В работе представлена аналитика основных концептов: психологическое здоровье, духовно-нравственные ценности, осмысленность жизни, насильственный экстремизм, диспозиции насильственного экстремизма. В фокусе темы исследования психологическое здоровье редуцируется до двух его позиций: акта выбора студентами духовно-нравственных ценностей как приоритетных и предикторов осмысленности жизни. Обоснована корреспонденция дефицита психологического здоровья с отдельными диспозициями насильственного экстремизма. В качестве риск-диспозиций насильственного экстремизма выявлены конвенциональное принуждение и антиинтрацепция. Полученная и интерпретированная база данных может быть использована для психолого-педагогической, воспитательной и других видов работы по противодействию радикализму, экстремизму, терроризму.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
нашем исследовании многогранный феномен «психологическое здоровье» редуцируется до двух его позиций: акта выбора молодым человеком в качестве приоритетных духовно-нравственных ценностей [5] и такого предиктора, как осмысленность жизни [6]. Выбор именно этих составляющих психологического здоровья обусловлен тем, что они резистентны к влиянию идеологии радикализма, экстремизма, терроризма. Заметим, что ценность как понятие аксиологического ряда причинно связана со смыслом и целью. «Ценность – понятие не только предельное, деятельностное, культурное, институциональное, интенциональное, но и абсолютное. В смысле не внечеловечности, а ультрачеловечности, не трансцендентности, а универсальности, не отрешенности, а включенности» [7, с. 108]. Традиционные духовно-нравственные ценности имплицитны универсальным ценностям.
Список литературы
1. Бовина И. Б. Радикализация: социально-психологический взгляд (Часть I) / И. Б. Бовина, Б. Г. Бовин, А. Д. Тихонова // Психология и право. - 2020. -Т. 10, № 3. - С. 120-142. - URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2020_n3/Bovina_Bovin_Tikhonova (дата обращения: 12.09.2023). DOI: 10.17759/psylaw.2020100309 EDN: WZFGOC
2. Дворянчиков Н. В. Оценка риска радикализации в подростково-молодежной среде: потенциал социально-психологического знания / Н. В. Дворянчиков, Б. Г. Бовин, И. Б. Бовина // Психология и право. - 2022. - Т. 12, № 2. - С. 207-223. - URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2022_n2/Dvoryanchikov_Bovin_Bovina (дата обращения: 12.09.2023). DOI: 10.17759/psylaw.2022120215 EDN: PQBDXQ
3. Ефремов А. Г. Когнитивные аспекты молодежного экстремизма / А. Г. Ефремов, С. О. Кузнецова, С. Н. Ениколопов // Медицинская психология в России: сетевой науч. журн. - 2022. - T. 14, № 5. - URL: http://mprj.ru (дата обращения: 12.09.2023).
4. Дубровина И. В. Психологическое здоровье личности как феномен / И. В. Дубровина // Гуманизация образования. - 2022. - № 4. - С. 35-43. EDN: ZXRTXM
5. Евстифеева Е. А. Традиционные духовнонравственные ценности, репродуктивное здоровье российской молодежи и технологии его генерирования в образовательных практиках: междисциплинарный проект / Е. А. Евстифеева, С. И. Филиппченкова, Л. В. Удалова // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Философия. -2021. - № 3(36). - С. 16-26. EDN: BPXLNN
6. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. - Москва: Смысл, 2000. - 18 с.
7. Ильин В. В. Аксиология: учеб. пособие / В. В. Ильин. - Москва: Проспект, 2021. - 216 с. EDN: RGCIIF
8. Евстифеева Е. А. Проблема личностного самоопределения молодежи в эпоху глобализма: от духовности к мобильности / Е. А. Евстифеева, С. И. Филиппченкова, А. Ю. Харченко // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Философские науки. - 2022. - № 2. - С. 8492. EDN: WHONKI
9. Джембек Ю. И. Психологические предикторы экстремизма и особенности их проявления у студентов педагогического вуза / Ю. И. Джембек, П. А. Моторина, А. В. Ефремова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-4. - С. 273-275. EDN: BRQFLX
10. Рузавина А. К. Определение экстремизма в современном научном дискурсе / А. К. Рузавина // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Политология. Религиоведение. - 2021. -Т. 35. - С. 9-15. DOI: 10.26516/2073-3380.2021.35.9 EDN: VCCFXB
11. Мальцева А. П. Насилие как феномен и как понятие / А. П. Мальцева // Человек. - 2013. - № 3. - С. 147-151. EDN: QYSKLZ
12. Давыдов Д. Г. Причины молодежного экстремизма и его профилактика в образовательной среде / Д. Г. Давыдов // Социология образования. -2013. - № 10. - С. 4-18. EDN: RBTQVZ
13. Давыдов Д. Г. Методика диагностики диспозиций насильственного экстремизма / Д. Г. Давыдов, К. Д. Хломов // Психологическая диагностика. -2017. - Т. 14, № 1. - C. 78-97. EDN: ZWRAQT
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья представляет собой рецензию на сборник избранных трудов признанного специалиста в области русского языка и семантики профессора А. М. Ломова. Издание имеет не только научно-теоретическое, но и методическое значение, поскольку может и должно использоваться в образовательном процессе филологических факультетов в целях высококачественной подготовки специалистов по русскому языку.
