В статье исследуются особенности психологического сопровождения педагогического процесса в творческом вузе на примере Ростовского - на - Дону филиала Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова. Рассмотрена специфика построения и оказания психологической помощи в данном вузе. В статье дается характеристика деятельности педагога - психолога в соответствии с основными направлениями работы психологической службы в вузе, а также показано значение и роль психологического сопровождения в развитии личности студента творческого вуза.
Идентификаторы и классификаторы
- eLIBRARY ID
- 68517255
В организации педагогического процесса в вузе большое внимание необходимо уделять его психологической составляющей. Это актуально как для классических университетов, так и для профильных вузов. Вместе с тем необходимо учитывать те особенности, которые присущи узкопрофильным вузам. В данном исследовании мы будем рассматривать одно из таких учебных заведений – Ростовский-на-Дону филиал Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова.
Современный учебный процесс требует от будущего специалиста наличия разностороннего опыта, который тот приобретает в процессе реализации учебной деятельности. Особенности построения учебных программ напрямую связаны со спецификой будущей профессии. Творческое образование требует от студента большого набора компетенций, включающего освоение не только профессиональных учебных дисциплин, но и навыков, получаемых в рамках погружения в научную работу. От современного студента также требуется формирование психологической компетентности, которая предполагает навыки эффективного делового и межличностного общения, необходимые для успешного построения профессиональной деятельности.
По мнению Т.Н. Мартыновой, для педагогической науки и практики исключительно важное значение приобретает задача научного исследования и совершенствования знаний о студенческой молодежи, выявления особенностей и закономерностей личностного и профессионального становления и развития студента, освоения новых возможностей и нахождения дополнительных ресурсов в организации воспитательно-образовательной работы со студентами [1].
Список литературы
- Мартынова Т.Н. Психолого - педагогическая поддержка становления и развития личности студента в деятельности психологической службы вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Кемерово, 1999. 20 с. EDN: NLQKOF
- Климов Е.А. Как выбрать профессию. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2009.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПБ.: Питер, 2001. 288 с.
- Абульханова - Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности / под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1981. С. 19-44.
- Богоявленская Д.Б. Творческая личность: ее диагностика и поддержка // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы: сб. научных трудов / Отв. ред. Б.Б. Коссов. М.: НИИВО, 1993. С. 56-67.
- Дворяшина М.Д. Человек в системе высшего образования (дифференциально - психологический аспект) // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь: сб. статей / под ред. В.Н. Келасьева. СПб., 1998. 196 с.
- Коссов Б.Б., Кагерманьян B.C. Психологическая поддержка и организация психологической службы вуза / под науч. ред. А.П. Чернышова. Психологическая служба в вузе: Обзор, информ. / НИИВО. Вып. 1. М., 1994. 44 с.
- Сластёнин В.А. Педагогика: учебник. М.: Издательский центр “Академия”, 2004.
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. М.: Изд-во Московского психолого - социального института; Воронеж: Изд-во НПО “МОДЭК”, 2008. 480 с.
-
Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 24.03.2015 № 164 "Об утверждении базового компонента деятельности педагога - психолога образовательных организаций Ростовской области". URL:https://minobr.donland.ru/documents/active/36460.
-
Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. М., 1994.
-
Колосов Е.В., Бобылев В.Н., Кручинин В.А. Психологическая служба вуза: теория и практика // Высшее образование в России. 2007. № 3. С. 10-13. EDN: HZQPZL
-
Сайдаматов Ф.Р. Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 374-375. EDN: PHDXUV
Выпуск
Другие статьи выпуска
Авторы статьи рассматривают самостоятельную работу студентов по английскому языку как особую форму организации учебного процесса и как организационно и методически направляемую деятельность обучаемых, ориентированную на достижение конкретного результата. В статье рассматриваются преимущества использования цифровых инструментов Flipp и Quizizz как интерактивных средств обучения английскому языку в рамках выполнения заданий по самостоятельной работе в процессе изучения иностранного языка. Авторы формулируют требования к заданиям по самостоятельной работе с использованием цифровых инструментов в учебном процессе по иностранным языкам и акцентируют внимание на необходимости учитывать специфику дисциплины «Иностранный язык (английский)».
