В данной публикации продолжается рассмотрение такого социокультурного феномена, как «лёгкость бытия», уже в контексте исторической и культурной динамики России в первой чет-верти XXI века. Целью исследования стало выявление особенностей, касающихся национальной ментальности и постсоветского мировоззрения, а также устойчивых стереотипов их восприятия в отношении рассматриваемого феномена. В работе раскрываются особенности отражения «лёгкости бытия» в массовом сознании россиян, современном искусстве России, характеризируются тенденции, связанные с потенциалом «лёгкости бытия» способствовать духовной и социальной реабилитации личности в современных условиях. В работе определены наиболее выраженные особенности проявления «лёгкости бытия» в культуре рассматриваемого периода, чем и обосновывается научная новизна исследования. В результате, определив важнейшие моменты, относящиеся к социокультурной ситуации, сложившейся в России в первой четверти XXI в., автор заключает, что Конфликт (Борьба) изначально соседствует с Гармонией, в структуру которой входит «лёгкость бытия» в качестве важного элемента не только экзистенциальной опоры личности, но и национальной культуры.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 93/94. История
В предыдущей публикации (Козлов, 2023), посвящённой рассмотрению феномена «лёгкость бытия» в кон-тексте исторической и культурной динамики России в досоветский и советский периоды, было показано, каким образом феномен «лёгкости бытия» преломлялся в культуре и жизни людей в досоветскую эпоху; были определены особенности переживания «лёгкости бытия» как на индивидуальном, так и на коллективном уровне в советский период. Выявим роль этого социокультурного понятия в динамике отечественной истории и культуры первой четверти XXI в.
Список литературы
- Байбородова Л. В., Фалетрова О. М. Социальная педагогика. Музыка как средство психолого-педагогической коррекции: учеб. пос. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2019.
- Беляева Л. А., Новикова О. Н. «Человек играющий» в эпоху постмодерна // Идеи и идеалы. 2018. Т. 2. № 3 (37).
- Виниченко А., Хрулькова И. О некоторых пунктах взаимодействия академической музыки и рок-культуры в эпоху глобализации и постглобализации // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материа-лы. По материалам Международного научного форума. Саратов, 2020. Т. VII / ред.-сост. А. И. Демченко.
- Гавриков В. А. Мифопоэтика в творчестве Александра Башлачёва. Брянск: Ладомир, 2007.
- Гавриков В. А. Художественная словесность в контексте синтеза искусств (на материале интермедиальных текстов с сингулярным авторством) // Сфера культуры. 2020. № 1.
- Грачёв В. Н. О возрождении традиционных смыслов музыки в отечественном музыкознании и композиции // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2019. № 4 (6).
- Гудимова С. А. Музыка в контексте культуры: сб. ст. М.: ИНИОН РАН, 2017.
- Демченко А. И. Иллюзии и аллюзии. Мифопоэтика музыки о Революции. Исследование. М.: Композитор, 2017.
- Демченко А. И. Мировой художественный процесс. Эволюция и закономерности. Исследование. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2019.
- Журавлев С. В., Гронов Ю. Мода по-советски: роскошь в стране дефицита. М.: ИстЛит, 2019.
- Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний // Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10-ти т. М.: Русская книга, 1994a. Т. 3.
- Ильин И. А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий // Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10-ти т. М.: Русская книга, 1994b. Т. 3.
- Ильичева О. С. Факторы влияния на эволюцию отечественной массовой музыкальной культуры в конце ХХ в. // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2015. № 47.
- Кирнарская Д. К. Homo Musicus // Художественное образование и наука. 2014. № 1.
- Козлов С. А. «Лёгкость бытия» в социокультурном контексте досоветской и советской эпох // Манускрипт. 2023. Т. 16. Вып. 6.
- Козлов С. А. Родной дом нашей души: восприятие Италии русскими людьми в XIX – начале ХХ в. // «Друг – зеркало для друга…»: российско-итальянские общественные и культурные связи, X-XX вв. М.: Институт российской истории РАН, 2013.
- Козлов С. А. Современная мода Италии как уникальный социокультурный феномен // Вестник культурологии. 2021. № 4 (99).
- Кондаков И. В., Соколов К. Б., Хренов Н. А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. М.: Прогресс-Традиция, 2011.
- Крупин В. Море житейское. М.: Институт русской цивилизации, 2016.
