Читать онлайн

Предлагаемая программа показывает разнообразие подходов к детской тематике в дискурсе гуманитарных наук, в этнологии / социальной антропологии, в истории, психологии, археологии, фольклористике. По мере возможности в ней реализуется междисциплинарный подход. Методологической базой выступает культурно-историческая теория Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурии, позволяющая объединить широкий круг этнографических, исторических и психологических исследований. В программе затрагивается следующий круг вопросов: основные подходы и направления исследования детей и детства, существующие в зарубежной и отечественной науке; неоднозначность понимания в различных культурах в различные исторические эпохи таких универсальных явлений, как детство, взросление, социализация, развитие ребенка в когнитивном и в моральном плане, инновационный потенциал детства и его роль в развитии общества в целом. Также исследуются проблемы, связанные с детством в современном мире, а именно: отношения между поколениями; социализация в виртуальных сообществах; проблема школы и обучения; права ребенка; право общества вторгаться во внутрисемейные отношения и регламентировать их; молодежные субкультуры и их роль в жизни современного общества. Интерес к истории и этнографии детства - сегодня вовсе не досужее любопытство. В наше время, названное временем перемен, непредсказуемости, неопределенности, нарастающей сложности, тема «отцов и детей», разрывов между поколениями становится особенно актуальной. Современное общество сталкивается со многими вызовами: что такое детство и взросление? продолжается ли у нас «долгий век детства» и мы пугаемся инфантильности великовозрастных созданий - или, напротив, юные дарования, не успев окончить толком школу, включаются во взрослую жизнь, создают свои стартапы, продвигают новые технологии? как нашему поколению подготовить и обучить детей, когда мы не знаем, в каком мире они будут жить, какие знания и профессии будут востребованы? каким будет воспитание, обучение, взаимодействие в семье и в различных социальных группах в эпоху цифровых технологий?

The curriculum presents the diversity of approaches to childhood in different branches of the humanities - in ethnology/social anthropology, history, psychology, archaeology, and folklore studies. Wherever possible, it implements an interdisciplinary approach. The methodological foundation is the cultural-historical theory of L. S. Vygotsky, A. N. Leontiev, and A. R. Luria. This curriculum addresses the following range of issues: the main approaches and research directions concerning children and childhood in the 20th century within the humanities; the cultural conventionality of universal phenomena such as childhood, growing up, socialization, child development in cognitive and moral terms; the innovative potential of childhood and its role in societal development across different cultures and historical eras. Additionally, the curriculum explores problems associated with childhood in the modern world, such as intergenerational relations, socialization in virtual communities, issues related to school and education, children’s rights, and the legitimacy and limits of government intervention in regulating family relations. It also examines youth subcultures and their role in modern society. Interest in the history and ethnography of childhood is no longer merely a matter of curiosity. In today’s era of change, unpredictability, uncertainty, and increasing complexity, the growing gaps between generations have become particularly relevant. Modern society faces many challenges, and one of the most pressing is understanding what childhood and growing up mean today. Does the «extended age of childhood» continue to lengthen? Are we concerned about the infantilism of new generations of adults, or, on the contrary, are young talents - having not finished school - ready to join adult life because they possess enough skills to create their own startups and promote new technologies? How can our generation educate children when we do not know what kind of world they will live in, or what knowledge and professions will be in demand?

Ключевые фразы: этнография детства, история детства, археология детства, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА, обряды детского цикла, обучение, гендерная социализация, ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР, ИГРА
Автор (ы): Тендрякова Мария Владимировна
Журнал: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.922.736.3. Детство (от третьего года жизни до половой зрелости)
Для цитирования:
ТЕНДРЯКОВА М. В. ДЕТСТВО В СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРСПЕКТИВЕ // ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. 2024. Т. 19 № 4
Текстовый фрагмент статьи