Представлена рецензия на книгу, подготовленную сотрудниками кафедры социологии и политологии исторического факультета Воронежского государственного университета. Излагаются малоизвестные страницы в истории развития кафедры, рассказано об особенностях подготовки социологов и политологов. Издание наполнено интересными историями и биографическими фактами, накопленными за многолетний опыт преподавания в университете.
Представлена рецензия на сборник избранных выступлений ректора Московского государственного университета В. А. Садовничего, посвященных актуальным проблемам российского высшего образования. Рецензия содержит анализ проблем, находящихся в центре внимания В. А. Садовничего, его размышлений об образовании, в которых он предстает как ученый, педагог, общественный деятель.
ОБРАЗ БУДУЩЕЙ СЕМЬИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В статье представлено смысловое определение понятия семьи, отличительные признаки традиционной российской семьи. Автор раскрывает особенности государственной политики в отношении семьи, характеризует проблемы современной семьи с позиции культурно-исторических условий развития страны, определяет состояние и тенденции, характерные для института российской семьи. Приведены результаты эмпирического исследования студентов и представлены выявленные мотивы вступления в брак современных юношей и девушек, а также их мнения о причинах разводов.
Важной страницей в истории Воронежского государственного университета было создание при нем рабочего факультета. Это специфическое подразделение действовало с 1920 по 1939 г. Его основной задачей являлась помощь молодым рабочим и крестьянам при подготовке к поступлению в высшее учебное заведение. Политической задачей рабфака было изменение социального состава студенчества.
А. П. Киселёв и его учебники определили собой целую эпоху в истории отечественного математического образования - школьного и вузовского, обеспечив его высокий уровень как у выпускников школ, так и у учителей математики. Кроме того, они в значительной степени содействовали созданию облика современной Воронежской математической школы. Нам еще есть чему учиться у Андрея Петровича Киселёва, чтобы в полной мере реализовать идеи Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
В статье рассматриваются важные составляющие музыкально-образовательного процесса вуза - педагогические условия, которые значительно влияют на становление профессионально-исполнительской культуры учителя музыки. На основе научных работ А. Н. Байгушевой, А. А. Мелик-Пашаева, Л. И. Уколовой и других подробно раскрываются условия профессиональной подготовки учителя, служащие конструированию личностного пространства субъектов образования и организации их со-творческой деятельности на основе креативного мышления.
В статье рассматривается вопрос о важности изучения иностранного языка в условиях проведения специальной военной операции (СВО). Обсуждаются такие вопросы, как иностранный язык - обязательная дисциплина в рамках среднего и высшего образования, отношение к иностранной культуре, в том числе языковой культуре в период СВО и необходимость изучения иностранного языка в современных реалиях.
В статье акцентируется внимание на отсутствии интегрированной научной позиции относительно профессионально-личностного развития будущего педагога как гражданина; выделены отдельные тенденции консолидации научных представлений по данному вопросу.
Рассмотрены основные тенденции и предпосылки развития медицинского образования в классических университетах на примере Воронежского государственного университета. Отражена значимость междисциплинарного подхода и интеграции фундаментальной и прикладной науки при подготовке специалистов в области фундаментальной медицины и фармации.
В статье рассмотрена одна из актуальных проблем, связанных с социально-психологическими процессами, которые происходят в нашей стране, в частности миграцией студентов в образовательное пространство российских вузов. На основе анализа проведенного эмпирического исследования содержания, которое студенты вкладывают в понятие «мигрант», автором подтверждается высокая доля негативных и стереотипных мнений о мигрантах, оказывающих влияние на возможность и протекание их адаптации в новой стране. Сделан вывод о необходимости проведения просветительской работы среди студентов из числа коренного населения, что позволит сделать процесс адаптации студентов-мигрантов более позитивным и эффективным.
