В статье рассматривается литературный образ как необходимая часть формирования специальных профессиональных навыков будущих художников традиционного прикладного искусства. Авторы текста отмечают важность межпредметных связей, способствующих самоопределению в мире культуры и творческому проявлению личности. В статье на примере изучения лирики А.А. Фета представлены варианты практических заданий (анализ стихотворений, словарная работа, написание эссе), направленных на выявление сюжетно-тематическое родства произведений словесного и изобразительного искусства и определение близости их образной природы.
Идентификаторы и классификаторы
Важнейшей составляющей культуры является культура художественная, «ядро» которой – произведения искусства. До определённого времени в отечественном образовании преобладали тенденции раздельного освоения разных видов художественной деятельности, изолированного изучения музыки, литературы, живописи. Однако практика показала, что при освоении искусства необходим единый культурологический подход, позволяющий изучить разные виды и типы художественной деятельности человека системно и целостно, во взаимосвязи различных её проявлений.
Обучение будущих художников традиционного прикладного искусства должно быть связано с развитием и воспитанием национальных и общечеловеческих ценностей, способствующих самоопределению в мире культуры и творческому проявлению личности.
Список литературы
1. Габриелян Л. М. Литературный образ и его основная характеристика / Л. М. Габрилян - Текст: электронный // Text. Literary work. Reader: materials of the IX international scientific conference on May 20-21, 2021. - Prague: Vědecko vydavatelské centrum “Sociosféra-CZ”, 2021. - С. 10-16. - URL: http://sociosphera.com/files/conference/2021/k-05_20_21.pdf (дата обращения: 20.02.24). ISBN: 978-80-7526-530-2
2. Золотарёва И. В. Поурочные разработки по Русской литературе XIX века. 10 класс 2-ое полугодие / И. В. Золотарёва, Т. И. Михайлова. - Москва: ВАКО, 2002. - 336 с.
3. Книгин И. А. Словарь литературоведческих терминов. - Саратов: Лицей, 2006. - 272 с. ISBN: 5-8053-0481-3 EDN: QSQQIP
4. Литературный энциклопедический словарь / [подгот. Е. И. Бонч-Бруевич и др.]; под общей редакцией В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. - Москва: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.
5. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / главный научный редактор Н. Д. Тамарченко. - Текст: электронный. - Москва: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. - 358 с. - URL: https://studylib.ru/doc/2228662/poe-tika.-slovar._-aktual._nyh-terminov-i-ponyatij.-2008 (дата обращения: 15.02.24). ISBN: 978-5-903955-01-5
6. Стародубцева Ю. Н. Творчество А. А. Фета в восприятии А. А. Блока (по материалам библиотеки А.А. Блока) / Ю. Н. Стародубцев. - Текст: электронный // Новый филологический вестник. - 2010. - № 2 (13). - С. 26-36. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-a-a-feta-v-vospriyatii-a-a-bloka-po-materialam-biblioteki-a-a-bloka (дата обращения 02.03.2024). EDN: NCWJXF
7. Фет А. А. Соловьиное эхо: повесть Н. П. Суховой о жизни и творчестве Фета и избранные стихотворения поэта / А. А. Фет. - Москва: Детская литература, 2005. - 205 с. 5-08-00409. ISBN: 50800409
8. Энциклопедический словарь юного филолога / составитель М. В. Панов. - Текст электронный. - Москва: Педагогика, 1984. - 352 с. - URL: https://djvu.online/file/hF6XsesOQyrip (дата обращения: 17.02.24).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Каталог авторов Е.А. Лапшиной и В.Ф. Максимович под названием «Великолепие художественного наследия России: художественное кружевоплетение. Дипломные работы студентов Высшей школы народных искусств (академии)» – это первое полное издание произведений кафедры художественного кружевоплетения Высшей школы народных искусств (академии) за двадцатилетний период, отражающее специфику развития вологодского, киришского и рязанского художественного кружевоплетения. Издание иллюстрировано не только качественными фотографиями выпускных квалификационных работ, но и включает фрагменты кружевных мотивов в увеличенном формате, что наиболее полно отражает специфику технологического исполнения и сложность ручного художественного труда.
Статья посвящена обзору альбомов-каталогов художественных изделий уральских ювелиров, являющихся членами Союза художников России. Издания были опубликованы в серии «Ювелиры Нижнего Тагила» и подготовлены к выпуску директором Нижнетагильского музея изобразительных искусств, искусствоведом - М. Агеевой. В альбомах представлены иллюстрации авторских художественных изделий художников.
