Идейное измерение международных отношений и внешней политики отдельных стран представляет собой самостоятельное поле взаимодействия. Его изучение неизбежно происходит на стыке политической теории и философии. В социально-политической области яркая метафора, которая является базовым инструментом познания, может овладеть умами околополитических слоёв и надолго стать для них «когнитивным ключом», объясняющим политику. Однако она не только может давать необходимое для практических действий понимание контекста и внутренней логики событий, но и может стать своеобразным фильтром при восприятии происходящего, тем самым неявным образом ограничивая свободу воли воспринявшего метафору субъекта. При этом идеализм, постулирующий первичность идей по отношению к материи, подразумевает и возможность преобразования материальной реальности в соответствии с заданными идейными основаниями. Таким образом, метафора может быть сильнейшим инструментом политики. Органическая метафора Руссо, а особенно выстроенные на её основе концептуальные основы политики Вудро Вильсона, рассматриваются в настоящей статье как пример инструментального использования политической метафоры. В исследовании показано, как США использовали метафору для форматирования идейного уровня европейской политики, а сейчас делают это на континентальных пространствах Евразии. В прошлом веке концепт наций позволял расщеплять на неконкурентоспособные части любое конкурирующее образование. Однако борьба с империями, под знаменем которой прошла большая часть прошлого века, отнюдь не закончилась с их фактическим распадом. В современных условиях США, исходя из принципа divide et impera, последовательно противостоят любым интеграционным объединениям, возникающим на пространствах Евразии.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- Префикс DOI
- 10.24833/2071-8160-2024-5-98-161-184
Представляется, что итоговый отказ Руссо от упоминания Гоббса отнюдь не случаен. По сути, это отсечение научной полемики и дискуссии по поводу сравнения концептов как опции в пользу ухода в чистую нормативность: он явно рассматривал свой труд не как научный, а как идеологическую декларацию.
Список литературы
1. Aiko Y. 2006. Classical Theory in International Relations: Rousseau and Saint-Pierre’s Peace Project: a Critique of “History of International Relations Theory”. P. 96-120. https://doi.org/10.1017/ CBO9780511491429.005.
2. Allison R. 2008. Virtual Regionalism, Regional Structures and Regime Security in Central Asia. Central Asian Survey. 27(2). P. 185-202.
3. Bonham G.M., Shapiro M.J. 1977. Thought and Action in Foreign Policy. Basel: Birkhauser Verlag (eds.). 356 p.
4. Cohen A. 2013. Russia’s Eurasian Union Could Endanger the Neighborhood and U.S. Interests. The Heritage Foundation Report. June 14. URL: https://www.heritage.org/europe/report/russiaseurasian-union-could-endanger-the-neighborhood-and-us-interests
5. Deutsch K. 1966. Nationalism and Social Communication. An Enquiry into the Foundations of Nationality. M.I.T. Press Paperback Printing. 323 p.
6. Gelfand L.B. 1963. The Inquiry: American Preparations for Peace, 1917-1919. New Haven and London: Yale University Press. 387 p.
7. Jaffe A.M. 1988. Unlocking the Assets: Energy and the Future of Central Asia and the Caucasus: Main Study. Houston: The James A. Baker III Institute for Public Policy of Rice University. 42 p.
8. King J. 2021. The International Politics of Amour Propre: Revisiting Rousseau’s Place in International Relations Theory. Journal of International Political Theory. №18. P. 167-185. https://doi.org/10.1177/1755088220983832.
9. Libman A. 2022. Does Integration Rhetoric Help? Eurasian Regionalism and the Rhetorical Dissonance of Russian Elites. Europe-Asia Studies. 75(9). P. 1574-1595. https://doi.org/10.1080/09668136.2022.2120184
10. Mann M. 2012. The Sources of Social Power. Volume III: The Rise of Classes and Nation-States, 1760-1914. Cambridge University Press. 846 р.