- Личутин В. В. Размышления о русском народе. М.: Институт русской цивилизации, 2013.
- Медушевский В. В. О сущности музыки // Православная русская школа: традиции, опыт, возможности, перспективы: мат. всерос. науч.-практ. образовательной конференции (Свято-Алексиевская Пустынь, 1 января 2016 г. – 31 декабря 2017 г.) / под ред. Н. Ф. Злобиной. Свято-Алексиевская Пустынь: Литера, 2018.
- Мельникова М., Арутюнян А., Ибрагимова А. Пофигизм – это безмятежная лёгкость бытия? (К вопросу о воспитании у школьников неравнодушного отношения к жизни) // Русский язык в ХХI в.: исследования молодых: мат. VI междунар. науч. студ. конференции (г. Сургут, 7-8 февраля 2019 г.). Сургут, 2019.
- Рябцева Н. Е. Художественное своеобразие орнитологической символики в поэзии Инны Лиснянской и Свет-ланы Кековой // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 5 (138).
- Соколов В. Г. Космизм в изобразительном искусстве: истоки, сущность и перспективы // Вестник культурологии. 2021. № 4 (99).
- Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991.
- Убогий А. Ю. Словарь исчезнувших вещей // Наш современник. 2018. № 6.
- Уваров М. С. Музыка и исповедь // Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова: мат. междунар. конференции (г. Санкт-Петербург, 26-27 мая 1997 г.). СПб.: Изд-во Института человека РАН (СПб. отделение), 1997.
- Фалетрова О. М. Музыка как средство психолого-педагогической коррекции. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2008.
- Фалетрова О. М. Регуляция психофизического и психоэмоционального состояния средствами искусства // Гуманитарные науки. 2021. № 1 (53).
- Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991.
- Федотов Г. П. Рождение свободы // Федотов Г. П. Собрание сочинений: в 12-ти т. М., 2004. Т. 9. Статьи американского периода.
- Философия социоприродного взаимодействия в век конвергентных технологий: коллективная монография. СПб.: Нестор-История, 2018.
- Хренов Н. А. Воля к сакральному. СПб.: Алетейя, 2006.
- Хренов Н. А. Культура и историческая память // Культура культуры. 2021. № 2.
- Царёва Н. А. Поколение Net: гуманизация или цифровизация // ИКОНИ. 2021. № 3.
- Чередниченко Т. В. Брэнд-эстетика // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 1999. № 5.
- Шастина Т. В. Приобщение детей к народной певческой культуре // Современные проблемы науки и образования: сб. тр. конференции. М., 2020. Т. XIX.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования – охарактеризовать фортепианную музыку Белы Виктора Яноша Бар-тока (1881-1945), выдающегося венгерского композитора, пианиста, педагога и музыковеда-этнографа. В статье обозначены предпосылки возникновения музыкального стиля «фовизм» в конце ХIХ – начале ХХ веков, охарактеризован фовизм в фортепианной музыке; обозначена роль Белы Бартока в становлении и развитии данного стиля; определена специфика фортепьянного стиля композитора на основе анализа его произведений. Новизна данного исследования заключается в обосновании уникальности фортепианного почерка Белы Бартока, которая определяется ориентацией его композиторского языка на аутентичный венгерский фольклор. В результате определены характерные черты музыкального стиля Белы Бартока: минимизация фактурных пластов и использование ограниченного числа структурных элементов; отказ от чувственности звучания; особая роль акцентности; контрастное использование крайних регистров инструмента; гротесковая скерцозная моторика.
Цель данной работы – раскрыть роль иконописной школы «Ставрос» Удмуртской Рес-публики в деле возрождения церковной живописи. В статье рассматриваются история возникнове-ния иконописной школы «Ставрос», особенности системы обучения в данной иконописной школе. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые освещаются история выставочной деятельности учеников и выпускников иконописной школы и их опыт работы в области церковной живописи. В результате исследования можно говорить о том, что руководителю иконописной школы «Ставрос» В. Н. Морозову удалось создать, по сути, свою школу-мастерскую, выпускники которой с успехом работают для храмов Удмуртской Республики и России
В статье представлен анализ материалов крупнейших музейных программ последних лет и новых публикаций, посвящённых творчеству Росэцу Нагасавы. Цель нашего исследования состоит в выявлении содержания выставочных каталогов и статей, представляющих отдельные работы и коллекции Росэцу Нагасавы. Научная новизна заключается в следующем: синтез иконографическо-го и формально-стилистического методов, избираемых кураторами выставочных и приуроченных к ним академических событий, позволяет рассматривать тенденции духовной жизни художника и ис-торико-культурного контекста его творчества. В результате анализа музейных программ «Росэцу Нагасава: легендарный мастер эксцентричной живописи эпохи Эдо» 2023 г. и «Росэцу – свирепая кисть» 2018 г., а также публикаций, освещающих жизнь и творчество художника, вышедших в последние десять лет, были раскрыты смысл произведений, существенные тенденции духовной жизни Росэцу Нагасавы и историко-культурного контекста его творчества.
