Статья: Деконструкция монументального: от монумента-символа к постмонументу-симулякру (2025)

Читать онлайн

В статье монумент рассматривается как разновидность монументального искусства и как культурная форма. Монумент a priori является символом – зримым воплощением в пространстве повседневного тех высших ценностей, которые принадлежат миру трансцендентного. Радикальные преобразования, происходящие во второй половине XX– XXI вв. в общественном сознании и культуре, ставят перед исследователями вопрос: возможны ли симулятивные формы монумента? За этим вопросом скрывается не столько художественно-эстетическая дилемма, сколько проблема философско- и культурно-антропологического характера, связанная с изменением отношения человека к трансцендентному и сакральному. В статье дается сравнительный анализ категорий «символ» и «симулякр» в монументалистике, показаны различия и сходство этих культурных феноменов. Выдвигается и обосновывается тезис о том, что в ходе исторического развития монумента как культурной формы на рубеже XX–XXI вв. появляется постмонумент – деконструкция монумента-символа, который после рас-пере-сборки превращается в постсимвол (монументальный симулякр).

Ключевые фразы: монумент, символ, симулякр, культурно-антропологический, человек, СМЫСЛ, ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ, сакральное, постмонумент, постсимвол, деконструкция
Автор (ы): Лекус Елена Ю.
Журнал: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Искусство
УДК
73. Пластические искусства
Префикс DOI
10.28995/2073-6401-2025-3-116-135
Для цитирования:
ЛЕКУС Е. Ю. ДЕКОНСТРУКЦИЯ МОНУМЕНТАЛЬНОГО: ОТ МОНУМЕНТА-СИМВОЛА К ПОСТМОНУМЕНТУ-СИМУЛЯКРУ // ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ. 2025. № 3
Текстовый фрагмент статьи