11. McFaul M. 2014. Moscow’s Choice. Foreign Affairs. 93(6). P. 167-170. URL: https://www.mearsheimer.com/wp-content/uploads/2019/06/Moscows-Choice.pdf
12. Nye J.S.Jr. 2004. Soft Power. The Means to Success in World Politics. Public Affairs, New York. 192 p.
13. Quium A.S.M. 2018. The Asian Highway and Trans-Asian Railway networks. Routledge Handbook of Transport in Asia. Ed. Zhang J., Feng C.M. New York: Routledge. P. 44-60.
14. Roosevelt G. 2006. Rousseau versus Rawls on International Relations. European Journal of Political Theory. №5. P. 301-320. https://doi.org/10.1177/1474885106064663.
15. Sloss D.L. 2022. Preserving a Rules-Based International Order. Ed. By D.L. Sloss. Is the International Legal Order Unraveling? Oxford University Press. 553 p. P. 23-62.
16. Spechler M.C., Spechler D.R. 2013. Russia’s Lost Position in Central Eurasia. Journal of Eurasian Studies. 4(1). P. 1-7. https://doi.org/10.1016/j.euras.2012.08.001.
17. Stronski P. 2020. There Goes the Neighborhood: The Limits of Russian Integration in Eurasia. Carnegie Endowment for International Peace. URL: https://carnegieendowment.org/research/2020/09/there-goes-the-neighborhood-the-limits-of-russian-integration-in-eurasia?lang=en
18. Throntveit T. 2011. The Fable of the Fourteen Points: Woodrow Wilson and National Self-Determination. Diplomatic History. 35(3). P. 445-481 https://doi.org/10.1111/j.1467-7709.2011.00959.x
19. Андерсон Б. 2016. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. Москва: «Кучково поле». 416 с.
20. Анкерсмит Ф.Р. 2014. Эстетическая политика. Политическая философия по ту сторону факта и ценности. Москва: «Изд. дом ВШЭ». 432 с.
21. Арриги Дж. 2006. Долгий двадцатый век: деньги, власть и истоки нашего времени. Москва: «Территория будущего». 472 с.
22. Балакришнан Г. (ред.), Андерсон Б. и др. 2002. Нации и национализм. Москва: «Праксис». 416 с.
23. Бекер С. 1923. Вудро Вильсон. Мировая война. Версальский мир. По документам и запискам председателя американского комитета печати на Версальской конференции Стеннарта Бекера. Гос. изд. «Москва - Петроград». 450 с.
24. Бернарди Б. 2013. Создание общей воли. Руссо Ж.-Ж. Политические сочинения. Санкт-Петербург: «Росток». 640 с. С. 17-39.
25. Болдырев Н.Н. 2018. Язык и система знаний. Когнитивная теория языка. Москва: «ЯСК». 480 с.
26. Геллнер Э.Г. 1991. Нации и национализм. Москва: «Прогресс». 320 с.
27. Гершов З.М. 1983. Вудро Вильсон. Москва: «Мысль». 335 с.
28. Гоббс Т. 1991. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Сочинения в 2-х т. Т. 2. Москва: «Мысль». 731 с.
29. Григорьев О. 2014. Эпоха роста: Лекции по неокономике. Расцвет и упадок мировой экономической системы. Москва: «Карьера Пресс». 448 c.
30. Грудзинский В. 2015. Великобритания и ее империя в середине XIX века: либерализм и проблема модернизации. Челябинск. «Энциклопедия». 220 с.
31. Данюк Н., Семибратов Е. 2024. Увязшие в «Болоте». Попытки «цветных революций» в России в 2012-2022 гг. Под ред. С.Г. Мусиенко, М.А. Макарычева. Горький привкус цветных революций. С. 13-21. Москва: Молодая гвардия.
32. Коктыш К.Е. 2017. Онтология рационального (IV). Полития. 1(84). С. 46-71. https://doi.org/10.30570/2078-5089-2017-84-1-46-71
33. Коктыш К.Е. 2021. Белоруссия: новая геополитическая реальность? Полис. Политические исследования. №3. С. 91 -110. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.03.07
34. Коктыш К.Е., Сергеев В.М. 2024. Рождение глубинного государства. Полис. Политические исследования. №1. С. 134-148. https://doi.org/10.17976/jpps/2024.01.10.
