В 2023 году мир отметил 30-летие с момента начала процесса Осло, направленного на урегулирование израильско-палестинского конфликта. Учитывая итоговый провал этих переговорных усилий, уместно рассмотреть основные направления научных исследований этого процесса, определить их ключевые темы и тенденции. При анализе как эмпирических, так и теоретических работ, посвящённых процессу Осло, особое внимание уделяется исследованиям, выявляющим причины провала переговоров, поскольку они указывают перспективные направления для разработки более эффективных моделей ведения переговоров и разрешения конфликтов. Начало переговоров в Осло первоначально было встречено академическим сообществом с оптимизмом, причём учёные подчёркивали ключевую роль отдельных лидеров в успешном запуске процесса. Параллельно с тем, как мирный процесс заходил в тупик, израильско- палестинские переговоры были проанализированы в рамках существующих теоретических моделей, при этом исследователи критически оценивали соглашения в Осло с точки зрения международного права и выделяли экономические факторы, препятствовавшие достижению прочного мира. В других исследованиях рассматривались косвенные факторы, влияющие на мирный процесс, такие как общественное мнение и электоральная динамика, часто с опорой на теорию «двухуровневых игр» Роберта Патнэма. Однако эти исследования в первую очередь направлены на выявление непосредственных причин провала мирного процесса и не позволяют объяснить фундаментальные мотивы, лежащие в основе поведения участников переговорного процесса. Исследование глубинных причин провала процесса Осло привлекло внимание к социально- психологическим барьерам, включая «конфликтный синдром» и проблемы онтологической безопасности. Учёные исследовали влияние исторической памяти, коллективной травмы и культурной идентичности на исход переговоров. Появление междисциплинарных подходов, объединяющих психологию, философию и лингвистику, сыграло решающую роль в понимании сложных аспектов конфликта. Разнообразные теории, вдохновлённые мирным процессом в Осло, продолжают влиять на развитие исследований в области переговоров и урегулирования конфликтов, подчёркивая непреходящее значение этого поворотного момента в истории дипломатии.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- Префикс DOI
- 10.24833/2071-8160-2024-4-97-136-154
Some studies have contributed to the broader field of negotiation theory through an analysis of the Palestinian-Israeli peace process, particularly the Oslo process. These studies have advanced the understanding of negotiations by exploring concepts such as the zero-sum game and examining the relationship between theoretical frameworks and practical applications (Kibrik 2016).
Список литературы
1. Abbas M. 1997. Through Secret Chennels. The Road to Oslo, Senior PLO Leader Abu Mazen’s Revealing Story of the Negotiations with Israel. Reading: Garnet Publishing Ltd. 252 p.
2. Achar G. 2010. The Arabs and the Holocaust: The Arab-Israeli War of Narratives. New York: Metropolitan Books. 400 p.
3. Arnon A., Spivak A. 1998. Economic Aspects of the Oslo Process. Palestine-Israel Journal of Politics, Economics and Culture. 5(3). URL: https://pij.org/articles/388/economic-aspects-of-theoslo-process (дата обращения 20.08.2024).
4. Arzt D.E., Zughaib K. 1992. Return to the Negotiated Lands: The Likelihood and Legality of a Population Transfer Between Israel and a Future Palestinian State. New York University Journal of International Law and Politics. Vol. 24. P. 1399-1513.
5. Atran S., Axelrod R., Davis R. 2007. Sacred Barriers to Conflict Resolution. Science. 317(5841). P. 1039-1040. https://doi.org/10.1126/science.1144241
6. Bar-On D., Sarsar S. 2004. Bridging the unbridgable: the Holocaust and Al-Nakba. Palestine-Israel Journal of Politics, Economics and Culture. 11(1). URL: https://pij.org/articles/17 (дата обращения 20.08.2024).
