В статье акцентируется внимание на отсутствии интегрированной научной позиции относительно профессионально-личностного развития будущего педагога как гражданина; выделены отдельные тенденции консолидации научных представлений по данному вопросу.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Гражданственность – один из социально значимых ориентиров развития Человека в России. Выращивание Человека-гражданина в условиях образовательной системы возможно лишь при участии Педагога-гражданина, что созвучно мнению К. Д. Ушинского о воспитании личности личностью [1]. Не случайно прошедший 2023 год был объявлен Указом Президента России В. В. Путина Годом педагога и наставника. И это можно рассматривать как знаменательное историко-педагогическое событие, произошедшее впервые за все годы существования в стране системы образования.
Список литературы
1. Ушинский К. Д. Три элемента школы / К. Д. Ушинский // Историко-педагогический журнал. -2014. - № 1. - С. 49-63. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tri-elementa-shkoly/viewer (дата обращения: 08.10.2023). EDN: SCYZYV
2. Пирогов Н. И. Вопросы жизни (первая редакция) / Сочинения Н. И. Пирогова, изданные в память столетия со дня рождения Николая Ивановича Пирогова 1810 - 13 ноября 1910. - Киев: Издание Пироговского т-ва. - Т. 1. - С. 37-72.
3. Лебедева О. В. Гражданское образование в историко-педагогическом процессе России / О. В. Лебедева // Вестник Вятского государственного университета. - 2006. - № 14. - С. 121-127. EDN: NBPUGT
4. Дистенфельд Е. В. Изучение отношения к патриотизму как аспекту гражданского воспитания студентов направления “Педагогическое образование” / Е. В. Дистенфельд, Т. В. Палецкая // Общество: социология, психология, педагогика. - 2022. -№ 12.- С. 272-277. EDN: MNNQJI
5. Куровский В. Н. Педагогическая технология творческого саморазвития будущих педагогов на основе формирования ценностей как современная проблема российского образования / В. Н. Куровский, Л. Ф. Михальцова, Б. С. Воронин // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2018. - № 5(194). - С. 175-182. EDN: XRMCGL
6. Пузиков В. Г. Когнитивные аспекты воспитания гражданственности студенческой молодежи / В. Г. Пузиков, А. П. Жигадло // Омский научный вестник. - 2009. - № 3(78). - С. 139-143. EDN: MVPRWR
7. Райхлина Е. Л. Гражданская позиция как цель и результат патриотического воспитания молодежи / Е. Л. Райхлина // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 7. - С. 126-132. - URL: item.asp?id=12789420 (дата обращения: 08.10.2023). EDN: KTWQPR
8. Ковтуненко Л. В. Нравственная рефлексия молодежи как актуальный феномен воспитания гражданина и патриота / Л. В. Ковтуненко, О. Б. Мазкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 78-2. - С. 121-124. EDN: IACVBV
9. Варламова Е. А. Становление личности будущего педагога как гражданина России в процессе иноязычной профессиональной подготовки / Е. А. Варламова // Профилактика зависимостей. - 2019. - № 1(17). - С. 97-101.
10. Бессонов Б. Н. Образование и гуманизация общества: монография / Б. Н. Бессонов, И. А. Бирич. - Москва: Московский городской педагогический университет, 2013. - 196 с. EDN: WLKOWJ
11. Васильева О. Ю. Традиционные ценности современного российского педагогического образования / О. Ю. Васильева, В. С. Басюк, Е. И. Казакова // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. - 2022. - № 4. - С. 4-17. EDN: OXZCSZ
12. Кирьякова А. В. Ценностные ориентиры университетского образования / А. В. Кирьякова // Вестник ОГУ. - 2012. - № 2 (121). - С. 27-33.
13. Крупченко А. К. Ценностные ориентации как основа становления аксиологического профиля гражданской идентичности педагога / А. К. Крупченко, Х.-А. С. Халадов, Т. Ю. Медведева, Г. А. Папуткова, И. В. Головина // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 3. - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1522 (дата обращения: 08.10.2023). EDN: XTMVQI
14. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства от 24.06.2022 г. № 1688-р). - URL: http://government.ru/docs/all/141781 (дата обращения: 08.10.2023).
15. Дьюи Дж. Индивидуальная психология и воспитание / Дж. Дьюи // Ярославский педагогический вестник. - 2005. - № 1(42). - C. 132-136. EDN: ISVJSZ
16. Басюк В. С. Результаты мониторинга педагогического образования: ценностно-смысловая интерпретация / В. C. Басюк, Е. И. Казакова, Е. Г. Врублевская // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. - 2022. -№ 4. - С. 152-168. EDN: CMAMTC
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья представляет собой рецензию на сборник избранных трудов признанного специалиста в области русского языка и семантики профессора А. М. Ломова. Издание имеет не только научно-теоретическое, но и методическое значение, поскольку может и должно использоваться в образовательном процессе филологических факультетов в целях высококачественной подготовки специалистов по русскому языку.
