Предлагаемый обзор посвящён проведённому в прошлом году Международным Цен-тром комплексных художественных исследований Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова XI Международному форуму «Диалог искусств и арт-парадигм» («SCIENCEFORUM PAN-ART XI»), по материалам которого были опубликованы тома 57-61 одноимённого альманаха, а также коллективная монография «Великие ровесники». И сам форум, и названные издания посвящены знаменательной дате – 150-летие со дня рождения С. В. Рахманинова и Ф. И. Шаляпина. Анализ большого массива представленных здесь эссе, статей и заметок даёт основания для того, чтобы говорить об уникальной акции, суть которой состоит в исключительно многомерном освещении наследия двух великих представителей русской музыкальной культуры, творчество которых рас-смотрено в широком общеисторическом и художественном контексте.
Идентификаторы и классификаторы
Имена С. В. Рахманинова и Ф. И. Шаляпина, просиявшие над русской землёй на рубеже XIX и ХХ веков, в 2023 году выдвинулись на передовые рубежи российской культурной жизни в связи с большим юбилеем – 150-летием со дня рождения великих ровесников (С. В. Рахманинов родился 2 апреля, Ф. И. Шаляпин – 13 февраля 1873 года). И, как всегда, круглая дата, отмечающая продолжительность жизни «вечно живых» (Ю. Димитрин), стала поводом для того, чтобы, вновь обратив на фигуры юбиляров пристальный взгляд, пройтись по тропинкам их земных путей, пересмотреть факты биографии, перелистать страницы творческого наследия, вглядеться в окружавший исторический контекст с позиции и новых парадигм, определяющих нашу жизнь и диалог с прошлым, а также новой временно́й дистанции, всё дальше отодвигающей нас от реального времени жизни великих художников.
Список литературы
- Вардугин В. И. Человек, научивший петь Шаляпина // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2023. Т. 57. По материалам XI Между-народного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART XI».
- Великие ровесники. К 150-летию со дня рождения С. Рахманинова и Ф. Шаляпина. Коллективная монография. Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2023.
- Демченко А. И. «Великий сын земли русской». Очерк третий // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2023. Т. 57. По материалам XI Международного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART XI».
- Демченко А. Постскриптум // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Саратов: Са-ратовская государственная консерватория, 2023. Т. 58. По материалам XI Международного форума «Диа-лог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART XI».
- Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Саратов: Саратовская государственная кон-серватория, 2023. Т. 57-61.
- Егорова И. Л. «Вдоль по Питерской» в интерпретации Ф. И. Шаляпина: поиск фольклорных прототипов // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Саратов: Саратовская государственная кон-серватория, 2023a. Т. 57. По материалам XI Международного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART XI».
- Егорова И. Л. Ф. И. Шаляпин, Н. В. Плевицкая, Л. А. Русланова: параллели в судьбе и творчестве // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Саратов: Саратовская государственная консервато-рия, 2023b. Т. 57. По материалам XI Международного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCE-FORUM PAN-ART XI».
- Егорова И. Л., Матвеев М. В. Шаляпин и народная песня // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2023. Т. 57. По материалам XI Междуна-родного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART XI».
- Казьмина Е. О. Опера «Алеко» С. В. Рахманинова: краеведческий аспект // Диалог искусств и арт-па-радигм. Статьи. Очерки. Материалы. Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2023. Т. 58. По материалам XI Международного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART XI».
- Корчак М. Д. Бельканто-диптих // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2023. Т. 57. По материалам XI Международного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART XI».
- Красов В. В. Вокализ в камерном вокальном и вокально-симфоническом творчестве С. В. Рахманинова // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Саратов: Саратовская государственная кон-серватория, 2023. Т. 58. По материалам XI Международного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART XI».
- Кузнецов Н. И. Работать по-шаляпински! // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2023. Т. 57. По материалам XI Международного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART XI».
- Кюи Ц. А. Франц Лист. Критический этюд // Кюи Ц. А. Избранные статьи / сост., авт. вступ. ст. и примеч. И. Л. Гусин. Л.: Музгиз, 1953.
- От редактора-составителя (примечание) // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2023. Т. 57. По материалам XI Международного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART XI».
- Ряпосов А. Ю. Ф. И. Шаляпин и В. Э. Мейерхольд в работе над спектаклем «Борис Годунов» (Мариинский театр, 1911) // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Саратов: Саратовская госу-дарственная консерватория, 2023. Т. 57. По материалам XI Международного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART XI».
- Свистуненко Т. А. «Колокола» С. В. Рахманинова: поэма «The Bells» Э. А. По в переводе К. Д. Бальмонта как источник рождения индивидуальной музыкальной формы // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2023. Т. 58. По материалам XI Международного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART XI».
- Цчида С. Рахманинов глазами японского музыканта // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2023. Т. 58. По материалам XI Между-народного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART XI».
- Чайковский П. И. Объяснение с читателем. Русское музыкальное общество. Итальянская опера // Чайков-ский П. И. Музыкально-критические статьи. М.: Музгиз, 1953.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования – охарактеризовать фортепианную музыку Белы Виктора Яноша Бар-тока (1881-1945), выдающегося венгерского композитора, пианиста, педагога и музыковеда-этнографа. В статье обозначены предпосылки возникновения музыкального стиля «фовизм» в конце ХIХ – начале ХХ веков, охарактеризован фовизм в фортепианной музыке; обозначена роль Белы Бартока в становлении и развитии данного стиля; определена специфика фортепьянного стиля композитора на основе анализа его произведений. Новизна данного исследования заключается в обосновании уникальности фортепианного почерка Белы Бартока, которая определяется ориентацией его композиторского языка на аутентичный венгерский фольклор. В результате определены характерные черты музыкального стиля Белы Бартока: минимизация фактурных пластов и использование ограниченного числа структурных элементов; отказ от чувственности звучания; особая роль акцентности; контрастное использование крайних регистров инструмента; гротесковая скерцозная моторика.
