Введение. В статье изложены результаты исследования, имевшего своей целью выработку философско-антропологической концепции, определяющей идеал «человека взрослого». Логика исследования включила проблематизацию самого понятия «человека взрослого», с уточнением его значения и очерчиванием границ его смыслового поля, при этом произведено различение проблемы антропологического модуса зрелости, или «человека взрослого », то есть способа бытия и состояния человека, противопоставляемого не детству, но способам бытия и состояниям незрелости, проявляющимся у взрослых, и проблематики философии и психологии возраста. Анализ модусов зрелости и незрелости в исследовании опирается преимущественно на феноменологический и диалектический подходы, первый из которых применен для обнаружения и анализа значимых для исследования проблемы феноменов человеческого бытия и включил, в частности, дескрипцию и анализ человеческой повседневности и социально-феноменологический метод, а второй позволил исследовать противоречивую, подвижную природу человека и развитие состояния «человека взрослого». Научной новизной в работе отличаются прежде всего выработанные автором основания исследования: комплексная антропологическая концепция, c утверждением «слоистости» опыта человека, способного интегрировать в себе бытийную множественность человека, и философская концепция субъектности; а также сама концепция антропологических модусов зрелости и незрелости. В результате исследования модус зрелости определен как полное выявление сущностных характеристик в каждом из слоев человеческого опыта, а также способности действия относительно другого/Других (функционирования в отношении мира), вследствие развития, реализующего развертывание человеческой субъектности.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
Введение. В статье изложены результаты исследования, имевшего своей целью выработку философско-антропологической концепции, определяющей идеал «человека взрослого». Логика исследования включила проблематизацию самого понятия «человека взрослого», с уточнением его значения и очерчиванием границ его смыслового поля, при этом произведено различение проблемы антропологического модуса зрелости, или «человека взрослого», то есть способа бытия и состояния человека, противопоставляемого не детству, но способам бытия и состояниям незрелости, проявляющимся у взрослых, и проблематики философии и психологии возраста.
Список литературы
1. Арендт, Х. Vita activa, или О деятельной жизни / Х. Арендт; пер. с нем. и англ. В. В. Бибихина. - СПб: Алетейя, 2000. - 263 с.
2. Аристотель. Метафизика / Аристотель; сост. и подготовка текста С. И. Еремеев. - СПб: Эльга, 2002. - 832 с.
3. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель // Философы Греции. Аристотель Книга третья 15 (XII) - М.: ЭКСМО-Пресс, 1997. - URL: http://www1.lib.ru/poeeast/aristotel/nikomah.txt_withbig-pictures.html.
4. Арьес, Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / Ф. Арьес. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. - 416 с.
5. Бестаева, М. Р. Специфика “массового сознания” в современных условиях: специальность 09.00.11 “Социальная философия”: дис.. канд. филос. наук / Бестаева Манана Романовна; Пермский государственный педагогический университет. - Пермь, 2006. - 150 с. EDN: NNVEYT
6. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель; пер. с нем. Г. Г. Шпета. - М.: Наука, 2000. - 495 с.
7. Гелен, А. О систематике антропологии / А. Гелен // Проблема человека в западной философии: Сб. пер. с англ., нем., фр.; / общ. ред. Ю. Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - С. 152-202.
8. Зимина, И. С. Современный вариант инициации в процессе взросления подростков / И. С. Зимина // Педагогическое образование в России. - 2010. - №2. - С.75-82. EDN: MSUJAF
9. Игнатов, М. А. Сетевая ментальность и net-мышление в постиндустриальной культуре / М. А. Игнатов // Вестник МГУКИ. - 2018. - №5 (85). EDN: YVFHNZ
10. Кант, И. Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? / И. Кант // Собрание сочинений: в 6 т.: т.6. - М.: Мысль, 1966. - С. 25-35.
11. Кожевникова, М. Н. Образование социума и социум образования. Гл. I. / М. Н. Кожевникова // Горизонты новой социальности в образовании / Колл. моногр. Отв. ред. М. Н. Кожевниковой. - СПб.: Изд-во РХГА, 2015. - С. 56-62.
12. Кожевникова, М. Н. Феномен самообмана и проблемы человеческой зрелости / М. Н. Кожевникова // Человек. - 2021. - № 4. - С. 132-148. DOI: 10.31857/S023620070016691-7 EDN: QVMMMH
13. Кожевникова, М. Н. Опыт человека. (К осмыслению образования человека). Научная монография / М. Н. Кожевникова. СПб.: - Изд. РХГА, 2022. - 228 c.