Представлена рецензия на книгу, подготовленную сотрудниками кафедры социологии и политологии исторического факультета Воронежского государственного университета. Излагаются малоизвестные страницы в истории развития кафедры, рассказано об особенностях подготовки социологов и политологов. Издание наполнено интересными историями и биографическими фактами, накопленными за многолетний опыт преподавания в университете.
Представлена рецензия на сборник избранных выступлений ректора Московского государственного университета В. А. Садовничего, посвященных актуальным проблемам российского высшего образования. Рецензия содержит анализ проблем, находящихся в центре внимания В. А. Садовничего, его размышлений об образовании, в которых он предстает как ученый, педагог, общественный деятель.
ОБРАЗ БУДУЩЕЙ СЕМЬИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В статье представлено смысловое определение понятия семьи, отличительные признаки традиционной российской семьи. Автор раскрывает особенности государственной политики в отношении семьи, характеризует проблемы современной семьи с позиции культурно-исторических условий развития страны, определяет состояние и тенденции, характерные для института российской семьи. Приведены результаты эмпирического исследования студентов и представлены выявленные мотивы вступления в брак современных юношей и девушек, а также их мнения о причинах разводов.
Важной страницей в истории Воронежского государственного университета было создание при нем рабочего факультета. Это специфическое подразделение действовало с 1920 по 1939 г. Его основной задачей являлась помощь молодым рабочим и крестьянам при подготовке к поступлению в высшее учебное заведение. Политической задачей рабфака было изменение социального состава студенчества.
А. П. Киселёв и его учебники определили собой целую эпоху в истории отечественного математического образования - школьного и вузовского, обеспечив его высокий уровень как у выпускников школ, так и у учителей математики. Кроме того, они в значительной степени содействовали созданию облика современной Воронежской математической школы. Нам еще есть чему учиться у Андрея Петровича Киселёва, чтобы в полной мере реализовать идеи Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
В статье рассматриваются важные составляющие музыкально-образовательного процесса вуза - педагогические условия, которые значительно влияют на становление профессионально-исполнительской культуры учителя музыки. На основе научных работ А. Н. Байгушевой, А. А. Мелик-Пашаева, Л. И. Уколовой и других подробно раскрываются условия профессиональной подготовки учителя, служащие конструированию личностного пространства субъектов образования и организации их со-творческой деятельности на основе креативного мышления.
В статье рассматривается вопрос о важности изучения иностранного языка в условиях проведения специальной военной операции (СВО). Обсуждаются такие вопросы, как иностранный язык - обязательная дисциплина в рамках среднего и высшего образования, отношение к иностранной культуре, в том числе языковой культуре в период СВО и необходимость изучения иностранного языка в современных реалиях.
Рассмотрены основные тенденции и предпосылки развития медицинского образования в классических университетах на примере Воронежского государственного университета. Отражена значимость междисциплинарного подхода и интеграции фундаментальной и прикладной науки при подготовке специалистов в области фундаментальной медицины и фармации.
В статье рассмотрена одна из актуальных проблем, связанных с социально-психологическими процессами, которые происходят в нашей стране, в частности миграцией студентов в образовательное пространство российских вузов. На основе анализа проведенного эмпирического исследования содержания, которое студенты вкладывают в понятие «мигрант», автором подтверждается высокая доля негативных и стереотипных мнений о мигрантах, оказывающих влияние на возможность и протекание их адаптации в новой стране. Сделан вывод о необходимости проведения просветительской работы среди студентов из числа коренного населения, что позволит сделать процесс адаптации студентов-мигрантов более позитивным и эффективным.
Представлен опыт применения проектного обучения в учебных курсах образовательной программы Передовой инженерной школы на физическом факультете классического университета. Выявлены особенности инженерной подготовки в классическом университете. Подчеркивается интеграция фундаментальной теоретической подготовки выпускников с практической технической подготовкой при взаимодействии с индустриальным партнером. Приведены примеры учебно-исследовательских и инженерно-конструкторских проектов, выполняемых студентами. Выполнение практико-ориентированных проектов способствует формированию готовности к осуществлению профессиональной инженерной деятельности.