7. Barak O. 2005. The Failure of the Israeli-Palestinian Peace Process, 1993-2000. Journal of Peace Research. 42(6). P. 719-736. https://doi.org/10.1177/0022343305057889
8. Bercovitch D. 1997. Conflict Management and the Oslo Experience: Assessing the Success of Israeli-Palestinian Peacemaking. International Negotiation. 2(2). P. 217-235. https://doi.org/10.1163/15718069720847951
9. Bercovitch J., Jackson R. 2009. Conflict Resolution in the Twenty-First Century: Principles, Methods, and Approaches. Ann Arbor: University of Michigan Press.
10. Bracka J. 2021. Transitional Justice for Israel/Palestine: Truth-Telling and Empathy in Ongoing
11. Conflict. Springer Cham. 387 p. https://doi.org/10.1007/978-3-030-89435-1
12. Brown N.J. 2008. The International Politics of the Middle East. Oxford: Oxford University Press
13. Bzostek R., Rogers A. 2014. Oslo +20: Reassessing the role of confidence building measures. The Social Science Journal. 51(2). P. 250-259. https://doi.org/10.1016/j.soscij.2013.11.002
14. Carcasson S., Putnam D. 1997. Communication and the Oslo Negotiation: Contacts, Patterns, and Modes. International Negotiation. 2(2). P. 251-278. https://doi.org/10.1163/15718069720847979
15. Chomsky N. 2017. The Oslo Accords: Their Context, Their Consequences. In The Oslo Accords: A Critical Assessment. Ed. by P. Bauck, M. Omer. The American University in Cairo Press. P. 1-12. https://doi.org/10.5743/cairo/9789774167706.003.0001
16. Dessus S. 2004. A Palestinian Growth History, 1968-2000. Journal of Economic Integration. 19(3). P. 447-469
17. Falk R. 2017. After Oslo: A Legal Historical Perspective. In The Oslo Accords: A Critical Assessment. Ed. by P. Bauck, M. Omer. The American University in Cairo Press. P. 67-78. https://doi.org/10.5743/ cairo/9789774167706.003.0007
18. Golan G. 2014. Israeli Peacemaking since 1967: Factors behind the breakthroughs and failures. London: Routledge. 246 p. https://doi.org/10.4324/9781315766225
19. Hagopian E.C. 1997. Is the Peace Process a process for Peace? Retrospective Analysis of Oslo. Arab Studies Quarterly. 19(3). P. 1-28.
20. Hovdenak A. 2009. Trading Refugees for Land and Symbols: The Palestinian Negotiation Strategy in the Oslo Process. Journal of Refugee Studies. 22(1). P. 30-50. https://doi.org/10.1093/jrs/fen039
21. Hoobler G. Donohue A. 2002. Relational Frames and Their Ethical Implications in International Negotiation: An Analysis Based on the Oslo II Negotiations. International Negotiation. 7(2). P. 143-167. https://doi.org/10.1163/138234002761384945
22. Imseis A. 2000. Law, Reality, and the Oslo ‘Peace’ Process. Oxford Journal of Legal Studies. 20(3). P. 469-476. https://doi.org/10.1093/ojls/20.3.469
23. Jones D. 1999. The Oslo peace accords and the radical intimacy of the hearth. Cambridge
24. Review of International Affairs. 13(1). P. 224-238. https://doi.org/10.1080/09557579908400287
25. Kelman H. 1997. Some Determinants of the Oslo Breakthrough. International Negotiation. 2(2). P. 183-194. https://doi.org/10.1163/15718069720847933
26. Kelman H. 1999. The Interdependence of Israeli and Palestinian National Identities: The Role of the Other in Existential Conflics. Journal of Social Issues. 55(3). P. 581-600. https://doi.org/10.1111/0022-4537.00134
27. Kelman H. 2007. Social-psychological dimensions of international conflict. In Peacemaking in international conflict: methods & techniques. Revised edition. Ed. by I.W. Zartman. Washington, D.C.: US Institute of Peace Press. P. 61-107.
