В статье исследуется сущность искусственной социальности как потенциальной формы «новой нормальности», а также описываются возможные антропологические трансформации в новой социальной реальности. Понятие «новой нормальности » как кризисного состояния общества раскрывается через экономические, политические и социально-культурные аспекты, указываются ее ключевые особенности. Сквозь призму последних анализируется особая форма социальности, формирующаяся в цифровом обществе, называемая «искусственной социальностью». Для этой цели рассматриваются основные риски, связанные с внедрением технологий искусственного интеллекта (включая его гибридные формы при интеграции с другими цифровыми технологиями) в социальной, политической и экономической сферах, отмечается их схожий характер и способность воспроизводить сущностные характеристики «новой нормальности». Дается общее описание сути явления искусственной социальности, обозначаются ее основные черты и отмечается, что искусственная социальность обладает всеми чертами «новой нормальности » в ее кризисном значении. Также в статье описываются антропологические трансформации, потенциально возможные в искусственной социальности, сущность которых определяется в контексте взаимодействия человека с искусственным интеллектом и другими цифровыми технологиями. Делается вывод о маргинальном положении «человека разумного» в среде искусственной социальности. В заключении отмечается, что искусственная социальность пока только формируется, а значит, есть возможность избежать кризиса при условии равноправного сотрудничества человека и искусственного интеллекта.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Информатика
В современном мире технологии искусственного интеллекта все шире внедряются в различные общественные практики. Экономические отношения, политическая деятельность, образование, медицина, культура и искусство, городская инфраструктура, индустрия досуга, бытовая сфера практически прошли точку невозврата, когда откат к «жизни ДО» сравним с социальной деградацией. Любая научно-техническая революция в истории человечества качественно меняла образ жизни людей, наше существование с каждым техническим изобретением становилось все более комфортным, но благодаря усилиям естественного, человеческого интеллекта. Человек преображал жизнь вокруг себя, совершенствуясь сам. Однако сегодня и, судя по имеющимся тенденциям, в будущем основная заслуга в улучшении жизни будет принадлежать уже искусственному интеллекту
Список литературы
1. Андреенкова, А. В. Цифровизация социальных контактов среди студенческой молодежи в России во время пандемии коронавируса / А. В. Андреенкова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2020. - № 6. - C. 403-426. DOI: 10.14515/monitoring.2020.6.1749 EDN: OKHUXS
2. Буйнякова, И. С. Философскоэтические проблемы биотехнологического “улучшения” человека / И. С. Буйнякова // Logos et Praxis. - 2017. - Т. 16, № 3. - С. 49-55. DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2017.3.7 EDN: YVCQJV
3. Булатов, А. С. Новая нормальность / А. С. Булатов // Мировое и национальное хозяйство. - 2020. - № 3 (52). - URL: https://mirec.mgimo.ru/2020/2020-03/novayanormalnost?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 14.07.2024).
4. Гаджиев, К. С. Турбуленция современного мира через призму коронавирусной пандемии / К. С. Гаджиев // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2020. - № 13 (5). - С. 253-272. DOI: 10.23932/2542-0240-2020-13-5-14 EDN: HNUUWT
5. Замчалова, И. Ю. Искусственный интеллект: риски и перспективы культуры / И. Ю. Замчалова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2023. - № 5. - С. 102-110. DOI: 10.25198/2077-7175-2023-5-102 EDN: BJCPZT
6. Игнатьев, В. И. И грядет “другой” актор… Становление техносубъекта в контексте движения к технологической сингулярности / В. И. Игнатьев // Социология науки и технологий. - 2019. - № 1 (10). - С. 64-78. DOI: 10.24411/20790910-2019-10005 EDN: XPCHXJ