35. Лакофф Дж., Джонсон М. 2004. Метафоры, которыми мы живем. Москва.: «Едиториал УРСС». 256 с.
36. Ландберг Ф. 1948. 60 семейств Америки. Москва: Из-во Иностранной литературы. 565 с.
37. Манн М. 2016. Тёмная сторона демократии. Объяснение этнических чисток. Москва: «Пятый Рим». 926 с.
38. Руссо Ж.-Ж. 2013a. Рассуждение о политической экономии. Руссо Ж.-Ж. Политические сочинения. Санкт-Петербург: «Росток». 640 с. С. 40-78.
39. Руссо Ж.-Ж. 2013b. Общественный договор, или основания политического. Руссо Ж.-Ж. Политические сочинения. Санкт-Петербург: «Росток». 640 с. С. 116-239.
40. Руссо Ж.-Ж. 2013c. Соображения об образе правления в Польше и о плане его переустройства, составленном в апреле 1771 г. Руссо Ж.-Ж. Политические сочинения. Санкт-Петербург: «Росток». 640 с. С. 497-588.
41. Сафранчук И., Махмудов Р. 2021. Транспортная связанность и международные процессы в Евразии: проблемы и противоречия. Мировая экономика и международные отношения. 65(10). С. 24-32. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-10-24-32
42. Сафранчук И.А. 2015. Глобализация в головах. Россия в глобальной политике. 13(1). С. 121-126.
43. Сергеев В.М., Коктыш К.Е. 2023. Конфликты элит в трехсотлетней истории российской модернизации. Полис. Политические исследования. №1. С. 173-182. https://doi.org/10.17976/ jpps/2023.01.13.
44. Скребцова Т.Г. 2018. Когнитивная лингвистика: классические теории, новые подходы. Москва: «ЯСК». 391 с.
45. Смит Э.Д. 2004. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. Москва: «Праксис». 464 с.
46. Солсо Р. 2006. Когнитивная психология. Санкт-Петербург: «Питер». 589 с.
47. Тимофеев Я. 2024. Как розы превратились в дубинки. Под ред. С.Г. Мусиенко, М.А. Макарычева. Горький привкус цветных революций. С. 39-47. Москва: Молодая гвардия.
48. Тьер Луи-А. 2015. История Французской революции. Т. 2. Москва: Изд-во Захаров. 681 с.
49. Уткин А.И. 1989. Дипломатия Вудро Вильсона. Москва: «Международные отношения». 320 с.
50. Хобсбаум Э. 1998. Нации и национализм после 1780 года. Санкт-Петербург: «Алетейя». 307 с.
51. Хоркхаймер М. 2011. Затмение разума. К критике инструментального разума. Москва: «Канон+». 224 с.
52. Хофштадтер Д., Деннетт Д. 2003. Глаз разума. Самара: «Бахрах-М». 432 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рецензия на книгу: Crossman J. 2024. Superstition, Management and Organisations: Irrationality, Randomness, and Chaos in Decision Making. Palgrave Studies in Workplace Spirituality and Fulfillment. Palgrave Macmillan, Cham. 267 р. DOI: 10.1007/978-3-031- 59020-7.