28. Kibrik R. 2016. Sovereignty as It Should Be: Theoretical Gaps and Negotiations for Peace in Israel/Palestine. International Negotiation. 21(3). P. 440-472. https://doi.org/10.1163/15718069-12341338
29. Kriesberg L. 2000. Negotiating the Partition of Palestine and Evolving Israeli-Palestinian Relation. The Brown Journal of World Affairs. 7(1). P. 63-80.
30. Kriesberg L. 2015. Negotiating Conflict Transformations. In Handbook of International Negotiation: Interpersonal, Intercultural, and Diplomatic Perspectives. Ed. by M. Galluccio. Cham: Springer. P. 109-122. https://doi.org/10.1007/978-3-319-10687-8_9
31. Lasensky S. 2004. Paying for Peace: The Oslo Process and the Limits of American Foreign Aid.
32. Middle East Journal. 58(2). P. 210-234. https://doi.org/10.3751/58.2.13
33. Levanon O.S. 2021. Under a constant shadow: The Israeli-Palestinian conflict and the traumatic memory of the Holocaust. Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology. 27(1). P. 58-66. https://doi.org/10.1037/pac0000499
34. Levine M. 1995. Palestinian Economic Progress Under the Oslo Agreements. Fordham International Law Journal. 19(4). P. 1393-1418.
35. Lieberfeld D. (2008). Secrecy and “Two-Level Games” in the Oslo Accord: What the Primary Sources Tell Us. International Negotiation. 13(1). P. 133-146. https://doi.org/10.1163/138234008X298002
36. Lustick I.S. 1997. The Oslo Agreement as an Obstacle to Peace. Journal of Palestine Studies. 27(1). P. 61-66.
37. Lupovici A. 2015. Ontological security and the Israeli-Palestinian peace process: Between unstable conflict and conflict in resolution. In Conflict Resolution and Ontological Security: Peace Anxieties. Ed. by B. Rumelili. London: Routledge. P. 33-51. https://doi.org/10.4324/9781315796314-4
38. Makovsky D. 1996. Making Peace with the PLO: The Rabin Government`s Road to the Oslo Accord. Boulder, CO: Westview Press. 250 p.
39. Malik I. 2001. Analysis of Oslo Accords. Strategic Studies. 21(2) P. 134-145.
40. Miller R. 2012. Divided against Zion: Anti-Zionist Opposition in Britain to a Jewish State in Palestine, 1945-1948. London: Routledge
41. Mitzen J. 2006. Ontological Security in World Politics: State Identity and the Security Dilemma, European Journal of International Relations, 12(3), pp. 341-370.
42. Pearlman W., Cunningham K.G. 2012. Nonstate Actors, Fragmentation, and Conflict Processes. The Journal of Conflict Resolution. 56(1). P. 3-15. https://doi.org/10.1177/002200271142966
43. Peres S. 1995. Battling for Peace: A Memoir. New York: Random House. 350 p.
44. Pruitt D.G. 1997. Ripeness Theory and the Oslo Talks. International Negotiation. 2(2). P. 237- 250. https://doi.org/10.1163/15718069720847960
45. Putnam R. D. 1988. Diplomacy and Domestic Politics: The Logic of Two-Level Games. International Organization. 42(3) P. 427-460. https://doi.org/10.1017/S0020818300027697
46. Quigley J. 2005. The Case for Palestine: An International Law Perspective. Duke University Press. 360 p. https://doi.org/10.1215/9780822386766
47. Ramsbotham O. 2010. Transforming Violent Conflict: Radical Disagreement, Dialogue and Survival. Abingdon: Routledge. 288 p. https://doi.org/10.4324/9780203859674
48. Ramsbotham O. 2013. Is There a Theory of Radical Disagreement? International Journal of Conflict Engagement and Resolution. 1(1) P. 56-82
49. Reiter Y. 2010. Religion as a Barrier to Compromise in the Israeli-Palestinian Conflict. In Barriers to Peace in the Israeli-Palestinian Conflict. Ed. by Y. Bar-Siman-Tov. Jerusalem: KonradAdenauer-Stiftung Israel; Jerusalem Institute for Israel Studies. P. 228-263.