14. Левинсон, А. Счастливое детство / А. Левинсон // Неприкосновенный запас. - 2008. - № 58. - С. 142-144.
15. Лишаев, С.А. Детство в философии возраста / С.А. Лишаев // Вестник Самарской гуманитарной академии. - 2016. - № 1. - С.73-83. EDN: WVOYOT
16. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с. EDN: SSWZKV
17. Николенко, О. Ф. Идея ценности зрелой личности в европейской культуре: специальность 09.00.13 “Философия и история религии, философская антропология, философия культуры”: дис.. канд. филос. наук: / Николенко Оксана Федоровна; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону, 2007. - 154 с. EDN: NOXUXV
18. Ницше, Ф. К генеалогии морали / Ф. Ницше // Сочинения: в 2 т. - М.: Мысль, 1990. - Т. 2. - С. 407-524.
19. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 372 с.
20. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. - 1989. - № 3. - С. 119-123.
21. Платон. Законы. Гл.2 // Платон. Труды. https://www.phantastike.com/philosophy/sobranie_sochineniy/html/ (дата обращения: 06.01.2025).
22. Погорельчик, А. В. Человек-масса: Социально-философский портрет XX века: специальность 09.00.11 “Социальная философия”: дис.. канд. филос. наук / Погорельчик Анастасия Вячеславовна; Воронежский государственный университет. - Воронеж, 2004. - 143 с. EDN: NMWRHD
23. Пушкарев, Е. А. Политико-правовые тенденции развития информационного общества в XXI веке / Е. А. Пушкарев // Философия права. - 2024. - № 2 (109). - С. 34-40. EDN: NVAQJD
24. Сартр, Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж. П. Сартр; пер. с фр. - М.: Республика, 2000. - 639 с.
25. Стоян, А. А. Роль “машин желания “ в обществе массового человека / А. А. Стоян // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2018. - №1. - 61-67. EDN: YWLWXN
26. Сю, P. Активное общество и новые обычаи времени / P. Сю // Ключи от XXI века: сб. статей. - М.: ООН по вопросам образования, науки и культуры, Бюро ЮНЕСКО. 2004. - С. 247-251.
27. Темнова, Л. В. Кидалтинг как социальный феномен / Л. В. Темнова, Е. И. Тезина // Теория и практика общественного развития. - 2018. - №12. DOI: 10.24158/tipor.2018.12.4 EDN: YQPCQP
28. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 366 с. ISBN: 5-01-001606-0 EDN: YQCMMA
29. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - М.: АСТ, 2009. - 284 с.
30. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. - М.: ООО “Издательство АСТ ЛТД”, 1998. - 662 с.
31. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер: пер. с нем. В. В. Бибихина. - М.: Ad Marginem, 1997. - 451 с. - https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Haid_BtVr/08.php.
32. Холлис, Дж. Под тенью Сатурна. Мужские психические травмы и их исцеление / Дж. Холлис. - М.: КогитоЦентр, 2009. - 183 с.
33. Цонкапа, Ч. Большое руководство к этапам пути Пробуждения: в 5 т. / Ч. Цонкапа. - СПб, 1997. - Том 3: Этап духовного развития высшей личности. - 342 с.
34. Шелер, М. Ресентимент в структуре моралей / М. Шелер. - СПб.: Наука, Университетская книга, 1999. - 230 с.
35. Элиаде, М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения / М. Элиаде. - М.: Университетская книга, 1999. - 356 с.
36. Эпштейн, М.Н. К философии возраста. Фрактальность жизни и периодическая таблица возрастов / М. Эпштейн // Бюллетень сибирской медицины. - 2006. - № 5. - С. 48-57. EDN: RDWTIZ
37. Эриксон, Э. Полный цикл жизни / Э. Эриксон, Дж. Эриксон. - СПб: Питер, 2024. - 159 с.
38. Юнг, К. Г. О становлении личности: доклад, прочитанный под названием “Die Stimme des Innern” в Культурном союзе (Вена, ноябрь 1932 г.) / К. Г. Юнг // Собрание сочинений: пер. с нем. Т. Ребеко. - М.: Канон, 1995. - С. 185-208.
39. Ярская-Смирнова, Е. “Веселые, непонимающие и бессердечные”? О феномене Питера Пэна / Е. Ярская-Смирнова, Г. Карпова, М. Ворона // Неприкосновенный запас. - 2008. - № 6 (62).
