Франция и Германия традиционно играют ведущую роль в выработке экономической политики Европейского союза. Немецкий ордолиберализм и французский дирижизм составляют двуединый концептуальный стержень европейской экономической интеграции. Выход Великобритании из ЕС изменил конфигурацию ядра объединения, четвёрка крупнейших государств-членов превратилась в тройку. Происходящее на этом фоне усиление роли Германии, с одной стороны, повышает статус франко-германского тандема, а с другой, делает положение Франции в объединении всё более зависимым от её реального экономического веса. Цель статьи – проследить, как меняется положение Франции в экономической системе Европейского союза, вскрыть важнейшие долгосрочные тенденции и на их основе сделать прогноз о потенциальном изменении баланса сил в системе экономического управления группировки. Для этого сначала изучается кадровое присутствие представителей Франции в высших органах экономического управления ЕС в исторической ретроспективе, суммируется вклад французской школы общественной мысли в развитие экономической и валютной политики Сообщества. Далее с опорой на данные международной статистики проводится сравнительный анализ важнейших макроэкономических показателей Франции и её партнеров по Евросоюзу: динамики ВВП, населения и душевых доходов, а также состояния торгового баланса и расходов на НИОКР. Исследование показало, что традиционно Франция была представлена в высших эшелонах экономического управления Европейской комиссии больше, чем любая другая страна ЕС. Франция является второй экономикой Евросоюза и останется таковой в ближайшие десятилетия. Однако её доля в совокупном ВВП ЕС поступательно снижается, тогда как доля в населении, наоборот растёт. По величине доходов на душу населения Франция находится на 10-м месте в ЕС и имеет ощутимые проблемы в части международной конкурентоспособности. При сохранении нынешней динамики к концу текущего десятилетия некоторые важные макроэкономические показатели Франции опустятся ниже средних по ЕС, что затруднит её причисление к странам ядра. Это увеличит асимметрию франко-германского тандема и осложнит задачу экономического управления Евросоюзом.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- Префикс DOI
- 10.24833/2071-8160-2024-5-98-7-44
Для достижения поставленных целей был проведён сравнительный анализ показателей международной статистики баз данных UNCTADstat и Eurostat. Для выявления долгосрочных тенденций и ключевых соотношений выстроены длинные ряды и произведены расчёты.
Список литературы
1. Bahmani-Oskooee M., Mohammadian A. 2019. Who Benefits from Euro Depreciation in the Euro Zone? Empirica. №3. P. 577-595. https://doi.org/10.1007/s10663-018-9408-8
2. Bènassy-Quérè A. et al. 2018. Reconciling Risk Sharing with Market Discipline: a Constructive Approach to Euro Area reform. CEPR Policy Insight. №91.
3. Blesse S., Havlik A. and Heinemann F. 2021. Euro Area Reform Preferences of Central and Eastern European Economic Experts. Empirica. №48. P. 155-179. https://doi.org/10.1007/s10663-02009474-6
4. Burton J. and Kizior M. 2021. Can We Evaluate the Non-Price Competitiveness of French Products Based on Export Data? European Economy, Economic Brief. №64. March. https://doi.org/10.2765/423473
5. Covi G. 2020. Trade Imbalances within the Euro Ares: Two Regions, Two Demand Regimеs. Empirica. 48(1). P. 181-221. https://doi.org/10.1007/s10663-020-09477-3
6. Danescu E.R. 2012. Economists v. Monetarists - Agreements and Clashes in the Drafting of the Werner Report, in: A rereading of the Werner Report of 8 October 1970 in the light of the Pierre Werner family archives. Sanem: CVCE.
7. Garcia Calvo A. and Coulter S. 2022. Crisis, What Crisis? Industrial Strategies and Path Dependencies in Four European Countries after the Crash. Journal of Economic Policy Reform. 25(3). P. 191-210. https://doi.org/10.1080/17487870.2020.1785297
8. Giordano C. and Zollino F. 2016. Shedding Light on Priceand Non-Price-Competitiveness Determinants of Foreign Trade in the Four Largest Euro-area Countries. Review of International Economics. 24(3). P. 604-634. https://doi.org/10.1111/roie.12225
9. Harst van der J. 2014. The Common Agricultural Policy: А Leading Field of Action, in Dumoulin M. (ed.) The European Commission 1958-72. History and Memories of an Institution. Luxembourg: Publications Office of the European Union. P. 317-338. https://doi.org/10.2792/35424
10. Hein E. 2019. Financialisation and Tendencies towards Stagnation: the Role of Macroeconomic Regime Changes in the Course of and after the Financial and Economic Crisis of 2007-09. Cambridge Journal of Economics. №43. P. 975-999. https://doi.org/10.1093/cje/bez022
11. James H. 2012. Making the European Monetary Union. The Role of the Committee of Central Bank Governors and the Origins of the European Central Bank. The Belknap Press of Harvard University Press. Cambridge, London.