XVIII в. во многих отношениях определил судьбу Российской империи. В стране созревали внутренние предпосылки для модернизации, были достигнуты серьёзные внешнеполитические успехи. Пётр I «прорубил окно» в Европу, а Екатерина II решила задачу открытия для России Чёрного моря. Последнее не только позволило перенести центр земледелия России в южные плодородные земли, но и открыло путь к новым международным морским путям. Геополитические возможности страны заметно расширились. Оказалась «приоткрытой» даже дверь в Африку. До получения выхода в Чёрное и Средиземное моря контактов у России со странами Северной Африки практически не существовало. Именно в екатерининскую эпоху возникла возможность российского взаимодействия с Египтом, Алжиром, Марокко, Тунисом и Триполи. В данной статье исследуются внешнеполитические инициативы России в Северной Африке в царствование Екатерины II. Российская деятельность на этом континенте дополняла усилия на главном для внешней политики Российской империи во второй половине XVIII в. горизонте противоборства с Турцией. Используя сепаратистские движения на окраинах Османской империи, Россия добивалась ослабления и отвлечения сил своего противника во время русско-турецких войн. В мирное время Россия стремилась обеспечить безопасность своих торговых судов. Во второй половине XVIII – начале XIX вв. российская торговля в Средиземном море страдала от нападения корсаров варварийских государств, а именно Туниса, Алжира и Триполи. Для разрешения этой проблемы Россия оказывала давление на Порту, а также пыталась заключить мирные договоры с государствами Северной Африки. Первые шаги России на Африканском континенте были очень скромными, не лишёнными авантюризма, и далеко не все планы удалось реализовать. Статья написана на базе документов из Архива внешней политики Российской империи (АВПРИ) и Российского государственного архива древних актов (РГАДА), которые позволяют понять, как принимались решения и велись переговоры со странами Северной Африки. Некоторые аспекты первых российско-африканских контактов рассматривались в российской и зарубежной исторической литературе, но большее внимание уделялось отдельным сюжетам и странам. В данной статье предпринята попытка всестороннего обозрения причин и содержания внешней политики России XVIII столетия в отношении Северной Африки.
Статья посвящена формированию представлений о «цивилизационной» многополярности (понимаемой как множественность центров силы, представляющих отличные друг от друга цивилизации, в международной политике) у русских религиозных мыслителей. Анализируется постепенное вызревание идеи наличия в мире нескольких цивилизаций, помимо западной (романо-германской), складывание представлений о потенциале становления каждой из них полюсом силы и о месте России в условиях прогнозируемых изменений в системе международных отношений. Рассматриваются первые ростки критики европоцентризма у тех русских философов и публицистов, для которых православие и религиозное мышление являлись принципиальной исходной точкой в рассуждениях. Отмечается медленное преодоление пережитков «русского европеизма» и планов колониального передела мира у русских мыслителей второй половины XIX века. Прослежены конкретные этапы формирования представлений о цивилизационной многополярности, становившихся всё более выраженными при движении от Н. Я. Данилевского к В. И. Ламанскому и, далее, к К. Н. Леонтьеву. Рассматриваются преломления идеи о грядущей мировой войне и «пробуждении Востока» в концепциях религиозных мыслителей рубежа XIX–XX веков, включая В. А. Грингмута, Л. А. Тихомирова, Э. Э. Ухтомского, С. Н. Сыромятникова. Демонстрируется прогностическая ценность всех перечисленных концепций. Особое внимание уделено евразийцам 1920-30-х годов: постепенному формулированию их лидерами Н. С. Трубецким и П. Н. Савицким доктрины перехода системы международных отношений в состояние автаркичных «миров»-цивилизаций, а также религиозному обоснованию желательности такой трансформации.