50. Ricarte J. 2023. The Impact of Protracted Peace Processes on Identities in Conflict: The Case of Israel and Palestine. Cham: Palgrave Macmillan. 256 p. https://doi.org/10.1007/978-3-031-16567-2
51. Rynhold J., Steinberg G. 2004. The Peace Process and the Israeli Elections. Israel Affairs. 10(4). P. 181-204. https://doi.org/10.1080/1353712042000283748
52. Said E.W. 1996. Peace and Its Discontents: Essays on Palestine in the Middle East Peace Process. New York: Vintage Books. 188 p.
53. Sanders J. 1999. Honest Brockers? American and Norwegian Facilitation of Israeli-Palestinian Negotiations (1991-1993). Arab Studies Quaterly. 21(2). P. 47-70.
54. Singer J. 2021. The Israel-PLO Mutual Recognition Agreement. International Negotiation. 26(3). P. 366-390. https://doi.org/10.1163/15718069-bja10026
55. Schwartz A., Gilboa E. 2023. The False Readiness Theory: Explaining Failures to Negotiate Israeli-Palestinian Peace. International Negotiation. 28(1). P. 126-154. https://doi.org/10.1163/15718069bja10059
56. Selby J. 2003. Dressing Up Domination as “Cooperation”: The Case of Israeli-Palestinian Water Relations. Review of International Studies. 29(1). P. 121-138. https://doi.org/10.1017/S026021050300007X
57. Sheikh H., Ginges J., Atran S. 2013. Sacred values in the Israeli-Palestinian conflict: resistance to social influence, temporal discounting, and exit strategies. Annals of the New York Academy of Sciences. 1299(1). P. 11-24. https://doi.org/10.1111/nyas.12275
58. Shamir J., Shikaki K. 2005. Public Opinion in the Israeli-Palestinian Two-Level Game. Journal of Peace Research. 42(3). P. 311-328. https://doi.org/10.1177/0022343305052014
59. Shlaim A. 2005. The Rise and Fall of the Oslo Peace Process. In International Relations of the Middle East. Ed. by L. Fawcett. Oxford: Oxford University Press. P. 241-61.
60. Smith D. The state of the Middle East: an atlas of conflict and resolution. Routledge, 2014.
61. Steele B. J. 2008. Ontological Security in International Relations: Self-Identity and the IR State. London: Routledge. 215 p. https://doi.org/10.4324/9780203018200
62. Strombom L., Kapshuk Y. 2022. Tracing responses to recognition in the Oslo peace process and its aftermath-The interlinkage between relational and internal ontological security. Conflict Resolution Quarterly. 39(3). P. 315-332. https://doi.org/10.1002/crq.21333
63. Tapper A.H., Sucharov M., eds. 2019. Social Justice and Israel/Palestine: Foundational and Contemporary Debates. Toronto: University of Toronto Press. 296 p.
64. Watson G.R. 2000. An Overview of the Oslo Accords. In The Oslo Accords: International Law and the Israeli-Palestinian Peace Agreements. Oxford: Oxford University Press. P. 41-54. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198298915.003.0002
65. Weiner J.W. 1996. An Analysis of the Oslo II Agreement in Light of the Expectations of Shimon Peres and Mahmoud Abbas. Michigan Journal of International Law. 17(3). P. 667-704.