В статье автор анализирует происхождение живописных полотен, ставших важной частью музейно-выставочного пространства «Лукутинские традиции» в Федоскинском институте лаковой миниатюрной живописи. Автором изучены документы, отражающие историю развития сёл Федоскино, Данилково с соседними деревнями, входившими в состав Марфинской волости, а также сёл Троицкой волости; воспоминания федоскинских художников и учащихся Федоскинской профессионально-технической школы о приобретении коллекции живописных работ и их значении в обучении художников-миниатюристов.
В статье рассматривается подготовка студентов, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в условиях возрастающих требований к подготовке компетентных выпускников. Основная проблема - качество профессиональной подготовки и формирование компетентности студентов среднего профессионального образования в области традиционных художественных промыслов посредством совершенствования модели подготовки специалиста по художественной обработке кожи.
В статье рассматриваются различные органические и неорганические материалы, используемые для создания художественных произведений в косторезном искусстве. Проанализированы и перечислены возможности применения традиционных и нетрадиционных материалов в художественной резьбе по кости. Представлена условная классификация материалов, используемых в косторезном искусстве. Проведен краткий художественный анализ некоторых современных изделий с применением нетрадиционных материалов для косторезного искусства.
В статье рассматриваются особенности работы Художественно-экспертного совета Московской области по народным художественным промыслам, анализируются главные задачи, функции, процесс и критерии отнесения произведений к изделиям народных художественных промыслов признанного художественного достоинства. Автор показывает важность их признания изделиями народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, анализирует примеры мер государственной поддержки, которые получают предприятия.
В статье рассматриваются способы, оказывающие положительное влияние на занятиях физической культурой на гармонизацию эмоциональной сферы, сохранение здоровья, повышение умственной и физической активности студентов, обучающихся традиционному прикладному искусству. Физическая активность на занятиях физической культурой компенсирует негативное влияние малоподвижного образа жизни современного человека. Автор статьи проводит исследование спортивных интересов и предпочтений студентов, а также их эмоционального состояния с помощью специально разработанных тестов и на основании анализа результатов тестирования проводит занятия, которые способствуют адаптации и улучшению физического и эмоционального самочувствия обучающихся.
В статье рассматривается актуальная проблема повышения качества подготовки студентов высшего образования в области художественной вышивки к выпускной квалификационной работе. Научно обосновывается междисциплинарный подход к разработке содержания и структуры выпускной квалификационной работы как формы представления результатов обучения в области художественной вышивки. Результаты анализа процесса подготовки студентов к выполнению выпускных квалификационных работ сопровождаются демонстрацией иллюстративных материалов. Определяются перспективы организации и проведения педагогического эксперимента на базе Высшей школы народных искусств (академии).
В статье рассматривается возможность применения современных художественно-технологических материалов в процессе обучения студентов высшего образования проектированию, исполнительскому мастерству и совершенствованию мастерства по художественной росписи ткани. Представлен краткий обзор материалов и результатов их применения. Рассмотрены преимущества, которые дает внедрение современных материалов в ход образовательного процесса. Статья проиллюстрирована фотографиями изделий, выполненных студентами кафедры декоративной росписи им. А.Н. Голубевой в процессе освоения совершенствование мастерства по художественной росписи ткани, а также в ходе выполнения выпускной квалификационной работы.
Статья посвящена вопросам профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности «Живопись» (церковно-историческая живопись) на примере пленэрной практики в Высшей школе народных искусств (академии) г. Санкт-Петербург. Автор исследует художественно-практические и познавательно-творческие аспекты пленэрной деятельности студентов в учебном процессе, а также выявляет ключевые особенности написания графических работ в условиях пленэра, используя различные графические материалы.
Статья представляет собой исследование проблемы качества обучения пластической анатомии в подготовке будущих художников традиционных художественных промыслов, разнообразие видов которых определяет различные подходы к созданию содержания обучения, отбор дидактических средств и методов. Является продолжением исследования, описание которого, теоретическое и практическое обоснование в виде педагогического эксперимента, а также результаты описаны в диссертационном исследовании автора. Углубляется и корректируется содержание обучения изображению фигуры человека на анатомической основе.
