В статье автор уделяет внимание многообразию социальных и культурных явлений, отраженных в публицистических текстах Ф. М. Достоевского, а также его уникальной способности выступать «зеркалом» российской действительности XIX в. Основная мысль статьи заключается в том, что «Дневник писателя» не только является художественно-публицистическим произведением, но и представляет собой ценнейший историко-социологический источник, через который можно понять сложные процессы, характерные для русского общества того времени. Структура статьи организована вокруг нескольких ключевых идей. Во-первых, автор анализирует моножурнал Ф. М. Достоевского как способ осмысления социальных, политических и культурных изменений, происходивших в России в XIX в. Через «Дневник писателя», который совмещает в себе элементы публицистики и художественной прозы, читатель может увидеть, как Ф. М. Достоевский реагирует на различные события, включая политические перемены, социальные движения и изменения в духовной сфере общества. Во-вторых, акцентируется внимание на гуманистической позиции автора, которая прослеживается через его глубокое понимание человеческой природы. Ф. М. Достоевский, описывая реалии своего времени, задает философские вопросы о смысле жизни, нравственности и судьбе личности в постоянно меняющемся мире. Его «Дневник писателя» становится площадкой для диспутов о важнейших вечных темах, как, например, вера и мораль, свобода и ответственность.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Литература
Ф. М. Достоевский по праву заслужил титул всеведущего автора не только художественных, но и публицистических произведений. По мнению А. Л. Бема, Ф. М. Достоевский — это «гениальный читатель и истолкователь чужого творчества» [3], что влияет и на его писательскую деятельность. Чуткость, проницательность по отношению к текстам, к литературе гармонично сочетаются с подобным отношением русского классика к жизни в целом.
Список литературы
1. Александров М. А. Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. Александров М. А.: Федор Михайлович Достоевский в воспоминаниях типографского наборщика в 1872-1881 годах. URL: http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/memory/v-vospominaniyah-sovremennikov/aleksandrov-dostoevskij-v-vospominaniyah.htm?ysclid= lwxajjnqfb505424472 (дата обращения: 15.09.2024). Текст: электронный.
2. Алексеев М. П. О драматических опытах Достоевского // Творчество Достоевского: 1821-1881-1921: сборник статей и материалов / под редакцией Л. П. Гроссмана. Од.: Всеукраинское государственное издательство, 1921. 152 с. Текст: непосредственный.
3. Бем А. Л. Достоевский - гениальный читатель. URL: https://dostoevsky.rhga.ru/up-load/iЫock/353/7)%20А.%20Л.%20Бем.%20Достоевский%20-%20гениальный%20читатель.pdf (дата обращения: 10.02.2025). Текст: электронный.
4. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. URL: http://www.vehi.net/berdyaev/dostoevsky/index.html (дата обращения: 13.04.2024). Текст: электронный.
5. Волгин И. Л. Письма читателей к Ф. М. Достоевскому / вступительная статья, комментарий Игоря Волгина // Вопросы литературы. 1971. № 9. C. 173-196. Текст: непосредственный.
6. Долбилов М. Д. Западные окраины Российской империи. Москва: Новое литературное обозрение, 2006. 608 с. Текст: непосредственный.
7. Достоевский Ф. М. Бесы. Москва: Э, 2018. 768 с. Текст: непосредственный.
8. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2023. 1056 с. Текст: непосредственный.
9. Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 томах. Т. 22 / редколлегия: В. Г. Базанов (ответственный редактор) [и др.]; подготовка текста и примечания, составитель А. В. Архипова [и др.]. Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1981. 408 с. Текст: непосредственный.
10. Захаров В. Н. Достоевский и журнализм / В. Н. Захаров, К. А. Степанян, Б. Н. Тихомиров. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2013. Вып. 4. 380 с. Текст: непосредственный. EDN: XVJEAH
11. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. URL: https://dic.ac-ademic.ru/dic.nsf/enc_culture/1797/Культурный?ysclid=m7h6jv9gv8Ш887П05 (дата обращения: 29.01.2025). Текст: электронный.
12. Кочуков С. А. Ф. М. Достоевский и русско-турецкая война 1877-1878 годов. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/f-m-dostoevskiy-i-russko-turetskaya-voyna-1877-1878-godov/viewer (дата обращения: 23.02.2025). Текст: электронный.
13. Пищальникова О. О. “Дневник писателя” как гуманистическая доминанта творчества Ф. М. Достоевского // Филологические этюды: сборник научных статей: в трех частях // Филология и журналистика в XXI веке: материалы всероссийской научной конференции / ответственный редактор Г. М. Алтынбаева. Саратов, 2022. С. 53-58.
14. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Санкт-Петербург: Типография 2-го отд-ния собств. Е. И. В. Канцелярии, 1830-1885. URL: http://elib.shpl.ru/nodes/260 (дата обращения: 05.02.2025). Текст: электронный.