12. Josling T.E. and Swinbank A. 2013. EU Agricultural Policies and European Integration: A Thematic Review of the Literature. In: Verdun, Amy and Tovias Alfred (Eds.) Mapping European Economic Integration. Palgrave Macmillan. P. 18-37.
13. Lovering J.A. 2023. Indicative Planning and France’s Backstage Contribution to Eurozone Governance, Journal of Common Market Studies. №4. April. P. 1-17. https://doi.org/10.1111/jcms.13480
14. Micossi S. and Peirce F. 2020. Overcoming the Gridlock in EMU Decision-Making’. CEPS Policy Insights. №3.
15. Newman A. 2015. The Reluctant Leader: Germany’s Euro Experience and the Long Shadow of Reunification. In: Matthijs M. and Blyth M. (Eds.) The Future of the Euro. Oxford: Oxford University Press. P. 117-135.
16. Rueff J. 1971. Le Péché monétaire de l’Occident. Paris: Plon.
17. Rueff J., Hirsch F. 1965 The Role and the Rule of Gold. An Argument. Princeton, New Jersey: University Press.
18. Sapir J. 2015. The French Economy in 2014: from Short-Term Crisis to Structural Crisis. Studies on Russian Economic Development. 26(2). P. 168-177. https://doi.org/10.1134/S1075700715020112
19. Schild J. 2020. EMU’s Asymmetries and Asymmetries in German and French Influence on EMU Governance Reforms. Journal of European Integration. 42(3). P. 449-464. https://doi.org/10.1080/07036337.2020.1730351
20. Schoeller M.G. 2020. Germany, the Problem of Leadership, and Institution-Building in EMU Reform. Journal of Economic Policy Reform. 23(3). P. 309-324. https://doi.org/10.1080/17487870.2018.1541410
21. Schramm L., Krotz U. 2023. Leadership in European Crisis Politics: France, Germany, and the Difficult Quest for Regional Stabilization and Integration. Journal of European Public Policy. №31. P. 1153-1178. https://doi.org/10.1080/13501763.2023.2169742
22. Seidel K. 2016. Robert Marjolin. Securing the Common Market through Economic and Monetary Union. In: Dyson, K. and Maes, I. (eds.) Architects of the Euro. Intellectuals in the Making of European Monetary Union. Oxford University Press. P. 51-74.
23. Somai M. 2019. Economic Patriotism and Liberalism in Present-Day France: Changing Role of the State in French Economy. In: Gerőcs, T., Szanyi, M. (eds) Market Liberalism and Economic Patriotism in the Capitalist World-System. International Political Economy Series. Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1007/978-3-030-05186-0_8
24. Stockhammer E., Wildauer R. 2016. Debt-Driven Growth? Wealth, Distribution and Demand in OECD Countries. Cambridge Journal of Economics. 40(6). P. 1609-1634.
25. Warlouzet L. 2019. The EEC/EU as an Evolving Compromise between French Dirigism and German Ordoliberalism (1957-1995). Journal of Common Market Studies. 57(1). P. 77-93. https://doi.org/10.1111/jcms.12817
26. Weissenbacher R. 2020. The Core-Periphery Divide in the European Union. A Dependency Perspective. Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1007/978-3-030-28211-0
27. Белов В.Б. 2019. Актуальные вызовы и задачи хозяйственно-политического тандема Германии и Франции. Современная Европа. 2(88). С. 27-39. https://doi.org/10.15211/soveurope220192738 Буторина О.В. 2019. Евро как инструмент интеграции: итоги 20 лет. Современная Европа. 1(87). С. 14-26. https://doi.org/10.15211/soveurope120191426
28. Зимаков А.В. 2019. Энергетика Франции в поиске оптимальной модели. Вестник МГИМО-Университета. 12(5). С. 156-171. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2019-5-68-156-171
29. Конина Н.Ю. 2022. Особенности рыночного положения европейских ТНК в современных условиях. Современная Европа. 5(112). С. 78-91. https://doi.org/10.31857/S0201708322050060
30. Громыко А.А. (2022). О проблемах и перспективах развития Европейского союза. Проблемы национальной стратегии. №4. С. 71-83. https://doi.org/10.52311/2079-3359_2022_4_71
31. Клинова М.В. 2024. Экономика космоса: глобальный контекст и опыт Франции. Мировая экономика и международные отношения. 68(2). С. 16-26. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2024-68-2-16-26
32. Лапина Н.Ю. 2020. Есть ли шанс возродить французскую промышленность? Мировая экономика и международные отношения. 64(10). С. 103-111. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-10-103-111
33. Лункин Р.Н. 2023. Приоритеты Европейской социальной модели (ЕСМ): реальность и перспективы. Европа в глобальной пересборке. Отв. ред. Ал.А. Громыко; Институт Европы РАН. Москва: «Весь Мир». С. 172-191.