40. Dewey, J. How we think: A restatement of the relation of reflective thinking to the educative process / J. Dewey. - Lexington, MA: D.C. Heath, 1933. - 301 p.
41. Dziadkowiec, J. (2011) The Layered Structure of the World in N. Hartmann’s Ontology and a Processual View/ J. Dziadkowiec // Poli, R., and C. Scognamiglio and F. Tremblay (eds.) The Philosophy of Nicolai Hartmann, Berlin: De Gruyter. 2011. - Pp. 95-123. DOI: 10.1515/9783110254181.95
42. Gnoli, C. and Poli, R. (2004) Levels of Reality and Levels of Representation/ C. Gnoli, R. Poli // Knowledge Organization, 2004, 21(3) - Pp. 151-160.
43. Harriott, H.H. Old Age, Successful Ageing and the Problem of Significance / H.H. Harriott // Ethical Perspectives. - 2006. - Vol.13, №1. - P. 117-141. DOI: 10.2143/EP.13.1.2011789
44. Karabulatova, I., Barabash, O., Barabash, V., Vinogradova, N., Kulikov, S., Izbassarova, F. (2019). Homo Ludens in modern postmodern discourse: new possibilities of manipulation of public con sciousness. // International Conference on Man-Power-Law-Governance: Interdisciplinary Approaches (MPLG-IA 2019, December) Atlantis Press. - Pp. 54-57. DOI: 10.2991/mplg-ia-19.2019.11 EDN: RLZVNY
45. Kleineberg, M. (2016) From Linearity to Co-Evolution: On the Architecture of Nicolai Hartmann’s Levels of Reality / M. Kleineberg // Peterson, K., R. Poli, (eds.) New Research on the Philosophy of Nicolai Hartmann, 2016, Berlin: De Gruyter. - Pp. 81-108. DOI: 10.1515/9783110434378-006
46. Larsen, Lasse Juel (2019). Play and gameful movies: the ludification of modern cinema // Games and Culture 14.5 (2019) - Pp. 455-477.
47. Morgan, W. J. (2018). Play, puerilism, and post-modernism. Educational Philosophy and Theory, 50(14), 1612-1613. DOI: 10.1080/00131857.2018.1461405
48. Mouffe, Ch. Deliberative democracy or agonistic pluralism / Ch. Mouffe //Social Research, Vol. 66, No. 3 (FaU 1999) - Pp. 745-758. EDN: HAJNFP
Выпуск
Другие статьи выпуска
Существование зла в мире представляет собой серьезную проблему для традиционных религиозных верований, поскольку им трудно примирить его присутствие с Богом-создателем, всемогущим и всеблагостным. Эпикур предполагает, что всемогущее существо может уничтожить зло; всеблагое существо хотело бы его уничтожить. Однако существование зла ставит под сомнение веру во всемогущего и всеблагого Бога - существование зла ставит под сомнение веру во всемогущество и совершенство Бога Если бы зло существовало до сотворения мира, то Бог был бы ограничен его присутствием. Существование зла в мире - серьезная проблема для теистов, поскольку оно противоречит вере во всемогущество и совершенство Бога. Различные философы, начиная с греческих и заканчивая современными, давали определение злу, и все они верили в его существование и существование мира неизменных идей. Эти теории подчеркивают сложность понимания существования зла и его связи со Вселенной. Данная исследовательская работа посвящена проблеме зла и тому, как его можно классифицировать на различные виды. Кроме того, в работе рассматривается возможное решение проблемы зла и то, как зло можно рассматривать как часть добра. В конце работы будет сделан краткий вывод на основе идей различных философов.
Введение. В настоящей статье автор рассматривает российскую систему высшего образования, которая организована в том числе как один из сегментов экономики знаний. Экономический взгляд предполагает, что обучающиеся и конкурирующие друг с другом образовательные организации должны наиболее эффективно обмениваться информацией. В качестве такого средства обмена критически важными сведениями на рынке образовательных услуг рассматриваются различные рейтинги, дается обзор основных рейтинговых систем, ключевых аспектов их методологии. Целью настоящей статьи является предложение подхода к построению рейтингов образовательных организаций высшего образования, составленных из трех взаимосвязанных уровней: вуза, направления подготовки (специальности) и образовательной программы.