15. Туниманов В. А. Комментарии // Собрание сочинений: в 15 томах / редакторы Н. Ф. Буданова, В. А. Туниманов. Санкт-Петербург: Наука, 1995. Т. 14. С. 517-549. Текст: непосредственный.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Во второй декаде апреля в Бурятском государственном университете им. Д. Банзарова состоялся межрегиональный круглый стол «Русская литература рубежа ХХ–ХХI вв.: жанровые поиски, интертексты, локации, театр», посвященный 75-летнему юбилею профессора кафедры русской и зарубежной литературы Светланы Степановны Имихеловой.
Программа круглого стола состояла из трех частей: доклада «Научный портрет профессора С. С. Имихеловой», презентации монографии юбиляра, докладов, связанных с заявленной проблематикой.
В докладе В. В. Башкеевой о научном портрете юбиляра были выделены три этапа в становлении исследователя, ученого С. С. Имихеловой: 80-е годы — изучение советской, в том числе бурятской советской драматургии, 90-е годы ХХ в. — проблема автора в русской советской литературе, 10–20-е годы XXI в. — параллельная работа над бурятской и русской темами в аспекте изучения прежде всего — в широком смысле слова — романтических литературных тенденций. Основной научный интерес в области драматургии был связан с изучением советской семейно-бытовой, или психологической, драмы (А. Арбузов, М. Рощин, А. Соколова, В. Розов, А. Вампилов) [1]. В акцентировании семейно-бытовой драмы как психологической драмы заметно стремление перейти от тематического обозначения жанра к эстетическому анализу.
На следующем этапе этот интерес, уже на базе формирующихся постперестроечных взглядов на советскую литературу, дал о себе знать в монографии «Авторская проза и драматургия 1960–1980-х годов: своеобразие художественного метода» (Улан-Удэ, 1996). В ней уже заложено, но более определенно будет зафиксировано в докторской диссертации 1996 г. согласие с фактом существования универсального понятия «тип творчества» — реалистического или романтического. Будут разграничены — вслед за В. Г. Белинским, развившими данную идею Л. И. Тимофеевым, А. А. Гаджиевым — конкретно-историческая и универсальная трактовки понятий «художественный (творческий) метод» и «тип творчества».
В статье рассматривается своеобразие экфрасиса в очерке Владимира Солоухина «Письма из Русского музея». В центре внимания сюжет, описание таких особенностей действительности, которые отсылают к визуальным источникам искусства. Цель исследования - определить тип доминирующего экфрасиса в очерке «Письма из Русского музея». Для достижения этой цели в статье подробно исследуется предложенная современными литературоведами типология видов экфрасиса с точки зрения объема и содержания. Актуальность темы и проблемы для российского и зарубежного научного сообщества заключается в том, что феномен экфрасиса остаётся в сфере внимания литературоведов, а творчество писателей советского периода нуждается в современной научной интерпретации и реинтерпретации, тем более что на данный момент в отечественном и зарубежном литературоведении нет исследовательских работ, в которых рассматривались бы функция и виды экфрасиса в упомянутом очерке Владимира Солоухина. Основной вывод статьи заключается в том, что благодаря применению прямого, полного и дескриптивного экфрасисов в очерке «Письма из Русского музея» происходит наиболее полная и точная передача авторской позиции читателю. Экфрасис у Солоухина выполняет разные функциональные задачи: характеризация главных героев, выразительная оценка социально значимых явлений
Усложненность художественного языка и экзистенциально-абсурдистская ориентированность проблематики текстов рок-поэта А. М. Литвинова позволяют рассматривать его творчество в контексте художественных исканий поэзии русского модернизма. Основной массив литвиновской лирики подчиняется сущностной модернистской установке на эпатаж и игру. Эпатажно-игровая эстетика реализуется в двух аспектах. Первый связан с декларацией асемантичности, смысловой затемненности текста, граничащей с абсурдом. Для реализации принципа асемантичности автор использует целый спектр приемов людической поэтики. Второй аспект заключается в абсолютизации «периферийных» с точки зрения традиционного искусства формальных компонентов текста. Анализ ряда произведений А. М. Литвинова позволяет говорить о значительной роли фонетической аксиологии в поэтике его текстов - об их «символичности», а не о «иллюстративности».
В статье поднимается актуальный вопрос национального самосознания в творчестве современных молодых писателей. На материале прозы новейшего литературного поколения «тридцатилетних» (миллениалов), а также результатов литературоведческих, социологических, философских исследований выделены основные предпосылки и причины индифферентного отношения молодежи к национальной идентичности, показано, как это отражается на внутреннем и внешнем статусе личности, намечаются пути преодоления этой проблемы. Авторы статьи обращают внимание на то, что размывание границ национального самосознания начинается не в период перестройки, но еще в Советском Союзе, в котором национальная идентичность связывалась с государственной принадлежностью, а не с этнической. Это привело к ситуации «негативной идентичности» и к отсутствию у постперестроечного поколения интереса к собственной национальности. Сюжеты новейшей отечественной литературы побуждают задуматься об отказе от западной традиции национального и религиозного нейтралитета и о необходимости восстановления чувства национального самосознания.