34. Миркин Я.М. 2020. Трансформация экономической и финансовой структур мира: воздействие растущих шоков катастроф. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 13(4). С. 97-116. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2020-13-4-5
35. Михайлов Д.Ю. 2023. Николя Саркози и кризис Еврозоны: федерализация бюджетно-финансового сектора ЕС. Современная Европа. 5(119). С. 72-83. https://doi.org/10.31857/S0201708323050066
36. Обичкина Е.О. 2007. Французский подход к европейской интеграции: Европа как «полюс силы». Рубинский Ю.И. (ред.) Франция в поиске новых путей. Москва: Весь Мир. С. 476-524.
37. Обичкина Е.О. 2019. Социально-политический кризис во Франции: «желтые жилеты» и завершение «первой фазы» правления Э.Макрона. Вестник МГИМО-Университета. 2(65). С. 101-135. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2019-2-65-101-135
38. Ревенко Л.С., Ревенко Н.С. 2021. Адаптация государственной поддержки экспорта Франции к условиям пандемии. Российский внешнеэкономический вестник. №10. С. 49-65. https://doi.org/10.24412/2072-8042-2021-10-49-65
39. Рогинко С.А. 2023. Климатическая повестка ЕС и просчёты энергетического перехода. В кн.: Европа в глобальной пересборке. Отв. ред. Ал.А. Громыко; Институт Европы РАН. Москва: «Весь Мир». С. 355-374.
40. Рубинский Ю.И. 2018. Приметы Времени: в 3-х т. Т. 3. Франция на новых рубежах. Москва: ИЕ РАН. 384 с.
41. Рубинский Ю.И., Синдеев А.А. 2024. Поиск новой стратегии франко-германского тандема: внутриполитические факторы. Современная Европа. 1(122). С. 24-38. https://doi.org/10.31857/ S0201708324010029
42. Сапир Ж. 2022. Станет ли плановая экономика нашим будущим? Проблемы прогнозирования. № 6. С. 6-26. https://doi.org/10.47711/0868-6351-195-6-26
43. Смыслов Д.В. 1979. Кризис современной валютной системы капитализма и буржуазная политическая экономия. М.: Издательство «Наука». 424 c.
44. Тимофеев П.П., Хорольская М.В. 2021. Пандемия COVID-19 как вызов франко-германскому тандему. Мировая экономика и международные отношения. 65(8). С. 72-80. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-8-72-80
45. Трофимова О.Е. 2015. Эволюция французской модели социального государства. Мировая экономика и международные отношения. №5. С. 29-40.
46. Холопов А.В. 2008. История экономических учений. Москва: «Эксмо». 448 с.
47. Фёдоров С.М. 2018. «План Макрона» для Европы: новый старт европейского проекта в XXI веке? Современная Европа. №6. С. 30-39. https://doi.org/10.15211/soveurope620183039
48. Фёдоров С.М. 2021. «Европейский проект» Макрона: четыре года спустя (французские планы и реалии Евросоюза). Современная Европа. 5(105). С. 68-78. https://doi.org/10.15211/ soveurope520216878
49. Хрусталёва Н. 2004. Франция на исходе столетия: смена модели регулирования экономики. Мировая экономика и международные отношения. №6. С. 61-70.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рецензия на книгу: Хенкин С. М. 2023. Испания. Современное нестабильное общество: Монография. Москва. Издательство «Аспект Пресс».