7. Имамеева, Р. Д. Риски создания и функционирования искусственного интеллекта в медицине / Р. Д. Имамеева // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. - 2021. - № 1(27). - С. 33-40. DOI: 10.21777/2587-9472-2021-1-33-40 EDN: AUOAIL
8. Коданева, С. И. Перспективы и риски внедрения искусственного интеллекта в государственном управле нии / С. И. Коданева // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4, Государство и право: Реферативный журнал. - 2021. - №1. - С. 131-139. DOI: 10.31249/rgpravo/2021.01.14 EDN: SJSHWS
9. Коровникова, Н. А. Искусственный интеллект в образовательном пространстве: проблемы и перспективы / Н. А. Коровникова // Социальные новации и социальные науки. - 2021. - № 2. - С. 98-113. DOI: 10.31249/snsn/2021.02.07 EDN: UYZSBM
10. Кравченко, С. А. “Нормальная аномия”: контуры концепции / С. А. Кравченко // Социологические исследования. - 2014. - № 8. - С. 3-10. EDN: SOARRD
11. Мартыненко, Т. C., Добринская, Д. Е. Социальное неравенство в эпоху искусственного интеллекта: от цифрового к алгоритмическому разрыву / Т. С. Мартыненко, Д. Е. Добринская // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2021. - № 1. - С. 171-192. DOI: 10.14515/monitoring.2021.1.1807 EDN: ZMNKKY
12. Одинцов, А. В. Основные риски реализации концепции “умного города “ / А. В. Одинцов // Социодинамика. - 2019. - № 10. - С. 1-8. DOI: 10.25136/2409-7144.2019.10.30636 EDN: PRZZSE
13. Петрунин, Ю. Ю. Развитие концепции социального искусственного интеллекта / Ю. Ю. Петрунин // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). - 2023. - № 1. - С. 93-112. EDN: UYVVCS
14. Плиев, С. М. “Новая нормальность” в современном мире: исторические аспекты и актуальные политические практики / С. М. Плиев // Новое прошлое. - 2021. - № 3. - С. 214-220. DOI: 10.185722/2500-3224-2021-3-214220 EDN: GNOOCQ
15. Положихина, М. А. Эволюция Homo sapiens: от естественной к искусственной? (Обзор) / М. А. Положихина // Социальные новации и социальные науки. - 2022. - № 4. - С. 7-28. DOI: 10.31249/snsn/2022.04.01 EDN: COXCUH
16. Резаев, А. В., Трегубова, Н. Д. “Искусственный интеллект”, “онлайн-культура”, “искусственная социальность”: определение понятий / А. В. Резаев, Н. Д. Трегубова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2019. - № 6. - С. 35-47. DOI: 10.14515/monitoring.2019.6.03 EDN: DEAUGI
17. Смирнов, А. В. Цифровое общество: теоретическая модель и российская действительность / А. В. Смирнов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2021. - № 1. - С. 129-153. DOI: 10.14515/monitoring.2021.1.1790 EDN: SZLWQF
18. Сучков, М. А. “Геополитика технологий “: международные отношения в эпоху Четвертой промышленной революции / М. А. Сучков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. - 2022. - Т. 15. Вып. 2. - С. 138-157. DOI: 10.21638/spbu06.2022.202 EDN: MQEWLW
19. Тавокин, Е. П. Искусственность “искусственной социальности” / Е. П. Тавокин // Социологические исследования. - 2019. - № 6. - С. 115-122. DOI: 10.31857/S013216250005487-8 EDN: ZSVOKD
20. Франк, С. Л. Реальность и человек / С. Л. Франк; сост. П. В. Алексеев; прим. Р. К. Медведевой. - М.: Республика, 1997. - 479 с.
21. Фролова, Е. В., Рогач, О. В. Дисфункции цифровизации высшего образования (опыт пандемии COVID-19) / Е. В. Фролова, О. В. Рогач // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2022. - № 6. - C. 84-107. DOI: 10.14515/monitoring.2022.6.2265 EDN: RKOESD
22. Хайдеггер, М. Отрешенность. Разговор на проселочной дороге / М. Хайдеггер. - М.: Высшая школа, 1991. - С. 102-112.
23. Bozkurt, A., Sharma, R. C. Education in normal, new normal, and next normal: Observations from the past, in sights from the present and projections for the future / A. Bozkurt, R. C. Sharma // Asian Journal of Distance Education. - 2020. - 15 (2). - URL: http://www.asianjde.com/ojs/index.php/AsianJDE/article/view/512/329 (дата обращения: 22.02.2025). DOI: 10.5281/zenodo.4362664
24. Dasgupta, M. Sociological relevance of “new normal”: exploring new social norms and practices / M. Dasgupta. - URL: https://adamasuniversity.ac.in/sociological-relevance-of-new-normal-exploring-new-social-norms-and-practices/ (дата обращения: 22.02.2025).