66. Wistrich R.S. 1997. Israel and the Holocaust Trauma. Jewish History. 11(2). P. 13-20.
67. Zartman I.W. 1997. Explaining Oslo. International Negotiations. 2(2). P. 195-215. https://doi.org/10.1163/15718069720847942
68. Jensen L., Zartman I.W., Pruitt D. G., Young H.P., Druckman D. 1996. Negotiation as a search for justice. International Negotiation. 1(1). P. 79-98. https://doi.org/10.1163/157180696X00304
69. Zartman I.W. 2000. Ripeness: The Hurting Stalemate and Beyond. In International Conflict Resolution After Cold War. Washington, D.C.: The National Academies Press. P. 225-250.
70. Zreik R. 2003. The Palestinian Question: Themes of Justice and Power: Part I: the Palestinians of the Occupied Territories. Journal of Palestine Studies. 32(4). P. 39-49. https://doi.org/10.1525/ jps.2003.32.4.39
71. Абрамов С.М. 2016. Израиль и Палестина: испытание переговорным процессом (на примере «Осло-1» и «Осло-2»). Историческая и социально-образовательная мысль. 8(4/1). С. 29-41.
72. Гофман А.В. 2017. Соглашения Осло как попытка урегулирования палестино-израильского конфликта: историографический аспект. Человек и общество. № 4. С. 10-14. https://doi.org/10.21661/r-466068
73. Крылов А.В. 2011. Палестино-израильский переговорный процесс после подписания норвежских соглашений (1996-2001). Израиль, Россия и русскоязычное еврейство в контексте международной политики: к 20-летнему юбилею восстановления дипломатических отношений между СССР/Россией и Израилем: Материалы XVIII Международной ежегодной конференции по иудаике. Том III. М: Центр «Сэфер». С. 133-149.
74. Морозов В.М., Мельникова С.В., Шебалина Е.О. 2023. Эволюция оценок соглашений Осло в современных международных отношениях. Восток (Oriens). 2023. № 5. С. 104-115. https://doi.org/10.31857/S086919080024658-0
Выпуск
Другие статьи выпуска
Франция и Германия традиционно играют ведущую роль в выработке экономической политики Европейского союза. Немецкий ордолиберализм и французский дирижизм составляют двуединый концептуальный стержень европейской экономической интеграции. Выход Великобритании из ЕС изменил конфигурацию ядра объединения, четвёрка крупнейших государств-членов превратилась в тройку. Происходящее на этом фоне усиление роли Германии, с одной стороны, повышает статус франко-германского тандема, а с другой, делает положение Франции в объединении всё более зависимым от её реального экономического веса. Цель статьи – проследить, как меняется положение Франции в экономической системе Европейского союза, вскрыть важнейшие долгосрочные тенденции и на их основе сделать прогноз о потенциальном изменении баланса сил в системе экономического управления группировки. Для этого сначала изучается кадровое присутствие представителей Франции в высших органах экономического управления ЕС в исторической ретроспективе, суммируется вклад французской школы общественной мысли в развитие экономической и валютной политики Сообщества. Далее с опорой на данные международной статистики проводится сравнительный анализ важнейших макроэкономических показателей Франции и её партнеров по Евросоюзу: динамики ВВП, населения и душевых доходов, а также состояния торгового баланса и расходов на НИОКР. Исследование показало, что традиционно Франция была представлена в высших эшелонах экономического управления Европейской комиссии больше, чем любая другая страна ЕС. Франция является второй экономикой Евросоюза и останется таковой в ближайшие десятилетия. Однако её доля в совокупном ВВП ЕС поступательно снижается, тогда как доля в населении, наоборот растёт. По величине доходов на душу населения Франция находится на 10-м месте в ЕС и имеет ощутимые проблемы в части международной конкурентоспособности. При сохранении нынешней динамики к концу текущего десятилетия некоторые важные макроэкономические показатели Франции опустятся ниже средних по ЕС, что затруднит её причисление к странам ядра. Это увеличит асимметрию франко-германского тандема и осложнит задачу экономического управления Евросоюзом.