В статье рассматриваются преимущества использования современных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин. Так, в частности, применение виртуальных туров открывает обучающимся интерактивный доступ к культурным и историческим достопримечательностям. Онлайн - квесты дают возможность конструировать различные ситуации, способствуют развитию аналитических способностей, умению работать в команде, повышают мотивацию и вовлеченность студентов в учебный процесс. Кроме того, онлайн - платформы являются эффективным ресурсом для проверки заданий и подготовки к экзаменам.
В статье рассматривается опыт преподавания дисциплины «Основы российской государственности» в Ростовском филиале Российской таможенной академии. Авторы провели опрос студентов по итогам изучения курса, отразив в работе наиболее интересные и сложные его темы, а также причины, вызывающие сложности в освоении материала. Отдельного внимания заслуживают представленные в статье формы работы, наиболее востребованные на практических занятиях. Авторы резюмируют: чтобы гордиться нашей молодежью, необходимо деятельное участие в ее воспитании.
В данной статье рассматриваются особенности использования электронной среды при обучении английскому языку в неязыковом вузе. Автор подчеркивает, что использование электронной среды при обучении иностранным языкам в неязыковых вузах становится более распространенным. Электронные ресурсы, такие как онлайн - платформы, мобильные приложения, интерактивные учебники и видеоуроки, предоставляют студентами новые возможности для изучения английского языка и являются эффективным способом формирования коммуникативных навыков и достижения лучших результатов в изучении иностранных языков.
В статье рассмотрена возможность использования интерактивного VR-тренажера «Организация государственного контроля в морском пункте пропуска с применением технологии удаленного выпуска» для преподавания основ межведомственного взаимодействия на границе. Проанализированы возможности моделирования процессов межведомственного взаимодействия представителей различных федеральных органов исполнительной власти в пункте пропуска через государственную границу и формирования у студентов компетенций межведомственного взаимодействия на границе с использованием технологии виртуальной реальности.
Работа посвящена рассмотрению вопросов экономико - математического моделирования в рамках линейной модели межотраслевого баланса Леонтьева. Помимо классического случая применения этой модели, рассмотрена реальная ситуация, когда при реализации указанной модели имеет место сдвиг по времени, приводящий к системе линейных уравнений в конечных разностях. Приведенные в работе примеры позволяют продемонстрировать студентам методы корректирования экономико - математической модели в изменившихся условиях ее реализации для удовлетворения требованиям адекватности реальному объекту.
В статье анализируется проблематика включения в предмет взятки незаконных услуг и вещей, изъятых из гражданского оборота. Специальное внимание уделено возможности и необходимости определения стоимости таких вещей и услуг в отсутствие экспертной оценки. Предлагается дополнить ст. 290-291.1 УК РФ квалифицирующим признаком по типу «получение (дача) взятки в виде вещей, изъятых из гражданского оборота, за распространение, сбыт и оборот которых установлена уголовная и административная ответственность, а также незаконных услуг имущественного характера, за оказание которых установлена уголовная и административная ответственность».
В статье исследуется проблема выделения принципов юридической ответственности, явным образом не выраженных в нормах права, а выводимых из действующих норм логическим путем. Указываются особенности таких основополагающих начал юридической ответственности, приводится их классификация. Сложности, возникающие при использовании принципов ответственности, выводимых из норм права, в правоприменительной деятельности, рассматриваются на примере принципа неотвратимости юридической ответственности и принципа целесообразности юридической ответственности.
В статье рассмотрены некоторые уголовно - правовые и практические аспекты применения наказания за неоконченное преступление на примере мелкого взяточничества - наиболее распространенного преступления коррупционной направленности. На основе анализа данных уголовно - правовой и судебной статистики, а также материалов судебной практики рассмотрения уголовных дел по ст. 291.2 УК РФ сделан вывод о необходимости более детального правового регулирования мелкого взяточничества. Внесены предложения по изменению норм ст. 291.2 УК РФ, направленные на дифференциацию уголовной ответственности и усиление наказуемости мелкого взяточничества.
В статье рассматривается опыт США в борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Анализируются основные стратегии и механизмы, принятые правительством Соединенных Штатов Америки для противодействия этим явлениям. Освещаются ключевые успехи и вызовы, с которыми сталкиваются американские власти в этой области. Дана оценка значению комплексного подхода при разработке антикоррупционных законодательных актов на федеральном уровне и развитию взаимодействия и сотрудничества специализированных государственных органов.