Статья посвящена исследованию особенностей отражения быта, форм хозяйствования, жизненного опыта и мировоззрения бурят в идиомах. Своеобразное проявление элементов материальной культуры в устойчивых выражениях показывает тесную связь материального и духовного. Смысл идиом не является простой суммой значений составляющих их слов, как в свободных словосочетаниях. Поэтому анализ идиоматических выражений требует более глубокого и пристального внимания в изучении особенностей быта, хозяйства, представлений об окружающем мире, верований народа - носителя языка, его отношения ко всему этому. Используя предметы повседневного обихода в качестве образов в устойчивых сочетаниях, буряты выделяют наиболее характерные, яркие их черты и способы употребления. Представленный в работе материал и его интерпретация требуют обращения к истории этноса, духовной и материальной культуре. Это становится предметом этнолингвистики, находящейся на стыке лингвистики, фольклористики, этнологии, этнографии. Большой объем идиоматического материала, представленного в языке, невозможно охватить в одной статье. Существует настоятельная необходимость в дальнейшем этнолингвистическом исследовании идиом бурят в Монголии
В статье анализируются особенности употребления слов с консонантными кластерами в речи информантов-китайцев, изучающих русский язык. Рассматривается 170 консонантных кластеров в составе текста. В речи китайцев наблюдается замена звуков в сочетаниях согласных, выпадение согласных, гласные вставки, появление дополнительных слогов, изменяющих ритмическую структуру русского слова, а также преобладание полного типа произнесения кластеров. Полученные данные могут быть использованы для совершенствования автоматических систем распознавания речи и в практике преподавания русского языка как иностранного. Результаты исследования, проведенного на основе анализа записей русского текста в китайском произнесении, выявили особенности реализаций консонантных кластеров.
Идиоматически необычная природа английских фразовых глаголов, исторически заменивших префиксальную словообразовательную модель, выражается в разнообразии контекстных значений лексемы. Настоящая статья рассматривает историческую лингвохронологию лексико-грамматического формирования таких сложных, составных или фразовых глаголов на трех основных этапах развития языка английской нации: древнеанглийском, среднеанглийском и новоанглийском, включая ранненовоанглийский период, a также приводит причины возникновения и увеличения этих фразеологических единиц в английском. Результаты исследования направлены на расширение понимания семантики и прагматики английских фразовых глаголов, а также на стимулирование мотивации к их изучению. Предполагается, что это позволит преодолеть сложности, связанные с полисемией и идиоматичностью фразеологических единиц, и будет способствовать более эффективной межкультурной коммуникации на различных уровнях.
Статья посвящена проблемам классификации экономической терминологии на материале анализа семантических и словообразовательных особенностей 500 экономических терминов, встречающихся в текстах печатных и электронных СМИ в период 2010-2020-х гг. При классификации критериями послужили тематическая принадлежность, словообразовательные особенности и степень использования экономических терминов в процессе деятельности людей. Классификация позволила наглядно выявить словообразовательные и семантические особенности экономической терминологии в процессе её изменения под влиянием общественных процессов. На устойчивость классификации экономической терминологии влияют собственно лингвистический (семантический потенциал и способ словообразования) и социальный факторы. Внутренние и внешние связи между подсистемами экономики, приводящие к прозрачности границ между различными группами классификации экономических терминов по тематическому признаку, обусловлены неоднородностью и многозначностью самого понятия «экономика».
Рассматриваются особенности перевода художественно-философского дискурса на примере анализа собственного перевода фрагментов произведения Жана д’Ормессона «Presque rien sur presque tout». Установлено, что особую сложность вызывает передача индивидуальной картины мира автора, проявляющаяся в стремлении последнего рассказать просто о сложном. Постулируется, что свободная форма изложения в философском эссе способствует яркому проявлению Я-дискурса, что вызывает проблемы при переводе. Исследование рассматривает сложности передачи авторской игры слов, основанной на использовании грамматического омонима tout и многозначного слова fin, меняющего значение в зависимости от рода и особых случаев употребления обыденной лексики, в частности, доказывается важность дифференциации глаголов etre и exister при переводе на русский язык. Используется метод собственно перевода, метод сопоставительного и контекстуального анализа.
Издательство
- Издательство
- БГУ
- Регион
- Россия, Улан-Удэ
- Почтовый адрес
- 670000, Дальневосточный федеральный округ, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 "а"
- Юр. адрес
- 670000, Дальневосточный федеральный округ, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 "а"
- ФИО
- Дамдинов Алдар Валерьевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- univer@bsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (301) 2297170
- Сайт
- https://bsu.ru