Рецензия на книгу: Хенкин С. М. 2023. Испания. Современное нестабильное общество: Монография. Москва. Издательство «Аспект Пресс».
В статье рассматривается миротворческая миссия Франческо да Колло и Антонио де Конти, послов императора Священной Римской империи Максимилиана I, к великому князю Московскому Василию III 1518–1519 годах. Основной задачей миссии было примирение Великого княжества Московского с Польско-Литовской унией, чтобы привлечь силы обеих держав к планировавшемуся совместному выступлению европейских христиан против Османской империи, чья экспансия на ЮгоВостоке Европы представляла серьёзную угрозу. Центральным объектом исследования выступает составленный по итогам поездки отчёт Франческо да Колло, который не только описывает ход переговоров, но и раскрывает уникальные детали российской дипломатии и придворных традиций начала XVI века. Статья демонстрирует, что церемонии, такие как приёмы, застолья и охоты, играли ключевую роль в дипломатических практиках того времени. Отдельное внимание уделяется описанию да Колло своих взаимодействий с Василием III и его приближёнными, которое показывает первостепенную значимость личных встреч и неформальных контактов в дипломатическом процессе эпохи. Несмотря на усилия посланников, миссия смогла добиться лишь заключения годового перемирия: непреодолимыми препятствиями для всеобъемлющего мира оказались территориальные разногласия, включая спор о принадлежности Смоленска, а также проблема возвращения из Польши захваченных русских военнопленных. Наконец, отчёт да Колло также иллюстрирует механизмы формирования образа Московии как восточной, деспотической державы, представляя собой один из самых ранних примеров конструирования России как «Другого» для Европы Нового времени.
В статье рассматриваются особенности, основные направления и актуальные тенденции международных переговоров субнациональных территориальных единиц на примере городов. Сегодня, когда политическая система мира переживает глубокую трансформацию, активизируется международная деятельность негосударственных и субнациональных акторов, включая их участие в международном переговорном процессе. Одна из основных особенностей международных переговоров городов заключается том, что они проходят преимущественно в многоуровневом и многостороннем формате, что обуславливается смешанным государственно-негосударственным статусом городов. Соотношение позиции города и государства во внешних сношениях зависит от «степени свободы» в отношениях центра с субгосударственными территориальными единицами, а также от уровня экономического и политического влияния города; иногда позиция города может существенно отличаться от позиции государства. На международном уровне существует ряд специализированных институтов и механизмов, позволяющих городам координировать позиции и вырабатывать общие подходы: Всемирная ассоциация объединенных городов и местных властей, Всемирная ассамблея местных и региональных органов власти, «Ассоциация Метрополио». Основное содержание повестки многосторонних переговоров городов сегодня составляют такие вопросы как: борьба с изменением климата, обеспечение безопасности от стихийных бедствий, соблюдение прав мигрантов и других перемещенных лиц, внедрение инноваций в городскую среду и управление. В свою очередь, для двухсторонних переговоров городов, осуществляющихся на основе института побратимства, характерен фокус на гуманитарной сфере, научно-образовательном и культурном сотрудничестве. Наконец, к актуальным тенденциям международных переговоров городов относятся всё более активное использование цифровых технологий, а также географическая переориентация побратимских связей российских городов в сторону «мирового большинства».
В статье анализируется практика реализации дипломатии второго трека, практикуемая Институтом востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН) в форме ситуационного анализа, методология которого была разработана академиком Е. М. Примаковым. Этот подход представляет собой эффективный инструмент урегулирования международных конфликтов и укрепления глобальной безопасности, сочетая науку и дипломатию. Особое внимание уделено серии из трёх экспертных дискуссий по Концепции коллективной безопасности в зоне Персидского залива, проведённых в ИВ РАН в 2019–2023 гг. Эти дискуссии продемонстрировали способность метода объединять широкий круг экспертов для глубокого междисциплинарного анализа сложных международных ситуаций. Практическая направленность результатов ситуационных анализов делает их полезными как для выработки политических рекомендаций, так и для долгосрочного стратегического планирования. Использование этого метода способствует формированию доверительных отношений между конфликтующими сторонами и созданию устойчивых механизмов международной безопасности. Статья также подчёркивает значение данной практики для развития российской внешнеполитической стратегии и её вклад в междисциплинарное изучение международных отношений.