В статье рассматривается миротворческая миссия Франческо да Колло и Антонио де Конти, послов императора Священной Римской империи Максимилиана I, к великому князю Московскому Василию III 1518–1519 годах. Основной задачей миссии было примирение Великого княжества Московского с Польско-Литовской унией, чтобы привлечь силы обеих держав к планировавшемуся совместному выступлению европейских христиан против Османской империи, чья экспансия на ЮгоВостоке Европы представляла серьёзную угрозу. Центральным объектом исследования выступает составленный по итогам поездки отчёт Франческо да Колло, который не только описывает ход переговоров, но и раскрывает уникальные детали российской дипломатии и придворных традиций начала XVI века. Статья демонстрирует, что церемонии, такие как приёмы, застолья и охоты, играли ключевую роль в дипломатических практиках того времени. Отдельное внимание уделяется описанию да Колло своих взаимодействий с Василием III и его приближёнными, которое показывает первостепенную значимость личных встреч и неформальных контактов в дипломатическом процессе эпохи. Несмотря на усилия посланников, миссия смогла добиться лишь заключения годового перемирия: непреодолимыми препятствиями для всеобъемлющего мира оказались территориальные разногласия, включая спор о принадлежности Смоленска, а также проблема возвращения из Польши захваченных русских военнопленных. Наконец, отчёт да Колло также иллюстрирует механизмы формирования образа Московии как восточной, деспотической державы, представляя собой один из самых ранних примеров конструирования России как «Другого» для Европы Нового времени.
В 2023 году мир отметил 30-летие с момента начала процесса Осло, направленного на урегулирование израильско-палестинского конфликта. Учитывая итоговый провал этих переговорных усилий, уместно рассмотреть основные направления научных исследований этого процесса, определить их ключевые темы и тенденции. При анализе как эмпирических, так и теоретических работ, посвящённых процессу Осло, особое внимание уделяется исследованиям, выявляющим причины провала переговоров, поскольку они указывают перспективные направления для разработки более эффективных моделей ведения переговоров и разрешения конфликтов. Начало переговоров в Осло первоначально было встречено академическим сообществом с оптимизмом, причём учёные подчёркивали ключевую роль отдельных лидеров в успешном запуске процесса. Параллельно с тем, как мирный процесс заходил в тупик, израильско- палестинские переговоры были проанализированы в рамках существующих теоретических моделей, при этом исследователи критически оценивали соглашения в Осло с точки зрения международного права и выделяли экономические факторы, препятствовавшие достижению прочного мира. В других исследованиях рассматривались косвенные факторы, влияющие на мирный процесс, такие как общественное мнение и электоральная динамика, часто с опорой на теорию «двухуровневых игр» Роберта Патнэма. Однако эти исследования в первую очередь направлены на выявление непосредственных причин провала мирного процесса и не позволяют объяснить фундаментальные мотивы, лежащие в основе поведения участников переговорного процесса. Исследование глубинных причин провала процесса Осло привлекло внимание к социально- психологическим барьерам, включая «конфликтный синдром» и проблемы онтологической безопасности. Учёные исследовали влияние исторической памяти, коллективной травмы и культурной идентичности на исход переговоров. Появление междисциплинарных подходов, объединяющих психологию, философию и лингвистику, сыграло решающую роль в понимании сложных аспектов конфликта. Разнообразные теории, вдохновлённые мирным процессом в Осло, продолжают влиять на развитие исследований в области переговоров и урегулирования конфликтов, подчёркивая непреходящее значение этого поворотного момента в истории дипломатии.
В статье рассматриваются особенности, основные направления и актуальные тенденции международных переговоров субнациональных территориальных единиц на примере городов. Сегодня, когда политическая система мира переживает глубокую трансформацию, активизируется международная деятельность негосударственных и субнациональных акторов, включая их участие в международном переговорном процессе. Одна из основных особенностей международных переговоров городов заключается том, что они проходят преимущественно в многоуровневом и многостороннем формате, что обуславливается смешанным государственно-негосударственным статусом городов. Соотношение позиции города и государства во внешних сношениях зависит от «степени свободы» в отношениях центра с субгосударственными территориальными единицами, а также от уровня экономического и политического влияния города; иногда позиция города может существенно отличаться от позиции государства. На международном уровне существует ряд специализированных институтов и механизмов, позволяющих городам координировать позиции и вырабатывать общие подходы: Всемирная ассоциация объединенных городов и местных властей, Всемирная ассамблея местных и региональных органов власти, «Ассоциация Метрополио». Основное содержание повестки многосторонних переговоров городов сегодня составляют такие вопросы как: борьба с изменением климата, обеспечение безопасности от стихийных бедствий, соблюдение прав мигрантов и других перемещенных лиц, внедрение инноваций в городскую среду и управление. В свою очередь, для двухсторонних переговоров городов, осуществляющихся на основе института побратимства, характерен фокус на гуманитарной сфере, научно-образовательном и культурном сотрудничестве. Наконец, к актуальным тенденциям международных переговоров городов относятся всё более активное использование цифровых технологий, а также географическая переориентация побратимских связей российских городов в сторону «мирового большинства».