В настоящей статье подвергается критическому анализу механизм достижения лишением свободы целей уголовного наказания. Согласно тексту уголовного закона, цели наказания должны достигаться за счет лишений и ограничений прав и свобод осужденного. В статье обосновывается позиция, согласно которой лишение свободы как вид наказания занимает особое место. На личность осужденного, его социальные свойства, постпенитенциарное поведение большое влияние оказывает еще и ряд факторов, к которым относятся фактические условия содержания, стиль деятельности администрации и существующая в местах лишения свободы неформальная организация жизни микросреды осужденных.
В данной статье анализируется теория естественного права Фомы Аквинского в контексте современных исследований в области права. Автор затрагивает основные положения учения Аквинского о естественном законе, включая его различение между божественным и общественным законом, а также роль закона в достижении общего блага. В статье также рассматривается влияние учения Аквинского на современные философские и правовые дискуссии, включая обсуждение моральных оснований права. Кроме того, статья обращает внимание на актуальность учения Фомы Аквинского в современных исследованиях правовой философии в области естественного и позитивного права.
В статье рассматривается конструкция состава административного правонарушения, которое выражается в недостоверном декларировании товаров, повлекшем за собой несоблюдение установленных правом Евразийского экономического союза или национальным законодательством запретов и ограничений, в целях выявления его специфики относительно иных противоправных деяний в сфере таможенного регулирования, а также перспектив совершенствования действующего законодательства и правоприменительной практики.
В статье обоснована необходимость диагностики и профилактики профессионального выгорания сотрудников таможенных органов. Определены ключевые стресс - факторы, провоцирующие синдром выгорания; установлена степень воздействия профессионального выгорания на производительность труда персонала. Предложен комплекс мероприятий по профилактике и коррекции выгорания сотрудников таможенных органов с использованием кадровых технологий.
В статье исследованы основы функционирования института уполномоченного экономического оператора в Российской Федерации. Автором проведен анализ сущности института, нормативно - правовых документов,регламентирующих функционирование уполномоченных экономических операторов. Рассмотрены виды специальных упрощений для уполномоченных экономических операторов. Проанализирована практика применения института уполномоченного экономического оператора, представлены применяемые таможенными органами меры по совершенствованию данного института. Сделаны выводы о том, что данный институт создает благоприятные условия для осуществления безопасных цепей поставок.
В статье рассмотрены особенности и исследованы предпосылки проблем, возникающих при классификации деталей и комплектующих автотранспортных средств в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС). Проведен анализ судебной практики по оспариванию решений о классификации деталей и комплектующих автомобильных кресел в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Сделаны предложения по совершенствованию подходов к классификации деталей и комплектующих автотранспортных средств.
В статье рассмотрено правовое регулирование порядка установления специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин (особых), особенности применения особых пошлин при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Рассматривается порядок проведения расследования, предшествующего применению особых пошлин, основания применения каждого вида особых пошлин, предельные сроки их применения. Анализируется практика применения особых пошлин на современном этапе, номенклатура товаров, облагаемых особыми пошлинами, в разрезе стран - экспортеров.
В статье рассматриваются утвержденный порядок таможенного осмотра с применением инспекционно - досмотровых комплексов в пунктах пропуска фактического контроля и особенности предлагаемого таможенного осмотра крупногабаритных объектов с разделением функций: сканирование - непосредственно в пунктах пропуска, а анализ получаемых рентгеновских изображений - удаленно в специальных центрах. Предлагаются рекомендации по возможности применения разделения данных функций в пунктах пропуска, различных по виду международного сообщения.
В статье проведен анализ нормативно - правовой базы ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС, сформулированы предложения по совершенствованию отдельных положений этих документов в целях исключения неоднозначной трактовки участниками ВЭД отдельных формулировок, влияющих на полноту и достоверность сведений в статистических формах учета перемещения товаров, в условиях создания новых цифровых инструментов в рассматриваемой сфере в соответствии с мероприятиями, предусмотренными ведомственной программой цифровой трансформации Федеральной таможенной службы.
Издательство
- Издательство
- РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ
- Регион
- Россия, Люберцы
- Почтовый адрес
- 140015, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4
- Юр. адрес
- 140015, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4
- ФИО
- Ходанов Андрей Иванович (И.о. начальника академии)
- E-mail адрес
- ai.hodanov@customs-academy.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 5037655