Современные международные отношения, основанные на принципах многополярности, предполагают использование консенсуса как ключевого механизма принятия решений, подчёркивающего уважительное отношение к участникам переговоров и учёт мнений всех сторон на равноправной основе. В настоящее время принцип консенсуса лежит в основе деятельности многих международных организаций. Однако, в ряде случаев, таких как Всемирная торговая организация (ВТО), он всё чаще подвергается критике за низкую эффективность и значительные временные затраты. Это подчёркивает необходимость исследования факторов, влияющих на время, требуемое для достижения консенсуса. В данной статье с использованием формального математического моделирования на основе доработанной модели ДеГроота исследуется влияние различных факторов, таких как размер группы переговорщиков, уровень авторитарности её членов, доминирование в группе и формирование коалиций, на время достижения консенсуса в переговорном процессе. Результаты исследования показывают, что увеличение размера группы само по себе приводит лишь к незначительному увеличению времени, необходимого для достижения консенсуса, и становится значимым фактором только при высоком уровне авторитарности участников. В то же время, наличие авторитарного члена в группе существенно увеличивает время принятия решений даже в малых группах, а формирование коалиций (например, в случае присутствия нескольких абсолютно авторитарных членов) делает консенсус невозможным. Применение правила «консенсус минус k» для выхода из тупиковой ситуации оказывается неэффективным для международных организаций с большим числом участников, имеющих разнородные интересы. В иерархических структурах консенсус достигается путём проведения предварительных переговоров в подгруппах, что дополнительно увеличивает время, необходимое для принятия решения.
Цель статьи – рассмотреть достоинства и недостатки метрики «вовлеченности аудитории», широко используемой в социальных сетях (измеряет уровень активности и взаимодействия пользователей с контентом, продуктом или услугой, отражая их интерес и участие), для оценки эффективности цифровой дипломатии. Существующие способы оценки вовлеченности аудитории, разработанные в большинстве случаев для целей анализа эффективности маркетинговых стратегий в социальных сетях, либо не в полной мере задействуют потенциал данных, которые можно получить из социальных сетей, либо недостаточно гибкие для точечных задач, возникающих перед дипломатами. Авторы отвечают на два исследовательских вопроса методологического и прикладного характера: 1) насколько применимы для анализа эффективности цифровой дипломатии автоматизированные метрики оценки вовлеченности аудитории, разработанные платформами-агрегаторами данных из социальных сетей?; 2) какие важные закономерности цифровой дипломатии США в отношении России эти метрики позволяют выявить? Результаты исследования демонстрируют, что автоматизированные метрики, предлагаемые сервисами Popsters и TGStat для социальных сетей VK и Telegram, позволяют измерить уровень вовлеченности аудитории в зависимости от типа контента (текст, фото, видео или ссылка), длины текста поста, а также охват аудитории и географию трафика. Использование подобных сервисов-агрегаторов устраняет необходимость в самостоятельных количественных подсчётах, что может существенно ускорить работу учёных и дипломатов. Использование метрики вовлеченности аудитории позволило выявить следующие тенденции цифровой дипломатии США в отношении России: в качестве основной платформы с 2022 года используется Telegram; аудитория подписчиков довольно узкая и не расширяется. В условиях деградации российско-американских отношений США использует цифровую дипломатию как инструмент «гибридной войны» против России для донесения своей повестки до русскоговорящей аудитории социальных сетей. В заключении авторы представляют ряд рекомендаций по совершенствованию анализа вовлеченности в цифровой дипломатии, которые могут быть использованы в российской дипломатической практике при выстраивании контрнарративов и выработки стратегии в отношении цифровой дипломатии США.