В статье анализируется практика реализации дипломатии второго трека, практикуемая Институтом востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН) в форме ситуационного анализа, методология которого была разработана академиком Е. М. Примаковым. Этот подход представляет собой эффективный инструмент урегулирования международных конфликтов и укрепления глобальной безопасности, сочетая науку и дипломатию. Особое внимание уделено серии из трёх экспертных дискуссий по Концепции коллективной безопасности в зоне Персидского залива, проведённых в ИВ РАН в 2019–2023 гг. Эти дискуссии продемонстрировали способность метода объединять широкий круг экспертов для глубокого междисциплинарного анализа сложных международных ситуаций. Практическая направленность результатов ситуационных анализов делает их полезными как для выработки политических рекомендаций, так и для долгосрочного стратегического планирования. Использование этого метода способствует формированию доверительных отношений между конфликтующими сторонами и созданию устойчивых механизмов международной безопасности. Статья также подчёркивает значение данной практики для развития российской внешнеполитической стратегии и её вклад в междисциплинарное изучение международных отношений.
Современные международные отношения, основанные на принципах многополярности, предполагают использование консенсуса как ключевого механизма принятия решений, подчёркивающего уважительное отношение к участникам переговоров и учёт мнений всех сторон на равноправной основе. В настоящее время принцип консенсуса лежит в основе деятельности многих международных организаций. Однако, в ряде случаев, таких как Всемирная торговая организация (ВТО), он всё чаще подвергается критике за низкую эффективность и значительные временные затраты. Это подчёркивает необходимость исследования факторов, влияющих на время, требуемое для достижения консенсуса. В данной статье с использованием формального математического моделирования на основе доработанной модели ДеГроота исследуется влияние различных факторов, таких как размер группы переговорщиков, уровень авторитарности её членов, доминирование в группе и формирование коалиций, на время достижения консенсуса в переговорном процессе. Результаты исследования показывают, что увеличение размера группы само по себе приводит лишь к незначительному увеличению времени, необходимого для достижения консенсуса, и становится значимым фактором только при высоком уровне авторитарности участников. В то же время, наличие авторитарного члена в группе существенно увеличивает время принятия решений даже в малых группах, а формирование коалиций (например, в случае присутствия нескольких абсолютно авторитарных членов) делает консенсус невозможным. Применение правила «консенсус минус k» для выхода из тупиковой ситуации оказывается неэффективным для международных организаций с большим числом участников, имеющих разнородные интересы. В иерархических структурах консенсус достигается путём проведения предварительных переговоров в подгруппах, что дополнительно увеличивает время, необходимое для принятия решения.
Цель статьи – рассмотреть достоинства и недостатки метрики «вовлеченности аудитории», широко используемой в социальных сетях (измеряет уровень активности и взаимодействия пользователей с контентом, продуктом или услугой, отражая их интерес и участие), для оценки эффективности цифровой дипломатии. Существующие способы оценки вовлеченности аудитории, разработанные в большинстве случаев для целей анализа эффективности маркетинговых стратегий в социальных сетях, либо не в полной мере задействуют потенциал данных, которые можно получить из социальных сетей, либо недостаточно гибкие для точечных задач, возникающих перед дипломатами. Авторы отвечают на два исследовательских вопроса методологического и прикладного характера: 1) насколько применимы для анализа эффективности цифровой дипломатии автоматизированные метрики оценки вовлеченности аудитории, разработанные платформами-агрегаторами данных из социальных сетей?; 2) какие важные закономерности цифровой дипломатии США в отношении России эти метрики позволяют выявить? Результаты исследования демонстрируют, что автоматизированные метрики, предлагаемые сервисами Popsters и TGStat для социальных сетей VK и Telegram, позволяют измерить уровень вовлеченности аудитории в зависимости от типа контента (текст, фото, видео или ссылка), длины текста поста, а также охват аудитории и географию трафика. Использование подобных сервисов-агрегаторов устраняет необходимость в самостоятельных количественных подсчётах, что может существенно ускорить работу учёных и дипломатов. Использование метрики вовлеченности аудитории позволило выявить следующие тенденции цифровой дипломатии США в отношении России: в качестве основной платформы с 2022 года используется Telegram; аудитория подписчиков довольно узкая и не расширяется. В условиях деградации российско-американских отношений США использует цифровую дипломатию как инструмент «гибридной войны» против России для донесения своей повестки до русскоговорящей аудитории социальных сетей. В заключении авторы представляют ряд рекомендаций по совершенствованию анализа вовлеченности в цифровой дипломатии, которые могут быть использованы в российской дипломатической практике при выстраивании контрнарративов и выработки стратегии в отношении цифровой дипломатии США.