Статья посвящена проблеме оценки капитала китайской диаспоры (зарубежных китайцев) в мире. Цель статьи – оценить объём этого капитала в абсолютном выражении и определить его способность влиять на экономическое развитие отдельных стран и регионов мира, в том числе на экономику КНР. Автор поставил задачи собрать и обобщить все доступные оценки капитала китайской диаспоры, которые проводились учёными в период с 1949 г. и позднее; изучить имеющиеся методики оценки и на их основе выработать собственные предложения по оценке капитала китайской диаспоры в 2015–2023 гг.; на основе авторских расчётов составить карты распределения этого капитала по странам и регионам мира в абсолютных цифрах и в процентном отношении к ВВП отдельных стран и регионов; выявить основные отрасли предпринимательской деятельности и определить степень влияния китайской диаспоры на отраслевых рынках отдельных стран и регионов; сравнить доли капитала китайской диаспоры и накопленных прямых зарубежных инвестиций КНР в ВВП принимающих стран и регионов мира. Работа основана на данных китайской и международной статистики. Расчёт капитала китайской диаспоры в 2015–2023 гг. и его географическое распределение базируется на данных о рыночной капитализации и стоимости крупных предприятий зарубежных китайцев. Для проведения расчётов автор определяет восемь стран и регионов с высокой степенью бизнес-активности зарубежных китайцев (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, США, Гонконг и Фиджи), процентное соотношение крупного бизнеса и СМП (средних и малых предприятий) зарубежных китайцев в этих восьми и во всех остальных странах и регионах, а также учитывает условие, что 75% капитала китайской диаспоры приходится на указанные восемь стран и регионов с высокой степенью бизнес-активности китайской диаспоры. Для качественной оценки капитала китайской диаспоры использован метод сравнительного анализа. В настоящее время капитал китайской диаспоры оценивается автором минимум в 5 трлн долл. (без учёта активов предприятий Гонконга, Макао и Тайваня, не имеющих отношения к китайской диаспоре). Он размещён на пяти континентах, способен заметно влиять на экономику более чем 50 стран мира, включая КНР, и является существенным дополнительным финансовым ресурсом КНР за рубежом, особенно в странах, где КНР не имеет возможности напрямую реализовывать свои экономические проекты.
В статье проводится анализ взаимодействия представителей Белграда и Брюсселя в процессе принятия предложения ЕС (EU Proposal). Автор выделяет ряд факторов, приводящих к расхождению позиций Белграда и Брюсселя. Одной из ключевых проблем стала преждевременная передача полномочий от Миссии ООН в Косово (МООНК) к Европейскому Союзу, вызванная неспособностью МООНК обеспечить защиту неалбанского населения Косово и провалом переговоров о статусе региона, что в итоге привело к одностороннему провозглашению независимости Косово. Несмотря на достигнутые технические соглашения, поддерживавшие регион на пути европейской интеграции, ЕС столкнулся с рядом кризисов, включая массовый выход косовских сербов из политических, судебных и полицейских структур, что осложнилось ситуацией, связанной с конфликтом на Украине. Эти факторы ускорили переход к неформальным соглашениям, не требующим законодательного одобрения и находящимся вне контроля избирателей. Основная цель предложения ЕС — ускорить процесс нормализации, однако его ключевое положение, обязывающее Сербию фактически признать независимость Косово, Белград рассматривает как пересечение «красной линии». Несмотря на отсутствие юридически обязывающей силы, ЕС располагает значительными рычагами давления, включая возможность введения экономических санкций, которые, однако, могут усилить антиевропейские настроения. В статье делается вывод, что стратегия ЕС, основанная на неформальных соглашениях и избегании прямой конфронтации, в перспективе может способствовать достижению результатов, но при этом усиливает политическую напряжённость как в Сербии, так и в Косово. Конечный результат применения данного подхода остаётся неопределённым и может иметь долгосрочные последствия для ЕС и стабильности в регионе Западных Балкан.
