Цель статьи — анализ положительного опыта реализации МООК, а также выделение рекомендаций, направленных на решение проблемы низкого процента завершения слушателями МООК. Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) — это мощный образовательный инструмент, который играет важную роль в обеспечении непрерывного образования в условиях современных глобальных вызовов. Тем не менее, МООК по-прежнему показывают низкий процент завершения курсов слушателями (completion rate (COR).
Работа базируется на обзоре научной литературы, посвященной вопросу проблемы низкого процента завершения МООК, а также на основе количественного и качественного анализа данных, собранных из отзывов, опросов, метрик и оценок, полученных в ходе организации МООК «Сервисы и приложения для учителя» на платформе Stepik с аудиторией более чем 6000 участников. Курс демонстрирует показатель завершения в 46,5%, что существенно превышает средние показатели для МООК и представляет интерес для анализа. Значимость результатов заключается в анализе эффективности предложенных рекомендаций на базе существующего курса и оценке его основных метрик.
Разработанные рекомендации показали свою эффективность на этапе апробации и могут быть применены при разработке МООК, а также полезны для дальнейших исследований в данной области.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
- Префикс DOI
- 10.24412/2225-8264-2025-3-988
Существует большое количество работ, посвящённых вопросу повышения процента завершения курса слушателями [9, 11, 12, 15, 16, 17, 18]. Среди причин ухода с МООК исследователи называют психологические, социальные, личные и временные факторы [17, с. 432].
Список литературы
1. Пучков Е. В. Цель устойчивого развития в сфере образования: история создания, проблемы имплементации и российский опыт // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2022. № 15(6). С. 64-87. https://doi.org/10.31249/kgt/2022.06.04.
2. Ahmad I., Sharma S., Singh R., Gehlot A., Priyadarshi N., Twala B. MOOC 5.0: A Roadmap to the Future of Learning // Sustainability. 2022. № 14(18). С. 11199. https://doi.org/10.3390/su141811199.
3. Калинина С. Д. Системный подход к использованию современных образовательных технологий в непрерывном педагогическом образовании // Непрерывное образование в Высшей школе педагогики: коллективная монография. Орехово-Зуево: ГГТУ, 2020. С. 119-128.
4. Казин Ф. А., Павлова А. А. Расширяя горизонты. Зачем российские университеты размещают массовые открытые онлайн-курсы на образовательных платформах // Университетское управление: практика и анализ. 2023. № 27(3). С. 41-57. https://doi.org/10.15826/umpa.2023.03.022.
5. Степанов С. Ю., Оржековский П. А., Ушаков Д. В. Проблема цифровизации и стратегии развития непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2020. № 2(30). С. 2-15. https://doi.org/10.15393/j5.art.2020.5684.
6. Сергеева М. Г. Базовые направления развития современного дополнительного профессионального образования // Вопросы педагогики. 2020. № 10-2. С. 193-195.
7. Дмитрова А. В. Массовые открытые онлайн-курсы по цифровой грамотности в контексте модернизации высшего образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. № 2(3(73)). С. 94-102.
8. Гончарук Н. П., Хромова Е. И. Использование массовых открытых онлайн-курсов как способ повышения качества непрерывного самообразования // Казанский педагогический журнал. 2020. № 5(142). С. 77-83.
9. Li Sh., Zhao Yu., Guo L., Ren M., Li J., Zhang L., Li K. Quantification and prediction of engagement: Applied to personalized course recommendation to reduce dropout in MOOCs // Information Processing and Management. 2024. № 61(1). С. 103536. https://doi.org/10.1016/j.ipm.2023.103536.
10. Алдунин Д. А. Модель архитектуры рекомендательного сервиса по формированию индивидуальной образовательной траектории при самостоятельном изучении массовых открытых онлайн-курсов // Информатика и образование. 2024. № 39(1). С. 74-83. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2024-39-1-74-83.
11. Xavier M., Meneses J. Dropout in Online Higher Education: A Scoping Review From 2014 to 2018. Barcelona: ELearn Center Universitat Oberta de Catalunya, 2020. 61 с.
12. Можаева Г. В., Маслова Д. А., Кабанова Т. В., Яковлева К. И. Исследование эффективности моделей сопровождения массовых открытых онлайн-курсов // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 458. С. 211-222. https://doi.org/10.17223/15617793/458/26.
13. Евграфова Л. Р., Костарев А. Ю., Аиткулова Т. Ю. Онлайн-курсы как средство повышения квалификации преподавателей физической культуры // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2022. № 1-3(62). С. 187-189.