25. El-Erian, M. A. Navigating the New Normal in industrial countries / M. A. El-Erian // International Monetary Fund, 2010. - URL: https://www.imf.org/en/News/Articles/2015/09/28/04/53/sp101010 (дата обращения: 22.02.2025). EDN: QUSCYT
26. Gerlich, M. AI Tools in Society: Impacts on Cognitive Offloading and the Future of Critical Thinking / M. Gerlich // Societies. - 2025. - V. 15 (1), 6. - URL: https://www.mdpi.com/2075-4698/15/1/6 (дата обращения: 26.02.2025). DOI: 10.3390/soc15010006
27. Malinetsky, G., Smolin, V. The artificial intelligence influence on real sociality / G. Malinetsky, V. Smolin // Procedia Computer Science. - 2021. - Volume 186. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877050921009868 (дата обращения: 14.07.2024). DOI: 10.1016/j.procs.2021.04.155 EDN: BMKXKH
28. Natale, S. Depounti, I. Artificial sociality / S. Natale, I. Depounti // Human-Machine Communication. - 2024. - Volume 7. - URL: https://stars.library.ucf.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1109&context=hmc (дата обращения: 14.07.2024). DOI: 10.30658/hmc.7.5 EDN: BFMAHD
29. Nawaz, S., Bhowmik, J. Adapting to the new normal: Understanding the impact of COVID-19 on technology usage and human behaviour / S. Nawaz, J.Bhowmik, T. Linden, M. Mitchell // Entertainment Computing. - 2024. - 51. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1875952124000946 (дата обращения: 22.02.2025). DOI: 10.1016/j.entcom.2024.100726 EDN: XGHSOC
30. Rezaev, A. V., Tregubova, N. D. Are sociologists ready for ‘artificial sociality’? Current issues and future prospects for studying artificial intelligence in the social sciences / A.V. Rezaev, N. D. Tregubova // Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. - 2018. - No. 5. - pp. 91-108. 10.14515/ monitoring.2018.5.10. DOI: 10.14515/monitoring.2018.5.10 EDN: YPEJVJ
31. Ripamonti, S. C. Care Ethics Management and Redesign Organization in the New Normal / S.C. Ripamonti, L. Galuppo, S. Petrilli, S. Dentali, R.G. Zuffo // Frontiers in Psychology. - 2021. - V. 12. - URL: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles//full (дата обращения: 22.02.2025). 10.3389/fpsyg. 2021.747617. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.747617 EDN: BMLFIV
Выпуск
Другие статьи выпуска
Существование зла в мире представляет собой серьезную проблему для традиционных религиозных верований, поскольку им трудно примирить его присутствие с Богом-создателем, всемогущим и всеблагостным. Эпикур предполагает, что всемогущее существо может уничтожить зло; всеблагое существо хотело бы его уничтожить. Однако существование зла ставит под сомнение веру во всемогущего и всеблагого Бога - существование зла ставит под сомнение веру во всемогущество и совершенство Бога Если бы зло существовало до сотворения мира, то Бог был бы ограничен его присутствием. Существование зла в мире - серьезная проблема для теистов, поскольку оно противоречит вере во всемогущество и совершенство Бога. Различные философы, начиная с греческих и заканчивая современными, давали определение злу, и все они верили в его существование и существование мира неизменных идей. Эти теории подчеркивают сложность понимания существования зла и его связи со Вселенной. Данная исследовательская работа посвящена проблеме зла и тому, как его можно классифицировать на различные виды. Кроме того, в работе рассматривается возможное решение проблемы зла и то, как зло можно рассматривать как часть добра. В конце работы будет сделан краткий вывод на основе идей различных философов.
Введение. В настоящей статье автор рассматривает российскую систему высшего образования, которая организована в том числе как один из сегментов экономики знаний. Экономический взгляд предполагает, что обучающиеся и конкурирующие друг с другом образовательные организации должны наиболее эффективно обмениваться информацией. В качестве такого средства обмена критически важными сведениями на рынке образовательных услуг рассматриваются различные рейтинги, дается обзор основных рейтинговых систем, ключевых аспектов их методологии. Целью настоящей статьи является предложение подхода к построению рейтингов образовательных организаций высшего образования, составленных из трех взаимосвязанных уровней: вуза, направления подготовки (специальности) и образовательной программы.