Статья посвящена актуальным тенденциям в области финансового управления в Европейском союзе (ЕС), а именно – регулированию прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Введение наднациональных механизмов проверки ПИИ в ЕС в 2019 г. не только знаменует собой распространение метода многоуровневого управления, продвигаемого Европейской комиссией, но и меняет конфигурацию ЕС как мирового участника инвестиционных транзакций, затрагивая напрямую огромное количество стейкхолдеров. Исследование преследует цель зафиксировать новую институциональную архитектуру регулирования ПИИ в ЕС, которое с принятием Регламента ЕС 2019/452 осуществляется в формате многоуровневого управления. Для этого необходимо ответить на исследовательский вопрос о причинах, по которым ЕС изменил свой подход к регулированию ПИИ от неолиберального и свободного движения капиталов (негативная интеграция) на введение общих европейских правил мониторинга (позитивная интеграция). В качестве теоретико-методологической основы использована концепция многоуровневого управления и теория секьюритизации Копенгагенской школы международных отношений. Исследование выполнено в русле неоинституционализма, что позволяет анализировать, как институты (в данном случае – Европейская комиссия) осуществляют артикуляцию коллективных интересов в политике, и конструктивизма, в рамках которого Комиссия рассматривается как агент, создающий и продвигающий дискурс секьюритизации. В результате исследования было установлено, что через секьюритизацию китайских ПИИ Комиссия добивалась легитимации своих инициатив по введению наднационального регулирования. Принятый Регламент ЕС 2019/452 по своему типу является «законодательством начального уровня» (entry-level legislation), а значит, предполагает в будущем внесение поправок через включённый в него механизм ревизии и, как следствие, расширение компетенций Комиссии в данной сфере. Подтверждением этому стало опубликованное в январе 2024 г. предложение Комиссии о фактическом ужесточении Регламента. Приведены данные в пользу того, что изменение подхода ЕС в области инвестиций от неолиберального к протекционистскому отражает глобальную тенденцию, поскольку другие центры силы (США и Китай) также располагают инструментами по мониторингу ПИИ. Проанализированы события-триггеры, которые способствовали геополитическому переосмыслению подхода ЕС к иностранным инвестициям: от открытости к осознанию возможных угроз коллективной безопасности и общественного порядка. Проведена аналогия с тем, как Комиссия использовала дискурс секьюритизации в сфере энергетики, что привело к частичной коммунитаризации данной политики посредством многоуровневого управления. Выводы, сделанные в ходе исследования, оставляют вопросы для дальнейшего обсуждения, в частности, требует прояснения сюжет о том, как именно секьюритизация обеспечивает легитимность инициативам Комиссии.
Исследование посвящено определению ключевых характеристик и особенностей инклюзивного роста Европейского союза на современном этапе. В настоящее время ЕС как интеграционное объединение сталкивается с рядом внутренних вызовов, связанных с расхождением экономических интересов стран-участниц и неравномерным распределением выгод и издержек от «двойного перехода» в условиях снижения конкурентоспособности европейской экономики на мировой арене. Стратегическим ответом на эти вызовы стало формирование в ЕС экономики умного, устойчивого и инклюзивного роста. Целью данного исследования является выявление основных черт современной модели инклюзивного роста Европейского союза, а также её сущности и внутренних противоречий. Исследовательский вопрос сформулирован следующим образом: можно ли считать современный экономический рост в ЕС инклюзивным, и какого уровня зрелости он достиг? Методология исследования включает качественный и количественный анализ. Качественный анализ связан с разработкой системы категорий и типологизацией инклюзивного роста в контексте современной европейской модели. Количественный анализ основан на сравнении экономического и социального положения стран ЕС с использованием многомерных индексов развития и благосостояния: Индекса инклюзивного роста ЮНКТАД, Индекса человеческого развития ООН, Индекса благополучия Института Legatum и Индекса счастья Оксфордского университета. Были проанализированы результаты реализации стратегии «Европа 2020», определившей ориентиры инклюзивного роста до 2020 года. Установлено, что наибольших успехов в достижении комплексного инклюзивного роста добились страны Северной и Континентальной Европы, наименьших — страны Центрально-Восточной Европы. Выявлены следующие противоречия в реализации инклюзивного роста в ЕС: конфликт интересов настоящего и будущих поколений при реализации «зелёного курса», расхождение интересов малых и крупных экономик Евросоюза, а также новый прогрессивный тренд, заключающийся в одновременном сокращении неравенства в обществе и ускорении экономического роста ЕС. Полученные выводы позволили определить характерные черты модели инклюзивного роста ЕС как воспроизводимого цикла возникновения социально-экономических противоречий и их разрешения на уровне Союза. Результаты анализа модели инклюзивного роста Европейского союза могут быть адаптированы и использованы для развития поддержки инклюзивного роста в ЕАЭС, а также для определения приоритетов и механизмов государственной социально-экономической политики стран – участниц Евразийского экономического союза.
Издательство
- Издательство
- МГИМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- Юр. адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- ФИО
- Торкунов Анатолий Васильевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- portal@inno.mgimo.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2294049
- Сайт
- https://mgimo.ru/