14. Багрова Е. В. Какую аудиторию привлекают массовые открытые онлайн-курсы (МООК)? // Актуальные вопросы современного образования: сборник международной научно-практической конференции. Саратов: ООО «Академия Бизнеса», 2020. С. 61-66.
15. Shah V., Murthy S., Warriem J., Sahasrabudhe S., Banerjee G., Iyer S. Learner-centric MOOC model: a pedagogical design model towards active learner participation and higher completion rates // Educational Technology Research and Development. 2022. № 70(1). С. 263-288. https://doi.org/10.1007/s11423-022-10081-4.
16. Goopio J., Cheung C. The MOOC dropout phenomenon and retention strategies // Journal of Teaching in Travel & Tourism. 2021. № 21(2). С. 177-197. https://doi.org/10.1080/15313220.2020.1809050.
17. Wang W., Zhao Y., Wu Y. J., Goh M. Factors of dropout from MOOCs: a bibliometric review // Library Hi Tech. 2023. № 41(2). С. 432-453. https://doi.org/10.1108/LHT-06-2022-0306.
18. Padilla Rodriguez B. C., Armellini A., Rodriguez Nieto M. C. Learner engagement, retention and success: why size matters in massive open online courses (MOOCs) // Open Learning: The Journal of Open, Distance and e-Learning. 2020. № 35(1). С. 46-62. https://doi.org/10.1080/02680513.2019.1665503.
19. Ширинкина Е. В. Метрики эффективности образовательного продукта // Контроллинг. 2022. № 1(83). С. 38-43.
20. Gamarra-Moreno A., Gamarra-Moreno D., Gamarra-Moreno A., Gamarra-Moreno J. Assessing Problem-Based Learning satisfaction using Net Promoter Score in a virtual learning environment // IEEE World Conference on Engineering Education (EDUNINE). Guatemala City: IEEE, 2021. С. 1-5. https://doi.org/10.1109/EDUNINE51952.2021.9429104.
21. Приложения и сервисы для учителя // Stepik. URL: https://stepik.org/course/122724 (дата обращения: 15.04.2025)
Выпуск
Другие статьи выпуска
Целью данной статьи является обоснование выбора эффективных способов устранения проявлений профессиональной деформации в преподавательской сфере с учетом причин, способствующих их возникновению. Объектом исследования является преподавательская среда высшей школы, а предметной областью профессиональная деформация деятельности преподавателя, требующая выявления действительных причин формирования деформаций и использования соответствующего комплекса мер для устранения их негативных проявлений. Методологическую основу статьи составили такие методы как анализ источников, опубликованных исследовательских данных, моделирование. В результате проведенного анализа обоснована необходимость учета причин, вызывающих профессиональную деформацию, для повышения эффективности методов устранения. Полученные результаты могут применяться преподавателями на любом этапе реализации профессиональной деятельности.
В статье рассматриваются методические подходы к обучению информатике в билингвальных классах. Целью исследования является выявление эффективных стратегий преподавания информатики в условиях двуязычной образовательной среды, способствующих развитию как предметных, так и языковых компетенций учащихся. В работе использованы методы теоретического анализа научной литературы, сравнительный анализ, обобщение отечественного и зарубежного опыта. Рассмотрено влияние билингвального образования на когнитивное развитие учащихся, в том числе на исполнительные функции, внимание, критическое и гибкое мышление. Определены ключевые трудности, связанные с недостаточной академической языковой подготовкой, межъязыковой интерференцией, дефицитом адаптированных материалов и цифровых ресурсов. Описаны эффективные методические подходы: интегрированное обучение предмету и языку, транслянгвизм, дискурсивный подход, проектное обучение и использование игровых и цифровых технологий. Представлены примеры их реализации в образовательном процессе. Предложены рекомендации по профессиональной подготовке учителей, интеграции современных платформ и поддержке языкового разнообразия. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании билингвальных курсов по информатике и при разработке методических материалов для школ с многоязычным обучением.