Основной целью исследования является привлечение внимания к роли влияния личностного фактора на экономическое, социальное и культурное развитие Азербайджанской ССР среди 15 союзных республик Советского Союза в 60-80-е годы ХХ века. В статье всесторонне проанализирована суть целеустремленной политики общенационального лидера азербайджанского народа Гей-дара Алиева, который возглавил республику в советские годы, и выявляются основные направления социально-экономического развития Южного Кавказа в тот период. Научная новизна: была определена роль фактора личности в трансформации Азербайджанской ССР в ведущую республику Южного Кавказа, наряду с лидерскими качествами общенационального лидера Гейдара Алиева, были выявлено влияние его личностных отношений с другими политическими деятелями, представленными в руководстве СССР, на общие процессы исторического развития. В результате отмечается, что период политической и государственной деятельности Гейдара Алиева, охватывающий 1969-1982 годы, можно охарактеризовать как период подлинного развития, прогресса, возрождения, возврата к национальному самосознанию. Этот этап стал ключевым для Азербайджана не только в советский период, но также оказал существенное воздействие на последующий постсоветский период. Умелая и дальновидная политика Гейдара Алиева превратила Азербайджан из самой отсталой республики, входившей в состав Советского Союза, в одну из самых быстроразвивающихся стран Южного Кавказа.
Предлагаемый обзор посвящён проведённому в прошлом году Международным Цен-тром комплексных художественных исследований Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова XI Международному форуму «Диалог искусств и арт-парадигм» («SCIENCEFORUM PAN-ART XI»), по материалам которого были опубликованы тома 57-61 одноимённого альманаха, а также коллективная монография «Великие ровесники». И сам форум, и названные издания посвящены знаменательной дате – 150-летие со дня рождения С. В. Рахманинова и Ф. И. Шаляпина. Анализ большого массива представленных здесь эссе, статей и заметок даёт основания для того, чтобы говорить об уникальной акции, суть которой состоит в исключительно многомерном освещении наследия двух великих представителей русской музыкальной культуры, творчество которых рас-смотрено в широком общеисторическом и художественном контексте.
В данном эссе рассматриваются особенности перехода от Классической эпохи к Модерну (рубеж и начало XX века, 1890-1920-е годы) в музыкальном искусстве России. Отмечается, что для данного периода ключевое движущее противоречие воплотилось в оппозиции «старый мир – новый мир», базируясь на диалоге уходящей и восходящей эпох. В работе даётся краткая характеристика тенденций, свойственных музыкальному искусству России Классической эпохи, её завещаю-щей фазе, получившей различное выражение (что отразилось в таких антитезах, как «деградация, вырождение – великое окаменение», «золотой закат – черные сумерки»). Особое внимание уделяется явлениям зарождающейся эпохи – Модерна. В результате автор заключает, что превалирующей тенденцией в становлении нового мира, помимо удержания и последовательного развития устоявшихся норм, оказалось кардинальное обновление всей системы жизнеотношения, включая художественно-эстетическую сферу: в части музыкальной технологии выдвигались такие качества, как жёсткость, противоречивость; в рамках смысловых аспектов проявились полнота сил и повышенная жизненная активность, а также оптимистическая настроенность, что связывалось в дальнейшем с развёртыванием героической образности и разработкой революционной героики.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "ГРАМОТА"
- Регион
- Россия, Тамбов
- Почтовый адрес
- 392003, г. Тамбов-3, а/я 4
- Юр. адрес
- 392003, Тамбовская обл, г Тамбов, б-р Энтузиастов, д 1Р, помещ 2
- ФИО
- Рябцев Олег Николаевич (УПРАВЛЯЮЩИЙ)