Статья посвящена актуальной проблеме распространения фейковой информации в социальных сетях и необходимости формирования медиаграмотности у современных студентов и преподавателей. Автор дает определение понятия «фейк», анализирует его признаки и особенности в ситуации постправды. Особое внимание уделяется вопросу обучения студентов противодействию фейкам: выявлению ложной информации в социальных медиа, фактчекингу и верификации источников. В статье предлагаются конкретные рекомендации преподавателям и студентам по распознаванию фейковых новостей и ответственному потреблению контента социальных медиа.
В статье обозначена актуальность использования религиозных памятников в патриотическом воспитании обучающихся, проведен анализ имеющихся теоретических источников. Помимо теоретического изучения вопроса в работе рассмотрен практический опыт Российского православного университета святого Иоанна Богослова в реализации просветительского проекта «Памятники религиозной культуры в жизни современной молодежи».
В работе представлена аналитика основных концептов: психологическое здоровье, духовно-нравственные ценности, осмысленность жизни, насильственный экстремизм, диспозиции насильственного экстремизма. В фокусе темы исследования психологическое здоровье редуцируется до двух его позиций: акта выбора студентами духовно-нравственных ценностей как приоритетных и предикторов осмысленности жизни. Обоснована корреспонденция дефицита психологического здоровья с отдельными диспозициями насильственного экстремизма. В качестве риск-диспозиций насильственного экстремизма выявлены конвенциональное принуждение и антиинтрацепция. Полученная и интерпретированная база данных может быть использована для психолого-педагогической, воспитательной и других видов работы по противодействию радикализму, экстремизму, терроризму.
В статье рассматривается мало изученный, невидимый физическим зрением педагогический феномен - имплицитное творчество педагога высшей школы. Выделяются и описываются уровни имплицитного творчества педагога. Делается вывод о том, что имплицитное творчество является непременным условием для непрерывного развития высшего образования и обеспечения его высокого качества.
В статье раскрывается проектно-контекстная технология формирования конструктивно-критической деятельности магистрантов в процессе лингво-профессиональной подготовки. Описываются требования к подготовке инновационного проекта, основанного на совокупности компетенций, креативности, командном сотрудничестве, коммуникативности в рамках методологических подходов (контекстного, социокультурного, деятельностного, синергетического).
В феврале 2023 г. кафедрой социологии и политологии исторического факультета Воронежского государственного университета был проведен круглый стол, посвященный трансформации системы высшего образования в Российской Федерации. Был затронут ряд важных проблем, связанных с нынешним состоянием системы высшего образования и возможными результатами ее реформирования
В статье представлен вопрос о содержании здоровьесберегающих технологий в образовательных программах вузов. Профессорско-преподавательским составом ведомственных вузов данная цель понимается только в одной плоскости - совершенствовании физической подготовки курсантов. Совсем утеряна главная составляющая здоровьесбережения - осознанное и всестороннее формирование здорового образа жизни будущего сотрудника. Целью статьи явилось научное обоснование формирования здоровьесберегающей компетенции в образовательных организациях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
В статье представлены психологические основы изучения феномена счастья, проанализированы различные подходы в определении его содержания и структуры. Изложены результаты эмпирического исследования взаимосвязи счастья и психологических особенностей личности студентов-заочников педагогических направлений подготовки. Установлено, что переживание счастья у них положительно коррелирует с показателями их удовлетворенности жизнью, социабельности и диспозиционного оптимизма.
В статье обсуждается проблема повышения качества подготовки инженерных кадров. Ее актуальность определяется важностью усиления роли университетов в обеспечении технологического суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации в условиях санкционного давления. Представлены подходы Воронежского государственного университета инженерных технологий к модернизации инженерного образования в рамках реализации проекта «Прогрессивные инженерные школы», описываются основные направления деятельности таких школ в тесном взаимодействии с индустриальными партнерами университета, обозначены планируемые результаты по подготовке инженерной элиты для пищевой и химической промышленности России и Воронежской области.
ПРЕДСТАВЛЕНЫ МАТЕРИАЛЫ ИНТЕРВЬЮ, КОТОРОЕ РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА ПРОВЕЛА С ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ (РАО) О. Ю. ВАСИЛЬЕВОЙ. ОТВЕЧАЯ НА ЗАДАННЫЕ ВОПРОСЫ, О. Ю. ВАСИЛЬЕВА ПОДРОБНО ОХАРАКТЕРИЗОВАЛА АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРОВОДИМЫХ В РАО, ТЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ СЕГОДНЯ РЕШАЮТ УЧЕНЫЕ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.
Издательство
- Издательство
- ВГУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- Юр. адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- ФИО
- Ендовицкий Дмитрий Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imo@interedu.vsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (473) 2204133
- Сайт
- https://www.vsu.ru/