В статье рассмотрены сущность профессионального воспитания, профессионально-творческих практик и их воспитательный потенциал в развитии уникальности специалиста. Цель работы – обосновать сущность профессионально-творческих практик в техническом вузе как фактора воспитания уникального специалиста. К используемым методам относятся анализ научной литературы, обобщение, систематизация, классификация, моделирование. Научная новизна исследования заключается в составлении типологии уникальных специалистов по направлениям воспитательной работы и разработки форм, этапов реализации программы практики как вариативной части учебного плана. Определены направления воспитательной деятельности по организации работы со студентами как формирование комплексов личностных профессионально значимых качеств, составляющих уникальность специалиста, и представлены планируемые результаты в виде компетенций и метакомпетенций согласно типологии уникальных специалистов. Предложены система методико-педагогических инструментов и мероприятий профессионально-творческих практик, а также формы и этапы реализации программы практики как вариативной части учебного плана. Полученные результаты могут быть использованы при разработке теории профессионально-творческого воспитания, для написания методических рекомендаций преподавателям технических вузов, а также при организации внеаудиторной работы студентов. Материалы исследования могут быть также использованы для развития компетенций и метакомпетентностей студентов технического вуза, что будет способствовать формированию их личностных профессионально-значимых качеств.
В статье рассматриваются вопросы организации процесса обучения математике с целью экологического воспитания обучающихся, что является составляющей личностных результатов, указанных в Федеральных образовательных программах основного общего и среднего общего образования. Математика, являясь одним из основных предметов в школьной программе, сосредоточена на развитии логического мышления, вычислительных навыков и других интеллектуальных способностей учащихся, а интеграция экологических аспектов в процесс обучения будет способствовать формированию у них ответственного отношения к природе. Цель работы — проанализировать содержание понятия «экологическое воспитание» и выделить приемы обучения математике, направление на достижение личностных результатов экологической направленности. Научная новизна исследования заключается в том, что обоснована необходимость использования в процессе обучения математике комплекса специальных приемов, среди которых решение контекстных задач/кейсов с экологическим сюжетом; составление заданий учащимися на основе справочно-информационного материала о состоянии окружающей среды; проведение практических работ по математике, направленных на бережное отношение к природе; проведение интегрированных уроков экологической направленности; выполнение межпредметных проектов по отдельным экологическим проблемам; проведение внеклассных мероприятий по математике, содержащих задания экологического характера; проведение социально-значимых акций с математическим обоснованием их результатов, которые будут способствовать экологическому воспитанию учащихся за счет возможностей учебного предмета. В статье приводятся примеры реализации указанных приемов в процессе обучения математике. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы учителей математики.
Статья посвящена анализу мотивации студентов неязыкового высшего учебного заведения (на примере обучающихся первого и второго курсов ФГБОУ ВО «СГУС») к изучению иностранного языка. Выделяется и рассматривается как важнейший компонент изучения иностранного языка пополнение словарного запаса студентов в контексте их будущей профессии, рассматриваются традиционные способы контроля освоения профессионально значимой иноязычной лексики, также сравнительно более инновационный электронный контроль в форме онлайн тестов. Анализируется успеваемость обучающихся и их субъективное отношение к изучению иностранного языка, оценке собственных знаний и инновационным методам контроля. Работа является частью исследования познавательной мотивации студентов неязыкового вуза и влияния на нее оценочных средств, и ее итогом стало решение использовать электронный контроль знаний наряду с традиционными методами контроля при преподавании иностранного языка в Смоленском государственном университете спорта.
В данной статье говорится о нейропсихологическом подходе, как инновационном методе в обучении чтению на иностранном языке. Раскрываются такие понятия как нейропсихология, дислексия, гнозис в рамках педагогического и нейролингвистического аспектов. Выявляются предпосылки и причины использования нейропсихологического подхода при обучении чтению на иностранном языке людей с признаками дислексии. Обосновывается актуальность использования инновационных методов не только при обучении чтению на родном языке, но и на иностранном, в нашем случае это романская группа языков. Объясняется влияние мозга на высшие процессы психики и поведения человека, такие как мышление, речь, память, восприятие, и, следовательно, на образовательную деятельность. Поясняется, в связи с чем, указанный феномен привлекает особое внимание педагогов с целью улучшения качества обучения. Результатом данной работы является разработка комплекса упражнений для корректировки и профилактики трудностей при чтении на французском и немецком языках согласно научным достижениям таких нейропсихологов-практиков, как А. Е. Соболева, Т. Ю. Паневежская, Ж. М. Глозман, Т. Г. Визель и др. Представляется возможным использовать опыт апробации данных упражнений при обучении чтению и письму на типичных иностранных языках в любой возрастной категории.
Издательство
- Издательство
- АНОО ВО СИБИТ
- Регион
- Россия, Омск
- Почтовый адрес
- 644116, г. Омск, ул. 24-я Северная, 196/1
- Юр. адрес
- 644116, Омская обл, г Омск, Центральный округ, ул 24-я Северная, д 196 к 1
- ФИО
- Родионов Максим Георгиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______