Методы. В работе использованы инструменты моделирования, сравнительный анализ существующих рейтинговых систем. Предлагаемый подход опирается на методики расчета показателей в рамках форм официальной статистики (ВПО-1, ВПО-2), мониторинга системы высшего образования. Научная новизна исследования. Принципиальное отличие предложенного подхода от действующих рейтинговых систем состоит во введении иерархического принципа построения рейтингов, в котором обеспечена связанность разных рейтинговых уровней, последовательное влияние результатов одного уровня на другой. Данный принцип, по мнению автора, логически коррелирует с задачей, которую решает потребитель образовательной услуги, последовательно выбирая образовательную организацию, направление подготовки (специальность) и образовательную программу для обучения. Кроме того, группировка показателей в рейтинговой методике произведена по субъектному принципу, через акторов, взаимодействующих с вузом (абитуриент, студент, выпускник, преподаватель), а не по направлениям деятельности вуза, как это обычно реализовано в основных рейтинговых моделях (образовательная деятельность, научная деятельность, международная деятельность и т. д.). Таким образом, автором представлен результат систематизации существующих классификаций рейтингов и предложен свой оригинальный подход с многоуровневой классификацией, не только по показателям, но и по целевой аудитории.
Результаты. Предложена модель иерархически связанного семейства рейтингов трех уровней: вуз, направление подготовки, образовательная программа. Для всех уровней сформированы наборы показателей, объединенные в одни и те же блоки: «абитуриент», «студент», «выпускник», «научно-педагогический работник», «комплексный блок показателей рейтингового уровня», «штрафы». Для каждого блока показателей в каждом из уровней предложен его вес. Приведены две расчетные формулы - для расчета рейтингового значения на каждом из рейтинговых уровней, для расчета значения каждого блока показателей на любом уровне рейтинга. В каждом блоке показателей каждого уровня рейтинга предложены наборы показателей, их предлагаемый вес в расчете, а также сами принципы калькуляции, предпочтительные исходные информации для расчетов и/или верификации сведений.
Выводы. Предлагаемая рейтинговая модель может быть пилотирована на группе образовательных организаций высшего образования, либо может логически лечь в основу развития существующих отечественных рейтинговых систем. Реализация иерархического подхода к составлению рейтингов российских вузов позволит повысить эффективность обмена информацией на рынке образовательных услуг за счет адаптации к пути выбора поступающего: от вуза к направлению подготовки и конкретной образовательной программе.
Введение. В статье проводится сравнительное исследование жилищной политики уральских регионов, представляющей наиважнейшее направление управления в государственном секторе, обеспечивающее достаточный уровень качества жизни населения.
Цель. Обосновать теоретические, методологические и методические основы исследования эффективности государственной жилищной политики для выработки рекомендаций по её совершенствованию в регионах Уральского федерального округа. Методы. Использованы основные теоретические методы (дедукция и индукция, анализ и синтез), экономические (анализ на мезоуровне), математические методы (сравнительный анализ и пр.) и пр. Научная новизна исследования. Рассмотрение состояния регионального жилищного фонда на основе применения методологического подхода, разграничивающего его анализ с позиций «потока» и «запаса», что в дальнейшем позволило предложить методику оценки эффективности государственной жилищной политики и осуществить её апробацию на примере сравнительного анализа регионов Уральского федерального округа, а, значит, предложить наиболее эффективные варианты её реализации.
Результаты. Исследовано состояние и динамика жилищного фонда уральских регионов, в итоге которого идентифицированы его «проблемные зоны» и намечены ориентиры активизации государственной жилищной политики для каждого из них (Свердловской, Челябинской, Курганской и Тюменской областей).
Выводы. Исходя из выявленных проблем современного состояния жилищного фонда, рекомендованы наиболее первоочередные направления улучшения государственной жилищной политики в уральских регионах.
Введение. По итогам двадцатилетия создания и деятельности журнала «Социум и власть» была проведена серия семинаров по обсуждению исследований перспектив социально-экономического развития России в условиях нарастающих внешних вызовов и турбулентности финансовоэкономических процессов. Закономерности и аномалии финансово-экономической динамики рассматривались в рамках дилеммы - региональные тренды эволюции против непредсказуемых изменений, порождаемых так называемыми «чёрными лебедями».