Методы. В работе использованы инструменты моделирования, сравнительный анализ существующих рейтинговых систем. Предлагаемый подход опирается на методики расчета показателей в рамках форм официальной статистики (ВПО-1, ВПО-2), мониторинга системы высшего образования. Научная новизна исследования. Принципиальное отличие предложенного подхода от действующих рейтинговых систем состоит во введении иерархического принципа построения рейтингов, в котором обеспечена связанность разных рейтинговых уровней, последовательное влияние результатов одного уровня на другой. Данный принцип, по мнению автора, логически коррелирует с задачей, которую решает потребитель образовательной услуги, последовательно выбирая образовательную организацию, направление подготовки (специальность) и образовательную программу для обучения. Кроме того, группировка показателей в рейтинговой методике произведена по субъектному принципу, через акторов, взаимодействующих с вузом (абитуриент, студент, выпускник, преподаватель), а не по направлениям деятельности вуза, как это обычно реализовано в основных рейтинговых моделях (образовательная деятельность, научная деятельность, международная деятельность и т. д.). Таким образом, автором представлен результат систематизации существующих классификаций рейтингов и предложен свой оригинальный подход с многоуровневой классификацией, не только по показателям, но и по целевой аудитории.
Результаты. Предложена модель иерархически связанного семейства рейтингов трех уровней: вуз, направление подготовки, образовательная программа. Для всех уровней сформированы наборы показателей, объединенные в одни и те же блоки: «абитуриент», «студент», «выпускник», «научно-педагогический работник», «комплексный блок показателей рейтингового уровня», «штрафы». Для каждого блока показателей в каждом из уровней предложен его вес. Приведены две расчетные формулы - для расчета рейтингового значения на каждом из рейтинговых уровней, для расчета значения каждого блока показателей на любом уровне рейтинга. В каждом блоке показателей каждого уровня рейтинга предложены наборы показателей, их предлагаемый вес в расчете, а также сами принципы калькуляции, предпочтительные исходные информации для расчетов и/или верификации сведений.
Выводы. Предлагаемая рейтинговая модель может быть пилотирована на группе образовательных организаций высшего образования, либо может логически лечь в основу развития существующих отечественных рейтинговых систем. Реализация иерархического подхода к составлению рейтингов российских вузов позволит повысить эффективность обмена информацией на рынке образовательных услуг за счет адаптации к пути выбора поступающего: от вуза к направлению подготовки и конкретной образовательной программе.
Введение. В статье проводится сравнительное исследование жилищной политики уральских регионов, представляющей наиважнейшее направление управления в государственном секторе, обеспечивающее достаточный уровень качества жизни населения.
Цель. Обосновать теоретические, методологические и методические основы исследования эффективности государственной жилищной политики для выработки рекомендаций по её совершенствованию в регионах Уральского федерального округа. Методы. Использованы основные теоретические методы (дедукция и индукция, анализ и синтез), экономические (анализ на мезоуровне), математические методы (сравнительный анализ и пр.) и пр. Научная новизна исследования. Рассмотрение состояния регионального жилищного фонда на основе применения методологического подхода, разграничивающего его анализ с позиций «потока» и «запаса», что в дальнейшем позволило предложить методику оценки эффективности государственной жилищной политики и осуществить её апробацию на примере сравнительного анализа регионов Уральского федерального округа, а, значит, предложить наиболее эффективные варианты её реализации.
Результаты. Исследовано состояние и динамика жилищного фонда уральских регионов, в итоге которого идентифицированы его «проблемные зоны» и намечены ориентиры активизации государственной жилищной политики для каждого из них (Свердловской, Челябинской, Курганской и Тюменской областей).
Выводы. Исходя из выявленных проблем современного состояния жилищного фонда, рекомендованы наиболее первоочередные направления улучшения государственной жилищной политики в уральских регионах.
Введение. По итогам двадцатилетия создания и деятельности журнала «Социум и власть» была проведена серия семинаров по обсуждению исследований перспектив социально-экономического развития России в условиях нарастающих внешних вызовов и турбулентности финансовоэкономических процессов. Закономерности и аномалии финансово-экономической динамики рассматривались в рамках дилеммы - региональные тренды эволюции против непредсказуемых изменений, порождаемых так называемыми «чёрными лебедями».