Фрагментация Интернета, пришедшая на смену информационной глобализации, становится новой реальностью. Цифровые технологии и Интернет становятся полем новых геополитических противоречий и борьбы за лидерство между великими державами. Кибер-дипломатия, которая включает в себя спектр вопросов использования ИКТ для достижения внешнеполитических целей государства, а также новые проблемные и предметные области международных отношений, возникающие в связи с цифровизацией, является важнейшим инструментом межгосударственной конкуренции и конфликтов, а также средством ведения информационных войн.
На международном уровне отсутствуют международно-признанные нормы, регламентирующие развитие и использование цифровых инструментов в рамках внешней политики, межгосударственной конкуренции или противоборства. Становятся особенно важной выработка правил ответственного поведения государств в глобальном информационном пространстве.
Методологически статья построена на теории жизненного цикла норм. Согласно данному подходу нормы представляют собой социальные стандарты, регулирующие поведение государств в определенной области международных отношений. Была исследована эволюция дискурса о нормах, регулирующих цифровую дипломатию и глобальное цифровое пространство. В настоящее время, произошёл отказ продвигаемых США норм глобального интернета, свободного от государственных границ. Сформировался набор норм в области ответственного поведения государств в ИКТ-среде, закреплённых в документах ООН, региональных организаций и иных международных форумов. Однако, направления их развития и практического применения остаются предметом межгосударственных дискуссии, ввиду высокой значимости данной проблемы и различий в интересах и подходах государств.
В статье анализируется эволюция международного посредничества с середины XX века до сегодняшнего дня. Как происходящие в мире изменения влияют на феномен международного посредничества и его изучение? Гипотеза исследования состоит в том, что трансформация мирового порядка и политической организации мира в целом, а также процессы глобализации/де-глобализации и изменение характера конфликтов определяют специфику международного посредничества и, как следствие, отражаются в исследованиях по данной теме. Развитие международного посредничества в рассматриваемый период можно разделить на три этапа. Первый этап связан с эпохой холодной войны: международные конфликты носили в значительной степени межгосударственный характер и урегулировались государствами и международными организациями. Активизация негосударственных акторов нашла отражение в посредничестве в виде формирования «дипломатии второго трека». В это время формируются и исследования международного посредничества как отдельная область знаний. На втором этапе, с конца 1980-х годов до начала ХХI века, происходит разблокирование урегулирования региональных конфликтов с помощью посреднических усилий СССР и США. Полноценные политологические исследования международного посредничества начинают развиваться и в России, где до 1990-х они носили единичный характер и были связаны с международно-правовой наукой. На третьем этапе, в XXI веке, усиливаются процессы, которые наметились в конце предыдущего столетия. Политическая организация мира на уровне Вестфальской системы, системы межгосударственных отношений и политических систем отдельных государств продолжает подвергаться эрозии, что усиливает конфликтный потенциал в мире. Новые конфликты характеризуются многоаспектностью и многоакторностью, а их урегулирование предполагает вовлечение в посредничество различных государственных и негосударственных акторов. В ответ на эти вызовы происходят изменения в практике посредничества: активизация развивающихся стран, вовлечение в посредничество гражданского персонала миротворческих операций, использование цифровых технологий для осуществления посреднических функций. Вместе с тем, в результате эрозии политической организации мира начинают преобладать конфликты идентичности, основанные на ценностных разногласиях. Стороны таких конфликтов реже готовы к поиску компромиссов на основе анализа интересов, что снижает вероятность успешного посредничества в новых условиях.
Издательство
- Издательство
- МГИМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- Юр. адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- ФИО
- Торкунов Анатолий Васильевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- portal@inno.mgimo.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2294049
- Сайт
- https://mgimo.ru/