры по увеличенным выплатам для чинов полиции в Виленской, Гродненской и Минской губерниях после польского восстания 1830-1831 гг., но преобразование земской полиции в 1837 г. нивелировало эти временные привилегии. В начале 50-х годов XIX в. в официальных отчетах и рапортах генерал-губернаторов и начальников губерний вновь появляется тема ограниченности средств чинов полиции. В свою очередь подчиненные уездной полиции нижние чины сельской полиции либо исполняли свои обязанности в порядке повинности, либо получали от населения регулируемое лишь обычаем вознаграждение.
статье дается характеристика причин и обстоятельств, в условиях которых в Кревском замке 14 августа 1385 г. был подписан акт унии между Великим княжеством Литовским и Королевством Польским. Приводится перечень условий, которые были положены в основу Кревского договора, важнейшим из которых было включение Великого княжества Литовского в состав Королевства Польского, а также указывается степень их исполнения каждой из договаривающихся сторон. Анализируются основные работы польской историографии первой трети ХХ в., посвященные изучению разных аспектов проблематики Кревского соглашения и характера взаимоотношений между Великим княжеством Литовским и Королевством Польским в 1385-1392 гг. Отмечается, что продолжительное время Кревский акт не был в центре внимания польских историков. Их интерес активизировался только на рубеже ХІХ-ХХ вв., когда А. Левицким была сформулирована «теория инкорпорации» Великого княжества Литовского в состав Короны Королевства Польского. Делается вывод, что проблематика Кревского соглашения, которая была предметом рассуждения многих польских исследователей, окончательно не исчерпала всех вопросов и создала поле для исследований следующих поколений историков.
Народ Беларуси имеет право гордиться своей тысячелетней историей, многообразным историко-культурным и археологическим наследием, которое показывает глубину корней белорусской государственности. Каждый археологический артефакт, памятник (объект) археологии или архитектуры - это важные элементы истории белорусской государственности, которые иллюстрируют прошлое и позволяют на практике осознать, насколько уникальна материальная и духовная культура наших предков. История страны и археологическое наследие являются неисчерпаемым источником для воспитания патриотизма - основы успешного развития любого современного государства, реализации научных, научно-образовательных и туристических программ, укрепления международного имиджа государства. На современном этапе историко-культурное и археологическое наследие занимает значимое место в структуре национальных интересов Республики Беларусь и играет важную роль в сохранении исторической памяти.
Выбор проблематики данного выпуска определяется важностью изучения современного политического, экономического, социального и культурного развития Белоруссии для реализации научных и образовательных задач, которые стоят перед сотрудниками Института евразийских и межрегиональных исследований РГГУ. Это связано с действующими в ИЕиМИ программами бакалавриата и магистратуры, посвященными проблематике истории и геополитике в современной Евразии, внешней политике, экономической жизни, политическим и социальным процессам, культуре стран постсоветского зарубежья, а также проблемам безопасности на пространстве Евразии и др.
Издательство
- Издательство
- РГГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- Юр. адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- ФИО
- Логинов Андрей Викторович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rsuh@rsuh.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2506118
- Сайт
- https://www.rsuh.ru/