Методы. При написании статьи использован комплекс междисциплинарных подходов, связанных с развитием специфических методов исследования причин изменчивости трендов, визуализации их траекторий, графического цифрового анализа, демонстрирующего «картины перемен», классификации сценариев развития, многокритериальных оценок. Научная новизна определяется как обновлением методологических подходов и формированием нового высокотехнологичного инструментария исследования алгоритмов и процедур с глубокой интеграцией ИТ, так и полученными с помощью этого инструментария результатами, позволяющими провести декомпозицию сложных траекторий региональной финансово- экономической динамики на важнейшие составляющие. В статье представлены закономерности и особенности нестабильной финансово-экономической динамики: траектории и тренды экономических процессов России и регионов, наблюдаемые с начала ХХI века, а также выявленные «аномалии динамики» на траекториях финансового результата ведущих индустриальных регионов PФ, оценки сценариев кардинальных изменений финансово-экономической динамики на примере Челябинской области, оценки финансово-экономической результативности деятельности региональных системообразующих предприятий.
Результаты. Проведена апробация разработки и применения проблемно-ориентированных процедур оценки нестабильной региональной динамики, исследования закономерностей и аномалий экономического роста, построения сценариев перспективного регионального развития с дискретным характером изменений.
Выводы. Обоснованы перспективы обновления прогнозно-управленческой парадигмы для эффективной работы региональной системы управления в условиях нестабильности, с определением «коридора» сбалансированного социально-экономического развития. Определены направления совершенствования механизма построения региональных программ развития в условиях динамической сбалансированности.
В статье исследуется сущность искусственной социальности как потенциальной формы «новой нормальности», а также описываются возможные антропологические трансформации в новой социальной реальности. Понятие «новой нормальности » как кризисного состояния общества раскрывается через экономические, политические и социально-культурные аспекты, указываются ее ключевые особенности. Сквозь призму последних анализируется особая форма социальности, формирующаяся в цифровом обществе, называемая «искусственной социальностью». Для этой цели рассматриваются основные риски, связанные с внедрением технологий искусственного интеллекта (включая его гибридные формы при интеграции с другими цифровыми технологиями) в социальной, политической и экономической сферах, отмечается их схожий характер и способность воспроизводить сущностные характеристики «новой нормальности». Дается общее описание сути явления искусственной социальности, обозначаются ее основные черты и отмечается, что искусственная социальность обладает всеми чертами «новой нормальности » в ее кризисном значении. Также в статье описываются антропологические трансформации, потенциально возможные в искусственной социальности, сущность которых определяется в контексте взаимодействия человека с искусственным интеллектом и другими цифровыми технологиями. Делается вывод о маргинальном положении «человека разумного» в среде искусственной социальности. В заключении отмечается, что искусственная социальность пока только формируется, а значит, есть возможность избежать кризиса при условии равноправного сотрудничества человека и искусственного интеллекта.
Статья посвящена анализу единства и разнообразия форм, а также внутренней противоречивости и драматизму существования Я-бытия человека, названного «иной реальностью», которая, с одной стороны, базируется на физической, биологической, индивидуальной и социальной реальности человека, с другой, - качественно отличается от них. Такой анализ позволил автору прийти к выводу о том, что «иная реальность» есть непосредственная (имманентная) реальность человека, в которой и которой он живет, тогда как все предыдущие четыре уровня реальности носят для человека опосредованный характер: человек всегда может их видеть только сквозь призму своей «иной реальности». Будучи следствием единства бытия и небытия, которое воплощается в принципе интенциональности как стремлении небытия к бытию и, в частности, воли к жизни, «иная реальность» сама есть единство бытия и существования, которое творится человеком как субъектом, наделенным разумом, морально-эстетической чувственностью и свободной волей. Все основные формы «иной реальности» взаимодополняют друг друга. Здесь каждая форма необходима: исчезновение хотя бы одной неизбежно приведет к гибели и исчезновению всех остальных. При этом основные формы «иной реальности» составляют ряд противоположностей, в которых каждая из сторон обретают в противоположной стороне свою действительность, смысл и ценность. Исключительность «иной реальности» не спасает ее от внутренней противоречивости, которая, с одной стороны, обеспечивает ее качественное развитие (историчность); с другой, - обусловливает ее временной и врéменный характер, драматизм ее существования, и неизбежно ведет «иную реальность» к ее самоуничтожению. Только чувственная способность различения человеком добра и зла, а также добрая воля на основе адекватного мышления и достоверных знаний способны продлевать существование «иной реальности» настолько, насколько это в принципе возможно в соответствии с ее онтологическим потенциалом.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832