Представлен опыт применения проектного обучения в учебных курсах образовательной программы Передовой инженерной школы на физическом факультете классического университета. Выявлены особенности инженерной подготовки в классическом университете. Подчеркивается интеграция фундаментальной теоретической подготовки выпускников с практической технической подготовкой при взаимодействии с индустриальным партнером. Приведены примеры учебно-исследовательских и инженерно-конструкторских проектов, выполняемых студентами. Выполнение практико-ориентированных проектов способствует формированию готовности к осуществлению профессиональной инженерной деятельности.
Статья посвящена актуальной проблеме распространения фейковой информации в социальных сетях и необходимости формирования медиаграмотности у современных студентов и преподавателей. Автор дает определение понятия «фейк», анализирует его признаки и особенности в ситуации постправды. Особое внимание уделяется вопросу обучения студентов противодействию фейкам: выявлению ложной информации в социальных медиа, фактчекингу и верификации источников. В статье предлагаются конкретные рекомендации преподавателям и студентам по распознаванию фейковых новостей и ответственному потреблению контента социальных медиа.
В статье обозначена актуальность использования религиозных памятников в патриотическом воспитании обучающихся, проведен анализ имеющихся теоретических источников. Помимо теоретического изучения вопроса в работе рассмотрен практический опыт Российского православного университета святого Иоанна Богослова в реализации просветительского проекта «Памятники религиозной культуры в жизни современной молодежи».
В статье рассматривается мало изученный, невидимый физическим зрением педагогический феномен - имплицитное творчество педагога высшей школы. Выделяются и описываются уровни имплицитного творчества педагога. Делается вывод о том, что имплицитное творчество является непременным условием для непрерывного развития высшего образования и обеспечения его высокого качества.
В статье раскрывается проектно-контекстная технология формирования конструктивно-критической деятельности магистрантов в процессе лингво-профессиональной подготовки. Описываются требования к подготовке инновационного проекта, основанного на совокупности компетенций, креативности, командном сотрудничестве, коммуникативности в рамках методологических подходов (контекстного, социокультурного, деятельностного, синергетического).
В феврале 2023 г. кафедрой социологии и политологии исторического факультета Воронежского государственного университета был проведен круглый стол, посвященный трансформации системы высшего образования в Российской Федерации. Был затронут ряд важных проблем, связанных с нынешним состоянием системы высшего образования и возможными результатами ее реформирования
В статье представлен вопрос о содержании здоровьесберегающих технологий в образовательных программах вузов. Профессорско-преподавательским составом ведомственных вузов данная цель понимается только в одной плоскости - совершенствовании физической подготовки курсантов. Совсем утеряна главная составляющая здоровьесбережения - осознанное и всестороннее формирование здорового образа жизни будущего сотрудника. Целью статьи явилось научное обоснование формирования здоровьесберегающей компетенции в образовательных организациях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
В статье представлены психологические основы изучения феномена счастья, проанализированы различные подходы в определении его содержания и структуры. Изложены результаты эмпирического исследования взаимосвязи счастья и психологических особенностей личности студентов-заочников педагогических направлений подготовки. Установлено, что переживание счастья у них положительно коррелирует с показателями их удовлетворенности жизнью, социабельности и диспозиционного оптимизма.
В статье обсуждается проблема повышения качества подготовки инженерных кадров. Ее актуальность определяется важностью усиления роли университетов в обеспечении технологического суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации в условиях санкционного давления. Представлены подходы Воронежского государственного университета инженерных технологий к модернизации инженерного образования в рамках реализации проекта «Прогрессивные инженерные школы», описываются основные направления деятельности таких школ в тесном взаимодействии с индустриальными партнерами университета, обозначены планируемые результаты по подготовке инженерной элиты для пищевой и химической промышленности России и Воронежской области.
ПРЕДСТАВЛЕНЫ МАТЕРИАЛЫ ИНТЕРВЬЮ, КОТОРОЕ РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА ПРОВЕЛА С ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ (РАО) О. Ю. ВАСИЛЬЕВОЙ. ОТВЕЧАЯ НА ЗАДАННЫЕ ВОПРОСЫ, О. Ю. ВАСИЛЬЕВА ПОДРОБНО ОХАРАКТЕРИЗОВАЛА АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРОВОДИМЫХ В РАО, ТЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ СЕГОДНЯ РЕШАЮТ УЧЕНЫЕ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.
Издательство
- Издательство
- ВГУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- Юр. адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- ФИО
- Ендовицкий Дмитрий Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imo@interedu.vsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (473) 2204133
- Сайт
- https://www.vsu.ru/