Фрагментация Интернета, пришедшая на смену информационной глобализации, становится новой реальностью. Цифровые технологии и Интернет становятся полем новых геополитических противоречий и борьбы за лидерство между великими державами. Кибер-дипломатия, которая включает в себя спектр вопросов использования ИКТ для достижения внешнеполитических целей государства, а также новые проблемные и предметные области международных отношений, возникающие в связи с цифровизацией, является важнейшим инструментом межгосударственной конкуренции и конфликтов, а также средством ведения информационных войн.
На международном уровне отсутствуют международно-признанные нормы, регламентирующие развитие и использование цифровых инструментов в рамках внешней политики, межгосударственной конкуренции или противоборства. Становятся особенно важной выработка правил ответственного поведения государств в глобальном информационном пространстве.
Методологически статья построена на теории жизненного цикла норм. Согласно данному подходу нормы представляют собой социальные стандарты, регулирующие поведение государств в определенной области международных отношений. Была исследована эволюция дискурса о нормах, регулирующих цифровую дипломатию и глобальное цифровое пространство. В настоящее время, произошёл отказ продвигаемых США норм глобального интернета, свободного от государственных границ. Сформировался набор норм в области ответственного поведения государств в ИКТ-среде, закреплённых в документах ООН, региональных организаций и иных международных форумов. Однако, направления их развития и практического применения остаются предметом межгосударственных дискуссии, ввиду высокой значимости данной проблемы и различий в интересах и подходах государств.
В статье анализируется эволюция международного посредничества с середины XX века до сегодняшнего дня. Как происходящие в мире изменения влияют на феномен международного посредничества и его изучение? Гипотеза исследования состоит в том, что трансформация мирового порядка и политической организации мира в целом, а также процессы глобализации/де-глобализации и изменение характера конфликтов определяют специфику международного посредничества и, как следствие, отражаются в исследованиях по данной теме. Развитие международного посредничества в рассматриваемый период можно разделить на три этапа. Первый этап связан с эпохой холодной войны: международные конфликты носили в значительной степени межгосударственный характер и урегулировались государствами и международными организациями. Активизация негосударственных акторов нашла отражение в посредничестве в виде формирования «дипломатии второго трека». В это время формируются и исследования международного посредничества как отдельная область знаний. На втором этапе, с конца 1980-х годов до начала ХХI века, происходит разблокирование урегулирования региональных конфликтов с помощью посреднических усилий СССР и США. Полноценные политологические исследования международного посредничества начинают развиваться и в России, где до 1990-х они носили единичный характер и были связаны с международно-правовой наукой. На третьем этапе, в XXI веке, усиливаются процессы, которые наметились в конце предыдущего столетия. Политическая организация мира на уровне Вестфальской системы, системы межгосударственных отношений и политических систем отдельных государств продолжает подвергаться эрозии, что усиливает конфликтный потенциал в мире. Новые конфликты характеризуются многоаспектностью и многоакторностью, а их урегулирование предполагает вовлечение в посредничество различных государственных и негосударственных акторов. В ответ на эти вызовы происходят изменения в практике посредничества: активизация развивающихся стран, вовлечение в посредничество гражданского персонала миротворческих операций, использование цифровых технологий для осуществления посреднических функций. Вместе с тем, в результате эрозии политической организации мира начинают преобладать конфликты идентичности, основанные на ценностных разногласиях. Стороны таких конфликтов реже готовы к поиску компромиссов на основе анализа интересов, что снижает вероятность успешного посредничества в новых условиях.
Издательство
- Издательство
- МГИМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- Юр. адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- ФИО
- Торкунов Анатолий Васильевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- portal@inno.mgimo.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2294049
- Сайт
- https://mgimo.ru/