Статья посвящена анализу процесса обучения профессиональному мастерству будущих художников-ювелиров. На основе применения интегративно-модульной теории определены основные положения, выделены модули учебных заданий. В работе представлен алгоритм содержания обучения профессиональным умениям и навыкам в виде информационно-познавательного и деятельностного модулей, которые иллюстрированы учебными образцами ювелирных украшений, выполненных в логической последовательности.
В статье рассматривается специфика преподавания новой учебной дисциплины - основы российской государственности, обосновывается ее необходимость. Приведен пример преподавания дисциплины в Высшей школе народных искусств (академии). Указаны проблемы, возникающие при преподавании дисциплины в художественном вузе. На основании первого опыта предложены варианты решения проблемы и рекомендации в учебно-методический комплекс дисциплины.
Статья посвящена взаимосвязи дисциплин гуманитарного цикла (на примере русского языка, культуры речи и литературы), как единого комплекса, влияющего на становление и подготовку будущего художника традиционного прикладного искусства. Союз гуманитарных дисциплин определяет основную цель - влияние на владение русским языком и знаниями по культуре речи, литературе будущего художника, что определяет его возможности в описании художественных образов, использовании фигур речи, поэтического языка при написании выпускной квалификационной работы.
В статье рассматриваются традиции и исторические особенности обучения рисунку художников федоскинской лаковой миниатюрной живописи от школы при фабрике Лукутиных до Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)». Анализируются задачи обучения бакалавров академическому рисунку с учётом уникального художественного уровня лучших произведений лаковой миниатюрной живописи современных федоскинских художников и их знаменитых предшественников.
В статье исследуется современное состояние содержания обучения истории искусств в среднем профессиональном образовании. Особое внимание уделяется специфике профессиональной подготовки в области традиционных художественных промыслов и её влиянию на разработку содержания истории искусств. Автор выделяет значимость изучения истории искусств как эффективного инструмента формирования художественного вкуса и профессиональных компетенций будущих художников в области традиционного прикладного искусства. Основными источниками исследования являются рабочие программы дисциплины, учебники, учебно-методические комплексы и интерактивные пособия. Результаты исследования способствуют пониманию текущего состояния образовательного процесса и могут быть использованы для оптимизации содержания обучения истории искусств в среднем профессиональном образовании.
Статья посвящена изучению новой области научного педагогического знания - педагогическому образованию в области подготовки художников традиционного прикладного искусства. Рассмотрены нормативные и методолого-теоретические основания содержания педагогического образования в области подготовки художников. Представлен ход и результаты создания содержания педагогического образования для среднего профессионального и различных уровней высшего образования на примере исследований Высшей школы народных искусств (академии). На основе проведенных исследований предложены пути дальнейших научных работ, затрагивающих теоретическое и практическое направления изучения педагогического образования в области подготовки художников традиционного прикладного искусства.
25 января 2024 в Юго-Западной башне Вологодского кремля открылась выставка «Высшая школа народных искусств – 20 лет свершений», посвященная 20-летию вуза. На открытии экспозиции присутсвовало 54 человека. Прозвучали теплые слова от организаторов и приглашенных гостей выставки: сотрудников музеев, кружевных предприятий, студентов колледжей, вузов города, ценителей русского традиционного прикладного искусства.
На международной выставке-форуме «Россия», открытой в павильонах Выставки достижений народного хозяйства, 6-11 февраля 2024 г. прошла тематическая неделя «Санкт-Петербург научный». Вузы и научные организации города, подведомственные Комитету по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, познакомили с ключевыми достижениями города в науке и профессиональном образовании.
В статье дан обзор основных мероприятий, которые проходили в Высшей школе народных искусств (академии) и ее филиалах - институтах в рамках празднования Дня российской науки.
Статья посвящена 84-летию Народного художника России Владислава Федоровича Некосова. Статья написана на основе интервью с художником, профессором кафедры художественно-исполнительской проектной деятельности Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи и личных воспоминаний автора о мастере. В ходе интервью Владислав Федорович рассказал об этапах своего творческого становления как художника и педагога.
Издательство
- Издательство
- ВШНИ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191186, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, наб Канала Грибоедова, д 2 литера а
- Юр. адрес
- 191186, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, наб Канала Грибоедова, д 2 литера а
- ФИО
- Рыбникова Ольга Петровна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- vshni@mail.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 7104254