Методы. При написании статьи использован комплекс междисциплинарных подходов, связанных с развитием специфических методов исследования причин изменчивости трендов, визуализации их траекторий, графического цифрового анализа, демонстрирующего «картины перемен», классификации сценариев развития, многокритериальных оценок. Научная новизна определяется как обновлением методологических подходов и формированием нового высокотехнологичного инструментария исследования алгоритмов и процедур с глубокой интеграцией ИТ, так и полученными с помощью этого инструментария результатами, позволяющими провести декомпозицию сложных траекторий региональной финансово- экономической динамики на важнейшие составляющие. В статье представлены закономерности и особенности нестабильной финансово-экономической динамики: траектории и тренды экономических процессов России и регионов, наблюдаемые с начала ХХI века, а также выявленные «аномалии динамики» на траекториях финансового результата ведущих индустриальных регионов PФ, оценки сценариев кардинальных изменений финансово-экономической динамики на примере Челябинской области, оценки финансово-экономической результативности деятельности региональных системообразующих предприятий.
Результаты. Проведена апробация разработки и применения проблемно-ориентированных процедур оценки нестабильной региональной динамики, исследования закономерностей и аномалий экономического роста, построения сценариев перспективного регионального развития с дискретным характером изменений.
Выводы. Обоснованы перспективы обновления прогнозно-управленческой парадигмы для эффективной работы региональной системы управления в условиях нестабильности, с определением «коридора» сбалансированного социально-экономического развития. Определены направления совершенствования механизма построения региональных программ развития в условиях динамической сбалансированности.
Введение. В статье изложены результаты исследования, имевшего своей целью выработку философско-антропологической концепции, определяющей идеал «человека взрослого». Логика исследования включила проблематизацию самого понятия «человека взрослого», с уточнением его значения и очерчиванием границ его смыслового поля, при этом произведено различение проблемы антропологического модуса зрелости, или «человека взрослого », то есть способа бытия и состояния человека, противопоставляемого не детству, но способам бытия и состояниям незрелости, проявляющимся у взрослых, и проблематики философии и психологии возраста. Анализ модусов зрелости и незрелости в исследовании опирается преимущественно на феноменологический и диалектический подходы, первый из которых применен для обнаружения и анализа значимых для исследования проблемы феноменов человеческого бытия и включил, в частности, дескрипцию и анализ человеческой повседневности и социально-феноменологический метод, а второй позволил исследовать противоречивую, подвижную природу человека и развитие состояния «человека взрослого». Научной новизной в работе отличаются прежде всего выработанные автором основания исследования: комплексная антропологическая концепция, c утверждением «слоистости» опыта человека, способного интегрировать в себе бытийную множественность человека, и философская концепция субъектности; а также сама концепция антропологических модусов зрелости и незрелости. В результате исследования модус зрелости определен как полное выявление сущностных характеристик в каждом из слоев человеческого опыта, а также способности действия относительно другого/Других (функционирования в отношении мира), вследствие развития, реализующего развертывание человеческой субъектности.
Статья посвящена анализу единства и разнообразия форм, а также внутренней противоречивости и драматизму существования Я-бытия человека, названного «иной реальностью», которая, с одной стороны, базируется на физической, биологической, индивидуальной и социальной реальности человека, с другой, - качественно отличается от них. Такой анализ позволил автору прийти к выводу о том, что «иная реальность» есть непосредственная (имманентная) реальность человека, в которой и которой он живет, тогда как все предыдущие четыре уровня реальности носят для человека опосредованный характер: человек всегда может их видеть только сквозь призму своей «иной реальности». Будучи следствием единства бытия и небытия, которое воплощается в принципе интенциональности как стремлении небытия к бытию и, в частности, воли к жизни, «иная реальность» сама есть единство бытия и существования, которое творится человеком как субъектом, наделенным разумом, морально-эстетической чувственностью и свободной волей. Все основные формы «иной реальности» взаимодополняют друг друга. Здесь каждая форма необходима: исчезновение хотя бы одной неизбежно приведет к гибели и исчезновению всех остальных. При этом основные формы «иной реальности» составляют ряд противоположностей, в которых каждая из сторон обретают в противоположной стороне свою действительность, смысл и ценность. Исключительность «иной реальности» не спасает ее от внутренней противоречивости, которая, с одной стороны, обеспечивает ее качественное развитие (историчность); с другой, - обусловливает ее временной и врéменный характер, драматизм ее существования, и неизбежно ведет «иную реальность» к ее самоуничтожению. Только чувственная способность различения человеком добра и зла, а также добрая воля на основе адекватного мышления и достоверных знаний способны продлевать существование «иной реальности» настолько, насколько это в принципе возможно в соответствии с ее онтологическим потенциалом.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832