Цель данной работы – раскрыть роль иконописной школы «Ставрос» Удмуртской Рес-публики в деле возрождения церковной живописи. В статье рассматриваются история возникнове-ния иконописной школы «Ставрос», особенности системы обучения в данной иконописной школе. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые освещаются история выставочной деятельности учеников и выпускников иконописной школы и их опыт работы в области церковной живописи. В результате исследования можно говорить о том, что руководителю иконописной школы «Ставрос» В. Н. Морозову удалось создать, по сути, свою школу-мастерскую, выпускники которой с успехом работают для храмов Удмуртской Республики и России
В статье представлен анализ материалов крупнейших музейных программ последних лет и новых публикаций, посвящённых творчеству Росэцу Нагасавы. Цель нашего исследования состоит в выявлении содержания выставочных каталогов и статей, представляющих отдельные работы и коллекции Росэцу Нагасавы. Научная новизна заключается в следующем: синтез иконографическо-го и формально-стилистического методов, избираемых кураторами выставочных и приуроченных к ним академических событий, позволяет рассматривать тенденции духовной жизни художника и ис-торико-культурного контекста его творчества. В результате анализа музейных программ «Росэцу Нагасава: легендарный мастер эксцентричной живописи эпохи Эдо» 2023 г. и «Росэцу – свирепая кисть» 2018 г., а также публикаций, освещающих жизнь и творчество художника, вышедших в последние десять лет, были раскрыты смысл произведений, существенные тенденции духовной жизни Росэцу Нагасавы и историко-культурного контекста его творчества.
Основной целью исследования является привлечение внимания к роли влияния личностного фактора на экономическое, социальное и культурное развитие Азербайджанской ССР среди 15 союзных республик Советского Союза в 60-80-е годы ХХ века. В статье всесторонне проанализирована суть целеустремленной политики общенационального лидера азербайджанского народа Гей-дара Алиева, который возглавил республику в советские годы, и выявляются основные направления социально-экономического развития Южного Кавказа в тот период. Научная новизна: была определена роль фактора личности в трансформации Азербайджанской ССР в ведущую республику Южного Кавказа, наряду с лидерскими качествами общенационального лидера Гейдара Алиева, были выявлено влияние его личностных отношений с другими политическими деятелями, представленными в руководстве СССР, на общие процессы исторического развития. В результате отмечается, что период политической и государственной деятельности Гейдара Алиева, охватывающий 1969-1982 годы, можно охарактеризовать как период подлинного развития, прогресса, возрождения, возврата к национальному самосознанию. Этот этап стал ключевым для Азербайджана не только в советский период, но также оказал существенное воздействие на последующий постсоветский период. Умелая и дальновидная политика Гейдара Алиева превратила Азербайджан из самой отсталой республики, входившей в состав Советского Союза, в одну из самых быстроразвивающихся стран Южного Кавказа.
В данной публикации продолжается рассмотрение такого социокультурного феномена, как «лёгкость бытия», уже в контексте исторической и культурной динамики России в первой чет-верти XXI века. Целью исследования стало выявление особенностей, касающихся национальной ментальности и постсоветского мировоззрения, а также устойчивых стереотипов их восприятия в отношении рассматриваемого феномена. В работе раскрываются особенности отражения «лёгкости бытия» в массовом сознании россиян, современном искусстве России, характеризируются тенденции, связанные с потенциалом «лёгкости бытия» способствовать духовной и социальной реабилитации личности в современных условиях. В работе определены наиболее выраженные особенности проявления «лёгкости бытия» в культуре рассматриваемого периода, чем и обосновывается научная новизна исследования. В результате, определив важнейшие моменты, относящиеся к социокультурной ситуации, сложившейся в России в первой четверти XXI в., автор заключает, что Конфликт (Борьба) изначально соседствует с Гармонией, в структуру которой входит «лёгкость бытия» в качестве важного элемента не только экзистенциальной опоры личности, но и национальной культуры.
В данном эссе рассматриваются особенности перехода от Классической эпохи к Модерну (рубеж и начало XX века, 1890-1920-е годы) в музыкальном искусстве России. Отмечается, что для данного периода ключевое движущее противоречие воплотилось в оппозиции «старый мир – новый мир», базируясь на диалоге уходящей и восходящей эпох. В работе даётся краткая характеристика тенденций, свойственных музыкальному искусству России Классической эпохи, её завещаю-щей фазе, получившей различное выражение (что отразилось в таких антитезах, как «деградация, вырождение – великое окаменение», «золотой закат – черные сумерки»). Особое внимание уделяется явлениям зарождающейся эпохи – Модерна. В результате автор заключает, что превалирующей тенденцией в становлении нового мира, помимо удержания и последовательного развития устоявшихся норм, оказалось кардинальное обновление всей системы жизнеотношения, включая художественно-эстетическую сферу: в части музыкальной технологии выдвигались такие качества, как жёсткость, противоречивость; в рамках смысловых аспектов проявились полнота сил и повышенная жизненная активность, а также оптимистическая настроенность, что связывалось в дальнейшем с развёртыванием героической образности и разработкой революционной героики.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "ГРАМОТА"
- Регион
- Россия, Тамбов
- Почтовый адрес
- 392003, г. Тамбов-3, а/я 4
- Юр. адрес
- 392003, Тамбовская обл, г Тамбов, б-р Энтузиастов, д 1Р, помещ 2
- ФИО
- Рябцев Олег Николаевич (УПРАВЛЯЮЩИЙ)